Наблюдения
картотека (старшая группа) на тему

Баныкина Наталья Валерьевна

Наблюдения с детьми зимой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Наблюдения зимой51.46 КБ

Предварительный просмотр:

Декабрь 1

Наблюдение за луной

Цели: продолжать расширять знания о неживой природе небесных светилах; формировать у детей умение видеть красоту окружающей природы, желание познать ее тайны.

Обратить внимание детей на луну или месяц, в какой фазе находится. Рассказать, почему мы видим луну по-разному, с чем это связано. Рассказать о движении ночного светила по небосводу. Отметить, где оно сейчас. Предложить детям найти его на небе, когда они будут уходить домой. Чем полнее луна, тем светлее на улице, тем меньше звезд видно рядом. Воздух чистый от выпавшего снега, поэтому звезды и луна светят особенно ярко и больше звезд видно на небе.

Приметы: круг около месяца зимой предвещает продолжительные метели с морозами; зимой месяц кверху рожками – к морозу.

Поговорки и пословицы: «Луна взошла – солнцу отдых»; «Взошло ясно солнышко – прощай светел месяц».

Стихотворение:

НОЧЬ ЗИМОЙ

Лишь ночь зимняя наступает,

На небе звезды высевает,

Месяц ясный по небу катается,

Снег на дорожках, лежит, переливается.

Загадки:

Еще недавно к нам в окошко

Светила белая лепешка,

А нынче вдруг горят в окошке

Бычка серебряные рожки.

                                            (Луна и месяц.)

 

Декабрь 2

Наблюдение за погодой

Цели: уточнить и конкретизировать представление о зиме (самые короткие дни, самые длинные ночи, много снега, осадки различные, деревья стоят голые и т. д.); учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе.

Воспитатель обращает внимание детей на погоду, просит охарактеризовать ее (температура, облачность, осадки), употребляя как можно больше эпитетов; сравнивает погоду со вчерашней, выясняет, что изменилось, по каким признакам дети делают выводы. Предлагает полюбоваться красотой зимнего пейзажа. Сравнивает одежду детей и делает вывод, когда было холодней, вчера или сегодня. Сравнивает осадки и облачность, есть ли солнце, какое оно.

Приметы: вороны летают, кружатся стаями – морозу; снег идет большими хлопьями – к оттепели; луна светит ночью ярко или небо без луны усыпано яркими звездами – завтра будет ясный, морозный день.

Поговорки и пословицы: «Зима лето пугает, да все равно тает»; «Зима без снегу – не быть хлебу»; «Зима лето строит».

Стихотворение:

ПЕРВЫЙ СНЕГ

… Стали дни короче, солнце светит мало,

Вот пришли морозы – и зима настала.

                                                   И.Суриков

Загадки:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом,

Все покрыла серебром.

                             (Зимние месяцы, зима.)

 

Декабрь 3

Наблюдение за снежинками

Цели: знакомить детей с красотой природы; показать, что падающие снежинки можно рассмотреть на темном фоне.

Воспитатель выносит темную бумагу и вместе с детьми рассматривает падающие снежинки. Они имеют строение узора из шести лучиков; все снежинки разные и красивые, их интересно рисовать (воспитатель рисует с детьми снежинки на свежевыпавшем снегу, предлагая нарисовать их потом на бумаге). Разнообразие снежинок в зависимости от температурных условий: в мороз – отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопья, при похолодании – в виде крупы.

Воспитатель предлагает рассмотреть падающие снежинки и посчитать, сколько у снежинок лучей.

Вопросы детям:

- Что можно сказать про снежинки? Опишите их форму.

- Что будет, если подуть на снежинку или дотронуться до нее?

- Почему снежинки тают?

Затем дети самостоятельно придумывают загадки о снежинках.

Приметы: снежные хлопья стали крупные – значит жди оттепели; первый сухой снег обещает хорошее лето; много снега – много хлеба; зимний снег глубокий – летом хлеб высокий.

Поговорки и пословицы: «Снег глубок – хлеб хорош»; «Снег на полях – хлеб в закромах»; «Снега надует – хлеба прибудет».

Стихотворение:

СНЕЖИНКИ

Легкие, крылатые,

Как ночные бабочки,

Кружатся, кружатся

Над столом у лампочки.

Собрались на огонек.

А куда им деться?

Им ведь тоже, ледяным,

Хочется погреться.

                                       И. Бурсов

Загадки:

Белой стайкой мошкара вьется, кружится с утра.

Не пищат и не кусают, на ладони сразу тают

                                                      (Снежинки.)

 

Декабрь 4

Наблюдение за голубем

Цели: обобщить знания о зимующих и перелетных птицах; воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе.

Предложить понаблюдать за голубями. Голуби быстро летают, у них необыкновенная память на места гнездования и привязанность к выбранному жилью. Семейные голубиные пары создаются на всю жизнь. Самца можно отличить по особенному воркованию, по распущенному ветром хвосту, по поклонам перед самкой. Самочки мельче, окрас перьев блеклый. Все голуби отличаются друг от друга по окрасу, цветовая гамма очень разнообразна.

Поговорки и пословицы: «Глупа птица, которой свое гнездо не мило».

Стихотворение:

ГОЛУБИ

Гули, гули, голубки,

Прилетайте, сизари.

В зимний день среди ветвей

Стол накроем для гостей.

Прилетайте, милые пичужки,

Готовы для вас столы-кормушки.

Семена и крошки

Птицам насыплем на дорожке.

                                                         

Загадки про птиц.

 

 

 

Декабрь 5

Рассматривание коры деревьев

Цели: конкретизировать и углубить представление о способах приспособления растений к изменившимся условиям существования (растения не растут, не цветут, сбросили листья, запасли питательные вещества в стеблях, корнях, находятся в состоянии покоя, они живые); воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к ним.

Понаблюдать с детьми за деревьями. Спросить, не замерзают ли деревья. Предложить вспомнить, что происходит с ними весной, летом, осенью.

Деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита от промерзания. Все лето откладывают они под кожицей ствола и веток особую ткань – пробковую. Она не пропускает из дерева ни воду, ни воздух. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят холод. У деревьев есть еще защита – пушистое снежное одеяло. Воспитатель вспоминает

пословицу «Спасибо, мороз, что снегу принес» и объясняет ее. Потом показывает, как утеплить снегом деревья на участке.

Приметы: снег прилипает к деревьям – тепло будет; если зимой шумят деревья, ожидай оттепели.

Поговорки и пословицы: «Кто с дерева кору снимает, его убивает».

Стихотворение:

ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ

Деревья зимою, Деревья зимою

Пронизаны ветром и стужей самою.

И старые сосны, и острые ели

Встают, как солдаты, навстречу метели.

В пургу по колени буранами гнутся,

Вершинами машут …

Сдаются? Не сдаются!

                                                М. Дудин

Загадки:

Его весной и летом мы видели одетым.

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

Но зимние метели в меха его одели.

                                              (Дерево зимой.)

 

Декабрь 6

Наблюдение за снегопадом

Цели: продолжать знакомить с явлениями природы; продолжать формировать эстетическое отношение детей к окружающему миру.

Воспитатель вместе с детьми наблюдает за снегопадом из окон группы. Какие снежинки? (Отдельные, хлопьями, крупой.) выйдя на прогулку вместе с детьми, воспитатель любуется красотой этого зимнего явления. Определяет силу ветра по кружению снежинок. Вместе рассматривают снежинки на темной поверхности, пальто, варежках, куртках.

Обратить внимание детей, что во время снегопада дворник не убирает снег, спросить детей почему.

Приметы: лег снег на морозную голую землю – хлеб будет, а на сырую – нет.

 

Поговорки и пословицы: «Мороз не велик, да стоять не велит»; «Не страшен мороз, когда тепло укрут нос»; «Пришла зима – не отвертишься»; «Чем крепче зима, тем скорее весна».

Загадки:

Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой, коль поймаешь на ладонь.             (Снег.)

На крышу избушки легли белые подушки.

Только солнце припечет, пух водою потечет.                 (Снег.)

Дидактическая игра «Кто больше знает».

Зимняя забава «Снайперы».

Цель: развивать меткость, глазомер.

Ход игры. Дети ставят на сугроб яркий кубик или кеглю и стараются сбить предмет снежком. Можно поставить для сбивания несколько одинаковых предметов. В этом случае могут участвовать несколько детей – по числу предметов.

 

Январь 1

Наблюдение за следами птиц на снегу

Цели: расширять знания о зимующих птицах (вороне, галке, воробье); учить видеть особенности их поведения зимой; развивать у детей желание помогать птицам в зимний период (для птиц зима – самое трудное время года); учить детей замечать особенности передвижения птиц по земле.

Воспитатель обращает внимание на следы птиц на свежевыпавшем снегу в уголке леса. Следы различны по размеру и по форме цепочек (ворона крупнее воробья, она ходит большими шагами, у нее ноги длиннее, чем у воробья и голубя; воробей скачет на двух ногах; голубь делает частые шаги, оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков», следы могут внезапно обрываться, это значит, что птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста). Воспитатель предлагает понаблюдать за поведением птиц у кормушки и сравнить правильность своих заключений по поводу цепочек и крестиков птичьих следов на свежевыпавшем снегу.

Приметы: если вороны сидят на макушках деревьев, усиленно каркают и чистятся – зимой к снегу; вьются вороны в воздухе – это к снегу; вороны каркают – к оттепели; утром ворона сидит на макушке дерева и каркает – к вьюге.

Поговорки и пословицы: «Снега нет, и следа нет; «Декабрь – месяц лютый, спрашивает как обутый»; «Декабрь глаз снегом тешит да ухо морозом рвет».

Стихотворение:

ПТИЦЫ ЗИМОЙ

Зима-зимушка, чародейка,

Наших птичек пожалей-ка,

Ведь птичкам зимой холодно, голодно,

Насыпьте в кормушки им крошки да зернышки.

Пусть не голодают птицы зимой –

Вниманием согреем их, добротой.

 

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не погибли зря,

Всегда, в любое время года,

Берегите птиц, друзья!

 

 

Январь 2

Наблюдение за снегом (защитные свойства снега)

Цели: продолжать знакомить со свойствами снега; приучать детей заботиться о растениях.

Воспитатель напоминает детям о защитных свойствах снежного покрова: снег согревает землю от промерзания, причем рыхлый слой снега лучше сохранит тепло, так как там много воздуха, поэтому снег около деревьев не надо уплотнять. Затем напоминает детям их действия по уборке снега в лунки деревьев и кустарников.

Опыт «Защитные свойства снега».

Цель: познакомить детей со свойствами снега.

Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба; зарыть неглубоко в снег; зарыть глубоко в снег.

Понаблюдать за состоянием воды в баночках. Сделать выводы, почему снег защищает корни растений от замерзания.

Вывод. Чем глубже будет находится баночка, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.

Приметы: коли в январе март, бойся в марте января; если в январе эхо далеко уходит, морозы крепчают.

Поговорки и пословицы: «Январь - году начало, зиме середина»; «Январь вершина зимы».

Стихотворение:

… Идет волшебница-зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы…

(А.С. Пушкин. Из романа «Евгений Онегин».)

Дидактическая игра «Не зевай» (птицы зимующие и перелетные).

Цель: развивать слуховое внимание детей, быстроту реакции слова.

Ход игры. Воспитатель дает всем детям названия перелетных птиц и просит внимательно следить за ним. Как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши, кто прозевал свое название, выходит из игры.

 

Январь 3

Наблюдение за снежинками

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами снега; развивать способность видеть красивое в зимней природе.

Рассмотреть снежинки. Какие они? На что похожи?

Опыт «Свойства снега».

Приметы: сильные холода сулят надежный урожай.

Стихотворение:

Сыплет, сыплет снег охапками

На поля зима.

До бровей накрылись шапками

Во дворе дома.

Ночью вьюга куролесила,

Снег стучал в стекло,

А сейчас – гляди, как весело

И белым-бело!

                          С. Маршак

Загадки:

Из-под облачных высот быстрый ветер их несет.

Мчат, друг дружку обгоняя, как одна большая стая.

                              (Снежинки.)

Русская народная игра «Снежная баба».

Цель: развивать двигательный аппарат, ловкость.

Ход игры. Выбирается «Снежная баба». Она садится на корточки в конце площадки. Дети идут к ней, притопывая.

Баба снежная стоит,

Ночью дремлет, днями спит,

Вечерами тихо ждет,

Ночью всех пугать идет.

На эти слова «снежная баба» просыпается и догоняет детей. Кого поймает, тот становится «снежной бабой».

 

Январь 4

Наблюдение за скрипом снега

Цели: обобщать представления о типичных зимних явлениях в неживой природе; продолжать знакомить со свойствами снега, с русскими народными пословицами и поговорками.

Воспитатель просит послушать, как скрипит снег под ногами. Сказать, что это бывает только в морозную погоду. Этот звук образуется при разрушении твердых снежинок. Слушает с детьми потрескивание деревьев, тогда для них будет понятным выражение: «Мороз трескучий».

Приметы: если январь был в прошлом году теплым, то январь этого года будет холодным; морозный январь – урожайный год; сухой январь, студеный – к жаркому лету.

Поговорки и пословицы: «В январе и горшок на печи замерзает»; «Январь – весне дедушка»; «Январь батюшка год начинает, зиму венчает»; «Январю батюшке – морозы, февралю - метелицы».

Стихотворение:

Лишь земли коснулась вата

И снежинки разлетелись

По замершему асфальту,

Закружил, понес их ветер!

Кувыркаются снежинки,

Поворачивают спинки,

Веселятся и резвятся,

Радуясь зиме.

Загадки:

Белые пчелы на землю сели,

Пришел огонь, их не стало.

                                         (Снег.)

Идет, а ног нет;

Лежит, а постели нет;

Легкий, а крыши ломит.

                                     (Снег.)

 

 

Январь 5

Наблюдение за красотой зимнего пейзажа

Цели: воспитывать у детей познавательный интерес к природе; развивать чуткость к восприятию зимнего пейзажа.

Обратить внимание детей на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, снег сверкает на солнце, небо голубое). Воспитатель просит детей описать увиденную красоту, используя как можно больше эпитетов. Можно прочитать отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Приметы: зимой хорошая погода будет оставаться хорошей, если ночью и утром будет тихо и ясно; если зимой вьюги, летом ненастье; туман опускается зимой к земле – к оттепели, высоко держится – к хорошей погоде.

Поговорки и пословицы: «Зима лодыря морозит»; «Зимой съел бы грибок, да снег глубок».

Стихотворение:

ЯНВАРЬ

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи за месяц это?

Загадки:

Его весной и летом мы видели одетым.

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

Но зимние метели в меха его одели.

                                             (Дерево зимой.)

Весной умирает,

Осенью оживает.

                        (Снег.)

Русская народная игра «Снежная баба».

 

Январь 6

Наблюдение за деревьями и кустарниками

Цели: формировать представление о помощи людей растениям в зимних условиях, воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.

После снегопадов освободить кустарники и деревья от тяжелого снега. Уделить внимание бережному отношению   к деревьям, кустарникам. Почему нельзя бегать около кустарника, играть около деревьев? Побеседовать с детьми о деревьях: почему они не растут зимой, как зимуют почки, нужна ли зима для наших деревьев? Рассмотреть деревья в зимнем уборе. Почему не замерзают деревья зимой? (Пробковый слой, снежное одеяло, покой, нет сокодвижения.)

Воспитатель задает вопросы детям.

- Чем деревья отличаются от кустарников?

- Как называют деревья, которые сбрасывают листья?

- Какую пользу приносят деревья и кустарники?

Стихотворение:

Что за чудо - зимний лес,

Сколько сказочных чудес!
В сказке этой я лесной,

Сон иль явь передо мной?

Вот берез роскошный ряд,

Шали белые горят

Серебром — а вот в сторонке

В шубах елочки-девчонки.

Ах, какая тишина,

Бело-белая страна!                

                                       М. Степанов

Загадки:

Что летом, зимой в рубашке одной?

                                                      (Ель, сосна.)

Дидактическая игра «Что растет в разных краях?».

Цель: закреплять названия деревьев.

 

 

Февраль 1

Наблюдение за птицами

Цель: обобщить знания о зимующих и перелетных птицах; выявить экологические знания; воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудное для них время.

На прогулке воспитатель продолжает наблюдение за галками. Осенью и зимой галки образуют стаи совместно с воронами. После дневных кочевок эти стаи летят на ночлег в парки и скверы, усаживаясь на высокие старые деревья и оставаясь на них до рассвета. Уже с осени галки разбиваются на пары и держатся вместе до весны. У галок очень густое оперение. Которое предохраняет их тело от холода. Садясь на ветки или карнизы, птицы приседают так, что лапки погружаются в пух на брюшке и согреваются.

Вороны зимуют вместе с сороками. Сорока строит большое прочное гнездо, которое с боков и сверху прикрыто сучьями, образующими высокую крышу и придающими постройке шаровидную форму. Крыша служит надежной защитой от хищных птиц и мороза. Для строительства гнезда сорока использует самые неожиданные материалы: блестящие предметы, тряпки,

проволоку и т.д. Сорока трещит, стрекочет. Благодаря сороке жители леса заранее узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности.

 Приметы: вороны и галки дружно вьются в воздухе – перед снегом; вороны и галки садятся на снег – к оттепели; вороны и галки садятся на верхушки деревьев – к морозу, а если на нижние ветки – к теплу.

Февраль 2

Наблюдение за силой ветра

Цели: совершенствовать навыки поисковой деятельности, измерения глубины снега и температуры воздуха, изменения направления ветра; развивать умение устанавливать связь между направлением ветра и между свойствами снега и состоянием погоды.

В ветреную погоду понаблюдать за быстро и низко несущимися облаками, раскачивающимися ветвями деревьев. Спросить ребят, откуда дует ветер, определить его силу по качающимся веткам деревьев. Во время сильного ветра понаблюдать за перемещением снега, установить, почему глубина снега в разных местах разная.

Приметы: холодные северные ветры в феврале – к урожаю; безоблачно, ветер северный – морозы усилятся; дует ветер, а инея нет – быть бурану; если ночью был иней – к ветру.

Стихотворения о зиме, метели, зимнем ветре.

Загадки:

Я березку качну, я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу, даже шапку утащу,

А меня не видать. Кто я? Можешь угадать?

                                                          (Ветер.)

Дидактическая игра «Какое время года?».

 

Февраль 3

Наблюдение за оттепелью

Цели: развивать умение самостоятельно распознавать и называть снегопад, поземку, мороз. Вьюгу, иней; учить детей сравнивать зимние явления, находить сходства и различия; ввести в словарь детей слово наст.

Понаблюдать за такими природным явлением, как оттепель. Днем на крышах и на деревьях тает снег, начинается капель. Ночью, когда подмораживает, образуются сосульки. Снег тает, уплотняется, теряет сою белизну. Если после оттепели похолодает, на нем образуется твердая ледяная корка – наст.

 Приметы: сорока лезет под крышу – будет метель; если воробьи собираются в кучу и беспокойно чирикают – это к метели; если ночью был иней – к ветру; ветер подул зимой с северной стороны – к большим холодам.

Поговорки и пословицы: «Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет»; «Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит».

 

Стихотворения:

ФЕВРАЛЬ

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка.

                            С. Маршак

Загадки:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

                                    (Зима.)

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Теплые весной придут ветра.

И меня прогонят со двора.

                                      (Зима.)

Дидактическая игра «Какое что бывает?».

 

Февраль 4

Наблюдение за сосульками

Цели: продолжать знакомить с зимними явлениями природы; развивать наблюдательность, любознательность.

Сосульки образуются только на морозном воздухе. Слой снега на крыше дома подогревается изнутри (со сторонычердака). Он подтаивает, и образующаяся при этом вода стекает до карниза. Здесь, попадая на морозный воздух, вода замерзает и превращается в сосульки. Но на южной стороне крыши снег подтаивает не снизу, а сверху, под воздействием солнечных лучей. Вода стекает вниз. Попадая в тень, на морозном воздухе водяные капельки замерзают. Постепенно воды натекают все больше, и ледяные сосульки растут.

Задание детям: понаблюдать, какие изменения произойдут на месте, где висела сосулька, ко времени вечерней прогулки.

 

Приметы: снег идет большими хлопьями – к оттепели; вороны каркают – к оттепели; яркие звезды – к морозу, тусклые – к оттепели.

Поговорки и пословицы: «В зимней шубке и морозы - шутка».

Стихотворение Н. Садовского «Снежинка».

Загадки:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Коль поймаешь на ладонь.

                                        (Снег.)

Опыт «Лед – твердая вода».

Цель: познакомить со свойством воды.

Принести сосульки в группу, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Вместо сосулек можно взять шарики снега.

Обратить внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и шарики снега. Что с ними происходит?

Вывод: лед, снег – это тоже вода.

Февраль 5

Наблюдение за березой

Цели: продолжать знакомить с деревом, ставшим символом России; рассказать о том, какую пользу береза приносит людям; воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

Обратить внимание детей на стволы деревьев, в частности на березу. Дети определяют, где самый широкий ствол. (Внизу у самой земли, самый узкий на верху, самая вершина.) рассматривают кору и берут один слой бересты. Под лупой рассматривают дырочки, трещинки в коре, есть ли уснувшие насекомые. Дети называют части дерева.

Опыт. Дети обнимают дерево, пытаются вытащить его из земли. Втыкают палочку и тоже вытаскивают ее. Делают вывод о том, что держит дерево в земле и почему дерево не падает и стоит вертикально.

Продолжать наблюдение за березой. Вместе с детьми определить высоту дерева (она почти как детский сад). Рядом с березой находятся ее соседи – деревья и кустарники. Воспитатель помогает детям в рассказе, уточняет детали.

Приметы: снег прилипает к деревьям – тепло будет; если зимой шумят деревья, ожидай оттепели.

Поговорки и пословицы: «Бежит вьюга по снегу, а следу нету».

Стихотворение С. Есенина «Береза».

Загадки:

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.           (Дерево зимой.)

                                                    

Дидактическая игра «Путешествие».

Цель: найти дорогу по названиям знакомых растений и других природных объектов.

Воспитатель выбирает одного-двух ведущих, которые по заметным ориентирам (деревья, кустарники, клумбы с определенными растениями), определяют дорогу, по которой должны пройти все дети к спрятанной игрушке.

 

Февраль 6

Наблюдение за одеждой людей

Цели: формировать представления о приспособленности человека к зиме (внешний вид, поведение в разную погоду: метель, сильный ветер, сильный мороз, солнечная зимняя погода и т.д.); закрепить умение классифицировать одежду.

Обратить внимание детей на то, как одеты люди, вспомнить классификацию одежды. Почему люди одеваются, как приспосабливались они раньше к холодному периоду.

Приметы: чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте; дует ветер, а инея нет – быть бурану; быстрая оттепель – будет мало дождей летом; лед сильно трещит – будет мороз.

 

Стихотворение:

ВАРЕЖКИ

Две сестрички, две плетенки

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять – их надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять.

                                         А. Рождественская

Загадки про одежду.

Зимняя забава «Снежная карусель».

 

Комментарии (0)Просмотров (82)        

        


Каждая прогулка для ребенка – это источник новых впечатлений. Зима – не самое лучшее время года для длительных гуляний, но даже эти короткие часы можно превратить в настоящее приключение!

Если заранее продумать, чем вы с вашим ребенком будете заниматься на улице, то по возвращении домой вы оба будете бодры, веселы, а ваш малыш узнает много нового. Главное, не притесняйте его и свою фантазию.

Зимние игры

Самые актуальные зимние игры, конечно же, снежки, катание с ледяных и снежных горок и хоккей. Но почти все они больше подходят для ребят околошкольного возраста, а что делать, если ваш ребенок еще не дорос до размахивания хоккейной клюшкой? Пока малыш лежит в коляске, конечно, вы ничего экстраординарного не придумаете, поскольку возможности ребенка ограничены его двигательной активностью.

Но как только малыш подрастет и начнет самостоятельно ходить и бегать, его игровые возможности значительно расширятся, а потребности возрастут. Так чем же можно заняться с маленьким ребенком на прогулке, чтобы и самим не скучать и с пользой для его развития?

Банальный снеговик, если к нему приложить немного фантазии, может превратиться в любой персонаж – любимое животное, книжного героя, можно попробовать слепить самих себя или малыша, в конце концов, на детской площадке может «вырасти» целое снежное семейство.

Мыльные пузыри обычно запускают весной или летом. Но если поэкспериментировать с ними зимой, то малыш узнает, что на холоде лопнуть мыльный пузырь гораздо сложнее, чем в тепле.

Саночные гонки – отличное занятие не только для детей, но и для родителей. Если на площадке много детей с родителями, то можно договориться и устроить соревнование: посадить ребенка на санки, а задача родителя – прийти на финиш первым. Так что санки можно использовать не только для катания с горки и как транспортное средство.

Многие родители замерзают раньше своих чад, поскольку стоят на месте и почти не двигаются. Активные игры помогут не только детям, но и родитлям не замерзнуть зимой на улице. Можно соорудить две небольшие оборонительные стенки и поиграть в снежки, например, дети против родителей или девочки против мальчиков вне зависимости от возраста.

Эстафета или бег с препятствиями – отлично развивают координацию детей, так что можно соорудить из снега небольшие преграды и дать малышам возможность посоревноваться. Главное не переборщить с высотой, в зимних комбинезонах детям сложнее двигаться и это нужно учитывать.

Снежные ангелы – игра для тех, кто не боится изваляться в снегу. Нужно лечь на снег и подвигать по нему руками и ногами. Когда вы встанете, на том месте, где вы лежали, получится снежный ангел.

Если вы ходите гулять в парк или сквер, то можно взять с собой семечек или хлеба, покормить птиц. В некоторых парках еще остались белки, для них можно запастись арахисом или любыми другими орешками.

На кусочке нетронутого снега можно предложить малышу вытоптать свою собственную дорожку. С помощью следов можно вытоптать любой несложный рисунок – елочку, солнышко, тучку, домик, машинку. Можно поиграть в следопыта: мама идет по снегу, делая маленькие шажки, а задача малыша – идти за ней след в след, точно попадая в мамин шаг.

Можно соорудить из снега небольшую плотную горку и покатать с нее машинки или снежки. Скатывать снежки сложнее – их нельзя ронять и сложно не раздавить.

Если есть возможность выйти с ребенком на лед, то можно поиграть в «Ледяные дорожки». Суть игры в том, чтобы удержать равновесие – это занятие хорошо тренирует вестибулярный аппарат. Можно просто идти по льду, аккуратно передвигая ноги и стараясь не упасть, а можно взять малыша за обе руки и покатать по ледяной дорожке.

Можно потренировать и меткость ребенка. Для этого нужно налепить куличей из снега (более сложный вариант – поставить в ряд веточки или палочки), отойти на некоторое расстояние и сбивать куличи снежками. Не забывайте играть вместе с малышом, показывая ему наглядный пример.

Если вы живете в загородном доме, то можно дать ребенку лопатку и попросить помочь вам с уборкой снега. Ему полезно будет потрудиться на свежем воздухе, к тому же малыш будет рад серьезному заданию и будет гордиться собой, когда дело будет сделано.

В два года ребенок становится подвижным, любознательным и куда более самостоятельным. Его движения обретают уверенность, сам он хорошо ходит и даже бегает и прыгает. Поэтому в этом возрасте важно уделять внимание его физическому развитию. Прогулки и активные игры на свежем воздухе играют не самую последнюю роль в физическом воспитании каждого ребенка.

Наблюдения и эксперименты

Не менее важно развивать и умственные способности ребенка, в частности, наблюдательность и стремление познавать новое. Во время прогулки зимой можно приучить малыша к созерцанию, например, во время снегопада смотреть, как падают снежинки. Можно ловить снежинки руками и смотреть, как они тают. Если снежинка падает на варежки малыша или на одежду, предложите ему подышать на нее, тогда снежинка быстро растает.

Все дети любят сосульки. Одни дети сбивают их с крыш снежками, другие едят, но есть и более безопасные для здоровья игры с сосульками. Можно сделать разноцветные сосульки дома в морозилке (с помощью пищевых красителей), а потом вынести их на улицу. Из оранжевой сосульки получится отличный нос для снеговика, из зеленых сосулек можно построить крошечный ледяной лес в песочнице, а красные сосульки привязать к елке, как новогодние украшения. Помимо сосулек можно сделать разноцветный лед в формочках и использовать его в различных играх.

Если малыш проявляет внимание к природе и природным явлениям, то можно набрать в пакет снега и принести домой. Выложите снег в миску и поставьте в тепло. Через некоторое время он растает, поставьте отметину на тарелке на уровне воды, через несколько дней уровень воды опустится. На этих простых примерах можно объяснить ребенку природные свойства воды.

Что же касается природы, то каждого малыша порадует рассказ про животных, впадающий зимой в спячку. Помните, что кроме медведей в спячку впадают также сурки, барсуки, черепахи, шиншиллы, ежи и многие другие животные.

Расскажите ребенку про птиц, которые улетают в теплые страны, чтобы переждать зиму, и про «зимних» птиц, которые прилетают в Россию с севера – снегирей, глухарей, тетеревов, поползней, синиц, соек и других. Если в вашем городе много видов зимующих птиц, то можно понаблюдать за ними и научить малыша отличать, например, снегиря от синицы.

«Зимние» поделки

Помимо снеговиков и замков из снега и льда можно сделать множество других не менее интересных вещей. Например, ледяной ловец солнца – разноцветный ледяной блин, который будет сверкать и отбрасывать на снег разноцветные блики. Для того чтобы сделать «ловца», нужно залить в большую плоскую емкость воду с цветными кубиками льда и заморозить с помощью морозильной камеры. Для этих целей вполне подойдет сковородка, пасхальный набор для окраски яиц и форма для льда.

Сначала нужно наморозить разноцветные кубики с помощью формы и красок, потом положить готовые кусочки в сковородку, залить их холодной водой и снова поставить в морозилку. Когда вся эта масса застынет, получится разноцветный ледяной блин. Если вморозить в него бечевку или ленту, то можно будет повесить поделку на дерево, и в солнечный день ловец

Объявление скрыто.

солнца будет радовать малышей своими разноцветными бликами. Если блин не хочет вылезать из сковородки, опустите ее на несколько секунд в горячую воду, тогда лед отстанет от стенок и его легко будет вынуть.

Можно соорудить за окном или на балконе кормушку для зимующих птиц. Для этих целей подойдет обычный деревянный ящичек. Можно пофантазировать и изготовить более интересные кормушки, например, из еловых шишек, собранных осенью. К шишкам привязывают веревочки, обмакивают будущую кормушку в арахисовое масло, а потом обваливают в корме для птиц (его можно купить на любом птичьем рынке). Шишку можно повесить за окно, на балкон или на любое дерево во дворе.

Если фантазия родителей хорошо развита, то для них наверняка не составит большого труда придумать какое-нибудь свое развлечение для ребенка с учетом его интересов и потребностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение-прогулка "Наблюдение за светофором"

Организация наблюдения-прогулки на тему "Наблюдение за светофором" (образовательная область "Безопасность")...

Презентация "Что такое наблюдение? Виды педагогических наблюдений.Алгоритм действия педагога при наблюдении.".

Презентация подготовлена мною для выступления перед слушателями курсов повышения квалификации и подробно знакомит с одним из методов мониторинга - с методом наблюдения....

Эксперимент наблюдение за ростом лука. Дневник наблюдения.

Актуальность темы: •       Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышлен...