Проект "Юные исследователи"
проект (старшая группа) на тему
Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию. Создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunnyy_issledovatel.docx | 214.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №10» ГОРОДА АЛЕЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Познавательно –исследовательской
проект
«Юный исследователь»
Автор: Александрова М.М. |
2018 г.
Актуальность
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию. Создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.
Задачи:
1. Расширять представление детей об окружающем мире, через собственную экспериментальную деятельность,
2. Развивать понимание взаимосвязей в природе.
3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно –исследовательской деятельности.
4. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
- этап – Основной
3 этап – Заключительный.
1. этап - Подготовительный (1 неделя).
- Изучение методической литературы, интернет ресурсов.
- Организация прогулок, занятий, бесед, игры - эксперименты.
- Создание условий для экспериментальной деятельности.
- Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся познавательно –исследовательской деятельности старших дошкольников.
2. этап - Основной этап
- Апробация содержания проекта «Юные исследователи».
- Проведение мероприятий в группе.
- Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
Заключительный этап
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Срок реализации: краткосрочный 2 недели
Дата | Наименование мероприятий | Цель |
Материалы и оборудование: |
12.11.2018 | Просмотр презентации: «Поможем природе». Рассматривание и подбор художественной литературы, иллюстрации по теме. | Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности дошкольников по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы. | |
14.11.2018 | Опытно-исследовательская деятельность «Волшебница –вода» | познакомить детей с некоторыми свойствами воды (холодная, теплая, прозрачная); — создать условия для творческого воображения, умения проводить несложные эксперименты; — способствовать развитию любознательности, познавательного интереса в процессе экспериментирования с жидкостями; внимания, наглядно-действенного мышления; Уточнить и расширить представления детей о значении воды в нашей жизни; познакомить с некоторыми свойствами воды(прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества);(прозрачная, без запаха, текучая); активизировать речь детей, обогатить словарь; воспитывать умение работать в коллективе, помогая друг другу. | |
15.11.2018 | Игра-занятие на закрепление пройденного материала «Волшебница –вода» | Уточнить и закрепить представления детей о значении воды в нашей жизни; познакомить с некоторыми свойствами воды; активизировать речь детей, обогатить словарь. | Иллюстрации с изображением водоемов, стаканчик с водой, молоко, сосуды разной формы, краски. |
16.11.2018 | Опытно-исследовательская деятельность «Воздух-невидимка» | Познакомить с свойствами воздуха и его ролью в жизни человека. Развивать интерес к познавательной деятельности, высказывать свои предложения, мнения | Целлофановые мешочки; альбомный лист с кляксой и трубочки; воздушные шары; |
19.11.2018 | Опытно-исследовательская деятельность «Вылепим куличики» | Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, на песке остаются следы), показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру | |
22.11.2018 | Игра-занятие «Увлекательное экспериментирование – Колобок играет с песком» | Способствовать формированию у детей представлений о свойствах песка: из мокрого песка можно лепить; на песке и песком можно рисовать. Побуждать высказывать свои предложения и суждения; экспериментальным путем находить решение проблемы. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Вызывать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. |
- Опытно-исследовательская деятельность «Волшебница –вода»
Тема № 1 «Узнаем, какая вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
Ход: загадка:
Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике
У нас кипит.
Она и в реченьке
Бежит, журчит. (Вода)
Сегодня мы с вами больше узнаем о воде; познакомимся с ней поближе. Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода?Люди пьют воду; варят еду; моют грязные фрукты и овощи; каждый день моют руки и лицо; поливают растения, чтобы не засохли; вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов; люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.
Мы с вами превращаемся в исследователей и узнаем о том, что такое вода, её свойства. Вы готовы? Тогда в путь!
Опыт № 1«Вода – жидкость», «У воды нет запаха»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая).
Описание опыта: дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.
Что происходит с водой? Она льётся. Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Воспитатель предлагает детям понюхать воду. Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.
Опыт № 2 «Вода прозрачная».
Цель: выявить свойства воды (прозрачная).
Описание опыта: перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.
В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка? Вода прозрачная, а молоко — нет.
Дорогие исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? Нет.
Как вы думаете, почему? Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя.
Физкультминутка «Дождик»
Дождик песенку поёт: Дети свободно встряхивают кистями
Кап, кап…
Только кто её поймёт — Недоумённо разводят руками в
Кап, кап? стороны
Не поймем ни я, ни ты, Показывают на себя, на соседа.
Да зато поймут цветы, Изображают пальцами, как
распускаются цветы.
И весенняя листва, Удерживают руки перед собой.
И зеленая трава… Сидя на корточках, шевелят пальцами,
словно гладят траву.
Лучше всех поймет зерно: Показывают, как держат в руках зерно.
Прорастать начнет оно. Совершают змеевидные движения.
Б. Заходер
Опыт №3 «Вода – растворитель».
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
Описание опыта:
На столе два блюдца: в одном – обычный песок, в другом – сахарный песок. Два стакана с водой.
Опыт проводит воспитатель.
В первом стакане растворить обычный песок. Он не растворился.
Во втором стакане растворить сахарный песок. Он растворился.
Детям предлагается попробовать раствор – он сладкий.Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет. Значит вода растворитель.
Опыт № 4 «Вода – растворитель».
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
Описание опыта:
На столе разноцветные краски, кисти, стаканы с водой. А теперь сами попробуйте растворить краски в воде. Что произошло с водой? (Она окрасилась). Какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит вода растворитель.
Опыт № 5 Кто живёт в воде
Цель: развивать познавательный интерес и воображение.
Материал: синий и голубой карандаши или акварельные краски, альбомный лист
Описание опыта:
Водяные человечки
Целый день плескались в речке.
А потом залезли в тазик
Искупаться ещё разик.
В песочнице живут песочные человечки, а в воде (в море, в озере, в речке, а также в ванночке и в тазике) обитают водяные человечки. С водяными человечками тоже очень интересно играть. Они могут быть такими, как на картинке. Но можно и самим придумать водяных человечков и нарисовать их в альбоме. Дайте малышу синий и голубой карандаши или акварельные краски и попросите его самостоятельно нарисовать своих водяных человечков.
Опыт № 6 Пейте куклы вкусный сок
Цель: выявить свойство воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет.
Материал: акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Однажды зайка решил показать маме фокус. Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль потекла водичка.
- Мама, закрой глаза! – сказал Зайка.
Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И ты закрой глазки).
- Открывай! – скомандовал Зайка.
Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. (А ты показывай пальчиком, где какая).
- Как красиво! – восхитилась мама.
Предложите детям приготовить для кукол разноцветный сок, постарайтесь привлечь внимание ребёнка элементом волшебства: «А если опустим в стакан с водичкой кисточку с жёлтой краской, интересно, что получится. Какой это сок?»
Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол, угостите напитками. Красная вода превратится в томатный сок, оранжевая – в апельсиновый, жёлтая – в ананасовый, синяя - в ежевичный.
Опыт № 7 Сказка о том, как радуга в воде купалась
Цель: познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной.
Материал: семь прозрачных стаканчиков с тёплой водой, семь цветов гуашевых красок.
Описание опыта
Летом после дождя на небо вышла яркая радуга, она посмотрела вниз на землю и увидела там большое гладкое озеро. Радуга поглядела в него, как в зеркало и подумала: «Какая же я красивая!». Потом она решила искупаться в тёплом озере. Словно огромная разноцветная лента, радуга упала в озеро. Вода в озере сразу окрасилась в разные цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Прибежали малыши с кисточками и альбомами, окунали в воду свои кисточки и рисовали картинки. Радуга вдоволь накупалась и улетела за облака. Вода в озере стала прозрачной, а малыши принесли домой красивые и яркие рисунки.
Радуга в воде бывает не только в сказке. Например, можно раскрасить воду красками, предложите ребёнку, окунуть пальчик в красную краску, а затем опустить его в стаканчик с водой. По очереди проделайте тоже самое и с другими красками. Получится семь стаканчиков, соответствующих цветам радуги.
Опыт № 8 Тает льдинка
Цель: познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.
Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Однажды зимой бельчонок принёс домой льдинку, сосульку, он оставил её в дупле, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица.
Положим кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!»
В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры.
Опыт № 9 Времена года
Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.
Материал:ванночки, вода разных температур, кусочки льда.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Зимушка-Зима пришла, в речках и озёрах воду заморозила. Вода превратилась в лёд. Вслед за Зимой Весна красна прилетела, лёд растопила, водичку немножко согрела. Можно кораблики пускать. Лето жаркое настало, и сделалась водичка тёплая-претёплая. Можно купаться, плескаться. А потом прохладная Осень к нам в гости пожаловала. И вода в речках, в озёрах и в лужицах стала холодная. Скоро Зима опять пожалует. Так и приходят к нам в гости по очереди: за Зимой – Весна, за Весной – Лето, за Летом – Осень, за Осенью – Зима.
Возьмите две широких чашки. В одну налейте холодной воды, в другую – тёплой. Холодная вода – это «зима», тёплая – «лето».пусть малыш потрогает ручкой воду. «Где холодная водичка? Где у нас «зима»? Вот в этой чашке. Где тёплая водичка? Где у нас «лето»? Вот здесь». Затем возьмите четыре чашки или небольших тазика. В одну чашку положите маленький кусочек льда («зима»), в другую налейте чуть тёплой воды («весна», в третью – тёплой, но не горячей воды («лето»), в четвёртую – холодной воды («осень»). Учите малыша определять, какая вода в чашках и какому времени года она соответствует.
Опыт № 10 Считалочка-купалочка
Цель: познакомить со свойствами воды: льётся, движется.
Материал: ванночка с водой, игрушки.
Ход игры - эксперимента
Художественное слово
Варим кашу для малышек,
(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу».)
Тесто делаем для пышек,
(Месим воду, как тесто.)
Сладким чаем угощаем,
(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну.)
Ну а после – отдыхаем!
В ванночку – бултых!
Предложите детям поиграть с водой, обратите их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а так же она переливается, льётся.
Опыт № 11 Как вода гулять отправилась
Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
Материал:поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!»
Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкостью То же самое проделайте и со шприцом.
- Опытно-исследовательская деятельность
«Воздух-невидимка»
Опыт № 1 «Как работает воздух»
Цель: увидеть, как воздух может поддерживать предметы.
Материал: два одинаковых листа бумаги, стул.
Ход опыта:
- Предложите малышу скомкать один лист бумаги.
- Затем пускай встанет на стул и с одинаковой высоты бросит одновременно смятый и ровный листок.
- Какой листок приземлился раньше?
Вывод: смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух.
Опыт № 2«Воздух есть везде»
Цель: определить, действительно ли воздух проникает всюду и есть везде.
Материал: пластиковая бутылка, воздушный шарик.
Описание опыта
- Предложите малышу посмотреть в бутылку и убедиться, что она пустая.
- Пусть натянет с вашей помощью шарик на горлышко бутылки.
- А теперь – пусть нажмет на бутылку.
- Что заставило шарик надуться?
- Пускай малыш зарисует то, что у него получилось.
Вывод: шарик надул воздух, который находится в бутылке. Когда бутылку надавили, из нее вышел воздух и надул шарик.
Опыт №2 Кто разбудил китёнка
Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.
Материал: ванночка с водой, соломинки, мыльная вода в стаканчиках.
Описание опыта
Ветер дует-задувает, «Ну, на что это похоже!
Волны в море поднимает. Мой китёнок спать не может!
Море синее бурлит, Ветер очень громко воет –
Недоволен папа-кит: Не даёт нам всем покоя!
Соглашается китиха:
«Надо, чтобы стало тихо!
Ветер, ветер, не гуди,
Нашу крошку не буди!»
Возьмите соломинку для коктейля, опустите её в воду и попросите ребёнка подуть в соломинку так, чтобы вода забурлила. А если приготовить в ковшике мыльный раствор и подуть в трубочку, начнёт образовываться пена и из ковшика вырастет пышная мыльная «борода».
Опыт № 3 «Дети машут веером»
Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.
Описание опыта: ребята я предлагаю, вам помахать руками на себя. Что вы почувствовали? Ветерок.
А вот вам листы бумаги и я предлагаю помахать на себя этими листами. Вам удобно? Приятно? А что нужно сделать?
Положите лист бумаги перед собой вертикально. Отгибаем край и приглаживаем сгиб. – Давайте мы помашем на себя веером и что вы почувствовали? Движение воздуха, прохладу, свежесть, приятное ощущение. Что такое ветерок? Это слабое движение воздуха.
Хорошо, что солнце светит!
Хорошо, что дует ветер!
Хорошо, что этот лес вырос прямо до небес
Хорошо, что в этой речке очень синяя вода
И мы дружные всегда.
Опыт № 4 «Волны»
Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения.
Описание опыта:
Приготовьте на столиках мисочки с водой для каждого ребенка. В каждой мисочке - свое «море».Красное, черное, желтое (подкрасьте воду акварельной краской). Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуть, тем выше волны.
Опыт № 5 Почему кораблики не плывут
Цель: обнаружить воздух
Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.
Описание опыта
Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.
Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Выслушать предложения детей, подвести к тому, что нужен ветер. Где «взять» ветер? Дети дуют на кораблики, создают ветер, образовать ветер.
3.Опытно-исследовательская деятельность «Вылепим куличики»
Опыт №1 «Почему не получился куличик?»
Цель: ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики
Описание опыта
Воспитатель насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка.
Далее воспитатель вместе с детьми делает вывод: сухой песок светлого цвета, сыпучий. Из него нельзя построить куличики. При смачивании песок становится темного цвета. Из него можно построить куличики.
Воспитатель: молодцы ребята. А сейчас мы попробуем нарисовать песком картину. Как вы думаете, из какого песка получится картина? (Дети отвечают). Давайте проверим ваши ответы.
Опыт № 2. «Делаем дорожки из песка»
Цель: продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно сделать дорожку. Из мокрого – нет.
Описание опыта:
Воспитатель раздает детям пластмассовые бутылочки наполненные сухим и мокрым песком. Сначала показывает, а потом предлагает детям сделать дорожку для зайчика. Мокрый песок не высыпается из бутылочки, тогда как сухой песок свободно высыпается из бутылочки. В заключении дети подводят итоги: сухой песок сыпучий, наполнив им бутылочку можно проделать дорожку. Мокрый песок тяжелый, он не высыпается из бутылочки.
Заключение: ребята, сегодня мы познакомились с вами со свойствами песка. Расскажите, пожалуйста, что мы сегодня с вами делали? Что нового узнали.
На прогулке проводятся игры с песком, учитывая проведенные опыты
Опыт № 2. «Песок и земля»
Цель: ознакомление со свойствами песка (рыхлый) и земля (сухая, твёрдая).
Описание опыта:
У каждого ребёнка на столе горшок с песком, банка с землей и два «деревца» (ветка дерева). Педагог предлагает детям «посадить» дерево в стакан с землей, а затем в стакан с песком. Дети сравнивают, во что легче посадить дерево. Совместно с педагогом делают вывод о том, что земля сухая, твёрдая, а песок — рассыпчатый.
Опыт № 3. «Определение цвета».
Цель: ознакомление со свойством песка (цвет).
Ход: Посмотрите внимательно, как вы думаете какого цвета песок? (Светло – желтого).
Воспитатель: А теперь польем его водой. Какого цвета стал песок? (Темного)
Вывод. Сухой песок светлый, а мокрый темный.
Опыт № 4. « Из чего состоит песок?»
Цель: ознакомление со свойствами песка.
Ход: у вас на столе лежат тарелочки с песком. Сейчас мы рассмотрим песок. А поможет нам в этом необычный предмет? Лупа. Рассмотрите, через лупу из чего состоит песок. Что вы видите?
Песок состоит из маленьких песчинок, полупрозрачных, круглых, не прилипающих друг к другу.
А теперь внимание! Полейте песок в стакане водой. Куда делась вода? Молодцы правильно. Значит, песок пропускает воду.
Игра-занятие
на тему: «Увлекательное экспериментирование – Колобок играет с песком»
в старшей группе
Программное содержание:
- Способствовать формированию у детей представлений о свойствах песка: из мокрого песка можно лепить; на песке и песком можно рисовать.
- Побуждать высказывать свои предложения и суждения; экспериментальным путем находить решение проблемы.
- Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.
- Вызывать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Ход
1 часть.«Лепим из мокрого песка»
Материал: избушка из настольного театра; игрушка-Колобок на леске/резинке; формочки для игр с песком; лейки, распылители, стаканчики с водой; влажные салфетки.
- Жили-были Дед да Баба. Слепили они как-то Колобка и в путешествие в Песочную страну отправили. «Пусть, - думают, - тайны сухого и мокрого песка узнает, а потом и нам расскажет».
- Хотите вместе с Колобком тайны сухого и мокрого песка узнать? Тогда нам пора в путь.
(подвести к столу с песком)
- «Эх, сделать бы из него куличики!» - думает Колобок. Сможете помочь ему сделать куличи? Получилось? Почему не получилось? Верно, сухой песок рассыпается.
- Как сделать так, чтобы из песка можно было бы легко лепить?
- Перед вами - разные предметы: лейки, распылители, стаканчики с водой. Как вы думаете, чем быстрее получится намочить песок? (выслушать ответы)
- А теперь проверьте. Кто оказался прав?
- Каким стал песок?
- Куда делась вода? («впиталась в песок»)
- А сейчас сможете ли вы помочь Колобку и слепить куличики? Получилось? Почему получилось? («мокрый песок не рассыпается»)
Вывод: итак, о чем мы вместе с Колобком узнали? Из мокрого песка можно лепить, а из сухого – нет, он рассыпается.
2 часть. «Рисуем на сухом песке»
Материал: песочный стол с подсветкой и ящик с деревянным набором для рисования: палочками с резиновыми наконечниками, дощечками с зубцами разной формы.
- «Интересно, можно ли рисовать на сухом песке?» - подумал Колобок. А вы, как считаете? (выслушать ответы)
- Колобок зовет нас дальше. Какую интересную забаву он придумал! («катается по песку на песочном столе с подсветкой»)
- Прокатился – и след за собой оставил, покрутился на месте – другой след. А потом прыг в ящик с разными предметами, попробуем и мы порисовать ими на сухом песке (дети рисуют)
- Вот сколько разных следов оставляют на сухом песке разные предметы! Значит, что мы ответим на вопрос Колобка – «можно ли рисовать на песке»?
Вывод: верно, на сухом песке можно рисовать.
3 часть. «Печатаем на мокром песке»
Материал: «река» из ткани,подносы с мокрым песком, предметы для печати («ракушки, камешки, ветки и т.д.»)
- А Колобок катится дальше и нас с собой зовет.Прикатился на «берег реки», здесь тоже – песок. Какой он, сухой или мокрый? Почему так решили?
- Увидел Колобок на берегу много разных предметов. Что он увидел?
- Захотелось ему украсить весь берег отпечатками этих предметов, но не знает, будут ли видны отпечатки на мокром песке. А вы, как думаете? (выслушать ответы)
- Хотите это проверить? Принимайтесь за дело! Колобок будет очень рад, если на песке появятся красивые узоры.
- Что еще узнал Колобок о мокром песке?
Вывод: на мокром песке остаются следы, четкие отпечатки.
4 часть. «Рисуем сухим песком»
Материал: ленточные столы покрыты клеенкой,с одной стороны – избушка, с другой – Колобок. На каждого ребенка по 2 стакана с отверстиями с мокрым и сухим песком.
- Устал Колобок, захотел к Бабе с Дедом вернуться, а дорожки-то нет. Сможете ли вы нарисовать песком дорожку к дому? Но в стаканчиках песок – и мокрый, и сухой. Какой же выбрать? (выслушать ответы)
- Попробуйте нарисовать дорожку мокрым песком. Получилось? Почему?
- А теперь попробуйте нарисовать сухим песком. Получается? Почему?
- Что узнал Колобок о сухом песке?
Вывод: оказывается, рисовать дорожку можно только сухим песком.
- Какая чудесная дорожка получилась! Покатился по ней Колобок и домой вернулся.
- Что он Деду с Бабой расскажет, о каких тайнах песка он сегодня узнал вместе с вами?
Вывод: сухим песком можно рисовать дорожку, из мокрого – лепить куличики, на сухом и мокром песке – рисовать и печатать.
-Молодцы, ребята, вы очень понравились Колобку, и в следующий раз он обязательно позовет вас в новое путешествие. Хотите?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...
Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .
Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....
Наши почемучки - будущие исследователи!
Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...
Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"
Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек, стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...
Карапузы - исследователи.
Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...