Программа по развитию восприятия и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Данная программа является развивающей, направлена на формирование восприятия и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Развитие самосознания, уверенности, внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Планирование работы | 28.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ ДСКН № 1,
города Сосновоборска
Планирование программы по развитию восприятия и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, 6 - 7 лет
Выполнил:
Шиллер А.В.
2018 – 2019 год
Пояснительная записка
Программа направлена на развитие эмоционально-волевой сферы детей 6 - 7 лет. Состоит из двух блоков, каждый из которых может проводиться по отдельности, однако все части тесно взаимосвязаны и в целом направлены на развитие восприятия, телесных ощущений, умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние. Восприятие как особая познавательная деятельность становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдения, рассматривание, поиск. Поэтому работа по специальной организации процесса восприятия у детей важна. Второй блок программы акцентирован не просто на проработке эмоций на уровне их узнавания по мимике, жестам, поведению, а на том, чтобы ребенок проживал каждую эмоцию на телесном уровне, наблюдал за своими телесными ощущениями и оценивал их.
Цель программы: через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному развитию ребенка.
Задачи:
- Развивать навыки социального поведения.
- Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.
- Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.
- Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами.
- Формировать позитивное отношение к сверстникам.
- Помогать детям осознавать эмоции и проживать их на телесном уровне.
- Повышать групповую сплоченность.
Структура, форма проведения программы:
Программа включает в себя 28 занятий продолжительностью 25-30 минут. Состоит из двух блоков.
I Блок - 7 занятий
II Блок - 21 занятие
Первое занятие приветствие. Последнее занятие творческая мастерская. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Формы проведения: групповая.
Необходимое оборудование и условия проведения: занятия проводятся в форме мини-тренингов в помещении, где дети могли бы разместиться по кругу, сидя на стульчиках или на ковре.
Для работы по программе необходимы: магнитофон, кассеты с релаксационной музыкой, листы бумаги, карандаши, а также различные вспомогательные материалы, которые подробно описаны в сценариях занятий.
Первый блок программы «Моя первая ступень в телесный мир» — направлена на развитие у ребенка основных отношений «восприятие —движение»; знакомит детей с различными видами восприятия, поскольку в дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность.
Второй блок программы «Здравствуй, я сам!» — вводит ребенка в мир. человеческих эмоций, помогает ему прожить определенное эмоциональное состояние, создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в своих чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Тематическое планирование
№ | Название занятия | Цель | Игры, упражнения | |
1 | «Будем знакомы!» (вводное занятие) |
| «Здравствуй, друг!» «Правила нашей группы» «Волшебный клубочек» «Любимое животное» «Солнечный зайчик» | |
2 | Занятие 1. |
| «Приветствие» «Мои части тела» «Контуры» «Волшебная страна» «Нарисуй портрет» «Волшебное озеро» | |
3 | Занятие 2. |
| «Приветствие с колокольчиком» «Путешествие в волшебную страну» «Дорисуй портрет» «Мои части тела – уши» «Слушаем звуки улицы» «Угадай, что звенит?» «Кто кричит?» | |
4 | Занятие 3. |
| «Приветствие с мячиком» «Путешествие в волшебную страну» «Мои части тела – глаза» «Рисуем глазки» «Опиши друга» «Чего не стало?» | |
5 | Занятие 4. | - совершенствование восприятия - тренировка обоняния - закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств | «Приветствие с цветком» «Путешествие в волшебную страну» Дорисуй портрет. «Моя часть тела – нос» «Чем пахнет?» «Цветы» | |
6 | Занятие 5. |
| «Приветствие» «Вспомним героев волшебной страны» «Нарисуй контур» «Рисуем свой портрет» «Галерея портретов» | |
7 | Занятие 6. | - совершенствование восприятия - тренировка тактильных ощущений - закрепление навыков обследования предметов с помощью органов осязания | «Приветствие ладошками» «Путешествие в волшебную страну» «Качества предметов» «Пощупаем части тела» «Погладь соседа» «Чудесный мешочек «Волшебная дорожка» | |
8 | Занятие 7. (Радость 1) | - расширение представление детей о радости - развитие творческого мышления - укрепление доверия в группе | Приветствие. «Путешествие в волшебную страну» «Дорожка радости» «Для чего нужен предмет?» «Закончи предложение» «Рисуем куклу радостного человека» | |
9 | Занятие 8. (Радость 2) | - расширение представления детей о радости - развитие творческого мышления, памяти, координации движений - развитие произвольного улавливания ощущения тепла | Приветствие. «Что для чего?» «Обведи контур фигуры» «Пожелания» «Поселим радость» «Стена эмоций» | |
10 | Занятие 9. (Радость 3) |
| «Приветствие в танце» «Что для чего?» «Найди место радости» «На какой предмет похожа радость?» «Поселим радость» «Стена эмоций» | |
11 | Занятие 10. (Радость 4) | - расширение представления детей о радости - продолжения наблюдений за ощущениями в теле - формирование положительного эмоционального настроя. | «Приветствие в танце» «Найди радостную картинку» «Украшаем дом радости» «Нарисуй радостного человечка» «Заселим город радостными жителями» «Какой он, радостный человек?» | |
12 | Занятие 11 (Страх 1) |
о страхе - развитие произвольности, укрепление доверия в группе
| «Приветствие» «Выбери дорожку» «Движения страха» «Изобрази страх» «Закончи предложение» «Рисуем лицо страха» «Чудесная кровать» | |
13 | Занятие 12 (Страх 2) | - расширение представлений детей о страхе - развитие творческого мышления, памяти, координации движений - снятие мышечных зажимов | Приветствие. «Дорожный танец» «Вспомни соседей» «Что в домике лежит» «Изобрази страх» «Потерялся!» «Маска страха» | |
14 | Занятие 13 (Страх 3) | - расширение представлений детей о страхе - развитие творческого мышления, памяти, координации движений - снятие мышечных зажимов - развитие произвольного улавливания неприятных ощущений (дрожь, холодок) | «Приветствие». «Дорожный танец» «Кто может быть страшным?» «Изобрази страшного .» «Рисуем страх» «Чудесная кровать» | |
15 | Занятие 14 (Страх 4) | - расширение представлений детей о страхе - продолжение наблюдения за ощущениями в теле - формирование положительного эмоционального настроя | «Приветствие» «Дорожный танец» «Что в домике лежит?» «Домик страха» «Лицо страха» «Страх исчезни!» | |
16 | Занятие 15 (Злость 1) | - расширение представлений детей о злости - развитие произвольности - создание благоприятных условий для проявления чувств | «Приветствие» «Дорожный танец» «Запомни соседей» «Когда я злюсь, я …» «Рисуем куклу, которая злится» «Мешочек злости» «Прогоним злость» | |
17 | Занятие 16 (Злость 2) | - расширение представлений детей о злости - развитие произвольного улавливания напряжения - снятие мышечных зажимов | «Приветствие – эхо» «Вспомни соседей» «Изобрази злость» «Пружина» «Фонтан, который умел плавать» - чтение сказки «Раскрась место злости» «Мешочек злости» | |
18 | Занятие 17 (Злость 3) |
- развитие творческого мышления, памяти, координации движений - снятие мышечных зажимов. | «Приветствие» «Вспомни соседей» «Сердитый дог Бульдог» - чтение сказки. «Изобрази злость» «Раскрась место злости и прогони ее» «Мешочек злости» | |
19 | Занятие 18 (Злость 4) | - расширение представлений детей о злости - продолжение наблюдения за ощущениями в теле - формирование положительного эмоционального настроя | «Приветствие». «Домик злости» «Рисуем злых человечков» «Сравни человечков» «Превращения» «Подушка и мешок для битья» | |
20 | Занятие 19 (Спокойствие 1) |
- развитие саморегуляции - обучение детей умению произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. | «Приветствие» «Отдых на полянке» «Дорожный танец» «Закончи предложение» «Рисуем куклу спокойствия» «Гамак» | |
| ||||
21 | Занятие 20 (Спокойствие 2) | - расширять представления детей о спокойствии - развитие творческого мышления, памяти, координации движений - обучение детей произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. | «Приветствие» «Дорожный танец» «Вспомни соседа» «Что в домике лежит?» «Засели спокойствие» «Стена эмоций» | |
22 | Занятие 21 (Спокойствие 3) |
| «Приветствие» «Дорожный танец» «Вспомни соседа» «Рисуем картину спокойствия» «На что похоже?» | |
23 | Занятие 22 (Спокойствие 4) | - расширять представления детей о спокойствии - формирование положительного эмоционального настроя - развитие саморегуляции | «Приветствие» «Дорожный танец» «Домик спокойствия» «Рисуем спокойного человечка» «Чем отличаются человечки?» «Гамак» | |
24 | Занятие 23 (Робость) |
уверенности в себе
| «Приветствие – поем имя» «История про Костю» «Я - лев» «Я очень хороший!» «Мы все – хорошие» | |
25 | Занятие 24 (Удивление) |
| «Приветствие» «Угадай эмоцию» «Изобрази эмоцию» «Живая шляпа» «Рисуем удивленного человечка» «Оживляем круги» | |
26 | Занятие 25 (Самодовольство) | - знакомство с чувством самодовольства | «Приветствие» «Изобрази эмоцию» «Хвастунишки» «Мышка - хвостунья» - чтение сказки Разыгрывание сказки | |
27 | Занятие 26 (Стыд, вина) | - знакомство с чувством вины | «Приветствие» «Угадай эмоцию» Рассказ «Косточка» «Разыгрывание истории» «Подарки» | |
28 | Занятие 27 (Отвращение) | - знакомство с чувством отвращения | «Приветствие» «Угадай эмоцию» Чтение истории «Солнечный зайчик» «Изобрази эмоцию» «Разыгрывание ситуации» | |
29 | Занятие 28 (Творческая мастерская) | - закрепление знаний об эмоциях | «Приветствие» «Создаем портреты разных эмоций» Совместный коллаж «Взлохмаченные человечки» |
Литература:
1. Крюкова С.В. «Здравствуй, я сам!». Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет – М.: «Генезис», 2002.
2. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2002.
3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах – М.: Генезис, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей и сотрудников детских садов....
Игры и упражнения для развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
В статье рассказывается о значении и опыте использования в работе с детьми дошкольного возраста психологических , коммуникативных игр....
Консультация для педагогов и родителей "Литотерапия-как средство развития познавательной и эмоциональной сфер детей дошкольного возраста"
Литотерапия-это одно из малоизученных направлений арт-технологии, и в моей консультации есть небольшая информация для педагогов,а также родителей....
Влияние изобразительной деятельности на развитие познавательной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания специфики творчества ребёнка, умения тактично способствовать приобретению необходимых навыков...
Мастер-класс для родителей «Игра с камнями как средство развития познавательной и эмоциональной сфер детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для родителей «Игра с камнями как средство развития познавательной и эмоциональной сфер детей дошкольного возраста»...
Картотека игр и упражнений для развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Данные игры и упражнения направлены на развитие внутреннего мира ребенка, дают представление о разнообразных эмоциях, учат дошкольников понимать свои чувства и эмоциональные состояния других людей, а ...
Проект "Литотерапия как средство развития познавательной и эмоциональной сфер детей дошкольного возраста"
Проект для воспитанников подготовительной к школе группе с конспектом бесед, консультаций для родителей, текстом тематических худодественных произведений, описанием игр, используемых на каждом эт...