Работа с детьми с ОВЗ
проект на тему
Социальное партнерство как инновационная форма работы образовательного учреждения в рамках волонтерского движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_3.proekt_vmeste_veselo_shagat.docx | 36.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Вместе весело шагать».
Социальное партнерство как инновационная форма работы образовательного учреждения в рамках волонтерского движения.
Описание проекта.
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России.
В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», федеральных целевых программ.
На первый план выходят противоречия, присущие собственно обучению детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным правам при неравных возможностях, а именно противоречия:
- между потребностью детей с ОВЗ учиться, развиваться вместе со сверстниками и их ограниченными возможностями делать это, как другие;
- между затратами, усилиями на обучение детей с ОВЗ и аналогичными затратами и усилиями по отношению к их сверстникам;
- между общим и специальным в обучении детей с ОВЗ, имеющим нарушения различного генеза;
- между гуманистическим эффектом и экономической эффективностью инклюзии.
Наиболее существенными являются ограничения социокультурного и психологического свойства, обусловленные особенностями массового и индивидуального сознания людей по отношению к людям с инвалидностью в российском обществе. Для нашей страны культурно обусловлено, традиционно и весьма инерционно восприятие детей с ОВЗ в контексте специального (коррекционного) образования. Эти ограничения существенно затрудняют реализацию проектов инклюзивного образования, и вместе с тем, определяют основные векторы развития и поиска ресурсов. Однако, наиболее слабым местом исследования данной проблемы, является отсутствие работ, охватывающих данную тему системно, во взаимосвязи с различными аспектами социального развития. Особенно недостаточно разработаны проблемы организации и содержания вариативных форм дошкольного образования детей с ОВЗ.
На сегодняшний день в Московской области проживает 19,8 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 37 (тридцать семь) детей дошкольного возраста проживают в городе Краснознаменск Московской области.
Администрация городского округа Краснознаменск, все муниципальные организации участвуют в осуществлении Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», рассчитанной на 2011–2020 годы, принятой Постановлением Правительства РФ №1297 от 01 декабря 2015 г.
Однако, ключевая проблема, которая пока существует в нашем городском округе – невозможность удовлетворения потребностей в психолого-педагогической помощи и социализации всех детей с ОВЗ, не посещающих ДОУ, недостаточность и ограниченность существующих форм работы с такими детьми и их родителями. Не все дошкольные организации готовы принять детей с ограниченными возможностями из-за неполного соответствия материально-технической базы, адаптивной среды, отсутствия программно-методического обеспечения для внедрения новых форм работы.
Анализ данной ситуации, законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного образования (права на инклюзивное образование), послужил основной идеей для создания нами инновационного проекта «Мы вместе!». Проект направлен на обеспечение предоставления детям качественной психологической и педагогической помощи в нашем дошкольном образовательном учреждении, создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребёнка в условиях семьи и образовательного учреждения.
Наличие квалифицированных специалистов в нашем детском саду, их желание оказать помощь не только детям с ОВЗ в их ранней социализации и адаптации, но и их родителям в подготовке детей к дальнейшей жизни, муниципальное задание администрации городского округа Краснознаменск, является прямым продолжением основных направлений государственной программы Министерства образования Московской области «Образование Подмосковья» на 2017 – 2025 годы.
В документах, положенных в основу нашего проекта, понятие «Дети с ограниченными возможностями здоровья» - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Проект направлен на обеспечение развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание им помощи самореализации в социуме.
Таким образом, проект «Мы вместе!» предусматривает создание специальных условий развития и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Особенность нашего проекта заключается в том, что мы реализуем сразу несколько форм экстернальной интеграции, в зависимости от индивидуальных особенностей развития детей:
- точечную форму, когда дети с ОВЗ посещают лишь некоторые мероприятия, отдельные режимные моменты, включаются в среду нормально развивающихся сверстников на время проводимых мероприятий;
- полную форму, где дети с ОВЗ интегрированы в среду нормально развивающихся сверстников.
Воспитательно-образовательный процесс в МБДОУ проводится специалистами и воспитателя, с участием родителей. Содержание проектной работы с детьми с ОВЗ в нашем дошкольном учреждении выстроено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утвержденным приказом №1155 от 17.10.2013г., «Образовательной программой развития МБДОУ № 7 на 2013-2018г.г.» и «Основной образовательной программой дошкольного учреждения». В рамках этих программ дети с ОВЗ осваивают адаптированную программу, которая направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их социальную адаптацию. Для каждого ребёнка определяется индивидуальный образовательный маршрут. В каждой образовательной области, помимо общеразвивающих задач, нами выделены специфические задачи психолого-педагогической работы, в которых сделан акцент на сотрудничество педагога и ребёнка, педагога и родителя ребёнка.
Воспитатели дошкольного учреждения в режимных моментах развивают социально-личностные качества детей с ОВЗ, используя игровые формы образования дошкольников, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей, исключают жёсткую регламентацию детской деятельности. Специалисты – проводят коррекцию нарушений развития. Работа всего педагогического коллектива нашего детского сада строится в тесной взаимосвязи.
Предпосылкой успешного развития детей с ОВЗ является создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания и адаптированной развивающей предметно-пространственной среды, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель проекта: создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса в целом.
Задачи проекта:
1. Создание организационно-правового обеспечения в МБДОУ для реализации проекта.
2. Обеспечение образовательного процесса информационно-техническим оборудованием.
3. Повышения уровня компетентности и квалификации педагогов.
4. Компенсация имеющихся у детей с ОВЗ нарушений и активизация компенсаторных механизмов с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
5. Совершенствовать модель детского сада, семьи и социума в развитии детей с ОВЗ.
6. Обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной программы дошкольного образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.
7. Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по различным вопросам.
8. Совершенствование работы по абилитации и реабилитации детей с ОВЗ, развитию социального партнёрства.
Новизна проекта:
- расширение функций дошкольного образовательного учреждения для качественного дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья;
- адаптированное применение имеющихся и разработке необходимых коррекционно-педагогических программ;
- расширение педагогических и здоровьесберегающих технологий для детей с ОВЗ;
- подбор и использование специальных форм, методов, приёмов, средств обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ,
- активное включение родителей в коррекционный психолого-педагогический процесс.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Создание системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы МБДОУ.
2. Увеличение количества семей, имеющих детей с ОВЗ, не посещающих ДОУ, для получения консультативно-методической помощи в вопросах обучения и воспитания детей с проблемами в развитии.
3. Создание адаптивной микросреды в МБДОУ, с учётом особенностей развития и специфических образовательных потребностей каждой категории детей с ОВЗ, в рамках используемых в МБДОУ форм экстернальной интеграции.
4. Повышение социальной активности, устранение самоизоляции детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление негативного отношения к инвалидам, рост уровня социальной сплоченности и их социальной стабильности в обществе.
5. Планирование системы мероприятий по распространению инновационного опыта в г.о. Краснознаменске и Московской области.
Ожидаемые эффекты проекта:
- новые походы к разработке муниципального задания;
- адаптация и интеграция детей с ОВЗ в детские коллективы, социализация их в обществе.
- удовлетворённость педагогов созданными условиями в МБДОУ для работы с детьми с ОВЗ, обеспечение возможностей для их творческой самореализации;
- увеличение количества детей с ОВЗ, получающих качественную коррекционно-педагогическую поддержку на базе МБДОУ г.о. Краснознаменска, и удовлетворённость со стороны общества и семей, имеющих детей с ОВЗ, возможностью максимально реализовать свой потенциал.
Ожидаемая практическая значимость проекта:
- рост удовлетворённости родителей (законных представителей) образовательными услугами МБДОУ, психолого-педагогическим сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение эффективности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реализация права детей с ОВЗ на полноценное участие в жизни общества;
- соответствие материально-технической и методической базы требованиям содержания инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья, особым образовательным потребностям.
Обоснование значимости проекта для развития системы образования Московской области:
- Разработка и реализация данного проекта повысит качество образовательного процесса.
- Поможет осуществить позитивную адаптацию и социализацию воспитанников в обществе и обеспечит им равные стартовые возможности для получения дальнейшего образования.
- Значимость и актуальность предлагаемого нами проекта продиктована потребностями государства, общества и семей, имеющих детей с ОВЗ.
Модель взаимодействия участников проекта.
Основные участники проекта:
- дети с ограниченными возможностями здоровья, родители (законные представители), воспитывающие детей с ОВЗ.
- муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад №7 «Золотая рыбка»;
- клуб для детей с ОВЗ «Цветик-Семицветик»;
- администрация городского округа Краснознаменск;
- социум.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов МБДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребёнком с особыми образовательными потребностями следующая:
Педагог-психолог:
- организует взаимодействие педагогов;
- разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
- проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
- организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
- повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
- проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
- диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
- составляет индивидуальные планы развития;
- проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
- консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Музыкальный руководитель:
- осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
- учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
- использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
- осуществляет укрепление здоровья детей;
- совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель:
- проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально;
- организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
- воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
- организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
- применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
- консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Медицинский персонал:
- проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
- осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
Проект представлен 3 этапами:
I этап - организационный:
- изучение потребностей социума в образовательных услугах МБДОУ в форме инклюзивного образования;
- мониторинг;
- организация сетевого взаимодействия с социумом;
- определение участников инновационной деятельности, исследование готовности педагогов работать с детьми ОВЗ;
- создание нормативно-правовой базы МБДОУ в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании;
- повышение квалификации педагогических и руководящих работников.
II этап – этап реализации:
- разработка модели интегрированного обучения детей с ОВЗ;
- разработка алгоритма успешной социализации детей с ОВЗ;
- разработка системы мониторинга развития детей с ОВЗ;
- внесение изменений в образовательную программу МБДОУ с учетом требований интегрированного обучения детей с ОВЗ;
- создание адаптированной образовательной среды, соответствующей запросам детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образовательного пространства;
- разработка методического обеспечения реализации проекта;
- разработка и апробация системы методической поддержки семей детей с ОВЗ, как воспитывающихся в МБДОУ, так и не посещающих его.
III этап - контрольно-диагностический этап:
- анализ, обобщение и тиражирование положительного опыта МБДОУ, результатов деятельности в рамках реализации проекта.
Нормативно-организационное обеспечение проекта:
- Конституция РФ.
- Конвенция о правах ребёнка.
- Закон Российской Федерации от 24.11.1995 г., № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
- Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
- «О психолого - педагогической и социальной реабилитации лиц в системе образования. Концепция реформирования системы специального образования», принятого решением Коллегии Министерства общего и проф. образования РФ от 09.02.1999г.
- ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный 29.12.2012 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом №1155 от 17.10.2013г.
- ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», утвержденного в 1998г. (с изм. 21.12.2004г).
- Семейный кодекс РФ, утвержденного в 1995г. (с изм. 28.12.2004г).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях». СанПиН 2.4.1.3049-13.
- Постановление Правительства РФ №1297 от 1 декабря 2015 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы».
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов, объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
- Приказ заведующего МБДОУ №7 «О создании творческой группы по разработке проекта «Мы вместе!».
- Положение о Творческой группе по разработке проекта «Мы вместе!».
- Положение о создании родительского клуба «Пчёлка» в рамках проекта «Мы вместе!». Принято на педагогическом совете Протокол № 7 от 01.09.2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии работы с детьми: психологические аспекты работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения
Одним из наиболее устойчивых мифов в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети - это практически единственный привилегированный "класс" в нашем обществе. Но вот что с ним ...
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Почему логоритмика? Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...
Выступление по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ» на региональном семинаре для педагогов по теме: «Использование сказок в коррекционно-развивающей работе с детьми» на базе МБДОУ Д/с №37 «Сказка"
В данном выступлении описан опыт работы по использованию сказкотерапии для детей с ОВЗ....
Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми («Логопедический игротренинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»)
Логопедический игротренинг...
Стендовый доклад на секции "Инклюзивные практики в работе с детьми с ОВЗ" в рамках городского фестиваля инновационных педагогических практик - «Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»
laquo;Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»...
Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»
Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Ме очень понравилась модель
Ме очень понравилась модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов МБДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребёнком с особыми образовательными потребностями.