Конспект НОД по развитию речи
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Галимьянова Гарифа Гарифулловна

Конспект НОД по развитию речи

 

ТЕМА: составление описательного рассказа на тему

« ОСЕНЬ « по плану - схеме

ЦЕЛЬ: формировать навык составления описательного рассказа

на тему « ОСЕНЬ» с опорой на схемы.

ЗАДАЧИ:

ОБУЧАЮЩАЯ.

. Закрепление представлений об осени и её приметах.

. Расширение и активизация словаря по теме» ОСЕНЬ».

РАЗВИВАЮЩАЯ.

.Развитие связной речи, внимания, памяти , логического мышления.

. Развитие координации движений с речью.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ.

. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение к окружающей природе.

. Показать уникальность природы осенью.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

. Рассматривание картины И.И.ЛЕВИТАНА « ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ».

. Беседа на тему « Осень».

. Разучивание стихов, загадок, чистоговорок , пословиц.

. Экскурсии в парк.

. Наблюдение на прогулке.

. Выставки детских рисунков.

. Конкурс поделок из природного материала. 1

. Чтение произведений В.А.Сухомлинского « Стыдно перед соловушкой», В.М. Гаршина « Лягушка-путешественница», И.Соколова - Микитова «Улетают журавли».

. Просмотр Д.В.Д.

. Коллективный труд « Уборка участка от сухих листьев.

ОБОРУДОВАНИЕ: план-схема, шишки, бумажные листочки на каждого ребёнка,  телефон, картинки с изображением солнца, тучи, ветра, гнездо, перо ,корзинка, мяч, стакан молока, камушек, осенняя полянка.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Воспитатель: Если на деревьях - листья пожелтели,

Если в край далёкий - птицы улетели, 2

Если небо хмурое,

Если дождик льётся,

Это время года Осенью зовётся.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Закрепление представлений об осени и её приметах.

Воспитатель: я приглашаю, вас прогуляться к осенней полянке. Нас там ждёт много интересного. Мы пойдём по дорожке будем собирать шишки и складывать их в корзину называя слова, которые отвечают на вопрос « Какая бывает осень?» ( ранняя, поздняя, пасмурная, дождливая, хмурая и т.д.)

ИГРА « Какая осень?» ( каждая шишка – слово)

Воспитатель: как много шишек вы собрали! А чем ещё покрыта земля осенью ?

Дети: листьями, шишками, хвоёй, сухой травой.

Воспитатель: как вы думаете, нам всё это может пригодиться ?

Дети: да, это природный материал из него можно делать разные поделки.

Воспитатель: первая наша остановка на полянке - « Солнечная»

Как светит и греет солнце осенью?

Дети: солнце светит, но греет слабо, потому что закрыто тучами.

ИГРА на развитие внимания  «Солнце, ветер и туча»

Воспитатель: давайте поиграем в игру

(если я показываю солнце - вы поднимаете руки вверх, если тучу - вы закрываете лицо руками, если ветер - вы кружитесь).

Воспитатель: пока мы с вами играли, я увидела, что-то очень интересное. Давайте подойдём и посмотрим.

 

Остановка «ПЕРЕЛЁТНАЯ»

Дети: это гнездо и перо.

Воспитатель: как вы думаете, о ком мы сейчас будем говорить?

Дети: о птицах.

Воспитатель: как называются птицы, которые осенью от нас улетают, а весной возвращаются? (перелётные).

Воспитатель: почему они улетают?

Дети: птицам нечего кушать, насекомые прячутся, становится холодно.

Воспитатель: каких перелётных птиц, вы знаете?

ИГРА « ПЕРЕДАЙ ПЁРЫШКО»

Воспитатель: все ли птицы долетят до тёплых краёв?

Дети: нет, на пути их подстерегают разные опасности.

Воспитатель: одну из причин гибели птиц вы узнаете, если отгадаете загадку?

«БЕЛОЕ МОЛОКО РАЗЛИЛОСЬ НАД РЕКОЙ» (туман)

Воспитатель: давайте проведём маленький опыт.

В стакан с молоком бросим маленький камушек.

Вы видите камушек? Дети – нет.

Вывод: при тумане птицам тоже ничего не видно.

Воспитатель: так чем же опасен туман для птиц?

Дети: во время тумана птицы могут сбиться с пути.

Воспитатель: следующая наша остановка «Осенняя»

Игра с мячом «ПОДБЕРИ СЛОВА ДЕЙСТВИЯ» отвечающие на вопрос «Что делает?», «Что делают?»

1.Солнце (что делает?)— светит, греет.

2.Туча (что делает?)— закрывает, плывёт.

3.Ветер (что делает?)— дует, гонит, завывает.

4.Насекомые (что делают?)— прячутся, зарываются.

5. Птицы (что делают?)— улетают, машут, летят, кричат и т.д.

6.Люди (что делают?) - собирают, надевают, убирают.

6.Животные (что делают?)- готовятся, меняют, засыпают.

7.Листья (что делают?)- падают, кружатся, летят, порхают, шуршат, шелестят, облетают.

Воспитатель: следующая остановка «Лиственная»

Воспитатель: что это за художник пришёл без красок и без кисти, а разукрасил нам все листья? Дети (осень).

Воспитатель: как можно одним словом, назвать - какими стали листья осенью?

Дети: разноцветными

Воспитатель: как называется природное явление, когда падают листья?

Дети: листопад

Воспитатель: что будет, если листья не пожелтеют и не опадут с деревьев на зиму? (ответы детей).

Звучит музыка.

III.Проведение динамической паузы

Воспитатель: ребята, давайте поиграем. Мы будем рассказывать стихотворение, и выполнять движения.

Листья осенние тихо кружатся.

(дети кружатся на цыпочках, руки в стороны).

Листья нам под ноги тихо ложатся.

(приседают)

И под ногами шуршат, шелестят.

(движение руками вправо, влево).

Будто опять закружиться хотят.

(поднимаются, кружатся).

Игра на развитие фонематического слуха.

Назови слова со звуком Ж (кружатся, ложатся, закружиться)

Назови слова со звуком Ш (шуршат, шелестят)

Разделите эти слова на слоги хлопками.

Воспитатель: ребятишки, а если бы вы были композиторами, какую бы вы сочинили музыку об осени? (ответы детей)

-А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали Осень? (ответы детей)

-А если бы вы были писателями, то какой рассказ об осени вы бы написали - мы сейчас и услышим.

IV. СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО СХЕМАМ

Воспитатель: мы сегодня участвуем в конкурсе на лучшее составление описательного рассказа. Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про осень, т.е. составьте рассказ.

Дети составляют рассказ - описание по схемам.

 

Образец рассказа.

Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, хмурое, покрыто тучами. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. Земля покрыта разноцветными листьями. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и ёж впадают в зимнюю спячку. Люди собирают урожай, делают заготовки на зиму, надевают тёплую, непромокаемую одежду. Осенью можно играть с листьями, собирать природный материал и делать разные поделки.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: вот какая у нас замечательная осень! Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказать, были активными. И я хочу вам на память подарить осенние листья.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи

ТЕМА: составление описательного рассказа на тему

« ОСЕНЬ « по плану - схеме

ЦЕЛЬ: формировать навык составления описательного рассказа

на тему « ОСЕНЬ» с опорой на схемы.

ЗАДАЧИ:

ОБУЧАЮЩАЯ.

. Закрепление представлений об осени и её приметах.

. Расширение и активизация словаря по теме» ОСЕНЬ».

РАЗВИВАЮЩАЯ.

.Развитие связной речи, внимания, памяти , логического мышления.

. Развитие координации движений с речью.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ.

. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение к окружающей природе.

. Показать уникальность природы осенью.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

. Рассматривание картины И.И.ЛЕВИТАНА « ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ».

. Беседа на тему « Осень».

. Разучивание стихов, загадок, чистоговорок , пословиц.

. Экскурсии в парк.

. Наблюдение на прогулке.

. Выставки детских рисунков.

. Конкурс поделок из природного материала. 1

. Чтение произведений В.А.Сухомлинского « Стыдно перед соловушкой», В.М. Гаршина « Лягушка-путешественница», И.Соколова - Микитова «Улетают журавли».

. Просмотр Д.В.Д.

. Коллективный труд « Уборка участка от сухих листьев.

ОБОРУДОВАНИЕ: план-схема, шишки, бумажные листочки на каждого ребёнка,  телефон, картинки с изображением солнца, тучи, ветра, гнездо, перо ,корзинка, мяч, стакан молока, камушек, осенняя полянка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Воспитатель: Если на деревьях - листья пожелтели,

Если в край далёкий - птицы улетели, 2

Если небо хмурое,

Если дождик льётся,

Это время года Осенью зовётся.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Закрепление представлений об осени и её приметах.

Воспитатель: я приглашаю, вас прогуляться к осенней полянке. Нас там ждёт много интересного. Мы пойдём по дорожке будем собирать шишки и складывать их в корзину называя слова, которые отвечают на вопрос « Какая бывает осень?» ( ранняя, поздняя, пасмурная, дождливая, хмурая и т.д.)

ИГРА « Какая осень?» ( каждая шишка – слово)

Воспитатель: как много шишек вы собрали! А чем ещё покрыта земля осенью ?

Дети: листьями, шишками, хвоёй, сухой травой.

Воспитатель: как вы думаете, нам всё это может пригодиться ?

Дети: да, это природный материал из него можно делать разные поделки.

Воспитатель: первая наша остановка на полянке - « Солнечная»

Как светит и греет солнце осенью?

Дети: солнце светит, но греет слабо, потому что закрыто тучами.

ИГРА на развитие внимания  «Солнце, ветер и туча»

Воспитатель: давайте поиграем в игру

(если я показываю солнце - вы поднимаете руки вверх, если тучу - вы закрываете лицо руками, если ветер - вы кружитесь).

Воспитатель: пока мы с вами играли, я увидела, что-то очень интересное. Давайте подойдём и посмотрим.

Остановка «ПЕРЕЛЁТНАЯ»

Дети: это гнездо и перо.

Воспитатель: как вы думаете, о ком мы сейчас будем говорить?

Дети: о птицах.

Воспитатель: как называются птицы, которые осенью от нас улетают, а весной возвращаются? (перелётные).

Воспитатель: почему они улетают?

Дети: птицам нечего кушать, насекомые прячутся, становится холодно.

Воспитатель: каких перелётных птиц, вы знаете?

ИГРА « ПЕРЕДАЙ ПЁРЫШКО»

Воспитатель: все ли птицы долетят до тёплых краёв?

Дети: нет, на пути их подстерегают разные опасности.

Воспитатель: одну из причин гибели птиц вы узнаете, если отгадаете загадку?

«БЕЛОЕ МОЛОКО РАЗЛИЛОСЬ НАД РЕКОЙ» (туман)

Воспитатель: давайте проведём маленький опыт.

В стакан с молоком бросим маленький камушек.

Вы видите камушек? Дети – нет.

Вывод: при тумане птицам тоже ничего не видно.

Воспитатель: так чем же опасен туман для птиц?

Дети: во время тумана птицы могут сбиться с пути.

Воспитатель: следующая наша остановка «Осенняя»

Игра с мячом «ПОДБЕРИ СЛОВА ДЕЙСТВИЯ» отвечающие на вопрос «Что делает?», «Что делают?»

1.Солнце (что делает?)— светит, греет.

2.Туча (что делает?)— закрывает, плывёт.

3.Ветер (что делает?)— дует, гонит, завывает.

4.Насекомые (что делают?)— прячутся, зарываются.

5. Птицы (что делают?)— улетают, машут, летят, кричат и т.д.

6.Люди (что делают?) - собирают, надевают, убирают.

6.Животные (что делают?)- готовятся, меняют, засыпают.

7.Листья (что делают?)- падают, кружатся, летят, порхают, шуршат, шелестят, облетают.

Воспитатель: следующая остановка «Лиственная»

Воспитатель: что это за художник пришёл без красок и без кисти, а разукрасил нам все листья? Дети (осень).

Воспитатель: как можно одним словом, назвать - какими стали листья осенью?

Дети: разноцветными

Воспитатель: как называется природное явление, когда падают листья?

Дети: листопад

Воспитатель: что будет, если листья не пожелтеют и не опадут с деревьев на зиму? (ответы детей).

Звучит музыка.

III.Проведение динамической паузы

Воспитатель: ребята, давайте поиграем. Мы будем рассказывать стихотворение, и выполнять движения.

Листья осенние тихо кружатся.

(дети кружатся на цыпочках, руки в стороны).

Листья нам под ноги тихо ложатся.

(приседают)

И под ногами шуршат, шелестят.

(движение руками вправо, влево).

Будто опять закружиться хотят.

(поднимаются, кружатся).

Игра на развитие фонематического слуха.

Назови слова со звуком Ж (кружатся, ложатся, закружиться)

Назови слова со звуком Ш (шуршат, шелестят)

Разделите эти слова на слоги хлопками.

Воспитатель: ребятишки, а если бы вы были композиторами, какую бы вы сочинили музыку об осени? (ответы детей)

-А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали Осень? (ответы детей)

-А если бы вы были писателями, то какой рассказ об осени вы бы написали - мы сейчас и услышим.

IV. СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО СХЕМАМ

Воспитатель: мы сегодня участвуем в конкурсе на лучшее составление описательного рассказа. Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про осень, т.е. составьте рассказ.

Дети составляют рассказ - описание по схемам.

Образец рассказа.

Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, хмурое, покрыто тучами. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. Земля покрыта разноцветными листьями. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и ёж впадают в зимнюю спячку. Люди собирают урожай, делают заготовки на зиму, надевают тёплую, непромокаемую одежду. Осенью можно играть с листьями, собирать природный материал и делать разные поделки.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: вот какая у нас замечательная осень! Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказать, были активными. И я хочу вам на память подарить осенние листья.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...