Зимние проекты
проект на тему

Жукова Ольга Борисовна

Предварительный просмотр:

Познавательно-творческий проект «Здравствуй, Зима-красавица!» для детей подготовительной группы «Рябинка»

Продолжительность проекта: с 01.12.2014г. по 01.01.2015г

Тип проекта: познавательно- творческий, игровой

Участники проекта: дети, воспитатели,  музыкальный руководитель, родители.

Актуальность: актуальность проекта заключается в том, чтобы научить детей видеть красоту окружающего мира и совершенствовать технические стороны изобразительной деятельности. Научить детей раскрывать свои музыкально-творческие способности. Конкретизировать представление детей о зиме, как о времени года.

Цель проекта.

• расширение представлений о зимних природных явлениях, научить отражать в работах характерные особенности зимы.

• сформировать в сознании детей знания целостной картины мира о зиме, зимних явлениях, зимних развлечений через интеграцию образовательных областей

Задачи проекта:

• Расширять формы работы с семьей.

• Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы.

• Развивать художественный вкус, поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы, умение планировать этапы своих действий и аргументировать свой выбор, способность к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества, изобразительной деятельности

• Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.

• Совершенствовать стиль партнерских отношений.

Задачи для детей:

• Расширять представления детей о характерных особенностях зимней поры.

• Знакомство со свойствами снега, воды в твердом и жидком состоянии.

• Развивать умение отражать в своих работах признаки зимы, используя разные материалы.

• Способствовать развитию общих речевых навыков, интонационной выразительности, мелкой моторики пальцев, расширению словаря.

• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

• Воспитывать чувства отзывчивости и доброты, желание прийти на помощь.

Задачи для родителей:

• Создать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка.

• Учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.

Задача для педагога:

• Развивать профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Ожидаемые результаты по проекту:

• приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом

• повышение познавательной активности;

• усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;

• формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.

. Формы реализации проекта:

  1. НОД.
  2. Беседы.
  3. Наблюдения.
  4. Досуговая  деятельность.
  5. Игровая деятельность.
  6. Исследовательская деятельность.
  7. Продуктивная деятельность детей.
  8. Чтение художественной литературы.

Этапы реализации проекта:

Первый этап – подготовительный:

  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов.
  • Создание развивающей среды.
  • Подбор художественной литературы по теме.
  • Разработка мероприятий.

Второй этап – основной (практический):

• Проведение бесед

• Чтение

• Пальчиковая гимнастика.

• Физкультминутки:

• Словесные игры:

• Дидактические игры

• Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой.

• Беседы-рассуждения:

• Беседы и свободное общение:

• Художественный труд и детская дизайн деятельность

    •  Развлечения,

• Подвижные игры, народные хороводные игры

• Сюжетно- ролевые игры:

Работа с родителями

 «Суперстоловая для птиц". Изготовление кормушек для птиц. Изготовление поделок на конкурс «Новогодние чудеса». Оформление прогулочного участка на улице. Оформление папки-передвижки для родителей  «Безопасное поведение детей в зимнее время года», « Прогулки зимой»,  «Зимние травмы», «Гололед», «Зимний рацион питания для детей».

Третий этап заключительный:

  • Обработка результатов по реализации проекта.
  • Конкурс  гирлянд «Лучшее новогоднее украшение»
  • Выставка рисунков «Зимушка-зима», аппликаций и поделок.
  • Новогодний утренник «Золушка»

Перспективное планирование работы по проекту

Художественно-продуктивная деятельность

  • Творческая мастерская: Вырезывание снежинок,
  • Оформление макета «Зима»,
  • Вернисаж: «Зимушка-зима»,
  • Рисование: «Деревья в инее», «Снежинки-балеринки»,
  • Аппликации «Снегирь и синичка», «Снеговик», «Дед Мороз».

Музыкальное развитие 

Песни «Елочка», «Русская зима»

Новогодний утренник «Золушка»

Познавательно-тематические занятия 

  • Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов

Чтение:

  • В. Бианки «Лес зимой», В. Архангельский «Летят пушистые снежинки»,
  • Русские народные сказки: «Зимовье зверей».
  • Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев»,
  • Зарубежные сказки: «Снежная королева»,
  • Стихи, загадки, пословицы о зиме.
  • Беседы-рассуждения: «Пришел мороз – береги ухо и нос

Свободное общение:

  • «Как звери к зиме готовятся».

Наблюдения, опыты и эксперименты.  

Наблюдения

Д/и “Какой?”

Художественное слово. Г. Ладонщиков

Белым снегом все покрыло:
И деревья и дома,
Свищет ветер легкокрылый:
Здравствуй, зимушка-зима!

Опыт. Зачерпнуть белым блюдцем свежевыпавший снег, поставить блюдце в теплое место. Что произошло со снегом? (Растает, на дне блюдца образуется лужица грязной воды. Значит, снег был грязный.) Предложить детям подумать, что “пачкает” свежевыпавший снег? Почему после снегопада легко дышится? (К летящим снежинкам прилипают пылинки и другие грязные частички из воздуха. В результате воздух очищается, а снег загрязняется.)

Полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду при ярком свете. Подвести к выводу, что он блестит в солнечную погоду, в пасмурный день не блестит.

Рассмотреть на свежевыпавшем снегу следы (птичьи, собачьи, кошачьи, детские и т. д.)

Познакомить детей с понятием оттепели, выявить свойства снега во время оттепели: липкий, мокрый, тяжелый, влажный.

Подумать и провести опыт. Один ребенок лепит снежок в варежках, другой – голыми руками. Кто вылепит снежок быстрее? Почему?

Наст – ледяная корка на снегу. Появляется после оттепели. Под его тяжестью ломаются ветки деревьев.

Птицы, спящие под сугробами, ранятся, разбивая крепкую корку льда.

Рассматривание снежинок на рукаве и в лупу в теплую и морозную погоду. Рассказать, что все снежинки разные. Предложить детям зарисовать их, вернувшись с прогулки.

Народные приметы:

“Если ночью был иней, днем снег не выпадет”,

“Иней на деревьях – к морозу, туман – к оттепели”.

Проверить, верны ли приметы.

Если после оттепели ударит мороз, то на дорогах образуется тонкая ледяная корочка – гололед (голый лед – работа со словом). При гололеде очень скользкая дорога и трудно ходить.

Рассмотреть лед на луже. Какой он? (холодный, прозрачный, твердый, крепкий, хрупкий, скользкий).

Загадка: “Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно”

Окрасить с детьми воду гуашью разных цветов, вынести на мороз. Потом показать детям, что вода превратилась в лед (твердый, скользкий, холодный). Развесить цветные льдинки на участке, послушать, как они звенят на ветру, блестят на солнце.

Наблюдение за ветром. Какой сегодня ветер? Как его можно назвать? (ветер? ветерок? ветрище?)

Как мы узнали, что дует ветер? В какую сторону он дует?

Наблюдение за поземкой. Объяснить детям слово

(вьюга, во время которой дует низовой ветер), спросить, что делает поземка.

Наблюдение за небом.

Д/и “Какое небо?”

Спросить детей, почему мы не видим солнца? Что дальше, тучи или солнце?

Рассмотреть темное зимнее небо. Что мы на нем видим в ясную погоду?

Загадка.

Угли пылают, 
Совком не достать,
Ночью их видно, 
А днем не видать. (Звезды и небо)

Примета. “Звезды ярко блещут – к морозу”.

Наблюдение за тучами.

Загадка.

Если летом мы плывем, 
Мы с собой дожди несем.
Если мы плывем зимою,
Мы снега несем с собою.

Наблюдение за облаками. Что они делают? Какие?

Словесная игра “ Угадай, на что похожи?”

Пословицы и поговорки о зиме.

  1. Как зима не злится, а весне покорится.
  2. Зима без снега — лето без хлеба.
  3. Год кончается, а зима начинается.
  4. Снегирь прилетит — о зиме известит.
  5. Зимой морозы, а летом грозы.
  6. Зима — не лето, в шубу одета.
  7. Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.
  8. Два друга — мороз да вьюга.
  9. Зима лето пугает, да все равно тает.
  10. Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.
  11. Чем крепче зима, тем скорее весна.
  12. Снег глубок — год хорош.
  13. Живет и такой год, что на день семь погод.
  14. Зима спросит, что твое лето приносит.
  15. Осень богата хлебом, а зима снегом.
  16. Зимний денек — воробьиный скок.
  17. На Новый год день прибавился на заячий скок.
  18. Готовь зимой телегу, а летом сани.
  19. Береги нос в большой мороз.
  20. Мороз невелик, да стоять не велит.

По повадкам животных и птиц можно предугадать погоду на короткие сроки:

  1. Если птицы жмутся к домам, значит быть снегу, ненастью.
  2. Собака свертывается и лежит калачиком – на холод.
  3. Собака катается на снегу – к метели.
  4. Кошка мордочку прячет – на мороз.
  5. Кошка лежит посреди комнаты, откинув хвост – к теплу.
  6. Если гусь или петух стоят на одной ноге – будет мороз.
  7. Птица хохлится к непогоде.
  8. Воробьи зимой чирикают – к теплой метели.
  9. Много паутин – к холодной зиме.
  10. Теплая осень – к долгой зиме.
  11. Лист не чисто опадает – к строгой зиме.
  12. Дружный отлет птиц – к ранней зиме.
  13. Первый снежок показался – настоящий через месяц отозвался.

Опыты

Опыт №1. Почему снег мягкий?

Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.

Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?

Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод. Снег легче песка, так как  он состоит из снежинок, между которыми много воздуха.  Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К Бальмонта «Снежинка»:

Светло-пушистая                 Дорогой бурною

Снежинка белая,                 Легко проносится,

Какая чистая,                        Не в высь лазурную,-

Какая смелая!                        На землю просится…

Лежит пушистая,

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

Опыт №2. Где лучики?

Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.

Ход. Дать детям понаблюдать за ветром.  Отметить его силу и направление при помощи вертушек.  Спросить  у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.

Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.

Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон.  У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.

опыт №3. Почему снег греет?

Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Ход. Предложить детям  вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом).  Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).

Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить  детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят  рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод.  В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему?  Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим. Предлагаю детям послушать стихотворение А. Фета:

Скрип шагов вдоль улиц белых,

Огоньки вдали;

На стенах оледенелых

Блещут хрустали.

От ресниц нависнул в очи

Серебристый пух,

Тишина холодной ночи

Занимает дух.

Ветер спит, и всё немеет,

Только бы уснуть;

Ясный воздух сам робеет

На мороз дохнуть.

Опыт №4. Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

Цель. Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Материалы.  Подносы для снеговых фигурок.

Ход.  На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и  внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько  минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба  защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз  не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла.

Вывод. Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.

Иногда после вьюжной, холодной погоды, вдруг заиграет яркое солнце. Снег становится мокрым, тяжёлым. Из такого снега можно слепить всё что угодно. Рассказываю детям народную потешку:

Снег пушистый лёг на ветки,

У крыльца играют детки:

Лепят бабу под окном,

Дружно катят снежный ком.

Опыт №5. Ледяной дом.

Цель. Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.

Материал. Лопатки, свеча, вода, ведёрки.

Ход.  Опираясь на знание детей о жителях Севера, предложить им построить небольшой ледяной дом на участке детского сада. Для этого, каждый ребёнок должен сделать несколько «кирпичей» из снежного «теста» (снег и вода). Кирпичи укладываются в ряд, а каждый ряд должен быть на 3-4 кирпичика меньше. Так получается полусфера.  Когда  постройка будет готова, зажечь внутри неё свечу; кирпичики немного подтают и прочно скрепятся между собой. Постройку можно использовать для сюжетно-ролевых игр.

Вывод. Из снега можно построить даже дом, используя воду и лопатки.

Опыт №6. Замерзание жидкостей.

Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

Ход. Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод.  После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод. Жидкости  замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

Опыт №6. Ледяной секретик

Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и порадовать таким опытом. Но необходимо  заранее раскопать снег до земли, положить листок с надписью «Дети, будьте осторожны на льду!» И залить это водой.  Когда  всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место.

Цель. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.

Материал. Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся  на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают).

Ход. Загадать детям загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно». (Лёд).

Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Вместе читают: «Будь осторожен на льду!». Дети отмечают, что читать легко, так как  лёд прозрачный.  Предлагает достать  записку  из-под  льда.  Дети отламывают кусочки льда, и  выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.

Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.

Опыт №7. Откуда берётся иней?

Дети старшего дошкольного возраста часто задают вопросы, откуда берутся: снег, дождь, роса, иней. Можно объяснить это на опыте. А сначала прочитать стихотворение А. Калинчук «Зима»:

Стоят деревья в инее –

То белые, то синие.

Столбами синеватыми

Стоят дымки над хатами.

И всё на свете в инее –

То белое, то синее.

Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материал. Термос с горячей водой, тарелка.

Ход. На прогулку выносится термос с горячей водой.  Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды.  Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки.  В конце  прогулке дети легко увидят на ней образование инея.  Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении  превращается в воду, вода в иней

Детские загадки о зиме.

Опять метели, непогода, 
И снова снега кутерьма. 
Но по душе нам время года 
С морозным именем: (зима).

Падают снежинки, 
Зазвенели льдинки.
И невидимый мороз
Щиплет уши, щёки, нос!
- Знаю, знаю я сама! -
Это к нам  пришла ... ! (Зима)

Время года, время года!
Когда спит кругом природа.
С золотыми берегами
Под пушистыми снегами.
(Зима.)

С неба хлопья полетели…
Шубы белые надели
И дороги, и дома….
Начинается?  ( зима )

Заковала лужи в лёд.
Бьёт и зверя – птицу влёт.
Зябнут вишенки в саду.
Да не сладко коль приду.
(Зима.)

Хлопнула в ладоши -
Все поля в пороше.
Молвила словечко -
Зазвенела речка.
На дома надела шапки
Птицам зябко, греют лапки.
(Зима.)


Скачет с Севера Царица,
Золотой туман клубится.
Погоняет трёх Коней,
А метелицы за ней.
(Зима.)

Ю. Алешин

Твёрдый снег и держит нас,
Можно бегать… Крепок (наст).

Закрутил буран снега –
Начинается (пурга).

Пурга... и днём от тучи тёмка,
И змейкой стелется (поземка).

А. Алферова

Белая волчица
по дороге мчится,
Воет, копошится…
Спать в сугроб ложится.        
(Вьюга)

В холодильнике живёт.
Превращает воду в лёд.
Щиплет пальчики и нос
Это дедушка…(мороз)!

Рисовать на окнах - мастер,
Но не требует фломастер...
Щиплет нам зимою нос
Бодрый утренний ... (Мороз)

По земле колдун идёт,
Бородой седой трясёт.
Как на воду он дохнёт,
Превращается вся в лёд.
А когда злодей летает,
Всё живое замерзает.
(Мороз)


Мы бежали лыжный кросс.
Кто хватает нас за нос
И румянит щёки
Гонит на уроки.
(Мороз.)

В. Стручков

Если дома я в тепле
Он рисует на стекле.
Если выйду погулять
Начинает приставать
Щиплет щёки, щиплет нос
Надоедливый (Мороз.)

Ходит Дед, трещат деревья
Птицы снялись на кочевья.
Звери в шубы прячут нос.
Грозен Дедушка (Мороз.)

Белое покрывало,
С неба упало,
Всю зиму лежало,
Землю укрывало,
Весной солнце припекло,
В реку ручейком стекло.(Снег)

Выпал с неба чистый мел -
Городок наш посветлел.
У зимы пока разбег
Утром встал, растаял (Снег)

В. Стручков

Из дырявого Мешка
Наземь падает Мука.
Ладошкой сжал мучицу
Получил - водицу.(Снег)

Мягкий, летучий
Улёгся кучей.
Дворник бородатый
Гребёт лопатой.(Снег)

Белые Заплаты
Падают у хаты.
У берёзы, у сосны
И лежат там до весны. (Снег)

Г. Таравкова

Он на улице лежит,
По нему лыжня бежит.
Но едва лучи пригреют,
Он заплачет, потемнеет
И бегут ручьи в разбег,
Это тает зимний...(Снег)

Каменна страница.
Всяк на ней резвится.
Коньками делает следы,
А страница из воды.(Лед)

На реке зимой Паркет
Прочный, скользкий, гладкий.
Хоть пляши на нём сто лет!
Вальсы и вприсядку.
Миновали холода-
Подевался он куда? (Лед)

Мороз коснулся светлых вод
И навёл хрустальный (лед).

Г. Таравкова

Он прозрачный и холодный,
Он загадочный и плотный,
А в тепле вдруг оживает,
Слёзы льёт и быстро тает,
Что водою слёзы льёт?
Ну,конечно,это-...(Лёд.)

С. Мельников

Не стекло и не хрусталь,
А блестит, как будто сталь.
Занесёшь в тепло, домой.
Станет сразу он водой.
Холод от него идёт.
Ну конечно это…( лёд)

Стихи о зиме.

Живой снежок» (Е. Тараховская)

Кто-то стукнул к нам в окно

Тихо еле, еле…

За окном темно-темно

От пурги метели.

«Кто там? - я спросить хотел

И кого вам надо?»

Вдруг снежок к нам залетел

В форточку из сада.

Оказалось, он живой,

С крыльями и головой!

Сел он к маме на плечо -

Запушённый, белый.

Догадались мы, о чём

Песенку запел он:

«Я влетел сюда не зря!

Приютите снегиря!»

*** Н. Некрасов

Не ветер бушует над бором

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идёт - по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…

*** (С. Есенин)

Поёт зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Чудо из чудес (В. Шипунова)

За окошком тёмным

Чудо из чудес -

Белые снежинки

Падают с небес!

Под луною полной

Зимний тихий лес

Запорошен снегом -

Весь под ним исчез.

Лучики и звёзды

В тонких паутинках - ночью новогодней

Падают снежинки.

Вьюга-завируха (Г. Лагздынь)

Всё белым-бело от пуха!

Нет порядка во дворе.

Крутит вьюга-завируха

Белым снегом в декабре.

Крутит, мутит, завывает,

Стонет, охает, поёт!

Снег в сугробы навивает,

Погулять нам не даёт!

Выводы: Каждый ребенок участвовал в проекте с желанием, проявляя инициативу. У детей появились высказывания: «нужно помогать птицам в холодное время года», «нужно осторожно вести себя на катке, на горке», «зима – очень веселое время года!» Больше всего в проекте детям понравилась продуктивная и исследовательская деятельность. По окончанию проекта дети могут самостоятельно устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе. Расширились знания детей о природе зимой. Укрепились детско – родительские отношения. Родители стали активнее принимать участие в жизни детского сада. Все с удовольствием приняли участие в Новогоднем утреннике.

Литература.

  1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа «От рождения до школы». Мозаика – Синтез, 2011.
  2. Куликовская Т. А. Забавные чистоговорки. М. : Гном – Пресс, 1999.
  3. Никитина А. Б. Театр, где играют дети. Москва. Владос. 2001.
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 7, 10 2012г
  5. 8.   И. А. Лыкова Программа «Цветные ладошки»- Издательство: ТЦ Сфера



Предварительный просмотр:

Социокультурный проект

«Кому нужна зима?»

C:\Users\packard bell\Desktop\картинки (2)\дети\scrn_big_1.jpg

Воспитатель: Жукова О.Б.

Цель.        

Формирование знаний у детей 4-5 лет о живой и неживой природе в зимний период.

Задачи.

Расширять и углублять  знания  детей о зимнем времени года.

Формировать знания о взаимосвязи и взаимозависимости живой и неживой природы.

Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Актуальность проекта:

В 4-5 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.    

Сроки и этапы  реализации:        

I. Подготовительный этап.

 1. Постановка  цели, задач.

 2. Изучение методической литературы.

II. Разработка проекта.

Подбор методической литературы.

Выбор форм работы с детьми и родителями.

Выбор основных мероприятий.

Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

Определение и формулировка ожидаемых результатов.

III. Внедрение проекта.

Проведение бесед, опытов, поисково-исследовательской деятельности с детьми при участии родителей.

Составление памяток, рекомендаций для родителей.

Оформление буклетов, листовок.

Консультация для родителей  «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников 4-5 лет».

IV. Итоговый этап.

Фотовыставка «Познавать интересно».        

Разработка памяток, рекомендаций для родителей.

Создание условий в группе и на игровом участке.

Разработка конспектов мероприятий.

Исполнители проекта и основные участники:        

Воспитатели, дети, родители.

Ожидаемые результаты:

        

Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период.

Воспитание бережного отношения к природе.

Привлечение родителей  воспитанников  к сотрудничеству и взаимодействию.

Усиление ресурсного обеспечения группы.

Оформление папок-передвижек, консультации для родителей по теме «Зима».

Срок реализации: 01.12.2017- 28.02.2017г.

                                   Литература.

1.Баркан, А.И.  «Практическая  психология  для  родителей, или  как  научиться  понимать  своего  ребенка».

2.Башорина Ю.В. «Развитие исследовательской деятельности у  дошкольников».

3. «Детский  сад  и  семья»  / под ред.  Т.А. Марковой.

4.Доронова, Т.  «О  взаимодействии  дошкольного  образовательного      учреждения  с  семьей».  

     5. Емельянова, Е. «Исследовательская деятельность детей»

     6.  Куликовская И.Э., Совгир Н.Н.  « Детское экспериментирование».

     7. Паршукова, И.Л. «Маленькие исследователи. Виды и структура иссле-

довательских занятий в детском саду»

 8. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения».

 9. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Перспективный план работы:

Направления деятельности

Содержание деятельности

Ресурсы

Исполнители

Сроки реализации

Наблюдения с детьми

Птицы зимой

Кормушка, корм

Воспитатели, дети

Декабрь, янв., февр.

Деревья

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

Декабрь

«Где зимуют почки?

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

Декабрь

Деревья и кустарники

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

Январь

Участок нашей группы зимой

Участок группы

Воспитатели, дети

Январь

«Зачем нам зима?»

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

Февраль

Опыты, эксперименты, поиск

«Где прячутся листья?»

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

Декабрь

«Насекомые зимой»

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

Январь

«Какой бывает снег?»

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

Февраль

«Снег – вода – лед»

Тазик, банка, марля (или бинт), формочки

Воспитатели, дети

Февраль

Чтение произведений

«Я знаю, что нужно придумать» А. Барто

Книга /произведение

Воспитатели, дети

Декабрь

Направления деятельности

Содержание деятельности

Ресурсы

Исполнители

Сроки реализации

«Поет зима, аукает…» С. Есенин

Книга /произведение

Воспитатели, дети

Декабрь

«Зима»              И. Суриков

Книга /произведение

Воспитатели, дети

Январь

«Где зимуют почки?» Н. Павлова.

Книга /произведение

Воспитатели, дети

Январь

«Лес зимой» В. Бианки.

Книга /произведение

Воспитатели, дети

Январь

«Под снегом на лугу» Н. Павлова

Книга /произведение

Воспитатели, дети

Февраль

«Снег – что это такое?» З. Трофимова.

Книга /произведение

Воспитатели, дети

Февраль

Рассматривание иллюстраций, картин

Серия «Зимние забавы»

Набор иллюстраций

Воспитатели, дети

Декабрь

Серия «Зимние праздники»

Набор иллюстраций

Воспитатели, дети

Декабрь

Серия «Звери зимой»

Набор иллюстраций

Воспитатели, дети

Январь

Серия «Художники о зиме»

Набор иллюстраций

Воспитатели, дети

Январь

«Зачем людям зима?»

Картины, иллюстраций

Воспитатели, дети

Февраль

«Зима в лесу»

Картины, иллюстраций

Воспитатели, дети

Февраль

Музыкальные произведения

(слушание)

«Зимняя сказка»

аудиозапись

Воспитатели, дети

Декабрь

«Кабы не было зимы..»

аудиозапись

Воспитатели, дети

Декабрь

Направления деятельности

Содержание деятельности

Ресурсы

Исполнители

Сроки реализации

Музыкальные произведения

(слушание).

«Весёлая зима»

аудиозапись

Воспитатели, дети

Январь

«Новогодний ветер»

аудиозапись

Воспитатели, дети

Январь

Раз морозною зимой»

аудиозапись

Воспитатели, дети

Февраль

«Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского

аудиозапись

Воспитатели, дети, муз.руководитель

Февраль

Творческая деятельность / задания.

Творческое домашнее задание «Кому нужна зима?»

/беседа-размышление/

Воспитатели, дети,  родители

Декабрь

Запись рассказов «Приметы зимы»

план рассказа

Воспитатели, дети,  родители

Январь

Запись рассказов «Кому

нужна зима?»

план рассказа

Воспитатели, дети,  родители

Февраль

Рисуем дома  «Зима»

Рисунок

Воспитатели, дети,  родители

Декабрь

Рисуем дома  «Кому нужна зима?»

Воспитатели, дети,  родители

Февраль

Информацион. материал для родителей.

Консультация «Поисково-исследоват. деятельность детей 4-5 лет»

Воспитатели, родители

Декабрь

Буклет «Опыты и эксперименты с детьми дома»

Воспитатели, родители

Январь

Направления деятельности

Содержание деятельности

Ресурсы

Исполнители

Сроки реализации

Информацион. материал для родителей.

Рекомендации для родителей «Как оборудовать комнату

юного исследователя»

Воспитатели, родители

Февраль

Консультация для родителей.

Как обустроить комнату ребенка-исследователя.
Любые родители мечтают, чтобы у их ребенка с самого раннего детства был собственный уголок в квартире. А еще лучше - детская комната. К счастью, отдельная детская в наше время не редкость. Любящие папа и мама тщательно продумывают дизайн этой комнаты, долго и с любовью подбирают каждый предмет обстановки.

        Почему-то многие родители считают, что в детской игрушек  должно быть не просто много, а очень много. Самых разных, больших и ярких. Игрушки у ребенка должны быть, только не забывайте, что когда их слишком много, они перестают нести свою полезную функцию. Особо продвинутые родители стремятся к тому, чтобы в детской были и другие полезные для развития ребенка вещи: спортивная стенка, доска, иногда, даже, вместе с партой и т. д. В связи с этим, существует  еще несколько интересных и функциональных идей, обеспечивающих в детской развивающую предметную среду, позволяющих ребенку более активно познавать окружающий мир.

       Кто сказал, что зеркало в детской - вещь ненужная? Проходя мимо любых зеркальных поверхностей в квартире, вы обязательно бросаете взгляд на свое отражение. Любому человеку это важно, а детям, особенно дошкольного возраста - вдвойне. Так что предоставьте ребенку такую возможность.
       Это своего рода адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно для формирования правильного представления о себе, для самооценки ребенка, прививания навыков опрятности.

        Не ругайте малыша, если он подолгу вертится перед зеркалом - это только полезно: он "знакомится" с собой, познает себя со стороны, выносит свои суждения. А на полочку возле зеркала будет совсем не лишним поло-жить, как минимум, расческу, а еще лучше - набор детской косметики. И опять же не важно, кто у вас - мальчик или девочка, для мальчиков подобные наборы тоже существуют, ведь любой настоящий мужчина должен уметь следить за собой.

       А еще в детской комнате было бы нелишне выделить место для... лаборатории. Да, да, это - серьезно! Любой ребенок - исследователь. А теперь вспомните свою реакцию, когда ваш сын с гордостью приносит показать вам разобранную до последнего колеса навороченную машину, которую вы только вчера, не жалея денег купили ему. Или дочка с увлечением делает стрижку ежиком своей красавице-кукле Барби. Дорогих игрушек, конечно, жалко. Но, это, как говорится, наши проблемы, а вот юного исследователя ругать не стоит. Ведь для него все предметы (а игрушки - тем более) далеко не только персонажи чинных игр: это было бы слишком скучно. Это еще и богатейший материал для исследования, для познавания жизни, если хотите. Как и из чего сделана машинка; почему часики все время тикают; а для чего нужен вот этот винтик и почему он обратно на место не становится? Радуйтесь, если ребенок задает вам эти вопросы, значит, он нормально развивается.
      Попробуйте направить познавательную активность вашего малыша в конструктивное русло: не пожалейте места для элементарной детской лаборатории. Тем более, что для этого и нужно-то всего пару ящиков или полок. Пусть там лежат всевозможные необходимые для удовлетворения детской любознательности предметы: магниты, уже не работающие телефоны, увеличительные стекла, бинокли, калькулятор, - да мало ли что еще, чего папе или маме не жалко. И обязательно примерно раз в две недели пополняйте лабораторию новыми предметами (не забывая убирать уже отслужившие, к которым ребенок потерял интерес), объясняя, как они используются, для чего

могут пригодиться.

        Еще одна полезная и интересная вещь - "мешочек добрых дел". Эта идея принадлежит одному замечательному педагогу - психологу. Это, действительно, должен быть настоящий мешочек (вы можете сшить его вместе с ребенком и украсить вышивкой или аппликацией) или яркая, опять же, сделанная собственными руками коробочка. Уже 2-3 летний малыш вполне способен понять, что есть плохие и хорошие поступки. И, наверняка, вы не раз говорили об этом. Но одних слов с детьми бывает недостаточно.

       "Мешочек добрых дел" поможет вам провести незабываемый наглядный урок. Положите рядом с мешочком цветные камешки, или крупные пуговицы, или кубики, или бусины. Помыл малыш свою чашку (пусть даже и разбил, но ведь - помыл!) - положите вместе с ним в мешочек светлую пуговицу; пожалел на улице собачку - еще одну. А если, например, ударил мальчика во дворе или не убрал за собой игрушки - в мешочек опускается темная пуговица. И обязательно объясняйте ребенку, почему какой-то поступок считается хорошим, а какой - нет. Если он спорит с вами, не соглашается – выслушайте его точку зрения, выскажите свою, ведь в этом моменте крайне важно не диктовать что-то, а прийти к соглашению, чтобы ребенок вас действительно понял. Итоги заполнения "мешочка добрых дел" хорошо подводить в конце недели всей семьей. Высыпанные на всеобщее обозрение цветные пуговицы будут выглядеть весьма красноречиво и без долгих педагогических разборок, стоит только подсчитать количество темных и светлых пуговиц, камешков или кубиков.

       В повседневном воспитании, как вы догадываетесь, не бывает мелочей. Выдающийся польский врач и педагог Януш Корчак, всю свою жизнь посвятивший детям, предложил иметь в детском уголке "шкаф находок". Что же это такое? Пусть даже не шкаф, пусть это будет специально отведенная полочка, на которую ребенок (а еще лучше - все члены семьи) будут приносить и складывать все необычное, что они нашли в окружающем мире, на природе

(камушек, корень дерева, красивый листочек, фантик и т. д.). Это необходимо для развития наблюдательности, фантазии, чувства прекрасного и речи детей. Разговоры вокруг находок можно повести в тот же день, а можно отвести для этого время в выходные дни, когда вся семья в сборе. Задайте ребенку вопросы: что тебе нравится в этом камешке, на что (или кого) он похож? Придумайте вместе волшебную историю этого камушка и назовите его как-нибудь интересно. А за самое интересное название или историю можно присудить приз.

       Вас беспокоит, что ребенок вечно разбрасывает свои вещи, а потом не может их найти? И вы поняли, что нотации на него не действуют, проскальзывают мимо ушей? Тогда заведите в квартире "уголок потерянных вещей", он окажет вам неоценимую помощь в воспитании собранности (кстати, не только ребенка, но и вашей собственной!). В этот уголок все члены семьи относят все, что нашли лежащим не на месте. Не удивляйтесь, если там окажутся не только детские вещи, но и, например, папина ручка, дедушкины очки или мамины тапочки. Чем не взаимоконтроль в действии? Подобная наглядность даст сто очков вперед любым педагогическим наставлениям.

        И это далеко не все, что может находиться в детской. Как видите, простору для вашей педагогической фантазии остается много. И не бойтесь, что ее ограничит размер помещения. Ведь почти все из вышеперечисленного много места не займет. В крайнем случае, можно потеснить емкости, доверху наполненные игрушками, которые далеко не всегда способны оказать такую же пользу.



Предварительный просмотр:

                   Проект «Покормите птиц зимой!»

Цель: пополнение и обогащение знаний детей по теме: «Зимующие птицы».

Задачи:

  • Расширять знания детей о зимующих птицах.
  • расширить представление о внешнем виде птиц в зимний период;
  • Формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении, в  инсценировках и играх;
  • Способствовать развитию памяти, восприятия;
  • Воспитывать заботливое отношение

Вид проекта: информационно-творческий, коллективный

Продолжительность проекта: кратковременный

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Формы реализации проекта:

  • Занятия;
  • дидактические, с\р игры;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций, открыток;
  • изготовление кормушек
  • работа с родителями.

Предполагаемый результат:

  • Расширятся знания детей о зимующих птицах, о внешнем виде, повадках.
  • Пополнится словарный запас;
  • Сформируется активнось  и заитнересованность в образовательном процессе детей у родителей.
  • Заботливое отношение к живой природе.

Этапыработынадпроектом:

  1. Подготовительныйэтап:

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями:

  • Воспитатели:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, с\р игр с детьми.

  • Дети: Ежедневная подкормка птиц; заучивание , беседы, рассматривание, игры.

  • Сотрудничество с родителями:

Изготовление кормушек разного вида – информация для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.

Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно – образовательному процессу в ДОУ.

Участие во всероссийском  конкурсе: «Покормите птицзимой».

Необходимое оборудование

              Литература – Загадки о птицах, книги русских писателей, сказки.

             Музыка – Аудиозапись голосов птиц.

             Иллюстрации - птицы зимующие нашего края, птицы зимой у кормушки, кормушки

Продукты проекта

        Книжная выставка «Птицы – гости нашего двора»

             Кормушки, выполненные родителями и работниками детского сада.

              Изготовление  шапочек птиц к подвижным играм.

Реализация проекта

Основное направление ФГОС – познавательное развитие

Форма работы с детьмиИгра.  Наблюдения. Беседа, разговор. Решение проблемных ситуаций.Экспериментирование. Чтение.Коллекционирование и др.

  1.  Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми:

  • чтение художественной литературы,
  • просмотр м\ф , телепередач,
  • занятия, беседы
  • наблюдения, подкормка птиц
  • рисование, аппликация
  • подвижные игры
  • дидактическиеигры.

                                  Сроки проведения проекта.

Ноябрь-декабрь

Декабрь-январь

Январь-февраль

Чтение художественной литературы:

У.Н.Т. загадки, пословицы, поговорки.

На выбор воспитателя

На выбор воспитателя

Просмотр м\ф:

«Серая шейка»

«Дети и птичка» А. Плещеев

«Воробьишко»

Разучивание подвижных игр

Совушка - сова

Перелет птиц

Птицы в клетке

Беседы и  занятия:

Познание

«Наши пернатые друзья»

Коммуникация

Стих-е «Покормите птиц»

Художественное творчество

"Птицы на кормушке". "Сказочная птица»

Музыкальный хоровод

"1-2-3- зимующая птица выходи"

      Познание

 "Чем питаются птицы зимой"

физическая культура

"Зимняя прогулка с воробышками

Познание

"Викторина Забайкалья(птицы)"

Коммуникация

Заучивание стихотворения Г.Ладонщиков «Дельный совет»

Наблюдения и подкормка птиц

проводились ежедневно на прогулках, согласно перспективному планированию.

Экскурсии , прогулки с родителями в зоопарк, в лес

экскурсии  и прогулки в выходные и праздничные дни

Рисование:

«Птицы на кормушке»

С. Маршак «Где обедал воробей»

Аппликация:

«Сказочная птица»

Конструирование -игра

«Домики для птиц» (крупный  строитель)

Прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц»

 Дидактические игры:

  • «Четвертый лишний»,

  • «Назови ласково», «какой птицы не  стало?»,
  • «Скажи наоборот», «Много – мало»,

  • «Чей хвост, чья голова?»

Сюжетно – ролевые игры:

  • «Орнитологи»

  • « Магазин Мотылек (корм для птиц)»

  • «Готовим домики для птиц».

Развлечение .

Выпуск газеты

(совместно с родителями)

С рубрикой поделюсь опытом

Инсценирование

По сказке М.Горького«Воробьишко» с участием родителей и детей.

Весеннее развлечение

"Домой вернулись птицы, домой пришла весна"

«Как сделать кормушку?»

Мероприятия по работе с родителями:

- изготовление кормушек, скворечников

- организация выставок детских работ:  рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, пластилина.

-фотовыставка.

- проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению кормушек, скворечников, поделок –  из природных даров.

                            3.  Заключительный этап:

- подведение итогов конкурса среди семей по изготовлению кормушек;

- вручение памятных дипломов;

- оформление фото выставки;

- показ инсценировки для детей сада: «Воробьишко»;

- оформление выставки семейных поделок птиц из природного материала (показ детям сада)

-участие во всероссийском конкурсе «Покормите птиц зимой!»;

Ожидаемый результат:

Педагоги

-удовлетворение проведенной работой и результатами проекта.

-собран и систематизирован  весь материал по теме проекта.

Дети

-знают и называют большое количество зимующих птиц;

- отличают и сравнивают птиц:

-у детей появилась ответственность и забота о пернатых друзьях;

-в свободной деятельности широко применяют стихи, пение песен, используют для этой деятельности наряды и атрибуты.

У родителей

-появился интерес к образовательному процессу, развитию творчесва, знаний и умений у детей, желание общаться с природой, участвовать в жизни группы.



Предварительный просмотр:

Проект «Синичкина неделя».

Вид проекта:

Познавательно-исследовательский, краткосрочный.

Цель:

1.Формировать у детей такие качества как отзывчивость, доброжелательность, любовь к живой природе, птицам, желание помогать им и заботиться о них.

2.Закрепить представления дошкольников о синичках, других зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц.

3.Расширить  представление детей о зимующих птицах.

4.Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам.

Задачи:

1.Вызвать желание помочь нашим друзьям зимой.

2.Воспитывать заботливое отношение к птицам.

3.Научить детей правильно ухаживать за птицами, подкармливать их.

Актуальность проекта:

Задача взрослых – воспитывать интерес детей к птицам, желание узнавать что-то новое об их жизни, уметь заботиться о них. Научить детей правильно подкармливать птиц зимой.

Срок  реализации проекта:

с 12 ноября по 16 ноября 2014 года.

Участники проекта:

Дети средних, старших, подготовительных групп, родители воспитанников, воспитатели групп, музыкальный руководитель.

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный.

  • Обсуждение цели и задач проекта воспитателями с детьми и родителями, специалистами
  • Изучение литературы
  • Подбор необходимого материала для реализации проекта.

2 этап: основной.

  • «Беседа о птицах». Цель: рассказать детям о птицах, о правильном отношении к птицам.
  • Беседа «Книга природы». Цель: повторить основные правила поведения на природе, дать представление об особенностях образа жизни птиц в зимний период, способствовать уважительному отношению к природе.
  • Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой». Цель: отметить взаимоотношение птиц во время зимовки, вызвать желание помочь птицам в зимний период времени.
  • Чтение и обсуждение о зимующих птицах, обитающих в нашем регионе, их образе жизни, питании, внешнем виде.
  • Заучивание скороговорок о птицах.
  • Знакомство с народным календарём, обсуждение народных примет.
  • Подвижные игры «Снегири», «Зимующие и перелётные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Собачка и воробьи».
  • Дидактические игры «Один – много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Кто, где живёт», «Назови птичку, которой не стало», «Угадай птицу по описанию».
  • Чтение и обсуждение рассказов и стихотворений.
  • Наблюдение за птицами на участке.
  • Наблюдение «Какие звуки издают птицы».
  • Рисование синичек.
  • Изготовление поделок птиц из природного материала.
  • Совместно с родителями изготовление кормушек для синичек.

3 этап: заключительный.

Импровизационное развлечение  «Школа для птенцов» для детей подготовительных групп.

Организация птичьей столовой на участке дошкольного учреждения.

ИМПРОВИЗАЦИОННОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ

ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП.

«ШКОЛА  ДЛЯ  ПТЕНЦОВ».

Дети заходят в зал под фонограмму пения птиц и останавливаются полукругом. Стулья расставлены врассыпную, как «веточки», на которых сидят птички.

ВЕДУЩИЙ: На старой липе во дворе большое оживление.

                       Повесил кто-то на заре такое объявление:

«Открыта школа для птенцов! Занятия с пяти часов.

Здесь можно даже летом учиться всем предметам!»

                       И ровно в пять часов утра слетелась птичья детвора:

Воробушки, галчата, чижи, стрижи, щеглята, воронята, синицы

и скворцы.

                        Пищат, галдят, клюются, толкаются, дерутся…

                        Что сделаешь – птенцы!

Под музыку дети летают между стульями, находят свой стульчик – «веточку» и  садятся.

ВЕДУЩИЙ: Учитель справедлив и строг. Итак, друзья, начнём урок!

Берёт журнал и по очереди называет птенцов, присутствующих в школе.

                       Воробушки !   - дети отвечают по птичьи.

                       Воронята!      Ласточки!

                       Синички!      Совята!

                       Кукушата!  Дятел! Грач!

СЛУШАЕМ. Песенка «10 птичек».          

 Учитель вызывает к доске 10 птичек, начинает петь песенку.

                       Птички, до которых дотрагивается учитель, должны себя  

представить

                       движением тела. В конце,  улетают на свои места, считаем,

сколько было птичек.

ПОЁМ И СЛУШАЕМ. «Пение птиц» - польская народная песня.

           У каждой птички свой голосок, свой говорок, и поэтому

песенкиони поют по – разному. Мы споём песенку все вместе

о птицах.

ИГРАЕМ. « Кто птица, кто не птица?»

                       Дети встают около стула и внимательно слушают

стихотворение.

                       Когда услышат «не птичье» слово – хлопнуть в ладоши,

       крикнуть «нет»,  сесть на стул.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, куницы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи ,галки и стрижи,

                                аисты, кукушки, комары, ватрушки.

УЧИТЕЛЬ: Теперь по расписанию «Птицеописание».

                     Мы всем расскажем, как живём, что мы едим о чём поём!

Дети читают стихи.

ГРАЧ.

Я из Африки весной тороплюсь к себе домой.

Там за трактором хожу, завтрак деткам нахожу.

ДЯТЕЛ.

Работаю я, а не песни пою. Стучу по деревьям, жуков нахожу.

О деле привык волноваться, а мог бы сидеть – красоваться.

СИНИЦА.

Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок, завертелась, как волчок,

И с дорожки на плетень: тири-тири,  тень-тень-тень.

ЧИКИ-РИКИ-ВОРОБЕЙ.

Чики-Рики-воробей отдыхал среди ветвей,

А жена его для крошек суп готовила из мошек –

Для полдюжины ребят, желторотых воробьят.

ВОРОНА.

Вот ворона на заборе. Горе ей! Настоящее горе!

Ведь ни зёрнышка нет у вороны, и от холода нет обороны!

СОВА.

Пока светит солнышко, плохо видит совушка.

А как тьма на землю ляжет, когда ночь войдёт в права,

Даже мошек и букашек видит издали сова.

ЛАСТОЧКА.

Милая певунья, ласточка родная,

 К нам домой вернулась из чужого края.

Под окошком вьётся с песенкой живою:

«Я весну и солнце принесла с собою».

КУКУШКА.

Живёт у нас в доме кукушка, кричит она звонко: «ку-ку!»

Как будто в лесу на опушке, на самом высоком суку.

И даже хитрющая кошка не может кукушку поймать.

Она прокричит из окошка и спрячется в домик опять.

Ку-ку! Ку-ку!

ПЕРЕМЕНКА.  Звенит колокольчик. Дети ставят стулья к стене.

ИГРА « ПТИЧКИ И ВОРОНЫ».

УЧИТЕЛЬ: Сейчас урок – родной язык. Запомним: пишется «чирик».

                     А произносится «чивик» или «чилик», кто как привык!

Учитель предлагает «птенцам» ответить на его вопросы по птичьи.

Каждый отвечает на своём птичьем языке.

ПОЁМ ДУЭТОМ, ТРИО, КВАРТЕТОМ!

Учитель вызывает 4 воробья.

Встретил утро воробей звонкой песенкой своей!

Пел один он, значит …. Соло. ( один поёт)

Вместе с ним запел сосед, и составился …дуэт.(поют двое)

Подлетела к ним игриво воробьиха – вот и …трио.(поют трое)

Подоспел ещё сосед – получился вдруг ….квартет. ( поют четверо)

Пели целых полчаса на четыре голоса.

ПОЁМ ПЕСНИ.

УЧИТЕЛЬ: Отлично! В заключение сегодня будет пение.

                     Все, даже желторотые, поют с большой охотою!

                     Встаньте ровненько, друзья, начинаю песню я,

                     Вы же зевайте со мною подпевайте.

ПЕСНЯ « ОСЕНЬ В ГОРОДЕ».

С музыкальными инструментами.

ЗВЕНИТ ЗВОНОК, ОКОНЧЕН УРОК.

УЧИТЕЛЬ: Вот и звонок раздался, летите все – пока.

                   А кто проголодался – заморит червячка!

УЧИТЕЛЬ УГОЩАЕТ ПТЕНЦОВ – ЧЕРВЯЧКАМИ-МАРМЕЛАДКАМИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимний проект "Заюшкина избушка"

Проект: Оформление зимнего участка по сказке « Заюшкина избушка» Тип: практико-ориентированный, творческий, конструктивный . Продолжительность: средне продолжительности (1 ...

зимний проект

1.подготовительный этап.2.продуктивная деятельность.3.заключительный этап....

Зимний проект "Олимпийские забавы"

Зимний проект "Олимпийские забавы"...

Краткосрочный зимний проект «Красоты зимней природы»

Задачи проекта:Формировать знания и представления детей о русской поэзии и культуре;  Формировать творческую личность, эстетический вкус, эстетическое отношение к миру;       ...

Краткосрочный зимний проект «Красоты зимней природы» (старшая группа)

Задачи проекта:Формировать знания и представления детей о русской поэзии и культуре;  Формировать творческую личность, эстетический вкус, эстетическое отношение к миру;       ...

Зимний проект "По щучьему велению"

Зимний проект "По щучьему велению"...

Зимний проект "Победа в сердце каждого живет"

Благоустройство участка группы, создание благоприятных условий для воспитательно-образовательной работы с детьми; укрепление отношений между педагогами и родителями....