Консультация для родителей "Мама, поиграй со мной..."
консультация по теме

Матузова Светлана Андреевна

О значении игры в семейном воспитании. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Какие мысли возникают, когда вы слышите слово «игра»? У многих рождаются позитивные ассоциации: детство, игрушки, смех, счастье и т.д. Но зачастую в повседневной жизни игра воспринимается, как что-то противоположное важным делам и работе. Обычно игра для взрослых связана с отдыхом, забавой, развлечением и бездельем. Ребенок нередко может слышать от родителей такие фразы: «Тебе бы все только играть, давай лучше посчитаем, пора уже делом заниматься». Когда сын рассказывает, как он здорово играл в садике с другом в мяч, мама, недослушав, сообщает, что скоро он будет ходить на занятия по английскому языку. Поддавшись модным веяниям раннего развития детей с пеленок, родители не признают потребность ребенка в игре, подменяют ее занятиями или просмотром мультфильмов. И то, и другое недопустимо и тормозит психическое развитие детей.

В этих примерах, игра противопоставляется важным, по мнению взрослых, вещам. Из-за этого у ребенка складывается ощущение, что, когда он играет, он занимается какой-то ерундой. На самом деле значение игровой деятельности в жизни детей огромно. Для родителей необходимо понимать потребности ребенка и правильно их удовлетворять.

Еще советскими психологами Львом Выгодским и Даниилом Элькониным было доказано, что игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Только благодаря игре происходит эффективное разностороннее развитие ребенка. Кстати, последние исследования психологов подтверждают, что актуальность игры сохраняется и в школьном возрасте, и в юности, а также очень полезно играть взрослым и пожилым людям.

Итак, зачем же ребёнку нужно играть, для чего ему это необходимо. Игра – это один из важнейших инструментов развития ребенка. Именно в игре закладываются фактически все важные функции для человека. Это психические процессы: ощущение, восприятие, мыслительные операции, память, воображение, а также речь и воля. Играя, ребенок овладевает социальными нормами и способами взаимодействия. Игры позволяют ребенку смоделировать, проиграть важные моменты, которые он пока самостоятельно не может делать в реальности. Например, отправиться в путешествие, лечить, как доктор, быть учителем, водителем, артистом и т.д. Кстати, играя в магазин, ребенок учится правильно относиться к деньгам, познает рыночные отношения. В процессе такой игры взрослые смогут легко научить малыша счету. Информация, которую ребенок получает в игре, усваивается быстрее и прочнее. К тому же, после 4 лет в играх дети сами устанавливают правила и строго следят за их соблюдением, что прекрасно формирует волевую сферу.

Но одного признания взрослыми значимости игры для развития ребенка недостаточно. Для игровой деятельности ребенку необходимы игрушки, которые соответствуют его возрасту. Как из широкого изобилия игрушек выбрать то, что будет и развивать ребенка, и приносить ему радость, удовольствие? Почему красивая дорогая игрушка, которую малыш выпрашивал в магазине, вскоре становится совсем не интересной?

Самое главное правило для родителей: игровая деятельность станет развивающей только при активной роли близких взрослых.

После покупки новой игрушки продемонстрируйте ребенку, как с ней можно взаимодействовать, т.е. научите его играть с ней. Если вы принесли новый конструктор, машину или другую игрушку, обязательно поиграйте с малышом вместе, комментируя свои действия. Это вызовет у ребенка интерес, и он с удовольствием будет вам подражать. Очень важно отметить, что чем младше ребенок, тем большее участие взрослого в игре необходимо.

В то же время, для целостного, гармоничного развития личности одинаково важна, как совместная игра с родителями, так и самостоятельная игра ребенка.

Для того, чтобы в семье поддерживался здоровый микроклимат, а также для полноценного развития личности ребенка следует создавать условия для автономной (самостоятельной) игры малыша. В ней развивается самостоятельность, аутентичность и рефлексия у ребенка, т.е. понимание себя, своих интересов, желаний и чувств. Понимание и принятие себя поможет человеку в будущем принимать других людей и строить с ними конструктивные отношения.

В совместной игре кроме развивающего аспекта возникает эмоциональная близость, доверие друг к другу. Когда родители участвуют в играх с детьми, происходит интеллектуальное развитие ребенка благодаря подражанию.

Кроме того, игра способствует психологическому здоровью каждого участника, позволяет создать позитивное пространство в семье. Играя с ребенком, вы можете подкорректировать его поведение, разыгрывая с игрушками проблемную ситуацию. Ребенок, воспринимая свои поступки со стороны, анализирует их и постепенно проблема решается.

Если вы хотите узнать, как воспитатель в детском саду взаимодействует с малышом, тоже используйте игру. Ребенок, как зеркало, продемонстрирует во всей красе ситуацию в группе. Но не забудьте, что он, играя в семью в садике, без прикрас копирует и взаимоотношения в семье.

Кстати, игра позволит снять напряженность в семейных отношениях, выполняя важную роль для сплочения семьи. Это один из мощных инструментов формирования теплой атмосферы. В игре можно объединить сразу три поколения, что в реальной жизни происходит крайне редко. Пожилым членам семьи можно дать роли зрителей, контролеров или болельщиков в зависимости от сценария.

В обычной жизни члены семьи мало контактируют друг с другом, каждый занят своими делами. Игра становится таким пространством, в котором все находят подходящую игровую роль и взаимодействуют.

Если игра так важна, что же делать уставшим после работы взрослым, когда ребенок вечером просит поиграть с ним? Не спешите бросать все дела и включаться в игру, не испытывая желания. Ни вы, ни ребенок не получите удовольствия от такой игровой деятельности. Удовлетворить желание малыша вполне реально при выполнении обычных семейных дел, назначив его заместителем повара, или предложив ему роль продавца. Любой режимный момент превращайте в игру, и ребенок будет счастлив. Естественно, позже поиграйте с малышом в ту игру, которую он предлагал раньше. Тем самым вы удовлетворяете потребности малыша, делаете свои важные дела и, самое главное, строите с ребенком близкие, доверительные отношения. Ребенок в игровой ситуации быстрее выполнит требования взрослых, будет чувствовать вашу любовь и внимание. Количество капризов и конфликтов при таком взаимодействии будет минимальным, а это прекрасно мотивирует взрослых на игру с ребенком.

Чем старше становится ребенок, тем больше времени он может заниматься с игрушками самостоятельно. Взрослым в таком случае можно не вмешиваться в игру ребенка, не нарушать его планов. Когда у малыша игра становится однообразной, родителю полезно мимоходом обогатить игру какой-то оригинальной идеей. Возможно, ребенок использует ее, и самостоятельная игровая деятельность продолжится. Включенность в игру ребенка будет постепенно снижаться по мере его взросления. Поэтому, когда у него есть потребность в игре с вами, то ее по возможности следует удовлетворять.

Кстати, если в детстве человек не наигрался, он испытывает сложности во взаимоотношениях с людьми, сохраняются проблемы с принятием себя и т.д. На психологическом тренинге эти проблемы эффективно корректируются благодаря игре. Таким образом, исключительное значение игры в процессе формировании личности, бесспорно.

Ваши дети будут очень рады минутам, подаренным им в игровой деятельности. Общение взрослых с детьми в игре обязательно принесет свои плоды в будущем: у вас появятся общие интересы и позитивные воспоминания. Семья станет для детей местом, где они чувствуют себя комфортно, верят, что здесь их любят и понимают. Играйте со своими детьми чаще и будьте счастливы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Поиграйте со мной!»

Очень хорошо, если в семье есть традиция.Игра—это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье....

Консультация для родителей: Поиграй со мной мама!

Поиграй со мной мама!Малышу необходимо ваше присутствие, ваше сердечное участие, ваше внимание и любовь. Это рождает в нем ответное чувство любви и признательности, чувство физической и психичес...

Консультация для родителей «Поиграйте со мной!»

Консультация для родителей «Поиграйте со мной!»...

Консультация для родителей "Поиграй со мною, мама..."

Материал представляет собой краткую памятку для родителей, которая может служить руководством в совместной игровой деятельности с детьми....

Консультация для родителей "Поиграй со мной"

Влияние игры на всестороннее развитие ребёнка 3-4 лет...

Консультация для родителей "Поиграй со мной"

Автором представлена консультация для родителей по организации досуга с детьми....

Консультация для родителей: «Поиграй со мною мама!»

В данном материале мама малыша найдет очень много интересных игр для облегчения адаптационного периода в детском саду....