рабочая программа "Я - патриот России"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Цель программы:
Систематизировать работу в ДОУ по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через музыкальное искусство.
Задачи:
Образовательные:
· Изучать материал, касающийся музыкальной и православной культуры народов Севера и России, традиций и обычаев;
· Познакомить детей с историей Ямала, его героическим прошлым.
· Познакомить детей с творчеством музыкантов, поэтов, напевными интонациями языка, мелодичностью и красотой песен, самобытностью творчества.
· Приобщать детей к важной части духовной культуры северных народов Ямала и России.
· Прививать бережное отношение к национальной культуре и традициям, взаимообогащение с музыкальной культурой других народов, населяющих Ямало-Ненецкий автономный округ.
Развивающие:
· Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
· Развивать у детей умение видеть красоту природы; певческие и национальные способности и любви к родному краю к России.
· Формировать представление о малой Родине и России в целом.
Воспитательные:
· Воспитывать у детей чувство патриотизма, уважение к культурному прошлому России - Ямала средствами эстетического воспитания (музыка, изобразительная деятельность, художественное слово).
· Воспитывать гражданское – патриотические чувства посредством изучения государственной символики Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа, Ямальского района.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_ermakova_programma_patriot.docx | 73.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Салемальский детский сад «Золотая рыбка»
Рабочая программа «Я – патриот России»
(Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей
дошкольного возраста через музыкальное искусство)
Возраст детей: 5-7 лет.
Автор: Е.В.Ермакова,
музыкальный руководитель
1 квалификационной категории
с. Салемал
Содержание работы.
- Введение.
Понятие патриотизм. ……………………………….стр. 2.
Новизна………………………………. ……………..стр.2, 3.
Нормативные документы для программы………....стр. 3,4
Цели и задачи………………………………………...стр. 4,5.
Принципы механизмы программы………………….стр.5
Механизмы реализации программы…………………стр. 5,6.
Этапы реализации программы……………………….стр. 7
- Суть нравственно – патриотических чувств у детей через музыкальное искусство…….. стр.7
Этапы реализации программы………………………….стр7,8.9
Практическая значимость……………………………….стр. 10
Ожидаемые результаты………………………………….стр.10
Заключение……………………………………………….стр. 11
Литература………………………………………………..стр. 12
В Приложение……………………………….
Анкета для родителей в приложение №1
Анкета для родителей в приложение №2
Итоговый показатель в приложение №3
Перспективный план по военно – патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста в приложение №4
Перспективный план «Формирование нравственного патриотического потенциала через музыкальное искусство с историей Ямала» в приложение № 5
- Материально – техническое обеспечение: мультипроэктор, презентации, компьютер, музыкальный центр, видео –клипы, видео – фильмы, CD – диски для прослушивания и пения, пианино – механическое.
«У нас не может быть никакой другой
Объединяющей идеи, кроме патриотизма.
Патриотизм является единственной
идеей в России»
Президент Российской Федерации
В. В. Путин.
Пояснительная записка
1.1 Введение:
Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
В последнее время привитие чувства патриотизма приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Актуальность темы определена в таком государственном документе, как Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей 2012 – 2017 годы». В государственной программе Российской Федерации «Развития образования» на 2013 -2020 годы, утвержденной распоряжением Правительством Российской Федерации от 22 ноября 2012 №2148, говорится, что в государственной политике, долженсохранятся приоритет нравственного и гражданского воспитания подрастающего поколения.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание музыкально – патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь в Родине, её историко – культурному наследию. В детском саду «Золотая рыбка» отводится большое, значение гражданскому и нравственному воспитанию. Его реализация проходит через образовательную деятельность с детьми, викторины, праздники, развлечения, экскурсии.
Новизна работы заключается в том, что данная программа представляет собой комплекс разнообразных форм и методов работы музыкального руководителя по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста, отражает творческие подходы к решению данного вопроса, представляет систематическую и целенаправленную работу музыкального руководителя, родителей, педагогов и всего коллектива образовательного учреждения.
Старинная мудрость напоминает нам «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Становление человека, как гражданина, должно начинаться с его малой Родины – родного посёлка.
Невозможно вырастить настоящего патриота, без знания истории. Любовь к«большому» необходимо прививать с малого:
- Любовь к родному посёлку Салемал.
- К Ямало – ненецкому автономному округу.
- К Ямальскому району.
- Любовь к своей стране России
- Уважение к президенту Российской Федерации
- Любовь и уважение к своему народу.
Патриотизму нельзя научить, его необходимо воспитать с раннего детства. Патриотизм у детей дошкольного возраста требует первоначальных знаний об истории нашей страны, Родины, самобытной русской культуры, истории родного края, героически военного прошлого. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Как, педагог и музыкальный руководитель, считаю, что патриотизм необходимо прививать именно с раннего дошкольного детства. Он прямо связанс личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не может и в ребёнке пробудить чувство любви к своей Родине, своей стране. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Я люблю свою Родину, свою страну Россию, свой народ, его культуру и традиции, хочу принести пользу своей стране, своему Ямалу, стремлюсь воспитать и передать детям нравственно – патриотические чувства через музыкальное искусство. Необходимо помнить, что музыка в большой степени, чем любой другой вид искусство, доступна ребёнку. Учеными доказано, что музыка, непосредственные звуки окружающего мира воздействуют на организм человека и самым прямым образом, вызывают различные чувства.
Для более плодотворной работы по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через музыкальное искусство, мы создали программу «Я – патриот России». Эта программа предусмотрена для детей 5- 7 лет. При написании программы сделана опора на следующие нормативные документы:
- Закон «Об образовании Российской Федерации»
- Государственная программа « Патриотической воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года №422
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
- Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995г. №32 ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004г.)
- Устав (основной закон) ЯНАО от 28.12.1998 №56 –ЗАО (принят государственной думой ЯНАО 27.12.1998г) с изм. и доп., вступающими в силу с 04.01.2016 г.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденного приказом Минобнауки России от 17 октября 2013 г №1155 (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г. №30384)
Цель программы:
Систематизировать работу в ДОУ по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через музыкальное искусство.
Задачи:
Образовательные:
- Изучать материал, касающийся музыкальной и православной культуры народов Севера и России, традиций и обычаев;
- Познакомить детей с историей Ямала, его героическим прошлым.
- Познакомить детей с творчеством музыкантов, поэтов, напевными интонациями языка, мелодичностью и красотой песен, самобытностью творчества.
- Приобщать детей к важной части духовной культуры северных народов Ямала и России.
- Прививать бережное отношение к национальной культуре и традициям, взаимообогащение с музыкальной культурой других народов, населяющих Ямало-Ненецкий автономный округ.
Развивающие:
- Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
- Развивать у детей умение видеть красоту природы; певческие и национальные способности и любви к родному краю к России.
- Формировать представление о малой Родине и России в целом.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей чувство патриотизма, уважение к культурному прошлому России - Ямала средствами эстетического воспитания (музыка, изобразительная деятельность, художественное слово).
- Воспитывать гражданское – патриотические чувства посредством изучения государственной символики Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа, Ямальского района.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле.
- сформировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны,
- формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Срок реализации программы – 1 год.
Для достижения цели программы имеются следующие условия:
- Забота о здоровье, эмоциональное благополучие, всестороннее развитие детей дошкольного возраста.
- Создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их коммуникабельными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельными и творчеству.
- Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
- Соблюдение преемственности работы детского сада и школы.
Решение обозначенных в программе цели и задач очень важно в воспитании нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через музыкальное искусство. При целенаправленном влиянии музыкального руководителя, его культуры, любви к детям зависит уровень развития, которого достигнет ребёнок, степень прочности приобретённых им нравственных качеств и патриотических чувств.
Основополагающий принцип программы – культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в духовно – нравственном и эмоциональном воспитании детей.
В основу программы положены принципы механизма:
- Дифференцированный подход к каждому ребёнку, учёт его психологических особенностей, возможностей, интересов.
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
- Сочетание научности и доступности исторического материала.
- Наглядность.
- Рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту, баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
- Профессиональная компетентность музыкального руководителя.
- Системность и последовательность.
- Учёт региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающих пропаганду идей и ценностей, не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующего любовь, к семье, к своему посёлку, к краю, где проживают дети.
Механизмы реализации программы.
Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через музыкальное искусство, длительный и непрерывный процесс, который предусматривает корректировку разработанных мероприятий на последующих этапах работы:
- Информационно – аналитический блок.
Цель: анализ уровня подготовленности педагогов, привлечение внимания родителей к сотрудничеству по патриотическому воспитанию детей.
- Анкетирование родителей(приложение №1)
- Анкетирование педагогов(приложение№2)
- Итоговый показатель уровня знаний детей (приложение №3)
- Анализ учебно – перспективного планирования (приложение №4)
- Практический блок.
- Изучение методико - педагогических рекомендаций, составление и обсуждение перспективного плана по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через музыкальное искусство.
- Формирование у родителей активной позиции по вопросам патриотического воспитания.
- Организация работы по разработке и реализации проектов, вовлечение родителей, к проведению совместных мероприятий.
Цели и задачи воспитания нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через музыкальное искусство отвечают взглядам, потребностям и ценностям современного общества в отношении формирования гармонично связанной личности, задают вектор воспитательного процесса в дошкольном учреждении, определяют основные формы и методы работы с детьми.
Всё это позволяет обеспечить максимально эффективное решение задач, в которых ребёнок получает и усваивает необходимые знания, умения, навыки, приобретает опыт. У ребёнка должнопоявится желание овладеть нравственным качеством, важно, чтобы возникли мотивы для его приобретения. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и влияют на прочность складывающегося качества. Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении.
Таким образом, механизм воспитания нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через музыкальное искусство, можно представить формулой: знание и представление + мотив + чувство и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственно – патриотическое качество
Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через музыкальное искусство осуществляется с помощью определенных средств и методов:
Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы, можно объединить в группу художественных средств – способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально воспринимают, музыкальные сказки, пьесы, чтение стихотворений под музыкальное сопровождение, музыкальные рассказы. Музыкально – художественные и изобразительное искусство - средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений воспитаний патриотических чувств у детей.
Особое место в группе отводится – общению. Оно как средство нравственно – патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждении чувств и формировании отношений . Средством нравственного – патриотического воспитания является атмосфера, в которой живёт ребёнок. Окружающего ребёнка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения и влияет на формирование нравственных и патриотических качеств.
Этапы реализации программы.
Этапы реализации программы | Задачи |
Подготовительный |
|
Диагностический |
|
Практический |
|
Аналитический | Анализ созданных педагогических условий для развития нравственно – патриотических чувств у детей. |
1.2. Сутьнравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через музыкальное искусство состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Музыкальное искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны человека – не только воображение и чувство, но и мысль, волю.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой посёлок, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания педагога не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой посёлок, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности педагога - музыкального руководителя.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется во время непосредственно - музыкальной деятельности. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования»,так говорил ещё Аристотель. «Дело искусства – сохранять душу»,- это слова нашего современника писателя В. Распутина.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, постольку она способна преобразовать его нравственный и духовный мир.
В детском саду «Золотая рыбка» это достигается разными средствами, не исключение и музыкальное искусство. Через восприятие музыкальных образовмы воспитываем отношение к образам реальной природы, которые вызывают у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности и доброты. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы, традиции и быт народа. В репертуаре программы «Я – патриот России» много музыкальных произведений, в которых переданы образы, хорошо знакомыедетям. Воспитанники с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений образы. Помимо этого для слушания музыки предлагаем детям инструментальную музыку, характеризующую образы природы родного края и России в целом.Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остаётся в памяти ребёнка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.
Таким образом, приобщая детей к наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство национальной гордости.
В работе мы используем разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств).Сила воздействия на ребёнка на музыкальные произведения возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми добиваюсь, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр, активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.
В работе по патриотическому воспитанию детей мы используем взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства, составляеминтегрированные музыкальные занятия, тематические беседы, которые подчёркивают поэтичность в музыкальном искусстве, та как природные явления и объекты, окружающие ребёнка, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма, любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников.Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Систематично в детском саду «Золотая рыбка» проводим месячник посвященный «Оборонное – массовой и военно – патриотической работы», составляем план работы, (приложение № 5)
- Проводим консультации: «Воспитываем патриота России», «Как песня помогала в бою»
- Викторины: «Мы – Россияне», «Богатырская наша сила».
- Беседы за круглым столом, интеллектуальные игры, для педагогов и родителей:«Что ты знаешь о России», «Угадай мелодию песни военных лет»
- Тематические музыкальные занятия – беседы «Моя Россия», «Дорогая моя столица – золотая моя Москва», «Люблю тебя родной, Ямал»
- Мастер – класс для педагогов и родителей: «Народный танец», « Символы России»
В работе с детьми применяются мультимедийные презентации (музыкальные ролики, просмотр детских фильмом на военную тематику, которые доступно для детей дошкольного возраста). Детям дошкольного возраста предлагаются темы для обогащения нравственно – патриотических чувств через музыкальное искусство: «Парад военной техники», «Патриотические песни России», «Города герои – России», «Будущий солдат».Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчики.
Песни военной тематики легко запоминаются ребятами.
Особенно популярны песни у детей: слова. М. Исаковский. «Катюша», музыка. М. Блантер; слова. В. Коростелева «В далеком тревожном военном году», музыка. И. Шварца,из кинофильма «Зелёные цепочки»; слова. Б. Ласкин «Три танкиста», музыка. Д и Даниил Покрасс;«День Победы», «Знамена России», слова. Т. Волгиной «Бравые солдаты»,муз. А.Филиппенко;«Будем в армии служить» муз. Ю .Чичкова ;слова. Е. Шкловский «Ты не бойся, мама» Ю.Протасова. Они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины.Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времён и о тех временах.
В процессе музыкальных занятий у детей формируется чувство патриотизма через приобщение к песням периода Великой Отечественной войны.Совместное решение задач нравственно- патриотического воспитания педагогами всего детского сада, даёт ощутимые результаты: музыка прочно входит в быт детей, занимает значительное место в их жизни.
Для более плодотворной и результативной работы по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста, провожу целый цикл музыкальных занятий посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне
На праздник «День Победы» к ребятам приходят убелённые сединами участники, ветераны той страшной войны. Такие встречи надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.
Патриотизм нашего народа в годы войны носил многогранный характер. Его характерными чертами являлись:
- Убежденность советских людей в правоте своего дела, беззаветная любовь к Родине.
- Всенародный характер на борьбу с врагом поднялся весь народ – от мало до велика, недаром эта война названа «народной, священной».
- Интернациональный характер, который заключался в дружбе народов СССР, их совместном стремлении разгромить врага, коварно напавшего на нашу Родину.
- В уважении национального достоинства и национальной культуры народов Европы и Азии, готовности оказать помощь в освобождении от захватчиков; массовый героизм советских людей на фронте и в тылу.
- Опора на богатейшую многовековую историю, культурные и героические традиции.
- Высокая жертвенность во имя свободы и защиты своей страны, своей Родины.
Патриотические праздники в детском саду «Золотая рыбка», есть фундамент общего развития ребёнка, начало патриотизма. Для воспитания нравственно - патриотических чувств у детей через музыкальное искусство, привлекаем к участию родителей на таких праздниках:
«10 сентября – День танкиста»;«4 ноября - День народного Единства»; «19 ноября - День ракетных войск и артиллерии»;«10 декабря – День рождения Ямала»;«23 февраля - День защитника Отечества»;«9 мая – День Победы»;«17 марта - Единый день Ямальского района»; «28 мая – День пограничника»;«День оленевода», «12 июня – День независимости России»;
Такая торжественная атмосфера играет важную роль в воспитании нравственно – патриотических чувств у детей, примером служат родители – педагоги – это есть моральный облик духовного воспитания.
Практическая значимость: Рабочая программа «Я – патриот России» направлена на развитие нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через музыкальное искусство. Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного нравственного образования и развития детей. Рабочая программа направлена, прежде всего, на определение наличие условий для развития ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями. Рабочая программа «Я –патриот России», рекомендуется для использовании в дошкольных образовательных учреждений.
Ожидаемые результаты:
Для детей | Для педагогов | Для родителей |
Дети должны знать:
Иметь:
Уметь: Находить творческие решения поставленных задач в рамках данной программы | Педагоги должны знать:
Уметь:
| Родители должны знать:
Понимать:
Уметь:
воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через музыкальное искусство |
Заключение:
Патриотическое воспитание детей формируется с детского возраста - это чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства - это вера в себя, вера в то, что ты знаешь и умеешь, чувство собственного достоинства. Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, целенаправленный, специально организуемый, требующий от педагога настойчивости, последовательности и большого терпения. Поэтому и необходимо в дошкольном возрасте создать условия для реализации патриотического воспитания, усилить его востребованность. Программа «Я – патриот России» отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание детей, как основа личности гражданина России.
Данная программа обеспечила возможность воспитывать в детях:
- нравственные и патриотические качества на примере лучших людей нашего посёлка, Ямальского района, страны нашей - России;
- чувства благодарности к ветеранам и участникам боевых событий;
- любовь к родной стране, Ямальскому району, посёлку;
- гордость за родную страну, Российскую Армию и её народ;
- интерес к прошлому и настоящему своего народа и страны.
Литература:
- Александрова Е.Ю, Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград, 2007.
- Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о Защитниках Отечества. – М., 2005.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2009.
- Морозова Л.Д. Метод проектов в деятельности ДОУ. – 2006, №2.
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. – М., 2010.
- И. Каплунова, И. Новоскольцева «Я живу в России» издательство «Композитор « Санкт – Петербург», 2006
- Н. В. Култашева, И.Ю. Мололкина «Комплексно – перспективное планирование,
Анкета для родителей Приложение №1
Вопрос. | Да | Нет | |
1 | Что вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? | ||
2 | Возможно ли музыкально - патриотическое воспитание в детском саду? | ||
3 | Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста? | ||
4 | Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители? | ||
5 | Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой Российской Федерации и Ямала. | ||
6 | Знакомить детей с традициями народа культурным наследием родного края, памятными датами? | ||
7 | Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? | ||
8 | Есть ли в Вашем доме семейные традиции? |
Спасибо за сотрудничество!
Приложение№2
Анкета для педагогов.
Вопрос | Да | Нет | |
1 | Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания? | ||
2 | Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста? | ||
3 | Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей? | ||
4 | Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории России, Ямала? | ||
5 | Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции России - Ямала? | ||
6 | Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания? | ||
7 | Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете? | ||
8 | Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями? | ||
9 | Правильно ли организована в групповой комнате предметно- развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию? | ||
10 | Проводите ли вы досуги и развлечения по теме? | ||
11 | Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей? |
Спасибо за сотрудничество
Анализ анкет и результаты показало:
- Необходимо система в работе по воспитанию патриотических чувств у детей. Нужна информация для родителей и педагогов по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через музыкальное искусство.
- Родители и педагоги заинтересованы в работе по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через музыкальное искусство.
Приложение№3
« Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через музыкальное искусство»
Итоговый показатель
Критерии качества образования | Старшая группа | Подготовительная группа | |||||||||||
1 | Родная страна: Название страны, название поселка, место проживания | начало года | конец года | начало года | конец года | ||||||||
В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | ||
2 | Символика: Флаг России, герб России, гимн России. Флаг ЯНАО, герб ЯНАО, гимн ЯНАО | ||||||||||||
3 | История народной культуры и традиций: патриотические праздники композиторы России композиторы, певцы Ямала | ||||||||||||
4 | Личностный компонент: Проявление дружелюбие. Умение анализировать свои поступки, и поступки других |
В – высокий: С – средний: Н – низкий.
Приложение №4
Перспективный план
по военного – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
№ | Содержание педагогической работы | Сроки проведения | Организация |
1 | Консультации для родителей: «10 сентября – День танкиста», тематические - музыкальные беседы посвященный «Дню танкиста» | сентябрь | дети, педагоги, родители, музыкальный руководитель |
2 | Консультация для родителей « 1 октября – День сухопутных войск, тематические беседы | октябрь | дети, педагоги, музыкальный руководитель |
3 | Долгосрочный проект « С чего начинается Родина» | сентябрь - май | дети, родители, музыкальный руководитель |
4 | Цикл музыкальных занятий «Лучше нет родного края», « Наша Родина колыбель героев» Праздник « 4 ноября – День народного Единства» Праздник «19 ноября – День ракетных войск и артиллерии», консультации, беседы | ноябрь | дети, родители, педагоги, музыкальный руководитель. |
5 | Консультация для родителей « 9 декабря - День героев Отечества, тематические беседы | декабрь | дети, музыкальный руководитель |
6 | Организация дней совершенствования педагогического мастерства «День открытых дверей». Приглашаю родителей на открытые и рабочие музыкальные занятия по патриотическому воспитанию детей | в течение года | с участие детей, родителей |
7 | Конкурс «Россия – великая держава! Россия – родина моя! | Февраль | с участие детей, родителей. гостей |
8 | Военно – патриотический месячник | март - февраль | с участием детей, родителей. гостей |
9 | Консультации для родителей и тематические беседы« 9 апреля - День войск противовоздушной обороны (День ПВО) Цикл музыкальных занятий о войне музыкальная деятельность | апрель | |
10 | Праздник « 9 мая - День Победы» | Май | с участием детей, родителей, педагогов, приглашенных гостей |
11 | Подведения итога проектной деятельности «С чего начинается Родина» | Май | с участием детей, родителей, музыкального руководителя |
Приложение № 5
Перспективный план
«Формирование нравственно – патриотического потенциала через музыкальное искусство с историей родного Ямала »
Месяц | Содержание работы | Формы работы | Цели |
Сентябрь (1-2 неделя) | «Знакомство с историй Ямала» (старшая, подготовительная группа) (методический материал соответственно по возрасту детей) | Презентация, фонограммы песен, общение. | Познакомить детей с историей Ямала, культурой народов Ямала, местным фольклором. Воспитывать патриотические чувства к малой Родине. Прослушать Гимн о Ямале. |
Сентябрь (3-4 неделя) | «Знакомство с Россией» старшая, подготовительная группа) (методический материал соответственно возрасту детей) | Беседа, музыкальная деятельность | Познакомить детей с главным городом России – Москвой. Формировать представления о Москве, как о столице нашей Родины. Воспитывать патриотические чувства. Прослушать Гимн Р.Ф. |
Сентябрь (5-6 неделя) | «Знакомство с ненецким композитором Семёном Няруя». (старшая, подготовительная группа) (методический материал соответственно возрасту) | Презентация, музыкальная деятельность. | Познакомить детей с первым ненецким композитором Семёном Няруя. Сего разнообразным жанром, музыки и песен. Учить воспринимать культуру традиционного звучания. |
Сентябрь (7-8 неделя) | «Знакомство с ненецкой сказкой Кукушка» (старшая, подготовительная группа) | Презентация сказки | Познакомить детей со сказкой северных народов. Учить передавать характер произведения |
Октябрь (1-2 неделя) | «Едино государство, когда един народ» М\Р№6 -2015.стр20 | Праздник. Посвящённый Дню народного единства | Формировать уважительные отношения и чувства принадлежности к своей семье. К своей Родине. Воспитывать патриотические чувства. |
Октябрь (3-4 неделя) | Золотая осень! (во всех возрастных группах) | музыкальная деятельность, беседы, об осенних приметах | Развивать интерес и любовь к родной природе, её красоте. Пробуждать эстетические чувства. |
Октябрь (5-6 неделя) | Осинины (во всех возрастных группах) | Утренник для детей и родителей | Средствами эстетического воспитания, побуждать детей, восхищать красотой родного края Ямала |
Октябрь (7-8 неделя) | «Животный мир родного края Ямала» | Общение, беседа, песни о животных, музыкальные игры. | Продолжать расширять представление детей о животном мире родного края. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы, формировать основы экологического мировоззрения. |
Ноябрь (1-2 неделя) | «Родной посёлок» | беседа, музыкальная деятельность. | Расширять и закреплять знания о родном посёлке. Познакомить с историей посёлка Салемал. Воспитывать патриотические чувства к малой Родине. |
Ноябрь (3 – 4 неделя) | «Колыбельная для тундровичка» | Музыкальная деятельность, беседа. | Познакомить детей с колыбельными песнями, ощутить через них любовь матери к своему малышу. Знакомить детей с этномузыкальной культурой народов Севера. |
Ноябрь (5-6 неделя) | «Сказка в музыке живёт» | комплексно – музыкальное в сочетании с элементами этномузыкальной культурой. | Продолжать знакомить детей с народным творчеством народов севера, воспроизведение прослушанной музыки на бумаге. |
Ноябрь (7-8 неделя) | «Я и моя семья» | музыкально спортивное развлечение | Формировать представление о здоровье и здоровом образе жизни. Активно участвовать, привлечь родителей. |
Декабрь (1-2 неделя) | «Музыка разных народов» | музыкальная деятельность, общение. | Познакомить детей с музыкой народов. Рассказать и показать, что у народов севера, музыка бывает разная. Предложить для слушанья песни: ненцев, хантов. Воспитывать уважение и дружеские отношения к разным народам. |
Декабрь (3-4 неделя) | «Ах, ты зимушка – зима» | презентация, беседа | Продолжать учить детей, наслаждать красотой родной природой Ямала. Воспитывать патриотические чувства к своей Родине. |
Декабрь (5-6 неделя) | «Музыка и литература» (сборник «Музыка в детском саду»,стр153) | Беседа. Общение. | Продолжать развивать творческие способности детей средствами музыки и театрализации художественных произведений. |
Декабрь (7-8 неделя) | «Здравствуй Новый год!» | Утренник для детей (все возрастные группы) | Привлекать детей к активному и разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведения. Знакомить с основами праздничной культуры. Формировать эмоционально положительное отношение к предпраздничной деятельности. |
Январь (1-2 неделя) | «Народная культура и традиции» | беседа, презентация. | Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями. Знакомить с национальными декоративно – прикладным искусством. Воспитывать патриотические чувства к своей Родине, Ямала. |
Январь (3-4 неделя) | «Зима» | Беседа, общение. | Формировать представления о зиме (сезонные изменения в природе). Вспомнить зимние песенки, инсценировать песни. |
Январь (5-6 неделя) | «Край, в котором мы живём!» | Развлечение | Продолжать учить детей, передавать в танце и песни, культуру своего народа. Воспитывать патриотические чувства к малой Родине, к её традициям, обрядам |
Январь (7-8 неделя) | «Великий русский князь Александр Невский» (сборник «Дни воинской славы», патриотическое воспитание дошкольников. М.Б. Зацепина, стр47) | музыкальная деятельность | Закрепить знания детей о творчестве С. Прокофьева; познакомить с новым музыкальным жанром – кантатой; продолжать формировать чувство гордости и уважения к верным сынам Отечества – великому русскому полководцу Александру Невскому и композитору С. Прокофьева, увековечившему в музыке память о подвиге русского воинства. |
Февраль (1-2 неделя) | «За правое дело сражайся смело» (сборник «Дни воинской славы», патриотическое воспитание дошкольников, стр50) | Музыкальная деятельность | Познакомить детей с одеждой русских воинов, её значением, функциональными возможностями и материалами, из которых она изготавливалась. Закрепить название предметов защитного вооружения русских воинов (шлем, доспехи, кольчуга, меч, копьё, палица, и т. д) Развивать песенные навыки. Песня «Военная игра». |
Февраль (3-4 неделя) | Рода войск «Российской Армии» | Беседа, презентация. | Продолжать воспитывать патриотические чувство у детей. Гордость за свою страну – Россию! Познакомить детей с патриотическим песнями. |
Февраль (5-6 неделя) | «День защитника Отечества» | Утренник во всех возрастных группах | Осуществлять патриотическое воспитание. Знакомить с военными профессиями. Воспитывать любовь к Родине. Формировать тендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины) |
Февраль (7-8 неделя) | «Богатырские забавы» (сборник «Дни воинской славы» патриотическое воспитание дошкольников.М. Б. Зацепина) | Развлечение | Продолжать осуществлять патриотическое воспитание к Родине, богатырям Руси. Исполнять танцы, песни. Поддерживать историческое значение Руси. |
Март (1-2 неделя) | «Моя мамочка – ты лучше всех!» | Утренник (во всех возрастных группах) | Воспитывать любовь к маме. Желание всегда помощь, быть самым лучшим, сильным. |
Март (3-4 неделя) | «Весенние фантазии в произведениях поэтов, художников и композиторов» музыкальная деятельность, конспект интегрирования (подготовительная группа) | Презентация | На примере произведений о весне показать детям взаимосвязь музыки, живописи, поэзии Ямала. Знакомить с весенней темой. |
Март (5-6 неделя) | «Весенняя радуга» (старшая группа), М\Р №2 – 2008,стр33 | музыкальная деятельность | Познакомить детей с красотой музыки, весенних композиций. Запечатлеть на рисунке, ответы на музыкальные загадки. |
Март (7-8 неделя) | «Пасхальный сюрприз» | Досуг для детей средней, старшей, подготовительной группы | Приобщать дошкольников к народному творчеству. Возрождать русскую традицию. Празднования Светлого Христово Воскресенья. |
Апрель (1-2 неделя) | «Весна пришла» | беседа, музыкальная деятельность | Подготовка детей к восприятию светлого, разнообразного образа весны в вокальной, инструментальной музыке, в поэзии, живописи Ямала. |
Апрель (3-4 неделя) | «Мир музыкальной сказки» | музыкальная беседа | Познакомить детей с оперой и балетом, воспитывать высокохудожественный вкус, формировать эстетические ценности, приобщать детей к искусству. |
Апрель (5-6 неделя) | «Мы слушаем классику» | презентация. общение | Продолжать знакомить детей с великими композиторами классической музыки. Узнавать их произведения. Чайковский, Римский – Корсаков. Воспитывать патриотические чувства, через искусство. |
Апрель (7-8 неделя) | Цикл музыкальных занятий о войне | музыкальная деятельность | Осуществлять патриотическое воспитание у дошкольников. Рассказать детям, о страшной войне. О подвигах советских солдат и детей которые защищали нашу Родину от врага. Познакомить с песнями военных лет. Научить детей быть настоящими патриотами нашей страны – России! |
Май (1-2 неделя) | «Великий праздник – Великой Победы» (старшая, подготовительная группа) | Утренник посвященный Великой Победе над фашизмом» | Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны. Гордиться своей страной. |
Май (3-4 неделя) | «Мир музыки Глинки» М\Р№4 – 2004,стр80 | музыкальная деятельность старшая, подготовительная группа | Познакомить детей с великим русским композитором Михаилом Ивановичем Глинки, рассказать о его музыкальном творчестве. Воспитывать патриотические чувства к своей стране – гордиться велики классиками музыки. |
Май (5-6 неделя) | «Музыкальная беседа. Фольклор народов севера» | Общение, музыкальная деятельность. | Продолжать знакомить детей с фольклором народов севера, (песни, сказки, загадки, и т.д) |
Май (7-8 неделя) | «Что мы знаем о Ямале» | Итоговое занятие - викторина | Продолжать обогащать и систематизировать знания детей о Ямале. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по формированию социально-личностного развития у детей дошкольного возраста «Растим патриотов России»
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...
Программа дополнительного образования "Юные патриоты России"
Программа по патриотическому воспитанию детей старшей группы...
Программа по патриотическому воспитанию: "Растим патриотов России"
Программа по партиотическому воспитанию...
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (3-5 лет) "Растим патриотов России"
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию детей (3-5 лет) "Растим патриотов России"....
Рабочая программа по патриотическому воспитанию "Растим патриотов России"
Детство – это каждодневное открытие мира....
рецензия рабочей программы "Я - патриот России"
каждого народа, входящего в состав России.В последнее время привитие чувства патриотизма приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Актуальность темы ...
ПРОГРАММА по нравственно-патриотическому воспитанию Программа «Растим патриотов России» разработана для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Чем младше ребенок, тем непосредственнее должно бытьего нравственное воспитание, тем больше должно его неучить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям иманерам, основывая все преимущественн...