Статья на тему "Приобщение детей к народным традициям. "
статья на тему
Приобщение детей к народным традициям.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учёными и практиками. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.
Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Русские народные традиции - одна из составных частей культурного наследия русского наряда. Они оказывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности; помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.
К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.
Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики. Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.
Пчёлушки, В поле идут,
Серые, малые, Гудут, гудут.
Крылышки алые, С поля идут,
Носики вострые, Медок несут.
Сами пёстрые.
Так, например, приговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор мёда пчёлами.
Слово, соединённое с музыкой и движением, обладало ещё большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания.
С первых дней жизни ребёнок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, пестушки, потешки настраивали его на гармоничный музыкально – поэтический лад. Подрастая, дети погружались в мир народных песен, сказок и былин.
Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранна, как в пословицах и поговорках.
Языком болтай, а рукам воли не давай.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
С книгой поведёшься – ума наберёшься.
Их можно назвать энциклопедией народной жизни. Они не велики по объёму, но очень ёмки по смыслу. В определённом смысле это историческая память народа. Большая их часть обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. В народных изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового, семейного воспитания.
Загадки – это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира.
Маленький рост, Лежало одеяло,
Длинный хвост. Мягкое, белое.
Серенькая шубка, Солнце припекло -
Острые зубки. (мышь) Одеяло потекло. (снег)
Таким образом, древнерусские традиции включали в себя укороченные в национальном сознании идеи, ценностные ориентиры народа, свойственные ему переживания, характерный для русских образ мышления. Они воспитывали поколения русских людей, передавая накопленную веками народную мудрость.
Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках. Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями. Большая их часть возникла ещё во времена язычества, и сохранились они в виде увеселений, обычаев. Через обряды передавался значительный объём знаний о мире: о причинных зависимостях, о свойствах природных явлений и др. Многие языческие праздники, обряды были восприняты церковью и переплелись с событиями отмечаемыми ею, например, Святки, праздник Ивана Купалы. Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармоней водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Кроме уже названных, большой любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. В эти праздники было принято дарить родным и близким подарки. Год начинался обрядом колядования. Колядой величали семью, желали ей богатств и благополучия, требовали награду за эти пожелания. Колядующие получали что-либо из съестного. Подобные обходы домов в течение Святок проводились трижды: в Рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими – то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры, заветов народа.
С Новым годом!
Со всем родом!
Чтоб здоровы были,
Много лет жили!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey_k_narodnym_traditsiyam.docx | 16.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учёными и практиками. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.
Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Русские народные традиции - одна из составных частей культурного наследия русского наряда. Они оказывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности; помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.
К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.
Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики. Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.
Пчёлушки, В поле идут,
Серые, малые, Гудут, гудут.
Крылышки алые, С поля идут,
Носики вострые, Медок несут.
Сами пёстрые.
Так, например, приговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор мёда пчёлами.
Слово, соединённое с музыкой и движением, обладало ещё большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания.
С первых дней жизни ребёнок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, пестушки, потешки настраивали его на гармоничный музыкально – поэтический лад. Подрастая, дети погружались в мир народных песен, сказок и былин.
Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранна, как в пословицах и поговорках.
Языком болтай, а рукам воли не давай.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
С книгой поведёшься – ума наберёшься.
Их можно назвать энциклопедией народной жизни. Они не велики по объёму, но очень ёмки по смыслу. В определённом смысле это историческая память народа. Большая их часть обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. В народных изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового, семейного воспитания.
Загадки – это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира.
Маленький рост, Лежало одеяло,
Длинный хвост. Мягкое, белое.
Серенькая шубка, Солнце припекло -
Острые зубки. (мышь) Одеяло потекло. (снег)
Таким образом, древнерусские традиции включали в себя укороченные в национальном сознании идеи, ценностные ориентиры народа, свойственные ему переживания, характерный для русских образ мышления. Они воспитывали поколения русских людей, передавая накопленную веками народную мудрость.
Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках. Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями. Большая их часть возникла ещё во времена язычества, и сохранились они в виде увеселений, обычаев. Через обряды передавался значительный объём знаний о мире: о причинных зависимостях, о свойствах природных явлений и др. Многие языческие праздники, обряды были восприняты церковью и переплелись с событиями отмечаемыми ею, например, Святки, праздник Ивана Купалы. Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармоней водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Кроме уже названных, большой любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. В эти праздники было принято дарить родным и близким подарки. Год начинался обрядом колядования. Колядой величали семью, желали ей богатств и благополучия, требовали награду за эти пожелания. Колядующие получали что-либо из съестного. Подобные обходы домов в течение Святок проводились трижды: в Рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими – то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры, заветов народа.
С Новым годом!
Со всем родом!
Чтоб здоровы были,
Много лет жили!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Приобщение детей к народным традициям»
методические материалы для воспитателя...
Консультация для родителей на тему: "Приобщение детей к народным традициям"
Материал направлен на воспитание патриотических чувств , рассказывает об исторических традициях сложившихся и передаваемых из поколения в поколение....
Консультация для родителей на тему: "Приобщение детей к народным традициям"
Консультация для родителей на тему: "Приобщение детей к народным традициям"...
Консультация для родителей на тему: «Приобщение детей к народным традициям»
В консультации описывается вся необходимость приобщения детей к народным традициям, различные способы этой деятельности....
Консультация на тему: « Приобщение детей к народным традициям».
В консультации представлен материал по приобщению детей к русской культуре....
Консультация для родителей на тему: "Приобщение детей к народным традициям".
Консультация для родителей на тему: "Приобщение детей к народным традициям"....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ»
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью нар...