Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Выявить уровень знаний детей, совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа, упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением, в составлении предложений, развивать четкое произнесение звуков, мелкую моторику, воспитывать любовь к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znatoki_rodnogo_yazyka_alekseeva_t.i.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект итогового занятия по развитию речи и грамоте в средней группе
Тема: «Знатоки родного языка»
Программное содержание: выявить уровень знаний детей, совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа, упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением, в составлении предложений, развивать четкое произнесение звуков, мелкую моторику, воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: «дерево», на котором висят карточки с изображением букв А, Т, Л, О, И, П, Р, М, С, Н; картинки для составления предложений; фишки; звуковые линеечки, раздаточный материал для звукового анализа; пластилин, листы картона, дощечки для лепки.
Ход занятия:
- Дети, мы с вами в течение года добросовестно трудились, учились правильно произносить звуки, красиво строить предложения, сочинять интересные рассказы.
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо
Вспомним обязательно,
Все, что узнали на занятиях.
- Сегодня мы будем работать и играть с этим необычным деревом.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем.
А что? Буквы.
- Многие из вас уже знакомы с буквами. Каждая буква на этом дереве предлагает нам задание.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Много букв на дереве. Справитесь ли вы со всеми их заданиями? Тогда начинаем.
Воспитатель снимает с дерева по одной букве, спрашивает детей, знакома ли она им, а затем предлагает выполнить задание.
БУКВА «А»
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»
Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.
Большой –
Мягкий –
Жара –
Тяжелый –
Светлый –
Ложиться –
Грязный –
Говорить –
Добро –
БУКВА «Т»
Дидактическая игра « Назови три слова»
Воспитатель предлагает обобщающее понятие, а дети подбирают к нему три подходящих слова.
Животные –
Одежда –
Растения –
Продукты питания –
Транспорт –
БУКВА «О»
Дидактическая игра «Один – много»
Воспитатель предлагает слово, а дети ставят его во множественном числе.
Муравей – много … муравьев.
Машина – много …. машин.
Тюльпан – много …. тюльпанов.
Стол – много …… столов.
Сын – много ….. сыновей.
Кот – много ….. котов.
Дом – много …… домов.
БУКВА «П»
Дидактические упражнения «Сколько слов» и «Составь предложение»
- Вспомните, из чего состоят предложения? Отложите столько фишек, сколько слов в предложении.
1. Наступила весна.
2. Саша рисует красную машину.
3. Посадил дед репку.
БУКВА «И»
Дидактическая игра «Исправь ошибку»
Воспитатель произносит предложения, а дети находят в нем ошибку.
1. Цветы стоят на вазе.
2. Юркий воробей собирать крошки.
3. В лесу растут сосна.
4. На черной небе блестят звезды.
БУКВА «С»
Дидактическое упражнение «Сколько слогов»
Воспитатель называет слова, а дети считают сколько слогов в слове.
Кук-ла, мяч, ку-би-ки, ма-ши-на, юла. Как одним словом можно назвать эти предметы? (игрушки)
Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз и звукоподражания
«Медведь по лесу бродит»
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит. Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет. Изображать, как медведь достает и ест мед.
Облизывает лапу
Сластена косолапый. Имитировать как медведь облизывает лапу, стараясь далеко высунуть язык и двигая им снизу вверх.
А пчелы налетают, сердятся,
Жужжат, медведя прогоняют. Звукоподражание: «Жжжж». Отвести руку вперед и поочередно касаться указательным пальцем носа, щек и т.п.
А пчелы жалят мишку:
Не ешь наш мед, воришка! Водить указательным пальцем перед лицом и прослеживать за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу. Ходьба «вперевалочку»
Ложится, засыпает
И пчелок вспоминает. Сесть на место, положить руки под щеку. (И. Лопухина)
БУКВА «Л»
Дидактическое упражнение «Чистоговорка»
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Ли-ли-ли – прилетели журавли.
Лу-лу-лу – стол стоит в углу.
Ул-ул-ул – у нас сломался стул.
Оль-оль-оль – мы купили соль.
Лю-лю-лю – маму милую люблю.
БУКВА «Р»
Дидактическое упражнение «Найди звук»
- Я прочту скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще других, назовите это звук.
В шалаше шуршат мыши. (ш)
Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться. (ж)
На горе Арарат растет красный виноград. (р)
БУКВА «М»
Дидактическое упражнение «Найди место звука в слове»
Работа со звуковыми линеечками. Определить где находится звук (в начале, середине или конце слова).
Машина, дом, муха, компот, шум, маска, мышка, лампа, молоко.
БУКВА «Н»
- Давайте разберемся, чем отличаются звуки от букв? Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим. Вспомните, какие бывают звуки? Гласные и согласные.
Гласные тянутся в песенке плавной,
Могут заплакать и закричать,
Но не желают свистеть и ворчать.
- Покажите, какими значками мы обозначаем гласные звуки.
А согласные – согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не могут они петь.
- Покажите, какими значками мы обозначаем согласные звуки.
Дидактическое упражнение «Гласный или согласный»
Воспитатель называет звуки, а дети определяют гласные они или согласные.
Дидактическое упражнение «Замени согласный звук»
Воспитатель предлагает детям твердый согласный звук, а дети называют его мягкую пару.
Лепка «Вылепи любую букву»
Детям предлагается вылепить из пластилина любую букву, используя приемы прямого раскатывания, сгибания, соединения, сглаживания и т. п. После окончания работы дети прижимают буквы к листкам картона и забирают свои работы домой.
- Вы справились со всеми заданиями и показали хорошие знания родного языка. А впереди еще много интересных занятий, которые помогут вам стать знатоками родного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....
Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)
Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...