Статья Алаевой Н.Г.
статья (младшая группа) на тему

Алаева Нина Геннадьевна

Развитие интереса к народной игрушке  у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_alaevoy_n.g.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Нина Геннадьевна Алаева

                                                                     воспитатель МАДОУ «Детский сад № 460»

603158, г.Н.Новгород, пр. Кораблестроителей, д.46

271-45-45, rodnichok460@mail.ru 

Развитие интереса к народной игрушке  у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей

Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Неотъемлемой частью игры становится игрушка, которая является необходимым элементом воспитательного процесса. Игрушка для ребенка не просто предмет забавы, развлечения, радости, она – важнейшее средство его всестороннего развития. 

Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение различать форму, величину, цвет предметов, овладевает разнообразными движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку. 

В этой связи немаловажная роль в воспитании и развитии детей принадлежит народной игрушке, которая интересна малышам, соответствует их жизненному опыту, несет в себе значительные возможности не только для познавательного и речевого развития, но и для приобщения детей к традициям и культуре русского народа.

Применительно к образовательному пространству народная игрушка рассматривается исследователями как носитель социальной информации, источник приобщения ребенка к духовным и эстетическим ценностям культуры различных народов (М.С. Каган, Л.Н. Столович), как культовый и обрядовый предмет, народная скульптура (В. А. Городцов, М. Г. Левин, С. И. Руденко, С. И. Стебницкий и др.). Проблема использования народной игрушки в воспитании детей нашла свое отражение в трудах психологов и педагогов П. Ф. Каптерева, Е. М. Водовозовой, В. А. Сухомлинского, Е. А. Флериной, А. П. Усовой. Познавательный, эмоциональный, эстетический аспекты восприятия детьми дошкольного возраста народных игрушек и взаимосвязи когнитивно-воспитательного и творческого начал деятельности воспитанников учреждения дошкольного образования в процессе ознакомления с народными игрушками рассматриваются в работах В. В. Абраменковой, В. А. Силивон, Н. С. Старжинской, Т. И. Пониманской.

Народная игрушка в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Посредством общения с народной игрушкой происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Познавая красоту народной игрушки, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. У детей пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус.

К сожалению, современные дети не всегда имеют возможность играть с деревянной народной игрушкой, утрачиваются традиции коллективных народных игр. Поэтому, в настоящее время становятся актуальными такие формы работы педагогов с родителями, которые бы активизировали роль семьи в процессе приобщения малышей к истокам русской национальной культуры. 

Основу такой работы в нашей группе составил совместный детско-родительский проект по декоративно-прикладному творчеству  «В гости к нам пришла матрешка», направленный на развитие познавательных интересов, речевой активности детей, развитие игровой деятельности, приобщение к народному творчеству. В основе проекта – знакомство малышей с народным творчеством Нижегородского края (на примере матрешки) и создание мини – музея русской матрешки при активном участии родителей. 

Задачи проекта:

  • познакомить детей с матрешками Нижегородского края (семеновская, полхов-майданская);
  • познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности;
  • вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке;
  • развивать интерес к русской народной игрушке, творческие и познавательные способности
  • обогащать и активизировать словарный запас детей по теме проекта;
  • воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней;
  • приобщать родителей  к истокам  народной культуры через знакомство с русской матрешкой;
  • приобщать  родителей к участию в  проектной деятельность.

Вид проекта: практико-ориентированный, творческий.

Время реализации проекта – среднесрочный (октябрь – февраль)

Участники: дети группы, воспитатели, родители. 

В рамках проекта были проведены следующие мероприятия с детьми: занятия «Красавицы матрешки» и «Матрешка высокая  и низкая» (сенсорное развитие),

рассказ воспитателя об истории возникновения русской матрешки; рассматривание  матрешек;

           

чтение загадок, песенок – потешек,  стихотворений (И. Лыкова «Румяные матрешки», В. Приходько «Матрешка», С. Вохринцева «Матрешки», С.Я. Маршак «Эту куколку открой»); чтение авторских сказок (Н.Стецюк «Как матрешки спасли принцессу», «Жили - были матрешки», «Сказка о матрешках»); дидактические игры «Собери матрешку»,  «Наденем матрешке платочек», «Матрёшка большая – матрёшка маленькая», «Сложи матрешку», «Парные матрешки», «Скажи (покажи) какая?»;

     

сюжетно-дидактическая игра «У матрешки новоселье»; подвижные игры «К матрешке в гости», «Бегите к матрешке», «Шли матрешки по дорожке», «Веселый хоровод с матрешкой»; пальчиковая игра «Матрешки»; разучивание песни «Мы – матрешки» и др.

            В рамках проекта были подготовлены консультации для родителей: «История матрешки», «Знакомство детей с русской народной матрешкой», «В какие игры играть с матрешкой».

Итоговое мероприятие проекта: совместное развлечение с детьми и родителями «Веселая матрешка».

               

Конечные продукты проектной деятельности:

1. Изготовление дидактических игр: «Собери матрешку», «Наденем матрешке платочек», «Матрёшка большая – матрёшка маленькая», «Сложи матрешку», «Парные матрешки»

2. Организация  выставки  «Такие разные матрешки»

3. Альбом «Русские матрешки»

   

В результате проекта:

  • Повысился интерес детей к русской народной игрушке «Матрешке», дети обращают внимание на матрешек;
  • Разнообразились способы игр с матрешками, дети самостоятельно организуют ролевые игры с матрешками;
  • Дети проявляют бережное  отношение к игрушке, заботятся о ней;
  • Повысилась активность и заинтересованность родителей в жизнедеятельности группы;
  • Обогатился словарь детей существительными и прилагательными по теме проекта.

Таким образом,  проведенная нами работа при активном участии родителей способствовала развитию интереса малышей к народной игрушке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...