Кому легче жить культурному или не культурному человеку.
план-конспект занятия на тему
Расширить представления воспитанников о правилах этикета, развивать умение правильно оценивать себя и других, формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни, формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komu_legche_zhit_kulturnomu_ili_ne_kulturnomu_cheloveku.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кому легче жить культурному или не культурному человеку»
беседа-рассуждение
«Поведение - это зеркало, в котором
каждый показывает
свой облик».
Гёте
Цели: расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни; формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.
Ход мероприятия:
Здравствуйте!
Поклонившись, мы, друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали,
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастье
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радости
Сделалась жизнь?
- Итак, ребята, давайте сегодня поговорим с вами о том, кому легче жить культурному или не культурному человеку.
- Скажите, что вы вкладываете в понятие культурный человек? Ответы детей.
Культурный человек – это человек, который знает и выполняет правила поведения, знает этикет.
Этикет – в переводе с французского – это правила культурного поведения, которые нужно знать каждому человеку.
В России первые правила поведения были записаны в книге «Домострой». Домострой учил «не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не помнить зла»… Находим мы в Домострое и такое «золотое» правило: «Чего сам не любишь, то и другим не делай».
Царь Петр Первый часто давал балы, на которых бывали послы из других стран. На этих балах и приемах молодые люди могли найти себе невесту, сделать карьеру. Но для того, чтобы достичь успеха, нужно было уметь себя вести. Тогда-то и появилась книга о культуре поведения. Там были, например, такие правила: «в платок громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало». И многим это помогало казаться культурными, воспитанными людьми. Книга эта называлась «Юности честное зерцало». Как вы понимаете эти слова?
Примерные ответы детей.
– Книжка как зеркало, глядя в которое будешь выглядеть честным и красивым.
– Это зеркало, которое честно показывало молодежи ее бескультурье.
– Это волшебное зеркало, в котором ты видишь только хорошее.
Что значит быть культурным человеком и нужно ли быть им?
Для того чтобы понять, что значит быть культурным человеком нужно обратиться к понятию культуры.
В мире существует большое количество философских и научных мнений, именно поэтому культура имеет несколько определений. Обобщив их можно смело сказать, что в современном понимании культура — есть социально значимая информация, передающаяся из поколения в поколение и выражающаяся через ценности, нормы, смыслы и знаки (символы).
И это так, ведь культура человека состоит не только из культурного общения и обходительности, но и из умения трудится на общее благо.
Культурного человека легко заметить в толпе, он совершенствуется и ему всё удаётся. Чем богаче его культура, накопленная поколениями, тем большее преимущество он имеет.
Но нельзя забывать, что стремление играет решающую роль. Без цели быть культурным и жить в культурном обществе, человек даже не задумается о том, чтобы сотрудничать с другими, не просто, потому что это выгодно, а для того чтоб совершенствоваться.
Не культурный человек, никогда не станет известным для следующих поколений, а дурная слава так же быстро угаснет, как вспыхнула.
Культурный человек, ведёт себя так же и в общении с близкими ему людьми, и в общении со своей второй половинкой.
Но не следует вдаваться в крайности и угождать всем, нужно вежливо говорить нет, когда нужно сказать нет.
Но одного стремления и семейного воспитания не достаточно. Чтобы быть культурным нужно жить в культурном обществе. В этом случае усилия не будут напрасны.
«Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может — должен — мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетарном аспекте» (В.И. Вернадский).
Понятие некультурного человека также привлекает многих людей. Оно как бы привораживает и подчиняет себе человека, разрушая личность и увлекая за собой разрушение цивилизации, обращая в варварство любые ее достижения.
Я задам вам следующие вопросы:
1. Что отличает культурного человека от других людей?
2. Культурный человек должен...
3. Среди культурных людей я чувствую...
4.Всех культурных людей объединяет...
5. Где чаще всего можно встретить культурного человека?
6. Культурным человеком я называю...
7. Важнее всего для культурного человека...
8. Среди культурных людей бывают...
9. Культурный человек никогда...
10. Культурный человек всегда...
11. Противоположность культурному человеку...
12. Я не могу назвать культурным человеком того...
Исходя из проведённого опроса, можно составить примерный портрет культурного человека.
1. От других его отличает вежливое и уважительное отношение к собеседнику, в любой ситуации, степень эрудированности.
2. Культурный человек должен быть вежливым и образованным, не прекращать учиться на протяжении всей жизни.
3. Среди культурных людей одни чувствуют себя скованно, другие уютно и уверенно, но и те и другие чувствуют необходимость развиваться.
4. Всех культурных людей объединяет умение культурно вести себя в обществе и стремление к дальнейшему развитию.
5. Культурных людей можно встретить на различных мероприятиях, соответствующих их культурному уровню развития, но это не значит, что на каждом мероприятии обязательно должны быть культурные люди.
6. Культурным, я называю человека, который доброжелательно относится к другим, но в первую очередь уважает себя и стремится к получению новых знаний.
7. Важнее всего для культурного человека быть вежливым и культурным, уважать себя и других и стремиться к развитию.
8. Среди культурных людей можно встретить много интересных собеседников, но не факт, что они окажутся не занудами.
9. Культурный человек никогда не применит грубую силу и не опуститься до сквернословия.
10. Культурный человек всегда вежлив, доброжелателен и может поддержать беседу в нужном «ключе».
11. Противоположностью культурному человеку является хам, быдло, человек с узким кругом примитивных интересов (алкоголь, клубы, игры) заведомо не желающий ничего знать.
12. Я не могу назвать культурным человеком того, кто не стремится к знаниям, не уважает себя и других, унижает людей, матерится, курит в подъездах и лифта, т.е. большую часть населения нашей страны.
Можно сделать вывод, что, хотя большинство людей нельзя назвать культурными, но это не значит, что они не могут ими стать. Главное хотеть этого и стремиться к своей цели.
- Давайте мы разберём несколько ситуаций.
Ситуация первая
Мама и папа ушли в гости. Скоро придут. Оля дома одна. Играет в компьютерную игру. Звонок. В дверях, Николай Иванович. Он работает вместе с отцом.
Здравствуй, Оля. Папа дома?
Папы нет, — Оля нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на замке дверей.
— Жаль. До свидания.
А как бы вы поступили на месте Оли?
Ситуация вторая
Алеша возвращался из школы с друзьями. По дороге спорили о том, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил — антилопа. Доспорить не успели, а уже и дом Алешин. Расставаться не хотелось. Алеша предложил: “Пошли к нам, ребята. У меня “Жизнь животных” есть. И поедим, а то здорово есть хочется”.
А мама ругаться не будет? — спросил Витя.
Ну, что ты! Она у меня не такая!
Мальчикам открыла мама Алеши. Она была в стареньком платье, в фартуке. Из-под косынки выбились волосы. В руках мокрая тряпка. В ванной работала стиральная машина, а в комнате, куда прошли мальчики, вся мебель была сдвинута. Видно, началась большая уборка.
— Вы уж извините, ребята,— у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю вам чего-нибудь перекусить.
Мальчики стали отказываться, порывались уйти. Хозяева уговаривали их остаться. Всем было неловко, нехорошо. Кто виноват в этом?
Ситуация третья
Скоро, в школу. Уроки ещё не сделаны. А мама просила начистить картошку и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмётся за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И всё не уходят. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Тусю. Отрабатывали на ковре приёмы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни.
Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба?
- Хорошо ребята, вы справились с этим заданием. Сейчас, я предлагаю вам по группам составить свод правил поведения для нашего центра. Каким он должен быть по вашему мнению.
По окончанию работы, правила зачитываются представителями команд.
Рефлексия: молодцы ребята! Вы сегодня отлично поработали, как каждый в отдельности, так и в командах. Я надеюсь, что в процессе диспута вы узнали что-то новое для себя. Что вам сегодня понравилось и что хотели бы дополнить? Как оцениваете свою работу?
Итак, мы пришли к общему мнению, что человеку культурному проще и лучше жить, чем не культурному. Надо ставить цели и стремиться их достичь. Только культурный человек может стремиться к чему-то, развиваться и идти в ногу со временем. Я всем вам желаю стараться быть культурными и вежливыми, не только сегодня, но и всегда в любых ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Культурный человек»
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Культурный человек» Программное содержание: формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного...
Конспект занятия для подготовительной к школе группы " Трудно ли быть культурным человеком?"
Занятие направлено на реализацию задач в соответствии с требованиями программы " Радуга" по формированию нравственных качеств: уважение к старшим и сверстникам, соблюдение правил поведения в пов...
Сценаий развлечения по теме:"Культурный человек"
Как воспитать в ребенке культуру поведения в театре, автобусе? Нужно просто в это поиграть!...
Конспект занятия: "Культурный человек" в старшем дошкольном возрасте.
Конспект создан что бы:1.Формировать представление кто такой культурный человек, о доброте как поожительном качестве человека.2.Учить находить правильные решения в проблемных ситуациях.3. Учить расска...
Конспект занятия: Культурный человек в старшем дошкольном возрасте.
ФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КТО ТАКОЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. О ДОБРОТЕ КАК ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ КАЧЕСТВЕ ЧЕЛОВЕКА.УЧИТЬ НАХОДИТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ В ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЯХ.УЧИТЬ РАССКАЗЫВАТЬ ПО ПЛАНУ С ПОСЛЕ...
ВЫСТУПЛЕНИЕ на педагогическом совете по теме: "Культурный человек"
Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилам...
- Мне нравится (1)