Консультация на тему: « Приобщение детей к народным традициям».
консультация (старшая группа) на тему

Горбунова Елена Сергеевна

В консультации представлен материал по приобщению детей к русской культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii.docx6_.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

               

              Консультация на тему: « Приобщение детей к народным традициям».

                                        Воспитатель: Горбунова Е. С.

          В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно – бытовых обычаях, обрядах.

           Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учёными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника. В ряде психолого – педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

           Об использовании культурного наследия России в общественном воспитании говорил великий русский педагог К. Д. Ушинский. В статье «О народности в общественном» он писал: «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа… Каким же образом общественное воспитание, один из важнейших процессов общественной жизни, посредством которого  новое поколение связываются общей духовной жизнью с поколениями отживающими, может отказаться от народности? Неужели, воспитывая в человеке будущего члена общества, оно оставит без развития именно ту сторону его характера , которая связывает его с обществом?»

           Слово « традиция» ( от лат. tradition- передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколения обычаи, порядки, правила поведения.

          Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности). В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники.

         Народные традиции способствуют выработки мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Русские народные традиции - одна из основных частей культурного наследия русского народа.

        Русские народные традиции открывают огромные  возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать   способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требования общественного долга.

       В качестве основных средств воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники.  

        Народные игры являются традиционным средством педагогики.  Испокон  веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт,  труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций.

       В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. Например, разнообразные игры в прятки - отражение старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовке к боям, охоте. В русских народных играх сохранился колорит обычаев , оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов. Дети любят весёлые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры.

       Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовные богатства и физическое совершенство.

        Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора.

       Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.

Пчелушки,

Серые,малые,

Крылышки алые,

Носики вострые,

Сами пёстрые.

В поле идут,

Гудут, гудут.

С поля идут,

Медок несут.

       Так, например, приговаривали дети, обходя мимо ульев и заговаривая  обильный сбор меда пчелами.

       Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания.

        Обрядовые песни описывали благополучие, довольства, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.

                           

Весна красна,

Теплое  летечко!

Люли - люли,

Теплое  летечко.

Весна красна,

Что же ты нам вынесла?

Люли - люли,

 Что же ты нам вынесла?

Малым деточкам

По яичечку,

Люли – люли,

 По яичечку,

Красным девушкам

По женишечку,

Люли-люли,

 По женишечку.

     С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, пестушки, потешки настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад. Подрастая, дети погружались в мир народных песен, сказок и былин.

        Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. Они не велики по объему, но очень емки по смыслу. В определенном смысле это историческая память народа, в них живут воспоминания о многих событиях и фактах истории русского государства. Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности к Родине. Большая их часть обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. В народных изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового, семейного воспитания.

        Загадки - это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира

.

         Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Колеса)

         Две прямых, одна кривая, посередочке живая. (Лошадь, дуга, оглобля)

         Отсюда вытекают две основные функции загадки: во-первых, она развивает в человеке догадливость, сметливость, сообразительность, а во- вторых, открывают поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях.

       Таким образом, древнерусские традиции включали в себя укорененные в национальном сознании идеи, ценностные ориентации народа, свойственные ему переживания, характерный для русских образ мышления. Они воспитывали поколения русских людей, передавая накопленную веками народную мудрость.

       Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках.

       Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями.  Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармоней водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. В  праздники было принято дарить родным и близким подарки.

      Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции - хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

                                                               

Литература:

1. Бабунова Е. С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной традиционной культуре / 1998.

2. Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России: методическое пособие. М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Приобщение детей к народным традициям"

Материал направлен на воспитание патриотических чувств , рассказывает об исторических традициях сложившихся и передаваемых из поколения в поколение....

Консультация для родителей на тему: "Приобщение детей к народным традициям"

Консультация для родителей на тему: "Приобщение детей к народным традициям"...

Консультация для родителей на тему: «Приобщение детей к народным традициям»

В консультации описывается вся необходимость приобщения детей к народным традициям, различные способы этой деятельности....

Консультация для родителей на тему: "Приобщение детей к народным традициям".

Консультация для родителей на тему: "Приобщение детей к народным традициям"....

Консультация на тему: «Приобщение детей к народной культуре и традициям»

Консультация на тему: «Приобщение детей к народной культуре и традициям»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ»

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью нар...