Практическая методическая копилка "Этюды человечности" Как помочь ребенку преодолеть внутренние проблемы
консультация на тему

Анацкая Елена Юрьевна

В консультации рассказывается о методе "драматической психоэлевации" московских психологов и педагогов И.Я.Медведевой, Т.Л.Шишовой. Данный метод позволяет ребенку преодолеть многие свои недостатки и даже возвысить их до уровня достоинств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №21 г. Россоши

Россошанского муниципального района Воронежской области

Консультация

для участников районного методического объединения

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

Тема «Этюды человечности». Как помочь ребенку преодолеть внутренние проблемы

Подготовили: воспитатели Анацкая Елена Юрьевна

Злобина Ольга Васильевна

2018-2019 учебный год

Сегодня на прием к психологам приходят родители детей, страдающих разнообразными поведенческими расстройствами. Родители встречаются с повышенной нервной возбудимостью, демонстративным поведением детей, различными страхами, проблемой адаптации к школе, хамством детей по отношению к родителям.

Сегодня во всем мире известно, что детская игра не только развлечение, но и эффективное средство коррекции самых разных поведенческих недостатков. Особенно полезен в этом отношении театр, где ребенок проигрывает разные роли и незаметно для себя усваивает оптимальные модели поведения. А кукольный театр полезен вдвойне, поскольку спрятавшись за ширмой, говоря от имени куклы, дети как бы отстраняются от своих проблем и могут посмотреть на себя со стороны. Ранимые же, застенчивые мальчики и девочки вдобавок получают возможность целительной исповеди и быстро обретают уверенность в себе.

Метод драматической психоэлевации создан известными психологами И.Я.Медведевой и Т.Л.Шишовой в 1990 году. Благодаря этой методике, уже много детей избавились от страхов и повышенной застенчивости, агрессивности и упрямства, чрезмерной обидчивости и конфликтности и научились правильно строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

«Психоэлевация»  означает возвышение души, преодоление недостатков, а «драматическая» – значит,  средствами театра.

Работа осуществляется в форме театрализованного действия с применением кукол и театральной ширмы. Куклы-персонажи изображают реальных людей из окружения ребенка и его самого. Этюды проигрываются детьми совместно с их родителями, что позволяет специалистам определить особенности детско-родительских отношений для более эффективной работы с ними. Данная методика представляет собой комплекс воздействий на детей с помощью различных театральных приемов: этюдов, сказок, игр, заданных ситуаций.

Один из главных принципов — не лечение отдельного симптома или набора симптомов, а попытка проникнуть глубже, заглянуть в душу ребенка: понять, чем же вызваны эти симптомы, где «поломка», что данному конкретному ребенку мешает жить. Это называется выявлением патологической доминанты.

Первый этап условно называется «Лечебные этюды» и длится почти три недели, в течение которых проводятся восемь занятий. Большое внимание уделяется работе дома, где ребята вместе с родителями репетируют те сценки, которые им задают. Хотя работа проводится в группе, дети уже со второго занятия получают индивидуальные задания, то есть занимаются по индивидуальной программе.

Все занятия проходят вместе с родителями, и родители не просто присутствуют, а самым активным образом включаются в происходящее.

На первом этапе происходит выявление патологической доминанты. И начинается не устранение, не искоренение порока или пороков, а повышение их уровня. Схематично эту динамику можно выразить так: порок - маленькая слабость -  достоинство.

Авторы методики утверждают, что при правильном подходе любой недостаток можно «элевировать», т. е. возвысить до уровня достоинства.

Характер ребенка формируется, и, под влиянием разных обстоятельств, он может сформироваться в лучшую сторону, может сформироваться в худшую. Но есть некие врожденные базовые особенности данной конкретной личности. Авторы методики считают, что эти особенности не нужно искоренять или пытаться изменить, то есть одного человека сделать другим, а можно повысить уровень личности.

 Жадность превратить в бережливость, застенчивость возвысить до скромности, агрессивность до устойчивой роли защитника слабых, медлительность до обстоятельности.

Дети, которые приходят на занятия, уверены в том, что они осваивают актерское мастерство и учатся управлять куклами. Так оно и есть, но вместе с этим они учатся управлять и своими эмоциями, ведь сюжеты, которые они проигрывают вместе с родителями, все действующие куклы и характеры этих кукол неслучайны. Куклы озвучивают переживания ребенка, который ревнует свою маму к младшему братику. А в следующей сценке мы слышим, как кукла, т.е. ребенок, который ею управляет, убеждает свою собаку не отказываться от своей цели выиграть в соревнованиях, хотя порой хочется все бросить.

Уже на первом занятии у ребенка появляется кукольный актер – собака, которую ребенок шьет вместе с мамой из перчатки. И эта собака становится не просто любимой игрушкой, которой он будет управлять за ширмой. На третьем занятии персонаж Фея дает Собаке волшебный характер. Собака имеет много достоинств, но у нее есть один небольшой недостаток, одна проблема. На самом деле, это проблема ребенка, которую специалисты выделяют для работы. Ребенок имеет уникальную возможность посмотреть на себя со стороны, причем он не знает, что Собака – это он. Из-за поведения своей собаки ребенок попадает во всевозможные неприятные ситуации. Ребенок должен как-то воздействовать на Собаку, воспитывать ее.

Попадая в фантастические ситуации, кукла, которой управляет ребенок, часто наделяется такими качествами, которых у него пока нет. Если он немного трусоват, он становится смелым, героем, спасает кого-то, жадный становится щедрым, то есть ребенок проигрывает идеальную модель поведения, которая остается у него в подсознании, и, в конце концов, преобразует его.

Но этот путь преобразования порой бывает нелегким, ведь самое главное правильно поставить диагноз, выявить истинную проблему ребенка. Очень часто родители сконцентрированы на внешнем проявлении проблемы.

Каждый раз, проигрывая такие этюды, ребенок как бы выздоравливает. Этюды так и называются – лечебные.

В середине занятия обязательный театр на столе, который показывают взрослые (психологи, воспитатели). Это истории о «братьях и сестрах, примерных и скверных», и в какие только ситуации они не попадают. Этими историями взрослые на наглядных примерах объясняют детям, что такое хорошо и что такое плохо. Катька и Петька ведут себя плохо, Аленушка и Иванушка ведут себя хорошо. После этого идет обсуждение с детьми. Например, если тема занятия – ОБИДЧИВОСТЬ, то делается вывод о том, что тот, кто обижается пропускает много интересного, тот, кто может преодолеть обиду, получает разные блага. Отрицательные персонажи Катька и Петька постепенно преображаются и становятся с каждой новой историей все лучше и лучше. И в конце занятий они появляются преображенными.

Во второй части занятия все дети участвуют в одном спектакле, все они проигрывают жизнь собак на волшебной планете. Главная цель этих собак -  совершить подвиги. Каждый раз собаки совершают какой-то поступок, попадая в самые невероятные ситуации. Но до настоящего подвига еще далеко. Они совершат его, но на последнем восьмом занятии, когда позади останутся два месяца упорной работы, и когда дети в состоянии будут понять, что такое подвиг.

Вот несколько примеров подвигов:

  1. Собака должна назвать несколько своих достоинств и несколько достоинств своего хозяина. (Дается детям с заниженной самооценкой, застенчивым.)
  2. Собака должна назвать несколько достоинств своего хозяина и несколько его недостатков. (Дается детям со сниженной самокритикой, не склонным признавать свои ошибки, эгоистичным и требовательным.)
  3. Собака должна сказать всем другим собакам и их хозяевам что-то очень приятное, ласковое. (Дается детям аутичным, не склонным к сочувствию и сопереживанию. Особый упор делается на необходимости говорить ласковым тоном – таким детям это очень трудно.)
  4. Пожелать каждой собаке и каждому хозяину на прощанье что-то хорошее. Каждому – свое. (Для детей, которым трудно контактировать с окружающимими, это сложное задание. Так же, как и для ребят, которые склонны излишне критично оценивать других, делать им замечания, говорить что-то обидное.
  5. Сказать, чего раньше собака (и ее хозяин) боялась, а теперь не боится. А чего все-таки еще побаивается? (Дается детям, скрывающим свои страхи.)
  6. Придумать, в чем другие собаки и их хозяева бывают первыми, успешными (подвиг для выскочек, «якалок».)
  7. Сидеть тихо и не «выскакивать», пока другие будут совершать подвиги (задание для расторможенных детей), а потом спокойно, не хихикая, не кривляясь и не суетясь, рассказать какую-нибудь историю под названием «Поспешишь – людей насмешишь».
  8. Перечислить несколько достоинств хозяина, его мамы, папы, брата или сестры (дается при работе с ревностью)

Многие дети после таких занятий действительно «заболевают» театром в хорошем смысле этого слова. У кого-то появляется мечта, а у кого-то хобби.

 И, в конце концов, родители чувствуют и видят гармонизацию личности ребенка, о которой говорили психологи. А когда возвышается душа, любые проблемы становятся решаемыми. И куклотерапия – настоящий помощник душе ребенка.

Образцы этюдов, соответствующие разным патологическим доминантам.

Страхи

Этюд «Гроза»

Дело происходит на даче. Хозяин-кукла ложится спать и только было засыпает, как вдруг начинается гроза. Гремит гром, сверкает молния. Молнию показывать необязательно, достаточно просто об этом сказать. Хозяин трясется от ужаса, стучит зубами… А затем слышит, как кто-то жалобно скулит и скребется в дверь. Это продрогшая, испуганная собака. Она хочет войти в теплый дом, но дверь никак не поддается. Хозяину и жаль пса, и, с другой стороны, страшно открыть дверь на улицу. Какое-то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает собаку, успокаивает ее, берет к себе в кровать, и они мирно засыпают. В этом этюде важно подчеркнуть, что хозяин (ребенок) чувствует себя благородным защитником слабого.

Застенчивость

Этюд «Негостеприимный пес»

К хозяину пришел друг и оставил своего щенка: ему нужно было сходить по делам. Гость ушел, а хозяин сказал своей собаке:

-Слушай, мне некогда, я пойду, нарисую рисунок в детский сад, а ты уж присмотри за щенком, поиграй с ним, дай поесть.

Через какое-то время хозяин щенка вернулся за ним. Смотрит, а его щенок забился в угол и тихонько скулит от голода и скуки. Собака же в другом углу занимается своими делами.

Эх ты! – обиделся мальчик на хозяина. – Обещал присмотреть, а сам… Больше никогда у тебя своего щенка не оставлю! Даже не покормил!

И мальчик ушел. А хозяину было очень стыдно. Он понял, что собака из-за своей стеснительности не позаботилась о щенке. У них состоялся разговор. Какой?

Упрямство

Этюд «На улице»

Однажды, когда хозяин и собака были на прогулке, им нужно было перейти улицу. Хозяин велел собаке стоять смирно, дожидаясь зеленого света, но собака заупрямилась и пошла на красный. В результате она чуть не попала под машину, а к хозяину подошел полицейский, отвел в полицию и оштрафовал. Это как раз были деньги, на которые он собирался купить собаке… ( мороженое, банан, шоколадку).

Демонстративность

Этюд «Ссора»

Собака чем-то (придумать-чем) разозлила своего хозяина, и он на нее накричал. Собака злобно залаяла в ответ и выскочила на улицу. «Не вернусь домой!» - подумала она. Но потом стемнело, стало холодно, пошел дождь. Собака подошла к двери своей квартиры. Поскреблась, ей открыл хозяин… (Диалог).

Ревность

Этюд «Хозяин находит щенка»

Однажды хозяин подобрал на улице симпатичного щенка и принес его домой. «Посмотри, какой он жалкий и замерзший»,- сказал хозяин своей собаке. Он покормил щенка, завернул его в шерстяной шкаф и положил к себе в постель. А ночью проснулся от  громких вздохов. Это вздыхала собака. «Что с тобой? – спросил хозяин. Собака жалобно заскулила, а потом ответила: «Ты меня не любишь, я тебе не нужна. У тебя теперь есть щенок!» Что ответил собаке хозяин?

Обида

Этюд «Убегалки-догонялки»

Однажды, гуляя, собака увидела, как дворовые псы играют в убегалки –догонялки.

-Можно мне с вами поиграть? – спросила собака. И тут же добавила. – Только, чур, я буду убегалка!

-Нет уж, - ответили псы, если ты хочешь, чтобы мы тебя приняли в игру, сперва побудь-ка догонялкой.

Собака обиженно фыркнула и ушла прочь. Но потом, когда оглянулась и увидела, как весело бегают собаки и как догонялка быстро превращается в убегалку, ей стало грустно, и она подумала, что обиделась зря (почему зря? – пояснить!) и решила вернуться. Что она сказала, вернувшись? Показать, как ее приняли в игру, как она была сначала догонялкой, потом убегалкой и как ей было весело.

Закончить эту консультацию хотелось бы словами авторов методики драматической психоэлевации И.Я.Медведевой и Т.Л. Шишовой:

«Лечат не куклы, а люди. Они же и «выписывают лекарство». И исход лечения зависит не от антуража, а от желания и умения этих людей решить главную задачу: встретиться со сложным душевным миром ребенка и, не упрощая этот мир, сделать его более гармоничным».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как помочь ребенку преодолеть кризис 3-х лет?"

Практические советы для родителей по взаимодействию с ребенком, находящимся в состоянии кризиса трех лет...

Как помочь ребенку преодолеть застенчивость...

Несколько советов родителям, дети которых застенчивы...

Как помочь ребенку преодолеть тревожность?

Помогайте ребенку справляться с тревогой....

Консультация для родителей на тему "Как помочь ребенку преодолеть застенчивость"

Расширить представления родителей о способах и методах преодоления застенчивости....

Консультация для родителей "Как помочь ребенку преодолеть негативные эмоции"

Рекомендации родителям по обучению детей приемам самоконтроля...

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ

Владение собой – это настоящее искусство, которое постигается всю жизнь. Не каждый взрослый в состоянии полностью контролировать свои эмоции и поведение. Так как помочь ребенку и себе преодолеть негат...

Как помочь ребенку преодолеть речевые проблемы

Ребенку можно и нужно помочь преодолеть речевые проблемы....