Часть адаптированной образовательной программы для обучающихся с нарушением речи старшей группы компенсирующего вида
рабочая программа (старшая группа) на тему
Пояснительная записка
Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также могут привести к неуспеваемости в школе по многим дисциплинам.В группах для детей с общим недоразвитием речи, как и во всех группах компенсирующего типа, существуют два направления работы воспитателя - коррекционно-развивающее и общеобразовательное, причем первое является ведущим.
Занятия, планирование и проведение которых отличается от массовой программы, - это развитие речи. Занятия по развитию речи в старшей группе проводятся в соответствии с лексическими темами, в рамках которых осуществляется ознакомление детей с окружающими, уточнение и активизация словарного запаса, а также совершенствование связной речи. А вот знакомство с художественной литературой (чтение, анализ рассказов, сказок и стихов) в данной возрастной группе уже не обязательно увязывать с лексическими темами.
Говоря о психолого-педагогических особенностях детей с общим недоразвитием речи, мы уже указывали на специфику их внимания и восприятия. Уточним, что в восприятии учебного материала детьми данной категории можно выделить определенные параметры, а именно: объем, скорость, уровень, устойчивость.
Объем восприятия у дошкольников вообще, а у детей с речевым недоразвитием в особенности, ограничен. Поэтому очень важно в любом занятии четко выделять цель и не "размывать" ее видами работы, не относящимся непосредственно к узкой обучающей задаче.
Скорость восприятия учебного материала у детей логопедических групп неодинакова, но замечено, что неторопливая, эмоциональная и хорошо акцентированная речь педагога воспринимается детьми значительно лучше и обеспечивает более полное понимание и усвоение материала занятия.
Хорошие результаты дает группирование занятий с несхожей учебной деятельностью, например: логопедическое и изобразительная деятельность или развитие элементарных математических представлений и физкультурное. В случаях, когда логопедическое занятие сочетается с математикой, между ними обязательно следует обеспечить детям двигательную разрядку.
Уровень восприятия учебного материала индивидуален у каждого малыша. Однако существуют единые возрастные границы. Отмечено, что, если материал занятия слишком легок для малышей, то есть находится ниже уровня их восприятия, - такое занятие неинтересно детям, не вызывает их активности, да и польза от него наименьшая. В то же время, если материал занятия выше уровня восприятия детей -проведение его бессмысленно: дети ничего не поймут и не усвоят. Опыт показывает, что оптимальным является такое занятие, материал которого доступен, но находится на верхней грани восприятия детей, а также заставляет их подниматься, расти в обучении, «повышает познавательнуюпланку».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 40.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАУДПО ЛО «ИРО»
Кафедра специальной педагогики и социальной работы
Выпускная квалификационная работа КПК
«Организация инклюзивного образования в рамках реализации федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»
по теме
Часть адаптированной образовательной программы для обучающихся с нарушением речи старшей группы компенсирующего вида
Работу выполнил:
Кирченко Надежда Николаевна
Работу проверила:
Сынкова Г.Н.
Липецк
2017 г.
Настоящая программа разработана в соответствии с:
1. Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года №273-Ф3.
2. Приказом министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача врача РФ от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
5. Основной образовательной программой дошкольного образовательного учреждения.
6. Уставом МБДОУ.
7. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 2 июня 1998года №89\34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий». (Приложение к Приказу Министерства образования РФ от 22 августа 1996 г. №448).
8. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении п. 19 ст.32 Закона Российской Федерации «Об образовании» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года №677).
9. Конвенция о правах ребенка.
10. Должностная инструкция воспитателя.
Пояснительная записка
Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также могут привести к неуспеваемости в школе по многим дисциплинам.В группах для детей с общим недоразвитием речи, как и во всех группах компенсирующего типа, существуют два направления работы воспитателя - коррекционно-развивающее и общеобразовательное, причем первое является ведущим.
Занятия, планирование и проведение которых отличается от массовой программы, - это развитие речи. Занятия по развитию речи в старшей группе проводятся в соответствии с лексическими темами, в рамках которых осуществляется ознакомление детей с окружающими, уточнение и активизация словарного запаса, а также совершенствование связной речи. А вот знакомство с художественной литературой (чтение, анализ рассказов, сказок и стихов) в данной возрастной группе уже не обязательно увязывать с лексическими темами.
Говоря о психолого-педагогических особенностях детей с общим недоразвитием речи, мы уже указывали на специфику их внимания и восприятия. Уточним, что в восприятии учебного материала детьми данной категории можно выделить определенные параметры, а именно: объем, скорость, уровень, устойчивость.
Объем восприятия у дошкольников вообще, а у детей с речевым недоразвитием в особенности, ограничен. Поэтому очень важно в любом занятии четко выделять цель и не "размывать" ее видами работы, не относящимся непосредственно к узкой обучающей задаче.
Скорость восприятия учебного материала у детей логопедических групп неодинакова, но замечено, что неторопливая, эмоциональная и хорошо акцентированная речь педагога воспринимается детьми значительно лучше и обеспечивает более полное понимание и усвоение материала занятия.
Хорошие результаты дает группирование занятий с несхожей учебной деятельностью, например: логопедическое и изобразительная деятельность или развитие элементарных математических представлений и физкультурное. В случаях, когда логопедическое занятие сочетается с математикой, между ними обязательно следует обеспечить детям двигательную разрядку.
Уровень восприятия учебного материала индивидуален у каждого малыша. Однако существуют единые возрастные границы. Отмечено, что, если материал занятия слишком легок для малышей, то есть находится ниже уровня их восприятия, - такое занятие неинтересно детям, не вызывает их активности, да и польза от него наименьшая. В то же время, если материал занятия выше уровня восприятия детей -проведение его бессмысленно: дети ничего не поймут и не усвоят. Опыт показывает, что оптимальным является такое занятие, материал которого доступен, но находится на верхней грани восприятия детей, а также заставляет их подниматься, расти в обучении, «повышает познавательнуюпланку».
Характеристика старшей группы компенсирующего вида
В группе 23 человек. Речевое развитие: нарушение речи у 15 детей. Речь фразовая, состоит из простых предложений. Часто дети отвечают на вопрос неполными предложениями. Монологическая речь развита плохо, многие не могут подробно рассказать о каком – то знакомом недавно пpоизошедшем событии. Нарушен грамматический строй речи, достаточно сильно нарушено звукопроизношение (до 4-5 звуков у одного ребенка).
Объем образовательной нагрузки
Эффективность коррекционно - развивающей логопедической работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов педагогического процесса: логопеда, воспитателей, специалистов МБДОУ и родителей. Данная «Рабочая программа» разработана для реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
Продолжительность учебного года – с 1 сентября по 30 мая. Пять недель в году (три в начале сентября и две в конце мая) отводится на диагностику социально-личностного развития воспитанников.
В летний период воспитатель проводит групповую работу с детьми, по возможности на свежем воздухе. В этот период закрепляется и повторяется весь материал, пройденный за учебный год.
Образовательная деятельность с детьми по «Рабочей программе» рассчитана на пятидневную рабочую неделю.
В расписании непосредственной образовательной деятельности предусмотрено специальное время для проведения подгрупповой, фронтальной и индивидуальной работы воспитателя, логопеда. Занятия проводятся как в часы, свободные от непосредственной образовательной деятельности, так и во время её проведения. Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в подгруппе (5-6 человек). Подгрупповые занятия с детьми проводятся 5 раз в неделю. Продолжительность индивидуального занятия должна составлять не более 10-15 минут и подгруппового – 20 минут, специалистами – 25 минут. Занятия (подгрупповые и индивидуальные) являются основной формой коррекционного обучения.
Программа базируется на Образовательной программе дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с нарушениями речи, фонетико-фонематическим нарушением речи, принятой и утвержденной в МБДОУ. Ее построение учитывает содержание по основным направлениям коррекционно-развивающей работы, разработанные Н.В. Нищевой и представленные в «Примерной адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет».
Воспитатель проводит непосредственно образовательную деятельность с детьми в утреннее вpемя: 9.00 – 10-00. В этот же вpеменнойотpезок времени логопед проводит занятия с другой подгруппой по разным видам учебной деятельности. Во второй половине дня воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми по заданию логопеда. В плане у воспитателя все отражено.
Цель, задачи и принципы реализации «Рабочей программы»
Цель рабочей программы – выстраивание системы коррекционно – развивающей работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития каждого ребёнка с нарушением речи, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи рабочей программы воспитателя:
- своевременная компенсация нарушений в речевом развитии старших дошкольников;
- компенсация дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры);
- уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи, связной речи дошкольников с ОНР;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и специалистами МБДОУ;
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
- обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Успешное решение данных задач способствует разностороннему развитию воспитанников, коррекции недостатков в их развитии, а также профилактике нарушений, имеющих не причинный, а следственный (социальный) характер. Это позволяет формировать у дошкольников с ОНР готовность к обучению в массовой школе, а также достичь основных целей дошкольного образования, сформулированных в ФГОС ДО.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих положений и принципов:
- положение о том, что приобретение дошкольниками с проблемами в интеллектуальном развитии в условиях ДО социального и познавательного опыта осуществляется двумя путями: под руководством педагогов и в ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребёнка;
- положение о том, что процесс обучения - это искусственно организованная познавательная деятельность, способствующая индивидуальному развитию детей и овладению ими закономерностями окружающего мира. Эта деятельность протекает в специально созданных условиях, в определённом месте, в определённое время, в конкретных формах и т.д.;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода; сниженного темпа обучения, структурной простоты содержания;
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков, возврата к уже изученному материалу;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
- принцип тесного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей группы и родителей воспитанников, позволяющий закреплять и обогащать знания, умения детей.
Реализация данных принципов обеспечивает условия для гармоничного взаимодействия ребёнка с окружающим миром в обстановке психологического комфорта, способствует его физическому здоровью, а также обеспечивает организацию и синтез разных видов деятельности, которые помогают воспитанникам овладевать средствами и способами получения элементарных знаний, дают возможность проявлять самостоятельность, реализовывать позицию субъекта деятельности.
Перспективно - тематическое планирование (содержание разделов и тем в соответствии с основной образовательной программой)
Сентябрь.
1 – 2 недели – обследование детей исоставление индивидуальных плановдля коррекционной работы.
3 неделя - «Осень».
4 неделя - «Грибы. Ягоды».
Октябрь.
1 неделя - «Овощи. Огород».
2 неделя - «Фрукты. Сад».
3 неделя - «Откуда хлеб пришел?».
4 неделя - «Одежда. Обувь. Головные уборы».
Ноябрь.
1 неделя – обобщающая тема «Осень».
2 неделя - «Игрушки».
3 неделя - «Посуда».
4 неделя - «Мебель. Наш дом».
Декабрь.
1 неделя – «Зима. Зимующие птицы».
2 неделя – «Домашние животные».
3 неделя – «Дикие животные».
4 неделя – «Скоро праздник: Новый год!».
Январь.
1 – 2 недели – каникулы и лексическая тема: «Зимние забавы детей»
3 неделя – «Наше здоровье», (наше тело).
4 неделя – «Спорт», (зимние виды спорта).
Февраль.
1 неделя – «Транспорт. Профессии на транспорте».
2 неделя - «Профессии в детском саду».
3 неделя – «Наша армия» (военные профессии).
4 неделя – «Профессии» (обобщающая тема).
Март.
1 неделя – «Семья. Мамин праздник».
2 неделя – «Весна. Перелетные птицы».
3 неделя – «Речные, озерные и аквариумные рыбы».
3 неделя – «Комнатные растения».
Апрель.
1 неделя – «Мое село, моя Родина».
2 неделя – «Космос».
3 неделя – «Весенние сельскохозяйственные работы».
4 неделя – «Скоро День Победы»
Май.
1 неделя – «Праздник ветеранов».
2 неделя – «Насекомые».
3 неделя – «Лето. Полевые и садовые цветы». Обследование детей – мониторинг.
4 неделя – «Скоро в школу». Мониторинг.
Непрерывная образовательная деятельность строится с учетом лексической темы, намеченной логопедом, и ее задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Воспитатель обеспечивает необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, что в свою очередь предшествует логопедическим занятиям. При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи.
При подборе лексических тем необходимо учесть рост познавательных возможностей 5-летних детей, расширение обиходно-бытовых рамок их речи, постепенное приближение словарного запаса к возрастной норме в старшей группе можно использовать:
- рассматривание предметов и объектов (котенок, еж, расписной чайник, письменный стол и пр.);
- рассматривание предметных картин (по всей тематике);
- рассматривание сюжетных картин (осень в лиственном лесу, медведи на поляне, корова с теленком, на птицеферме и пр.). В отличие от предыдущего года обучения, используются:
- составление сравнительных рассказов о предметах и объектах (корова и медведь, наш участок зимой и летом, 2 чайника, праздничные платья и пр.);
- составление рассказов-описаний предметов и объектов (по всей тематике);
- составление рассказов по сюжетной картине ("Осенний день в парке", "Дети вешают скворечники", "Утро на ферме" и пр.);
текущая и итоговая беседы по лексической теме с рассматриванием объектов, предметных и сюжетных картин;
- рассказывание из личного опыта ("Как я гулял со своей собакой", "Поездка по городу", "Как я помогаю маме убирать квартиру", "Как я лепил кошку" и т.п.);
- рассказывание из коллективного опыта ("Новогодний праздник в детском саду", "Проводы русской зимы в детском саду", "Как мы сажали цветы на участке" и пр.);
- составление рассказа по серии сюжетных картин (о событиях в лесу, на ферме, в городе, в квартире и пр.);
- инсценировка рассказа, составленного по сюжетной картине или серии сюжетных картин.
Помимо указанных видов работы, на занятиях по развитию речи проводится пересказ. Тексты для пересказа желательно согласовывать и подбирать совместно с логопедом, чтобы учитывать уровень связной речи большинства детей группы.
Одна из главных задач воспитателя в работе с детьми, имеющими речевые нарушения - создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Кроме того, воспитатель обращает внимание на выработку правильного поведения в коллективе, а также развитие их этических и нравственных представлений. В процессе воспитания воспитатель организует возможность межличностного общения детей, совместные игры и занятия. У дошкольников при этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения .
Таким образом, система поэтапного логопедического воздействия на детей со стороны всех участников коррекционно-развивающего процесса позволяет объединить и целенаправить все виды деятельности на совершенствование формируемых речевых навыков у детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях специального учреждения
Целевые ориентиры освоения «Рабочей программы воспитателя»
Развитие речи. Ребёнок:
- проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;
- понимает и осознанно употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств;
- использует слова в соответствие с коммуникативной ситуацией;
- различает элементарные словообразовательные модели и грамматические формы слов;
использует в речи словосочетания и простые нераспространённые предложения;
пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ;
- составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;
- различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки;
- владеет простыми формами фонематического анализа;
- использует элементарные виды интонационных конструкций;
- воспроизводит отражённо и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух – трёхсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
- владеет элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения;
- может самостоятельно получать новую информацию (задает элементарные вопросы, экспериментирует);
- обладает значительно возросшим объемом понимания речи;
- обладает возросшими звуко-произносительными возможностями;
- употребляет все части, проявляя элементы словотворчества;
- обладает значительно расширенным активным словарным запасом с последующим включением его в простые фразы;
- владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми;
- воспринимает на слух детские литературные произведения;
- понимает основной смысл произведения, может назвать имя главного героя(героев) произведения;
- различает основные жанры литературы: сказка, рассказ, стихотворение;
- с помощью взрослого может пересказать литературное произведение;
- отвечает на вопросы взрослого;
- разучивает стихотворения (2 -3 четверостишия);
- с помощью взрослого разыгрывает по ролям литературные произведения.Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.
Взаимодействие логопеда с воспитателями
Важной задачей в реализации основных направлений содержательной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, является осуществление взаимодействия воспитателя и логопеда в условиях группы компенсирующей направленности, обеспечение единства требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и коррекции нарушений развития, трудностей социальной адаптации детей.
Взаимодействие осуществляется в разных формах: совместное обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещения занятий. Для календарного планирования воспитателей логопед определяет лексические темы и задачи работы на учебный год, а также предоставляет методические рекомендации воспитателям.
Чтобы обеспечить оптимальную эффективность коррекционной работы, воспитатель организует, параллельную работу детей: для одних подбираются знакомые дидактические игры, другим даются графические задания и упражнения. Один воспитанник или малая подгруппа занимаются непосредственно с воспитателем, остальные дети играют и выполняют задания под контролем младшего воспитателя, который оказывает необходимую помощь детям и оценивает их деятельность. Индивидуально воспитатель занимается 10-15 минут, затем дети меняются местами. Для самостоятельной деятельности детей подбираются игры, задания и упражнения, которые уже им знакомы и хорошо освоены по содержанию и способу действия. Эти игры, задания и упражнения носят закрепляющий характер.
Еще одно из направлений работы воспитателя в группе для детей с ОНР – это организация и проведение коррекционной работы по заданию логопеда. Цель ее - развитие познавательной деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, связанных с усвоением образовательной и коррекционной программ. Состав детей и содержание коррекционно-развивающей работы вносятся логопедом в “Тетрадь взаимодействия”, которая заполняется им один раз в неделю. Содержание работы раскрывается по трем разделам: «Логопедические пятиминутки», «Игры и упражнения», «Индивидуальная работа».
Логопедические пятиминутки используются воспитателем на любых занятиях, в разных ситуациях и видах деятельности. Пятиминутки должны быть достаточно короткими, в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне; соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание. Важно, не превращать пятиминутки в мини-занятия.
Игры и упражнения, рекомендуемые логопедом, могут проводиться воспитателем во второй половине дня или использоваться на занятиях во время динамических пауз.
Индивидуальную работу воспитатель проводит в первую половину дня (до завтрака) и во вторую половину дня, сразу же после дневного сна. Ежедневно воспитатель занимается с 2-3 детьми и проводит занятия, включающие общую или специальную артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом. Вечерняя логопедическая работа проводится в разных формах: фронтально, подгруппами и индивидуально.
Учитывая имеющиеся у детей речевые навыки, а также индивидуальные особенности произвольной деятельности каждого ребенка, организованная разговорная речь во всех режимных моментах основывается на вопросах воспитателя. Педагог также поощряет и инициативную речь детей. В этом случае воспитатель не останавливает детей, не подавляет их желание высказаться, а наоборот поддерживает инициативу, расширяет содержание разговора вопросами, вызывает интерес к теме разговора, углубляет понимание ребенком темы в целом и отдельных используемых слов, вовлекает и других детей в беседу. Очень часто именно режимные моменты наиболее благоприятны для поддержания инициативной речи детей, чем занятия.
Основными задачами взаимодействия в работе логопеда и воспитателя являются:
- Создание благоприятной психологической обстановки в группе, способствующей успешной коррекции нарушений психофизического развития воспитанников;
- Совместное проведение комплексного психолого-педагогического обследования, раскрывающего целостную картину психического, речевого и физического развития ребёнка;
- Построение и планирование образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- Обеспечение организации и синтеза разных видов деятельности, которые помогают ребёнку овладеть средствами и способами получения элементарных знаний ( игра, труд, общение и т.д.);
- Осуществление тесных межпредметных связей, интеграция образовательных областей между собой;
- Формирование правильного произношения, навыка связной речи;
- Консультирование родителей, проведение совместных мероприятий.
Взаимодействие с родителями
Успешность коррекционно – образовательного процесса зависит от тесного взаимодействия воспитателя с родителями. В настоящее время в логопедической практике существуют стабильные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными:
групповые родительские собрания;
консультации, семинары;
открытые занятия с детьми в присутствии родителей;
анкетирование родителей;
практикумы для родителей;
папка с практическими советами и рекомендациями для родителей;
В соответствии с новой специальной программой коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи происходит на основе:
а) активизации познавательной и речевой деятельности;
б) практического усвоения детьми предметов и явлений окружающей действительности, сферы социально-коммуникативных отношений;
в) использования полученного практического опыта не только в рамках непосредственного образовательного процесса, но и в различных видах совместной (педагог и ребенок, ребенок и ребенок) и самостоятельной деятельности дошкольников.
С учетом вышесказанного, перед воспитателем логопедической группы ДОУ компенсирующего стоят следующие коррекционно-развивающие задачи:
1. На всех видах занятий и во время проведения режимных моментов корригировать особенности сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер дошкольников с речевой патологией.
2. Проводить ежедневные наблюдения за речью детей, актуализировать и контролировать качественную сторону речи (правильное использование отработанных грамматических форм, поставленных звуков и др.), стимулировать речевую активность дошкольников, закреплять полученные результаты.
3. Проводить словарную работу во время всех видов деятельности в пределах общеобразовательных и коррекционных задач.
4. Выполнять задания по развитию речи в соответствии с книгой взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями группы.
5. Совместно с учителем-логопедом планировать коррекционно-развивающую работу, очерчивать словарный минимум, который должны усвоить дошкольники в импрессивной и экспрессивной речи, учебно-воспитательные и специфические коррекционные задания на неделю, готовить документы детей к прохождению обследования в психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК).
6. Совершать опосредованную связь между учителем-логопедом и родителями.
Мониторинг
Педагогическая диагностика (на начало учебного года и на конец года).
Словарь. ( Обобщение.Употребление: существительных, глаголов, прилагательных, антонимов, многозначности слов, сложных предлогов).
Грамматический строй речи.(Умение составлять простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.Употреблять грамматические формы всех частей речи).
Фонетико – фонематический строй языка и навыки анализа, синтеза.(Темп, выразительность, внятность речи.Правильное произношение всех звуков, их дифференциация; произношение многосложных слов).
Элементы грамоты.( Знать понятия: звук гласный и согласный, твердый и мягкий согласный, слог, слово, предложение, текст, уметь определять место нужного звука в слове. Знать: буквы, читать слоги и слова. Делать анализ и синтез слов и предложений.
Развитие связной речи. (По лексическим темам)
(Умение составлять рассказы – описания, составлять небольшие рассказы о себе, предмете, по картине, загадки, описывать предметы по схеме-плану, составлять рассказы по серии сюжетных картин.Последовательно и выразительно пересказывать сказки, рассказы, знать авторов произведения).
Речевое общение. (Собственные высказывания детей, умение общаться со сверстниками и взрослыми, эмоциональность, логика, поддерживать непринужденную беседу).
Внимание. Память. Мышление. (Не отвлекаться около 15 минут, самостоятельно выполнять задания по образцу, копировать узор, движения.) (Запоминать 7-8 предметов или слов, запоминать стихотворения, потешки, загадки, рассказывать по памяти содержание картин, текстов). (Уметь выстраивать последовательность событий, рассказов, находить предмет в группах, не подходящий к общим признакам, решать простые задачи).
Мелкая моторика. ( Свободно владеть карандашом, ручкой, кистью, штриховать и раскрашивать не выходя за контуры, ориентироваться в тетради в клетку или в линию,уметь копировать простейшие рисунке и передавать точную форму, расположения частей).
Список использованной литературы:
Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под редакцией профессора С.С. Ляпидевского и кандидата педагогических наук В.И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1968.
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1991.
Нищева Н.В. программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общимнедоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед. заведений/ Т.В. Волосовец, Н.Н. Горина, Н.И. Зверева и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М.: “Издательство Гном-Пресс”, 1999.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушением речи) группы №5 Кузнечики для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) на 2019-2020 уч.год
Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушением речи) группы №5 Кузнечики для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) на 2019-2020 уч.год...
Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушениями речи) ГРУППЫ №5 «КУЗНЕЧИКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТ (2-3 ГОДА)
Адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушениями речи (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станда...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА» ДЛЯ ДЕТЕЙ С 3-7 (8) ЛЕТ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯМАДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»ДЛЯ ДЕТЕЙ С...
Адаптированная образовательная программа для обучающегося с тяжёлым нарушением речи (ТНР) по рекомендации ТПМПК
АОП предназначена для работы с ребёнком 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с тяжёлым нарушением речи (ТНР), состояние здоровья которого препятствует...
Адаптированная образовательная программа для обучающегося с тяжёлым нарушением речи (ТНР) по рекомендации ТПМПК.
АОП для детей с тяжелыми нарушениями речи опирается на использование специальных методов, привлечение специальных комплексных и парциальных образовательных программ (полностью или частично), специальн...