Проект по исследовательской деятельности "Солнечная система и Космос"
методическая разработка (старшая группа) на тему
В наше время дети старшего дошкольного возраста очень редко задают вопросы познавательного характера. Поэтому главной задачей педагога является подхватить инициативу, если ребенок задает вопрос, создать такие условия, которые позволят взрослому вместе с ребенком найти на него ответ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по исследовательской деятельности "Солнечная система и Космос" | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Кратковременный проект
по исследовательской деятельности
«Солнечная система
и
Космос»
(Старший дошкольный возраст)
Подготовила: Нижельская А.А.
2018 год
Актуальность проекта.
В жизни каждого ребёнка наступает пора, когда из него, словно горох из мешка, так и сыплются бесконечные, порой сильно докучающие взрослым «почему», «отчего», «как»… Нередко под внешней неуклюжестью, наивностью, а иногда и кажущейся глупостью детского вопроса таится нечто весьма важное, серьёзное. В очередной раз, удовлетворяя любопытство ребёнка, мы тем самым наталкиваем его на новые и новые «почему», давая ему понять, что вполне одобряем эту цепную реакцию вопросов. Надо всегда помнить: именно из таких побед в деле познания мира, неизменно доставляющих малышу радость, как дом из кирпичиков, строится, формируется натура, личность, интеллект.
Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребёнка. Для лучшего освоения детьми подготовительной группы материалов по разделу «Окружающий мир» была выбрана проектная методика. Занятия направлены не только на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, но и на воспитание патриотических чувств, формирование нравственных ценностей.
Проблема.
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Цель: расширять представления детей об окружающем мире, пополнить кругозор детей новыми знаниями о космосе и солнечной системе, планете Земля.
Задачи:
«Познание» - обогащать и расширять представления и знания детей о космосе и солнечной системе. Уточнить представления о планетах и созвездиях. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле.
«Коммуникация» - совершенствовать речь детей, умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, развивать познавательные и интеллектуальные способности, пополнять активный словарь детей.
«Физическая культура» - формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании, развивая интерес к спортивным играм.
«Социализация» - формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля, воспитывать бережное отношение ко всему, что есть на нашей планете.
«Художественное творчество» - развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать.
«Чтение художественной литературы» - продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, познакомить с произведениями в рамках заявленного проекта.
Участники проекта – воспитанники старшей группы, их родители.
Тип проекта – исследовательски-познавательный.
Сроки реализации – краткосрочный (1 месяц)
Предполагаемые результаты:
Воспитанник:
- имеет интеллектуальную, творческую базу для успешного дальнейшего развития индивидуальных способностей;
- владеет значимыми компетенциями, универсальными умениями необходимыми для экспериментальной, исследовательской деятельности более высокого уровня.
- получает удовольствие от совместной деятельности со взрослыми, стремится к такой деятельности;
- способен к конструктивному взаимодействию в коллективе сверстников;
- испытывает чувство гордости за самостоятельно созданный продукт деятельности и за созданный совместно со значимым взрослым;
- имеет устойчивый интерес к работе с научной и художественной литературой;
- возникает желание доискиваться до сути и причин происходящего;
- способен четко и ясно выразить мысль, вступить в диалогическое общение.
Педагог:
- повышение профессиональной компетентности через поисково - аналитическую деятельность по теме проекта.
Родитель:
-активный и заинтересованный участник педагогического процесса.
Приёмы и методы реализации проекта:
1. Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты.
2. Рассматривание картин и книжных иллюстраций.
3. Оформление выставок.
4. Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
5. Проблемные ситуации.
6. Наблюдения.
7. Беседы.
8. Консультации для родителей.
9. Совместная организованная образовательная деятельность педагога и детей, детей и родителей.
10. Оформление информации для родителей в родительском уголке.
11. Организованная творческая деятельность детей, родителей и педагогов ДОУ.
Работа осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание НОД доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе, о солнечной системе, нашей планете Земля. Проект на тему «Путешествие по солнечной системе и планете Земля» был разработан для детей подготовительной группы в возрасте 6-7 лет, где были представлены разные формы организации и интеграции образовательных областей: «Познание. Формирование целостной картины мира», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическая культура».
Система работы:
1. Обсуждение с родителями темы исследовательской работы и сбор информации по данной теме.
2. В условиях дошкольного образовательного учреждения были проведены беседы на темы:
• Что такое солнечная система.
• Как называется планета, на которой мы живём.
• Что такое комета.
• Кто первым полетел в космос.
• Первый космонавт.
• Звезды и созвездия.
• Зачем нужен телескоп.
• Такие разные планеты.
• Каким должен быть космонавт.
• Солнечное затмение.
• Что такое Луна.
3. Создание картотеки загадок по теме «Космос», картотеки дидактических и сюжетно-ролевых игр
4. Оформлении «Энциклопедии о космосе». Каждой семье было дано задание: оформить 1 страничку этой энциклопедии.
5. Оформили выставки детских рисунков о космосе.
6. Оформлена книжной выставки.
• «Как человек полетел в космос»
• «Жил да был звездочёт»
• «Почему звёзды такие красивые? »
• «Небесный олень»
• «Дедал и Икар»
• «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили»
7. Сочинение рассказов о космосе.
8. Подготовились к защите проектной деятельности по теме.
Работа по реализации проекта строилась в три этапа.
1 этап – подготовительный.
Цели:
• Изучить методические основы организации образовательной деятельности для детей дошкольников в образовательной области «Познание».
• Выявление первоначальных знаний детей о космосе, о планетах солнечной системы, о Земле как планете и её обитателях.
• Подбор и систематизация литературы и материала о космосе (пособий, демонстративного материала, фотографий, книг и атрибутов) для работы с детьми и их родителями.
Мероприятия:
1. Оформление родительского уголка «Для вас, родители». Размещение консультации по теме проекта.
2. В группе ДОУ пополнить развивающую среду атрибутами соответствующими теме проекта (в уголке экспериментирования появились лупы и глобус).
3. Составление тематической книжной выставки.
2 этап – основной.
Цели:
• Обогащать и расширять знания детей о космосе и солнечной системе, о Земле как планете и её обитателях. Уточнить представления о планетах и созвездиях.
• Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле.
• Формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля. Воспитывать бережное отношение ко всему, что есть на нашей планете.
• Воспитывать в детях гордость за свою страну, любовь к Родине.
Мероприятия:
1. Рассматривание плакатов и иллюстраций на космические темы, знакомство с глобусом и телескопом.
2. Наблюдение на тему:
• «Что мы видим вечером на небе».
• «Улицы нашего города».
3. Беседы с детьми на темы:
• «Почему происходит смена дня и ночи, времён года? »,
• «Что такое карта – портрет Земли»,
• «Страна, в которой ты живёшь»,
• «Их имена знает весь мир».
4. Чтение художественной литературы: Р. Юрмин «Что внутри? », «Счастливого пути космонавт! », Г. Черненко «Как человек в космос полетел? », Ц. Агелов «Доброе утро, Земля! », мифы «Как Солнце и луна в гости друг другу ходили», М. Исаковский «Поезжай за моря, океаны», главы из книги А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля».
Заучивание стихотворений: В. Степанов «Ю. Гагарин», А. Хайт «Планеты».
5. Совместная творческая работа родителей и детей:
• Составление рассказов и детско-родительских проектов на тему: «Этот загадочный космос», «Что мы расскажем иностранным гостям о России».
• Подготовка презентации на тему: «Герои России».
6. Организованная образовательная деятельность педагога и детей:
• ФЦКМ «Покорение космоса», НОД «Хочу быть космонавтом»
• ФЭМП «Космическое путешествие»,
• Итоговое занятие «Космическое путешествие на Марс».
7. Художественное творчество:
• Рисование: «Путь к звёздам», «Я, ты, он, она – вместе дружная семья! ».
• Лепка «Звезды и комета»
• Аппликация: «Космический корабль», «Космический пейзаж».
8. Сюжетно- ролевые игры:
• «Путешествие в космическое пространство».
3 этап – заключительный.
Цели:
• Закрепить и обобщить знания полученные детьми в ходе реализации проекта.
Мероприятия:
1. Итоговая викторина на тему: «Космос. Солнечная система. Земля».
2. Оформление выставки творчества детей группы.
Список литературы:
1. Подрезова Т. И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ», 2008.
2. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Покорение космоса». О. А. Скоролупова, Изд-во «Скрипторий», 2003.
3. «Космос: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы». Ранок, 2007.
4. «Расскажите детям о космосе» (Карточки для занятий в детском саду)
5. Интернет- ресурсы.
6. Куропаткина Т., «Первые шаги в космосе», «Ребенок в детском саду», 2002г.
7. Гонтарук Т., “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига
8. Левитан Е. П. «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс
9. Майорова Г., “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.
10. Красковская Г. И. «Игровые занятия с дошкольниками: патриотическое воспитание». Изд. «Гревцов Паблишер», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие в космос "
Цели. Закреплять знания детей о космосе, космическом пространстве, планетах; умение отвечать на вопросы полными предложениями, активизировать словарь дошкольников, расширять их круго...
Исследовательский проект с детьми старшей группы «Покорители космоса»
Познавательное развитие:Беседы: «Что мы знаем о солнечной системе»«Создатели спутников Земли»«Первые покорители космоса» Игра-занятие «Я инопланетянин» Ознакомление с художественной литерату...
Познавательно – исследовательский ПРОЕКТ в подготовительной группе по теме " Космос"
Проект "Космос"...
Исследовательский проект « Если очень захотеть – можно в космос полететь!»
Введение Глава 1 Теоретическая часть: 1.1. Что такое реактивное движение 1.2. История реактивного движенияГлава 2 Эксперементальная часть:2.1. Опыт 1 Сила противодействия...
ПРОЕКТ познавательно – исследовательский с детьми 4 – 5 лет. Тема: «Космос – это интересно!
Дети пытливы по своей природе, а неизведанные просторы Вселенной - это одно из средств активизации познавательной активности дошкольников. Но знакомить с космосом нужно постепенно, порциями добавляя н...
Считалки про планеты Солнечной системы и космос
Считалки про космос — удобный приём не только для выбора водящего в игре, но и для запоминания порядка расположения планет. Таким образом, рифмовка даёт и форму работы, и наполняет её содержание...
Исследовательский проект - опыт исследовательских результатов: "Экспериментально – исследовательская деятельность детей в группе младшего дошкольного возраста".
На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает познавательное развитие детей. В целевых ориентирах прописано в п. 4.6 ФГОС ДО: ребен...