Развитие творческого воображения дошкольников средствами лингводидактической игры
статья (старшая группа) на тему

Михайленко Яна Сергеевна

        Актуален вопрос о формировании творческого воображения именно для детей детского сада как первой ступени образования. В возрасте 4-5 лет у дошкольника преобладает  творческое воображение, сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребенок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т.д.).Кроме способности преобразования образов, впечатлений, что признается основным механизмом функционирования воображения (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Э.В.Ильенков, Г.Д.Кириллова, Н.Н.Палагина и др.), важную роль в его развитии играет усвоение речи. Л.С.Выготский отмечал, что речь освобождает ребенка от его непосредственных впечатлений, дает возможность представить себе предмет, которого он не видел, и мыслить о нем. Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей дошкольного возраста является создание эмоционально благоприятной обстановки, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Для развития творческого воображения дошкольников необходимо разрабатывать и применять лингводидактические игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Михайленко Яна Сергеевна

Развитие творческого воображения дошкольников средствами лингводидактической игры

"Духовная жизнь ребенка полноценна

лишь тогда, когда он живет в мире игры,

сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он - засушенный цветок".

В. А. Сухомлинский.

Цель работы: влияние лингводидактической игры в развитии творческого воображения дошкольников.

Для достижения поставленной цели  определены следующие задачи:

  • Изучить и проанализировать данную проблему в психолого-педагогической литературе.
  • Создать необходимые условия (мотивационные, организационные, информационные, материально-технические) для работы по данной теме.
  • Использовать различные виды лингвистических игр.
  • Осуществлять личностное взаимодействие воспитателя и воспитанника в процессе организации творческой деятельности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования выпускник детского сада - это ребенок, который "обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, ...владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам...». 

В настоящее время становится очевидным, что развитие воображения дошкольников происходит под воздействием телевидения, компьютерных игр, рекламы, что ограничивает возможности детей, заставляет их мыслить шаблонами. Современному ребенку очень трудно представить отвлеченные предметы и необыкновенные явления. Воображаемых героев они копируют с экранов телевизоров.

Понятие «воображение» в психологии определяется как «универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционального смыслового опыта».

Воображение – это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Выделяют пассивное (преднамеренное и непреднамеренное) и активное (творческое и воссоздающее) воображение. Данный психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом.

Многие психологи (Дж. Брунер, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) отмечают, что благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Материальная и духовная культура, созданная человечеством к настоящему времени, является продуктом развития его воображения. Именно этот психический процесс выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Безусловно, что прогресс общества находится в прямой зависимости от развития воображения сегодняшнего поколения детей.

Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, т. е. в конечном счете – наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.

Наиболее актуален вопрос о формировании творческого воображения именно для детей детского сада как первой ступени образования. И поэтому приходим к выводу, что вопросы творчества приобретают все большее значение в системе образования.

В возрасте 4-5 лет у дошкольника преобладает  творческое воображение, сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребенок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т.д.).

Кроме способности преобразования образов, впечатлений, что признается основным механизмом функционирования воображения (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Э.В.Ильенков, Г.Д.Кириллова, Н.Н.Палагина и др.), важную роль в его развитии играет усвоение речи. Л.С.Выготский отмечал, что речь освобождает ребенка от его непосредственных впечатлений, дает возможность представить себе предмет, которого он не видел, и мыслить о нем. Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей дошкольного возраста является создание эмоционально благоприятной обстановки, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Для развития творческого воображения дошкольников необходимо разрабатывать и применять лингводидактические игры.

В своей работе по развитию творческого воображения детей 4-5 лет я использую следующие лингводидактические игры:

1. «Рисунки по кругу».

В этой игре принимают участие как минимум 5 детей. Каждый ребенок получает чистый лист бумаги и простой карандаш. По сигналу дети начинают рисовать. Через 1 минуту подается условный сигнал, и каждый из детей передает свой лист сидящему справа от него ребенку. Получив от соседа начатый рисунок, ребенок продолжает его в течении 1 минут и вновь по сигналу передает дальше. И так несколько раз,  до тех пор, пока к ребенку не вернется лист, на котором он первый начинал рисовать. Затем с детьми ведется беседа о том, каков был их первоначальный замысел, и что получилось в результате. На основании данных рисунков можно придумать фантастические рассказы.

2.«Веселые картинки».

Для организации игры необходим набор картинок, иллюстраций или открыток (не менее 8 шт.) как предметного, так и сюжетного содержания. Суть игры состоит в следующем: картинки выкладываются друг за другом (по одной) в совершенно бессмысленном порядке, но при этом содержание (изображение) каждой последующей стараются связать с предыдущей таким образом, чтобы получился рассказ, сказка или история. Например, вот такой рассказ у нас получился: «Мальчики Петя и Ваня каждое время года занимаются делами. Когда наступает осень, Петя и Ваня делают кормушки для птиц. Летом с друзьями они ходят в лес и собирают ягоды. Весной, когда тает снег и текут ручьи, мальчики прыгают по лужам и пускают кораблики. Петя и Ваня - помощники. Они помогают маме поливать цветы и ухаживать за огородом».

3. «Цветные рассказы».

В качестве исходного наглядного материала детям предлагаю полоску бумаги, состоящую из 8-10 квадратов различных цветов, расположенных в два ряда, на основе которых собственно и придумывается рассказ или сказка. Игра протекает следующим образом: детям предъявляю цветную полоску, указываю на верхний крайний квадрат и спрашиваю: «На что он похож? Что бывает такого цвета?» Опираясь на детский ответ, придумываю первое предложение, а все остальные сочиняют дети на основе ассоциаций каждого следующего цветного квадрата с реалиями окружающего мира.

Например, детям была предъявлена полоска, состоящая из: 1 (верхний) ряд – зеленый, голубой, желтый, белый квадраты; 2 (нижний) ряд – коричневый, красный, фиолетовый, оранжевый квадраты. У нас получилось следующее произведение: "В лесу уже тает последний снег, показалась зеленая травка. Слышно как журчит весенний ручей. Солнце, пробиваясь сквозь белые пушистые облака, осветило верхушки деревьев. Скоро появится сочная, душистая земляника.  А пока начинают появляться первые цветы".

Для усложнения игры имеет смысл предложить ребенку опираться на ассоциацию цвета с настроением, ситуацией в процессе создания литературного произведения.

4. Игра «Слова».

Обращаюсь к детям с просьбой назвать «вкусные» слова (мандарин, торт, сок и т.д.). Дети называют слова. Тематику подбираю в соответствии с задачами занятия.

«Железные» слова (гвоздь, ножницы, ключ и т.д.);

«Слова, которые кусаются» (собака, крокодил, волк и т.д.);

«Шуршащие» слова (пакет, фантик, газета и т.д.);

«Мокрые» слова (дождь, полотенце, капля и т.д.);

«Слова, которые одеваются» (шапка, рубашка, пальто и т.д.);

«Сказочные» слова (принц, колдунья, Золушка и т.д.);

«Магазинные» слова (продавец, мороженое, весы и т.д.);

«Мамины» слова (платье, поцелуй, духи и т.д.).

В дальнейшем можно придумывать, например: «слова, которые пахнут», «зимние», «летние», «колючие», «таинственные», «подводные», «праздничные», «печальные», «веселые», «хорошие» и множество других.

5. "Сказки из разных слов".

Детям читается сказка И.Зиедониса ("Желтая сказка", «Серая сказка», «Синяя сказка»).

Затем предлагается начало цветных сказок И.Зиедониса для того, чтобы дети могли придумать продолжение.

Например, "Белая сказка": За окном все было белым-бело... (продолжите). Ночью выпал первый снег и покрасил все вокруг в белый цвет. Белый ковер лежал на земле, деревья стояли в  пушистых белых шапках, белыми платками покрылись крыши домов, в воздухе кружились белые снежинки, а посреди двора на белом снегу сидел большой белый кот.

6.«Решение необычных проблем».

Детям предлагаю подумать и рассказать о том, что они будут делать в случае, если:

- все люди на Земле станут легкими, как пушинки?

-все люди смогут в любой момент и на любом расстоянии читать мысли друг друга?

Получились следующие ответы: "Когда я стану легкой, как пушинка, я буду уметь летать, я смогу садиться на цветочки, на крыши домов». «Я буду кружится в воздухе и танцевать». «Если я смогу читать мысли других людей, я буду знать, о чем думает мама». «Я бы знала, что можно делать и чего нельзя, и тогда  не расстраивала бы маму».

Такие творческие игры были интересны для детей, в процессе их проведения создавалась доброжелательная, комфортная и увлеченная атмосфера.

Таким образом, дошкольный возраст – это период, когда дети наиболее восприимчивы к развитию творческого воображения. Для развития данного психического процесса у детей дошкольного возраста необходимо постоянное накопление жизненных наблюдений и впечатлений, обогащение знаний и представлений, целенаправленное и систематическое использование лингводидактических игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования

Развитие творческого воображениядошкольников средствами нетрадиционных техник рисования Исходя из актуальности рассматриваемого вопроса нами была выбрана тема кружковой работы: «Развитие творческого в...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕТИЧЕСКОГО ПЕСКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕТИЧЕСКОГО ПЕСКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Статья....

Кинетический песок как средство развития творческого воображения дошкольников.

Информация для родителей и воспитателей о пользе кинетического песка для развития дошкольника....

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников....

Развитие творческого воображения дошкольников в режиссерских играх

Проблема развития творческого воображения в дошкольном возрасте является актуальной на современном этапе. Творческое воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности р...

Статья "Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческого воображения дошкольников"

В развитии творческого воображения архиважное значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности, такие как рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, созда...

Семинар-практикум «Развитие творческого воображения дошкольников в режиссёрской игре» (для родителей)

Задачи:Знакомить родителей с особенностями развития воображения детей старшего дошкольного возраста;Формировать у родителей умение развивать воображение детей в процессе режиссёрской игры;Дать родител...