ПДД программа
рабочая программа (старшая группа) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdd.docx110.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад общеразвивающего вида №44» НМР РТ

Муниципальное автономное учреждение «Управление дошкольного образования»

исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ

                       Программа

дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге "Дорожная Азбука"

Составитель  программы:

воспитатель первой квалификационной

категории Закирова Римма Фаритовна

                                 г. Нижнекамск, 2017 год

Предложенная программа – попытка показать на практике систему деятельности воспитателя по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.Данная программа разработана для детей 3- 7 лет.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/7821_6cdaded734e0aaa5cdd1f68c17550d15.jpg.jpg

Паспорт программы:

Наименование программы:
Программа дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная Азбука»
Цель Программы
Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах поселка.
Задачи Программы:
1.Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.
2.Организация предметно-развивающей среды ДОУ по проблеме.
3.Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
4.Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.
5.Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.
6.Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.
На кого рассчитана программа:
Программа разработана для детей дошкольного возраста (2 младшей, средней, старшей и подготовительной групп). Возрастной состав детей от 3 до 7 лет.
Сроки реализации программы:
Постоянно
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
Образовательный:
- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- Анализ готовности ребенка решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательный:
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный:
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

Раздел 1. Пояснительная записка

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах поселка Апраксино.
Статистические данные Костромской области об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет мою работу на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада и родители. Но, как правило, родители не всегда знают правила дорожного движения или не всегда выполняют их, имеют смутное представление о проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Предложенная программа – попытка показать на практике систему деятельности воспитателя по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

Раздел 2. Основные направления работы по программе:

Профилактическое:
- Обеспечение знаний о транспортной среде посёлка;
- Предупреждение попаданий детей в различные «дорожные ловушки»;
- Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий.
Организационное:
- Организация предметно-развивающей среды в ДОУ (по ПДД);
- Определение уровней сформированности умений и навыков по ПДД методами диагностики;
- Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;
- Пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов.

Актуальность:
Особенно актуальна данная проблема в области, где всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна давать ощутимые результаты. Поэтому мы посчитали необходимым поиск новых форм, приемов работы, способствующих организации взаимодействия педагогов с родителями в практическом обучении своих детей.

Педагогическая целесообразность:
Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «Чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте.

Цель программы: 
Формирование навыков безопасного поведения на улице и дорогах.

Задачи:
Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения.
Развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке.
Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах.
Воспитывать в детях грамотного пешехода.
Разработать комплекс мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.
Повысить профессиональную компетентность педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.

Принципы организации образовательного процесса: 
- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
- Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
- Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
- Дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
- Возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
- Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей 3- 7 лет. 
Работа по обучению Правилам дорожного движения может проводиться с группой детей или индивидуально в соответствии с перспективным планом работы. 
Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей: специально организованные занятия ОО «Социально- коммуникативное развитие», беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за транспортом, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций , энциклопедий, книг, рисунков с изображением улиц, видов транспорта, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, сюжетно- ролевые, подвижные, дидактические игры, игры- соревнования, праздники, конкурсы, игры- драматизации и т.д..

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут. (Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса . СанПиН 2.4.1.3049-13 пункт XI. 11.10.)
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми: 
- Интерактивный метод обучения.
- Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
- Личностно-ориентированная технология.
- Технология игрового обучения.
- Метод наблюдения и беседы.

Направления работы сотрудников ДОУ по реализации программы: 
1. Заведующий. 
- Распределение функциональных обязанностей между членами коллектива;
- Проведение инструктажей;
- Решение финансовых вопросов (приобретение оборудования, литературы, демонстрационного материала, игрушек и т.п.).
2.Старший воспитатель. 
- Определение места системы Обучения дошкольников правилам дорожного движения в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями.
- Участие в разработке проектов и перспективных планов по обучению детей ПДД и организации предметно-развивающей среды:
центры безопасности в группах;
информационные стенды для родителей;
площадка для практических занятий с детьми (на территории детского сада).
3. Воспитатель: 
- Создание условий для обучения детей ПДД в группах:
оформление центров безопасности;
подбор литературы, наглядного и дидактического материала по ПДД;
изготовление атрибутов к играм. 
- Взаимодействие с родителями.
4. Медицинские работники. 
- Участие в оценке образовательной работы в дошкольном учреждении с точки зрения состояния здоровья детей.
5. Музыкальный руководитель. 
- Разработка сценариев праздников и развлечений по ПДД.
- Подбор музыкальных произведений.
6. Руководитель физвоспитания: 
- Помощь в организации предметно-развивающей среды.
-Участие в спортивных праздниках, развлечениях по ПДД.
- Проведение подвижных игр с детьми по ПДД.
7. Младший воспитатель: 
- Помощь в организации предметно-развивающей среды.
- Участие в спортивных праздниках, развлечениях по ПДД.

Ожидаемые результаты
Образовательный:
- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательный:
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный:
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- Диагностика знаний, умений и навыков детей по ПДД в конце учебного года.
- Выставки рисунков, поделок, творческих работ, атрибутов.
- Участие в соревнованиях, конкурсах разного уровня.
- Публикация об итогах реализации программы на Всероссийском, региональном и муниципальном уровнях

Раздел 3. Диагностика уровня знаний, умений и навыков детей по освоению ПДД

Диагностика проводится два раза в год:
1 – вводная (сентябрь)
2 - итоговая (май).
Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе:
высокий – 3 балла;
средний – 2 балла;
низкий – 1 балл.

Перечень знаний, которыми должны владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.

1 год обучения.
Умение различать грузовой и легковой транспорт.
Знание частей автомобиля.
Знание о водителе автомобиля.
Первоначальные представления о сигналах светофора.
Элементарные знания о поведении на улице, дороге, тротуаре.
Знания о том, кого перевозит автобус, где он останавливается.

2 год обучения.
Знание видов транспорта.
Знание о светофорах (транспортном и пешеходном).
Знание о работе водителя.
Умение объяснять, как правильно вести себя на улице, дороге, тротуаре.
Знание о пассажирском транспорте.

3 год обучения.
Сформированы представления о том, что разные машины имеют разное предназначение.
Знание машин специального назначения.
Знание правил поведения в общественном транспорте.
Знание правил поведения пешеходов.
Умение объяснить, что такое улица, переход, проезжая часть, одностороннее, двустороннее движение.
Знание дорожных знаков «Пешеходный переход», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», «Осторожно, дети!»

4 год обучения.
Знания о правилах ПДД для пешеходов и пассажиров.
Знания о движении транспорта, работе водителя, сигналах светофора.
Знания о перекрёстке, «зебре», видах переходов (наземный, подземный, надземный).
Знание назначений дорожных знаков «Пешеходный переход», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», «Осторожно, дети!», «Велосипедное движение».
Знание правил езды на велосипеде.

Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дети к концу обучения:
Автобусная остановка - место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров.
Водитель - человек, управляющий транспортным средством.
Двустороннее движение - транспорт движется в двух противоположных направлениях.
Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.
Железнодорожный переезд - любое пересечение дороги железнодорожными путями.
Одностороннее движение - транспорт движется в одном направлении.
Островок безопасности - место между разделительными полосами на проезжей части дороги, может быть обозначено треугольником.
Пассажир - человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве.
Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.
Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход - место обозначенное для перехода через улицу. 
Посадочная площадка - место, где пассажиры ожидают общественный транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.
Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся только в одну строну) и двусторонним (машины движутся в разных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.
Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.
Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу. 
Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.
Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный), домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.
Участник дорожного движения - взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта.
Вопросы для проверки знаний детьми ПДД
1 год обучения

1.Назови цвета светофора.
2.Покажи грузовой и легковой автомобили.
3.Назови части автомобиля.
4.Кто управляет автомобилем?
5.Что делает водитель?
6.Где едут машины?
7.Кого перевозит автобус?
8.Где останавливается автобус?
9.Где ходят люди?
10.Где играют дети на улице?

Вопросы для проверки знаний детьми ПДД
2 год обучения
1.Какие ты знаешь автомобили?
2.Какие автомобили называют грузовыми?
3.Назови части автомобиля.
4.Что такое светофор?
5.На какой сигнал светофора можно переходить улицу?
6.Как называется место, где ходят люди?
7.Что ты знаешь о работе водителя?
8.Что ты знаешь о пассажирском транспорте?
9.Где можно играть на улице?
10.Почему нельзя играть на проезжей части дороги?

Для проверки знаний детьми ПДД на третьем и четвёртом году обучения используется авторская методика, разработанная старшим воспитателем Борисовой Е.А. «Методика обследования сформированности представлений о правилах безопасного поведения на дорогах»

Цель обследования: экспресс – анализ сформированности представлений старших дошкольников о правилах безопасного поведения на дорогах.

Данная методика позволяет быстро обследовать группу детей, отражает представления детей по следующим направлениям:
1.Ориентация в пространстве.
2.Форма и цвет предметов.
3.Виды и сигналы светофоров.
4.Предвидение опасности на улицах.
5.Виды транспортных средств.
6.Правила поведения на тротуаре, во дворе, на площадке.
7.Нахождение на улице со взрослыми. Правила перехода проезжей части дороги.
8.Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров.
9.Пешеходный переход (наземный, подземный и наземный «зебра»).
10.Дорожные знаки для пешеходов.

Материал: рисуночные тестовые задания в пакете – «файле» (Приложение), цветные маркеры на каждого ребенка, опросник для выявления уровня овладения теоретическими знаниями, протокол обследования.
Методика обследования: 
Можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей.
Обследование проводится по двум блокам.
I блок – карты задания.
Педагог зачитывает детям вопросы по порядку, дети маркером ставят «+» рядом с рисунком, обозначающим правильный ответ:
1.Какой автомобиль движется слева направо? (карточка №1)
2.Какой из светофоров настоящий? (карточка №2)
3.Покажи светофор для пешеходов. (карточка №4)
4.Покажи на картинке проезжую часть, тротуар, пешеходный переход, дорожные знаки. (карточка №5)
5.Кто из них пешеход? (карточка №7)
6.Объедини транспорт в группы. Соедини с соответствующей пиктограммой (для детей подготовительной группы) (карточка №11)
7.Игра «Четвертый лишний». Обозначь лишний предмет в каждой группе. (карточка №12)
8.Расставь дорожные знаки. (карточка №13,14)
II блок – карты – опросники.
Можно использовать в процессе индивидуальной беседы или вводить вопросы в процессе дидактической игры.
1.Что обозначают красный (зеленый, желтый) цвет в дорожном движении и где они используются? (карточка №3)
2.Назови виды транспортных средств. (карточка №11, 12)
3.Назовите опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров. (карточка №6, 10, 16,17, 18, 19)
4.Назовите безопасную дорогу и покажите на рисунке перекресток (карточка №8 и 9 для детей 7 лет)
Детям 7 лет 
Задания усложняются:
•Карточка №11. Назови виды транспортных средств и соедини их с соответствующей пиктограммой.
•Карточки № 9 и 17 используются только для детей 7 лет

Оценка результатов:
За каждый правильный ответ – «1» балл.
За каждый неправильный ответ – «-1» балл.
Максимальное количество баллов – 19.

Низкий уровень сформированности представлений:
Менее 7 баллов
Средний уровень сформировнности представлений:
От 7 до 14 баллов
Высокий уровень сформировнности представлений:
От 15 до 19 баллов

Низкий уровень развития:
•Ребенок способен воспроизвести изученные термины и понятия, но не может объяснить их сути и установить логическую связь между ними; 
•Не может выполнять практические задания без помощи взрослого;
•Не способен объективно оценить дорожную ситуацию, правильно сориентироваться в ней.
Средний уровень развития:
•Ребенок способен воспроизвести изученные термины и понятия, может объяснить их суть и логическую; 
•Затрудняется в самостоятельном выполнении практического задания;
•При оценки дорожной ситуации допускает ошибки, но после объяснения их исправляет, не способен правильно сориентироваться в дорожной ситуации.
Высокий уровень развития:
•Ребенок способен воспроизвести изученные термины и понятия, может объяснить их суть и установить логическую взаимосвязь между ними; 
•Самостоятельно выполняет практическое задание;
•Объективно оценивает дорожную ситуацию, адекватно ориентируется в ней

Данные обследования заносятся в протокол. Для более углубленной диагностики проводятся индивидуальные беседы с использованием рисунка, задания при работе с макетом.
По окончании обследования планируется индивидуальная коррекционная работа с детьми.

Используемая литература:
1)Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина «Безопасность» (учебно- методическое пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего возраста) изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2002 г
2)К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина «Твоя безопасность: как вести себя дома и на улице» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) 2- е изд… М.: Просвещение 2000
3)Л. А. Вдовиченко «Ребёнок на улице» изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2008 г.
4)А. В. Горская «Правила- наши помощники» (учебно-наглядное пособие) изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2006 г.
5)Т.И. Данилова «Программа «Светофор» (Обучение детей дошкольного возраста ПДД) Детство- Пресс 2009 г. С- Пб.
6)Р.Данкова "Про колёса, крылья, паруса: стихи, загадки" М.: Издательство Оникс 2012 год
7)Стихи Марины Дружининой «Мы идём через дорогу»
8)Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Москва: ТЦ «Сфера» 2007 г.
9)В. Н. Кирьянова «Дорожная безопасность» (учебная книжка-тетрадь) Москва: изд. «Дом Третий Рим» 2005 г.
10)В.Р. Клименко «Обучение дошкольников ПДД»
11)К. Нефедова "Транспорт. Какой он?" Москва 2003 год
12)Л.Б. Поддубная «Правила дорожного движения» Корифей- издательско- торговый дом Волгоград
13)«Сказка, которая сохраняет жизнь» Кострома 2004 г.
14)О. А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения» Москва 2007 г.
15)СД диск «Дорожные приключения»
16)Детские журналы «Путешествие на зелёный свет»
17)Компьютерные развивающие игры для дошкольников «Дракоша и ПДД», «ПДД для дошкольников»
18)Е.Я. Хабибуллина «Дорожная азбука в детском саду».
19)Г.П. Шалаева "Большая книга правил поведения для воспитанных детей" Москва 2007 г.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

I год обучения (вторая младшая группа)

Темы

Кол-во часов

Теоретических

Практических

1

«Профессия водитель»

1

2

«Грузовой транспорт»

1

3

«Автомобиль»

1

4

«Пассажирский транспорт»

1

1

5

«Мишутка в городе»

1

6

«Не попади в беду на дороге»

1

1

7

«Происшествие в лесу»

1

                                                  Итого 9 часов

  

II год обучения (средняя группа)

Темы

Кол-во часов

Теоретических

Практических

1

«Мы пассажиры»

1

1

2

«Улица»

1

3

«Наш помощник – пешеходный переход»

1

4

«Здравствуй Светофория»

1

5

«Дорожные знаки»

1

1

6

«Машины на нашей улице»

1

7

Сказка-игра «Азбука пешехода»

1

                                                Итого 9 часов

III год обучения (старшая группа)

Темы

Кол-во часов

Теоретических

Практических

1

«Мы знакомимся с улицей»

1

2

«В городском транспорте»

1

1

3

«Дорожные знаки»

1

4

«Зачем нужны дорожные знаки»

1

5

«Знай и выполняй правила дорожного движения»

1

6

«Нам на улице не страшно»

1

8

Разработка безопасного маршрута

 «Дом - детский сад»

1

1

                                                Итого  9 часов

IV год обучения (подготовительная группа)

Темы

Кол-во часов

Теоретических

Практических

1

«Улица города»

1

1

2

«В городском транспорте»

1

3

«Зачем нужны дорожные знаки»

2

1

4

«Знай и выполняй правила дорожного движения»

1

5

«Улица не место для игр»

1

6

«Мой путь в школу»

1

                                                Итого  9 часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

I год обучения (вторая младшая группа)

Темы

Педагогические задачи

Содержание

1

«Профессия водитель»

Знакомство с профессией – Шофер. Активизация в речи детей слов: кабина, кузов, легковая, грузовая.

Познакомить детей с видами машин. Воспитывать интерес к профессии шофера.

Фонограмма с шумом улицы и сигналами машин. Подвести к названию профессии - шофер. Чтение стихотворения Б. Заходера «Шофер». Рассматривание картины с изображением шофера. п/и «Машины». Рассматривание машин: грузовой и легковой. Итоговые вопросы по содержанию образовательной деятельности: Кто   приезжал к нам в гости на машине?   А где в машине сидит шофер?  Каким должен быть шофер? Что есть у легковой машины?  А из каких частей состоит грузовая машина? Где сидят люди в машине?

2

«Грузовой транспорт»

Уточнять представление о грузовой машине, об основных ее частях; развивать речевую активность детей; воспитывать у детей интерес к образовательной деятельности.

Сюрпризный момент – получение посылки, в которой находится игрушечный грузовик. Дети рассматривают его, называют части (кабина, кузов, колеса, окна, двери), отвечают на вопросы воспитателя: Какие грузы можно перевозить на этой машине? Кто управляет грузовиком?

3

Автомобиль

Уточнять представление о легковой машине, об основных ее частях; закреплять знания детей о профессии шофера; развивать речевую активность детей; воспитывать у детей интерес к образовательной деятельности.

Напомнить детям, кто управляет машиной. Сравнение грузового и легкового автомобиля. Д/и «Назови и положи на место». Уточнение того, кто сидит за рулем машины.

4

«Пассажирс

кий транспорт»

Формировать представление детей о транспорте, его классификации, составных частях. Продолжать учить узнавать и называть светофор, его сигналы и действия пешеходов.

Развивать логическое мышление, внимание детей. Активизировать в речи детей слова: грузовой, легковой, светофор, пешеходный переход, название частей машины, проезжая часть, тротуар.

Вспомнить с детьми, какой транспорт они знают. Загадывание загадок о пассажирском транспорте с использованием использование мультимедийной установки (презентации по ПДД «Пассажирский транспорт»). Вспомнить правила поведения в общественном транспорте. Игра «Автобус и дети».

5

«Мишутка в городе»

Знакомить детей с сигналами светофора. Активизировать словарь по теме. Развивать память, речь, зрительное восприятие. Создать положительный эмоциональный настрой при изучении материала. Привить потребность в соблюдении правил поведения детей на улицах города.

Беседа с детьми о том, в каком городе мы живём. Воспитатель предлагает детям рассмотреть макет города и задаёт вопросы для уточнения знаний. Сюрпризный момент-приход мишутки. Закрепление понятий «тротуар, светофор, пешеходный переход». Д/и «Собери светофор». П/и «Машины и светофор».

6

«Не попади в беду на дороге»

Воспитывать уважение к другим пешеходам, культуру поведения «на дороге»; развивать интерес к машинам, правилам дорожного движения, знаниям о сигналах для машин и людей;  продолжать знакомить с работой светофора; учить различать сигналы светофора и подчиняться им.

Сюрпризный момент – приход персонажа - Светофорчик. Рассматривание иллюстраций с улицами города. Вспомнить,  для чего нужны «зебра» и светофор. Д/и «Прогулка по городу»: выложить дома, дорогу, «зебру», светофор, машины. Рассматривание иллюстраций с опасными ситуациями. Напомнить правила поведения на дороге для Буратино.

7

«Происшест

вие в лесу»

Уточнить представления детей о том, что на проезжей части играть нельзя. Закрепить знания о значении сигналов светофора. Вызвать эмоциональный отклик на сказку. Воспитывать умение применять в повседневной жизни полученные знания.

Сюрпризный момент - прибытие в страну Светофоров. Знакомство с персонажем «Зебра». Выяснить, почему у Светофора плохое настроение. Игра «Шофер». Чтение рассказа про Зайку-непослушайку, выяснение, почему с ним приключилась беда. Пение песенки «Мы едем, едем, едем…»

II год обучения (средняя группа)

Темы

Педагогические задачи

Содержание

1

«Мы пассажиры»

Познакомить с понятием пассажир. Приучать быть внимательными при посадке в транспорт. Знакомить с правилами поведения в транспорте.

Проведение игры «Поезда в автобусе», беседы о том, кто такие пассажир и водитель.

2

«Улица»

Знакомить детей с улицей, ее особенностями, с правилами поведения на улице: быть внимательным, идти по тротуару по правой стороне, переходить улицу по переходу.

Беседа с детьми, на какой улице ты живешь. Из конструктора ЛЕГО построить макет улицы. Чтение художественной литературы.

3

«Наш помощник – пешеходный переход»

Знакомить детей с основными элементами дороги. Расширять представления детей о назначении пешеходного перехода. закрепить знание детей о понятии «островок безопасности» и его назначении.

Д/и «Знакомство с дорожным знаком – пешеходный переход». чтение стихотворения «Самый лучший переход» (Я. Пишумов).

Изготовление дорожных знаков.

4

«Здравствуй Светофория»

Расширять знания детей о светофоре. Закреплять знания о назначении сигналов светофора.

Д/и игра «Красный, желтый, зеленый». Использование мультимедийной установки (мультфильм Смешарики – азбука безопасности)

5

«Дорожные знаки»

Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта». Закреплять представления о назначении дорожных знаков.

Целевая прогулка по территории детского сада и знакомство с дорожными знаками, прикрепленными на столбах. Подвижные игры на транспортной площадке «Найди нужный знак», «Светофор».

6

«Машины на нашей улице»

Закреплять знания детей о специальных видах транспорта: «Скорая помощь», пожарная машина, «Полиция», машина МЧС. Закреплять знания детей о том, что переходить улицу только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора.

Рассматривание иллюстраций с улицами города, различными видами транспорта. Чтение стихотворения «Как неразлучные друзья дорогу переходили» (А. Иванов). П/и «Машина на помощь мчится»

7

Сказка-игра «Азбука пешехода»

Совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах и дорогах. Закрепить знания о значении сигнала светофора. Развивать внимание, быстроту реакции. Вызвать эмоциональный отклик.

Рассматривание иллюстраций с проблемными ситуациями. Д/и «Дорожное лето». Чтение стихотворения «Волшебный мяч» (Т.А. Шорыгина).

III год обучения (старшая группа)

Темы

Педагогические задачи

Содержание

1

«Мы знакомимся с улицей»

Знакомить детей с улицей, ее особенностями; закрепить правила поведения на улице: быть внимательным, идти по тротуару по правой стороне, переходить улицу по переходу.

Работа с картиной «Улица города»; выполнение заданий в рабочей тетради

2

«В городском транспорте»

Закрепить знания детей о городском транспорте, о правилах дорожного движения; воспитывать культуру поведения в транспорте

Работа с игрушками (виды транспорта), светофор и дорожными знаками; выполнение заданий на картинках.

3

«Дорожные знаки»

Продолжать знакомить детей с дорожными знаками: дети, опасный поворот, двухстороннее движение, остановка автобуса.

Работа с дорожными знаками, изготовление из картона; загадки.

4

«Зачем нужны дорожные знаки»

Уточнить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки - переход; познакомить с новыми знаками: «зебра», внимание, осторожно - дети.

Работа с дорожными знаками и выполнение заданий  в рабочей тетради.

5

«Знай и выполняй правила дорожного движения»

Закрепить с детьми знаний правил уличного движения; знать, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора.

Работа с иллюстрациями улиц города; выполнение заданий  в рабочей тетради; использование мультимедийной установки (мультфильм «Смешарики – светофор»)

6

«Нам на улице не страшно»

Закрепить с детьми знания об обстановке на улице, об основных правилах поведения на улице.

Коллективная работа по образовательной области «Художественное творчество» -  «На улицах города»; использование мультимедийной установки (мультфильм «Смешарики – азбука пешехода»)

7

Разработка безопасного маршрута «Дом – детский сад»

Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети; учить детей свободно ориентироваться в своем комплексе.

Д/и «Улица, на которой расположен наш детский сад»; составление рассказов из личного опыта «Как пройти от дома до детского сада»

IV год обучения (подготовительная группа)

Темы

Педагогические задачи

Содержание

1

«Улица города»

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улицах. Расширять знания детей о светофорах.

Игры в уголках по правилам дорожного движения. Чтение художественного произведения «Самый лучший переход»                (Я. Пишумов).  П/и «Страна светофория»

2

«В городском транспорте»

Закреплять знание детей о правилах поведения в общественном транспорте. Вызывать эмоциональный отклик.

Использование мультимедийной установки

(презентация «Правила безопасности дорожного движения»)

3

«Зачем нужны дорожные знаки»

Продолжать знакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»

Настольно-печатные игры с изображениями дорожных знаков. Изготовление совместно с воспитателем дородных знаков. Постройка макета города, с использованием различных видов транспорта и дорожных знаков». Игры в уголках по правилам дорожного движения. Рассматривание иллюстраций с проблемными ситуациями, затем беседа «Зачем нужны дорожные знаки»

4

«Знай и выполняй правила дорожного движения»

Закреплять знание детей о правилах дорожного движения и поведения на улице. Расширять знания о светофоре, который регулирует движение на дороге.

Использование мультимедийной установки

(презентация «Как мы знаем правила дорожного движения»)

5

«Улица не место для игр»

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улицах. Создать положительный эмоциональный настрой при изучении материала. Привить потребность в соблюдении правил поведения детей на улицах города.

Чтение стихотворения «Законы улиц и дорог» (И. Серяков). Путешествие по транспортной площадке детского сада. П/и «Путешествие по городу».

6

«Мой путь в школу»

Знакомить с названиями ближайших улиц и расположением школы; учить детей свободно ориентироваться в своем комплексе. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улицах.

Коллективная работа по образовательной области «Художественное творчество» - «Мой путь  в школу». пешая экскурсия в МБУСОШ №55.


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА

      Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка – это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

     Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге.

   Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

    Так, в первой младшей группе детей учат различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный – зелёный» воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора.

   Во второй младшей группе дети продолжают знакомиться с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно отработать умение ребёнка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам.

    Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, воспитатель знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.

     В средней группе, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны).

   Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа).

    И в средней группе, и далее в старшей группе необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.

   В старшей, затем в подготовительной группе дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.

  

Знания и умения, которыми может овладеть ребенок к концу                   учебного года

2 младшая группа:

- различает проезжую часть дороги, тротуар;

- понимает значение зеленого, желтого, красного сигналов светофора;

- различает виды транспортных средств: грузовые и легковые автомобили, маршрутные транспортные средства (автобусы, троллейбусы, трамваи);

- умеет правильно вести себя в общественном транспорте.

Средняя группа:

- чётко представляет, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал;

- может объяснить, что такое «тротуар» и «проезжая часть», «пешеходный переход», «перекресток» (показать на иллюстрациях в книгах, на макете);

- сформирован навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны;

- знает некоторые дорожные знаки и их назначение.

Старшая группа:

- свободно ориентируется в помещении и на участке детского сада;

- имеет представление о видах транспорта: наземном, подземном, воздушном, водном;

- знает некоторые дорожные знаки и их назначение (информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»);

- имеет чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.

Подготовительная группа:

- пользуется планом помещения детского сада, участка, близлежащих улиц;

- соблюдает правила дорожного движения и техники безопасности;

- знает дорожные знаки и их назначение.

Использование возможностей развивающей среды

  Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах должно определяться содержание занятий по изучению правил дорожного движения с той ил иной возрастной категорией детей.

Так, в первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаться различать красный и зелёный цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть:
Набор транспортных средств
Иллюстрации с изображением транспортных средств
Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
 Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)

      Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».

Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:

- Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».

     - Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть.

     - Макет транспортного светофора (плоскостной).

Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки.

    Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»

    На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.

В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.

      Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.

        Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»

      Кроме того, для детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:
Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер)
Организовывается окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по ПДД.

Во всех группах хорошо иметь фланелеграф – для моделирования ситуаций на дороге, а также набор диапозитивов по различным темам.

    Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице мы проводим в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение воспитанников. 

    Такая работа требует от воспитателя четкого отбора необходимого наглядного  и игрового материала.

  В детском саду  мы также оборудовали специальную комнату по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. В комнате разместили макеты домов, транспорт, дорожные знаки, настольные игры, художественную литературу, действующий макет части города Тулы. На макете в миниатюре представлена улица Октябрьская. Используя макет мы знакомим детей с темами «Улица Октябрьская», «Пешеходы на улице», «Транспорт, светофор» и т.д. 

   Во время проведения игр расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т.е. все качества, которые необходимы для предупреждения опасностей.

Оборудование площадки

   Дорогу вокруг здания на территории детского сада мы рассматриваем как «проезжая часть», на ней наносится разметка – разделительная полоса, напротив прогулочных веранд наносится разметка «зебра».  Дети, используя данные условия, упражняются в соблюдении правил дорожного движения: учатся ходить по тротуару, переходить на свой участок по пешеходному переходу. По «дороге с разделительной полосой» дети могут ездить на велосипедах, самокатах, соблюдая левую и правую стороны движения, сигналы светофора.

   На территории детского сада мы создали специальную автоплощадку, которая включают 4-сторонний перекресток со светофором, разметкой пешеходных переходов и пространства для кругового движения детского транспорта.

   Для развития сюжетно-ролевых игр мы выносим на площадку (участки) макеты автомобиля, автобуса, трамвая. Общий вид площадки улучшает установка «городской застройки» - легких домиков (сделанных из коробок).

    Вся разметка, установка дорожных знаков и другой дорожной атрибутики производится совместно с инспектором ГИБДД; активно помогают родители и школьники – инспекторы ЮИД.

Экскурсии

     Необходимо проводить с детьми экскурсии за пределами территории детского сада. Целью экскурсии может быть как ознакомление с улицей, перекрестком, дорожными знаками и т.д., так и наблюдение за пешеходами, за движением разных видов транспорта. Во время проведения экскурсии воспитатель рассказывает детям (на наглядном примере), как следует переходить дорогу, закрепляет представления детей о предназначении светофора и его сигналах, объясняет, что означает тот или иной дорожный знак. Воспитатель совместно с детьми наблюдает, анализирует и обсуждает поведение людей на улице.

     Экскурсия должна проводится с соблюдением всех требований и инструкций по охране жизни и здоровья детей (см. Приложение №2), а также с письменного разрешения родителей.

  Например, можно провести экскурсию вокруг детского сада с последующим коллективным составлением плана дороги. На плане отмечаются «опасные» места (яма, люк, лужа и т.д.).

   Можно дать задание – дома с родителями составить подобный индивидуальный план дороги от дома (остановки) к детскому саду.

Взаимодействие с семьей

    Реальный опыт ребенка на улице связан с тем, где живут его родители, какими видами транспорта они пользуются, далеко ли от  дома его детский сад  и как он до него добирается. Поведение ребенка формируется  под  воздействием поведения взрослых. Поскольку чаще всего он переходит дорогу вместе с родителями, то взаимодействие детского сада с семьей  в вопросах воспитания, предусмотрительного отношения к транспорту  является  первостепенным. Важно объяснить родителям, что ребенок должен не просто бояться  получить травму или пугаться машин, а понимать, что и по его вине могут возникнуть аварии и пострадать другие люди. Взрослые должны, общаясь с ребенком на улице постоянно   объяснять свое поведение при переходе улицы, при пользовании  личным и общественным транспортом.
      Разыгрывая ситуации с машинками, поездами, куклами, планами  улиц и т.п. дети могут  уже  в  дошкольном возрасте понять, как устроены, правила  взаимодействия  участников дорожного движения.  Смотреть на идущих и стоящих людей  с точки зрения водителя транспортного средства, катаясь на коньках, роликовых коньках, лыжах, санках, самокатах, велосипедах  дети могут приобрести опыт передвижения с разной  скоростью, почувствовать, что  значит, столкнуться с препятствием  на  большой  скорости.
Все это должны знать и родители.
    В ходе совместной деятельности  воспитатель знакомит родителей с работой, которую проводят в группе, (показ открытых занятий, развлечений  и досугов) рассказывает  об успехах детей  в освоении  правил поведения на улице, на транспорте  и  вблизи  дорог, об экскурсиях. Во всех группах оформлены  папки передвижки, стенды, ширмы по  данной   проблеме.
Знания закрепляются в ходе досугов и встреч, в которых участвуют и родители, также устраиваются соревнования семейными командами.

Содержание уголков для родителей 
по изучению правил дорожного движения

Основная цель создания уголка безопасности дорожного движения – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части.

Оформляя такой уголок, воспитатель должен сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения малышей сложной азбуке дорог. Здесь важно показать родителям всю серьёзность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии, объяснить в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге некомфортно.

Уголок может быть оформлен так:

1.Единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и количества помещаемой информации, но не менее 30*65 см).

2.Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации

3.Книжка-раскладушка

Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги, например:

«Цена спешки – жизнь вашего ребёнка»

«Внимание – мы ваши дети!»

«Ребёнок имеет право жить!»

«Глупо экономить своё время, за счёт жизни ребёнка»

Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен содержать:

1.Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе

2.Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей

3.Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.

4.Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения

5. Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями

   Жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых.

   Наша задача в первую очередь собственным примером научить малыша.

    Только совместными усилиями педагогов ДОУ и родителей могут быть созданы условия для ознакомления детей с правилами безопасности. Здесь требуется систематическая и кропотливая работа.

ЛИТЕРАТУРА

1.     Анастюкова Л.П. Жизнь без опасностей. – М., 1996.
2. Андросова В. Дошкольникам о правилах безопасности на улице. // Дошкольное воспитание, №3, 1981.

3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.
4. Асташкина. Дошкольникам о Правилах дорожного движения. // Дошкольное воспитание, №4, 1993.

5.     Беляев Б. Ребенок у дороги. – «За рулем». – 2002. №7.

6. Васильева Ц. Учим правила безопасности // Дошкольное воспитание, №2, 1980.

7.     Волков С.Ю. Про правила дорожного движения. М., 2006.

8. Григорович Л. Опасные ситуации в жизни детей // Дошкольно воспитание, №6, 1985, №7, 1986, №7, №9, 1987.

9. Добрая дорога детства: Науч.-метод. Журнал 2011 – 2012.

10. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

11.  Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М., 2008.

12. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного  образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2010 г.                                                                                                                                                                                                                     

14. Пантелеев Г.Н. Эстетика участка дошкольного учреждения. – М.: Просвещение. 1988. 

15. Три сигнала светофора. Из опыта работы дошкольных учреждений – дидактические игры, сценарии вечеров развлечений, литературный материал / Составитель Саулина Т.Ф. – М.: Просвещение. 1989.

16. Серия «Мир в картинках». Автомобильный транспорт: Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011.

17. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие. М., 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...