Консультация на тему: « Приобщение детей к народным традициям».
консультация (старшая группа) на тему
В консультации представлен материал по приобщению детей к русской культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii.docx6_.docx | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему: « Приобщение детей к народным традициям».
Воспитатель: Горбунова Е. С.
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно – бытовых обычаях, обрядах.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учёными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника. В ряде психолого – педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.
Об использовании культурного наследия России в общественном воспитании говорил великий русский педагог К. Д. Ушинский. В статье «О народности в общественном» он писал: «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа… Каким же образом общественное воспитание, один из важнейших процессов общественной жизни, посредством которого новое поколение связываются общей духовной жизнью с поколениями отживающими, может отказаться от народности? Неужели, воспитывая в человеке будущего члена общества, оно оставит без развития именно ту сторону его характера , которая связывает его с обществом?»
Слово « традиция» ( от лат. tradition- передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколения обычаи, порядки, правила поведения.
Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности). В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники.
Народные традиции способствуют выработки мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Русские народные традиции - одна из основных частей культурного наследия русского народа.
Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требования общественного долга.
В качестве основных средств воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций.
В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. Например, разнообразные игры в прятки - отражение старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовке к боям, охоте. В русских народных играх сохранился колорит обычаев , оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов. Дети любят весёлые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры.
Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовные богатства и физическое совершенство.
Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора.
Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.
Пчелушки,
Серые,малые,
Крылышки алые,
Носики вострые,
Сами пёстрые.
В поле идут,
Гудут, гудут.
С поля идут,
Медок несут.
Так, например, приговаривали дети, обходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор меда пчелами.
Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания.
Обрядовые песни описывали благополучие, довольства, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.
Весна красна,
Теплое летечко!
Люли - люли,
Теплое летечко.
Весна красна,
Что же ты нам вынесла?
Люли - люли,
Что же ты нам вынесла?
Малым деточкам
По яичечку,
Люли – люли,
По яичечку,
Красным девушкам
По женишечку,
Люли-люли,
По женишечку.
С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, пестушки, потешки настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад. Подрастая, дети погружались в мир народных песен, сказок и былин.
Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. Они не велики по объему, но очень емки по смыслу. В определенном смысле это историческая память народа, в них живут воспоминания о многих событиях и фактах истории русского государства. Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности к Родине. Большая их часть обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. В народных изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового, семейного воспитания.
Загадки - это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира
.
Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Колеса)
Две прямых, одна кривая, посередочке живая. (Лошадь, дуга, оглобля)
Отсюда вытекают две основные функции загадки: во-первых, она развивает в человеке догадливость, сметливость, сообразительность, а во- вторых, открывают поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях.
Таким образом, древнерусские традиции включали в себя укорененные в национальном сознании идеи, ценностные ориентации народа, свойственные ему переживания, характерный для русских образ мышления. Они воспитывали поколения русских людей, передавая накопленную веками народную мудрость.
Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках.
Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями. Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармоней водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. В праздники было принято дарить родным и близким подарки.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции - хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.
Литература:
1. Бабунова Е. С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной традиционной культуре / 1998.
2. Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России: методическое пособие. М., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Приобщение детей к народным традициям»
методические материалы для воспитателя...
Консультация для родителей на тему: "Приобщение детей к народным традициям"
Материал направлен на воспитание патриотических чувств , рассказывает об исторических традициях сложившихся и передаваемых из поколения в поколение....
Консультация для родителей на тему: "Приобщение детей к народным традициям"
Консультация для родителей на тему: "Приобщение детей к народным традициям"...
Консультация для родителей на тему: «Приобщение детей к народным традициям»
В консультации описывается вся необходимость приобщения детей к народным традициям, различные способы этой деятельности....
Консультация для родителей на тему: "Приобщение детей к народным традициям".
Консультация для родителей на тему: "Приобщение детей к народным традициям"....
Консультация на тему: «Приобщение детей к народной культуре и традициям»
Консультация на тему: «Приобщение детей к народной культуре и традициям»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ»
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью нар...