Доклад «Организация образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения с детьми младшего дошкольного возраста».
материал (младшая группа) на тему
Как организовать образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе норм и правил поведения с детьми младшего дошкольного возраста. С чего начать и нужно ли это вообще. В докладе описана необходимость и важность организации процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №12» г. Шебекино
Доклад
Тема: «Организация образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения с детьми младшего дошкольного возраста».
Подготовил: воспитатель Звездарска Людмила Викторовна
Шебекино 2018г.
«Видим, что малое деревце ко всякой стороне удобно преклоняется, и куда преклонится так и растет. Так и малое дитя. Научится ли добру в юности своей, - добр во всей жизни будет. Научится ли злу - и зол всю жизнь будет; ибо от воспитания, как от семени плоды, все прочее время жизни зависит».
Свят. Тихон Задонский. (в миру Тимофей Савельевич Соколов, при рождении Кириллов; 1724 епископ Русской православной церкви, епископ Воронежский и Елецкий, богослов, крупнейший православный религиозный просветитель XVIII века.
Россия – страна великой культуры и духовности. Духовность и нравственность всегда ценились выше богатства и являлись визитной карточкой нашей страны и общества. Духовно – нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование её конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно – нравственного воспитания становится возможным целостное развитие личности ребенка – дошкольника.
Дошкольное детство – время интенсивного развития человека, накопление социально значимого опыта, формирование отношений к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходит освоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания, пробы сил в различных направлениях. Это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родной земле, ребенок очень чувствителен, сенситивен перед ним открывается мир духовных ценностей, нравственных правил и норм поведения, человеческих отношений. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно не отделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Поэтому духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, п. 2) прописано, что воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе «социокультурных, духовно – нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Ребёнок находится в дошкольном учреждении значительное время, поэтому именно они призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей- фундамента духовности.
Как же нам, педагогам, организовать образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе норм и правил поведения с детьми младшего дошкольного возраста?
Давайте сначала определим объём этих ценностей, правил и норм поведения для данного возраста для того чтобы знать о чём идёт речь.
Под «духовно-нравственным воспитанием» нами понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Ребёнок должен знать назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и уметь пользоваться ими, должен владеть простейшими навыками самообслуживания (пользоваться салфетками, носовым платком, самостоятельно пользоваться унитазом, бумагой, полотенцем и пр., стремиться проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении (уметь самостоятельно одеваться - раздеваться, аккуратно складывать вещи на стульчик перед сон-часом или в шкафчик после прогулки, уметь собрать после игровой деятельности за собой игрушки и пр., проявлять интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремиться двигаться под музыку, эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства, должен уметь вежливо обращаться к сверстникам и взрослым, здороваться и прощаться и пр.
Задачи:- формирование любви к Родине,
-воспитание дружбы между детьми,
-воспитание уважения к старшим,
-воспитание навыков культуры поведения,
-формирование нравственных привычек,
-формирование ответственного отношения к выполнению порученных обязанностей,
-формирование умений дружно играть,
-воспитывать умение справедливо оценивать свои поступки и поступки других.
Проанализировав объём необходимых знаний для детей можно сказать , что для формирования духовно-нравственных ценностей, правил и норм поведения у детей младшего дошкольного возраста, что весь образовательно-воспитательный процесс должен быть направлен на их формирование. С момента попадания ребёнка и его родителя в дошкольное учреждение. Уважение, доброта, любовь, взаимопонимание, забота- должны быть между всеми участниками образовательно-воспитательного процесса, а именно детьми, педагогами, сотрудниками и родителями.
Для успешной организации образовательного процесса на основе духовно-нравственных ценностей необходимо:-создание окружающей среды,
-разработка форм , методов и приёмов,
-работа с родителями.
Окружающая среда | Формы и методы работы | Работа с родителями |
Патриотический уголок. Центр нравственно-патриотического воспитания. Уголок краеведения стенды, альбомы, наглядные материалы, макеты, экспонаты. Картотеки русских народных игр, частушек, песенок, считалок. Фотографии семьи, города, детского сада. | Занятия по познавательному развитию на тему духовно – нравственного воспитания детей («Мир вокруг нас», «Край, в котором ты живёшь», «Дерево добрых дел»). Игры нравственного и духовно – нравственного содержания. Просмотр диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения. Экскурсии, целевые прогулки (по городу, посёлку). Беседы с детьми о правилах поведения. | Проведение совместных праздников с родителями. Посещение музеев, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества. Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей. Постановка музыкальных сказок духовно – нравственного содержания. Чтение художественной литературы по духовно – нравственной тематике. Родительские собрания на духовно-нравственные темы; Лекторий для родителей; Открытые показы воспитательно-образовательного процесса; Вечера вопросов и ответов; Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; Экскурсии; Визиты домой; Ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания. |
Развивая у ребёнка духовно-нравственные ценности и принятые в обществе правила и нормы поведения важно ставить перед собой такую задачу: воспитать личность, умеющую видеть в другом человеке тоже личность.
Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.
Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
В детском саду дети должны жить в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
«Живите так, чтобы свеча нашего дела не погасла на Руси, жила бы и расцветала» - Владимир Мономах.( Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах. 26 мая 1053 Переяславль, Киевская Русь)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №12» г. Шебекино
Доклад
Тема: «Организация образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения с детьми младшего дошкольного возраста».
Подготовил: воспитатель Звездарска Людмила Викторовна
Шебекино 2018г.
«Видим, что малое деревце ко всякой стороне удобно преклоняется, и куда преклонится так и растет. Так и малое дитя. Научится ли добру в юности своей, - добр во всей жизни будет. Научится ли злу - и зол всю жизнь будет; ибо от воспитания, как от семени плоды, все прочее время жизни зависит».
Свят. Тихон Задонский. (в миру Тимофей Савельевич Соколов, при рождении Кириллов; 1724 епископ Русской православной церкви, епископ Воронежский и Елецкий, богослов, крупнейший православный религиозный просветитель XVIII века.
Россия – страна великой культуры и духовности. Духовность и нравственность всегда ценились выше богатства и являлись визитной карточкой нашей страны и общества. Духовно – нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование её конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно – нравственного воспитания становится возможным целостное развитие личности ребенка – дошкольника.
Дошкольное детство – время интенсивного развития человека, накопление социально значимого опыта, формирование отношений к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходит освоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания, пробы сил в различных направлениях. Это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родной земле, ребенок очень чувствителен, сенситивен перед ним открывается мир духовных ценностей, нравственных правил и норм поведения, человеческих отношений. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно не отделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Поэтому духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, п. 2) прописано, что воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе «социокультурных, духовно – нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Ребёнок находится в дошкольном учреждении значительное время, поэтому именно они призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей- фундамента духовности.
Как же нам, педагогам, организовать образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе норм и правил поведения с детьми младшего дошкольного возраста?
Давайте сначала определим объём этих ценностей, правил и норм поведения для данного возраста для того чтобы знать о чём идёт речь.
Под «духовно-нравственным воспитанием» нами понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Ребёнок должен знать назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и уметь пользоваться ими, должен владеть простейшими навыками самообслуживания (пользоваться салфетками, носовым платком, самостоятельно пользоваться унитазом, бумагой, полотенцем и пр., стремиться проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении (уметь самостоятельно одеваться - раздеваться, аккуратно складывать вещи на стульчик перед сон-часом или в шкафчик после прогулки, уметь собрать после игровой деятельности за собой игрушки и пр., проявлять интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремиться двигаться под музыку, эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства, должен уметь вежливо обращаться к сверстникам и взрослым, здороваться и прощаться и пр.
Задачи:- формирование любви к Родине,
-воспитание дружбы между детьми,
-воспитание уважения к старшим,
-воспитание навыков культуры поведения,
-формирование нравственных привычек,
-формирование ответственного отношения к выполнению порученных обязанностей,
-формирование умений дружно играть,
-воспитывать умение справедливо оценивать свои поступки и поступки других.
Проанализировав объём необходимых знаний для детей можно сказать , что для формирования духовно-нравственных ценностей, правил и норм поведения у детей младшего дошкольного возраста, что весь образовательно-воспитательный процесс должен быть направлен на их формирование. С момента попадания ребёнка и его родителя в дошкольное учреждение. Уважение, доброта, любовь, взаимопонимание, забота- должны быть между всеми участниками образовательно-воспитательного процесса, а именно детьми, педагогами, сотрудниками и родителями.
Для успешной организации образовательного процесса на основе духовно-нравственных ценностей необходимо:-создание окружающей среды,
-разработка форм , методов и приёмов,
-работа с родителями.
Окружающая среда | Формы и методы работы | Работа с родителями |
Патриотический уголок. Центр нравственно-патриотического воспитания. Уголок краеведения стенды, альбомы, наглядные материалы, макеты, экспонаты. Картотеки русских народных игр, частушек, песенок, считалок. Фотографии семьи, города, детского сада. | Занятия по познавательному развитию на тему духовно – нравственного воспитания детей («Мир вокруг нас», «Край, в котором ты живёшь», «Дерево добрых дел»). Игры нравственного и духовно – нравственного содержания. Просмотр диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения. Экскурсии, целевые прогулки (по городу, посёлку). Беседы с детьми о правилах поведения. | Проведение совместных праздников с родителями. Посещение музеев, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества. Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей. Постановка музыкальных сказок духовно – нравственного содержания. Чтение художественной литературы по духовно – нравственной тематике. Родительские собрания на духовно-нравственные темы; Лекторий для родителей; Открытые показы воспитательно-образовательного процесса; Вечера вопросов и ответов; Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; Экскурсии; Визиты домой; Ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания. |
Развивая у ребёнка духовно-нравственные ценности и принятые в обществе правила и нормы поведения важно ставить перед собой такую задачу: воспитать личность, умеющую видеть в другом человеке тоже личность.
Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.
Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
В детском саду дети должны жить в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
«Живите так, чтобы свеча нашего дела не погасла на Руси, жила бы и расцветала» - Владимир Мономах.( Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах. 26 мая 1053 Переяславль, Киевская Русь)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД: Использование малых форм фольклора в процессе работы с детьми младшего дошкольного возраста.
АКТУАЛЬНОСТЬ Все что пришло к нам из глубины веков, принято называть народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего на...
Модель деятельности ДОУ через объединение воспитанников и родителей (законных представителей) в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей.
Выступление на 3 городских Рождественских чтениях г. Нижневартовск Модель деятельности ДОУ через объединение воспитанников и родителей (законных представителей) в целостный образовательный процес...
"Работа по формированию основ духовно - нравственной культуры с детьми младшего дошкольного возраста"
Воспитание у детей чувства патриотизма - это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого маленького возраста....
Сборник методических разработок конспектов организованной образовательной деятельности по основам духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста «В СЕРДЦЕ ТВОЕ СТУЧУСЬ»
Актуальность сборника и педагогическая целесообразность духовно-нравственного воспитания дошкольников заключается в том, что память предков, любовь и уважение к Отечеству его культуре, вера в добро и ...
Конспект Игровой –образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. По программе «Социокультурные истоки» Тема: «Дороги добра»
Конспект открытого занятия по социкулшьтурной программе "Истоки" в средней группе...
Конспект Игровой –образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. По программе «Социокультурные истоки» Тема: «дороги добра»
Цель: Развитие у детей способности слышать слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему своё доброе отношение....
Духовно-нравственное воспитание, воспитание любви к Родине через наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста
laquo;Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках». В. А. Сухомлинский.Целью духовн...