Роль игры в развитии познавательной деятельности дошкольников и их социальной компетентности
учебно-методический материал (старшая группа) по теме
Представленный доклад был сделан на семинаре для педагогов ДОУ «Современные образовательные технологии по формированию мыслительных операций и развитию коммуникативных навыков дошкольников». В докладе рассмотрены вопросы теории становления игры у детей, содержание игровой технологии, приведены виды игр и игрушек, рассказано о роли игр в познавательно-коммуникативном развитиии дошкольников. в приложении приводится содержание диагностики сформированности игровой деятельности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smetanyuk._seminar._doklad_dou.docx | 50.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ Детский сад комбинированного вида № 56 «Ромашка»
Семинар
«Современные образовательные технологии по формированию мыслительных операций и развитию коммуникативных навыков дошкольников»
Доклад
«Роль игры в развитии познавательной деятельности дошкольников и их социальной компетентности»
»
Из опыта работы воспитателя Сметанюк Е.В.
2018 год
«Игра есть свободная деятельность дитяти... В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля».
К.Д. Ушинский
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровой метод предполагает наличие ситуации, в которой распределены роли и где с помощью вербальных и не вербальных действий дети создают среду общения.
Функции игры
- развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативная: освоение диалектики общения;
- самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Компоненты игры
- Игровая задача
- Игровые правила
- Сюжет
- Роль
- Игровые действия
- Игровой материал
- Результат
Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Основой игры является воображаемая ситауция, а предпосылками формирования игровой деятельности является появление к 1,5 годам символической игры « в понарошку» , игры с предметами заместителями. В игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни.
В раннем возрасте основой становления личности ребёнка является предметно-игровая деятельность. Миновав её, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека. В предметно-игровой деятельности ребёнок учится исследовать окружающий мир и понимать взаимосвязь предметов, явлений и объектов действительности. В игровом общении ребёнок, при взаимодействии с взрослыми, узнаёт названия предметов, явлений и объектов действительности, его первично рефлекторные связи подкрепляются словом, речь активизируются. Он слышит новые слова: достань, придвинь, сделай, лови, обозначающие действия с конкретным предметом – орудием, начинает понимать простые предложения: «Достань кольцо палочкой», «Придвинь к себе коляску» и т. п.
Ученые установили: чем насыщеннее жизнь ребенка при ознакомлении с окружающим, тем более развиты его игровые действия.
В процессе игры появляется способность сравнивать, классифицировать, обобщать предметы в группы, развивается предметно-действенное мышление. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, которые называют социальная адаптация и личностная компетентность, происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.
Источником накопления чувственного опыта в раннем возрасте является игрушка, так как именно на игрушку ребёнок переносит все свои человеческие чувства. Стремление подражать взрослому лежит в основе появления особого вида детской деятельности – предметной или процессуальной игры, в ходе которой ребёнок в условном плане («понарошку») может действовать, как взрослый.
Игрушка – это средство для поддержки игры. В качестве игрушки может выступать партнер по игре (взрослый или другой ребенок), любой предмет, самодельное или специально изготовленное производителями изделие, от мяча или пластилина до игровых компьютерных программ. Ценность игрушки для данного ребенка определяется исключительно ее способностью поддержать игру.
Игрушки :
- Сюжетные (образные)
- Технические
- Конструктивные
- Дидактические
- Спортивные
- Игрушки – забавы
- Театральные
- Игрушки самоделки
- Игровые строительные материалы
Гигиенический аспект требований к игрушками: игрушки должны быть сделаны из экологически чистых материалов; безопасные (отсутствие острых граней, углов); легко дезинфицируемые; соответствующие физическим силам ребенка; прочные и надежные в использовании.
С детьми от 1 года 6 месяцев проводятся игры – занятия с простейшими вспомогательными предметами: «Достань колечко», «Что в трубке лежит?», «Достань шарик», игры с песком. Обстановка игры, форма игрушек, их размещение в сочетании с занимательным показом и пояснениями взрослого формируют умения не только занять себя, но и узнать свойства предметов.
Вспомним, что в народной педагогики издавна существовали декоративно выполненные игрушки – забавы: петрушка, медведь – кузнец, рыбак, обезьянка – акробат и др. Демонстрация этих игрушек позабавит малыша и вместе с тем поможет ему связать воедино целый ряд впечатлений. Часто ребенок становится свидетелем смекалки и умелости взрослых: видит, «как дядя стучит молотком – чинит забор», «как тетя красит забор краской и кистью» и т. п. Как правило, использование предметов в качестве вспомогательных средств для решения практических задач очень часто сопровождает деловую жизнь взрослых, а ребенок, подражая, выполняет похожие игровые действия с помощью игрушек (действует молоточком, совочком и т. д. ).
На втором году жизни интерес ребёнка к играм с сюжетными игрушками возрастает. Происходит становление основных компонентов процессуальной игры ( игровой мотивации, самостоятельных игровых действий, действий с предметами – заместителями) и усложнение её структуры.
С возрастом усложняется структура игровых действий ребёнка: разрозненные действия начинают объединяться в «цепочки». По мере расширения репертуара игровых действий ребёнок начинает объединять их в некоторую последовательность. На протяжении второго и начала третьего года жизни последовательность игровых действий определяется теми предметами, которые попадают в поле зрения малыша.
Третий год жизни – время расцвета процессуальной игры. Усиливается потребностно-мотивационная сторона игры. Ребёнок может долго играть самостоятельно и увлечённо, предпочитая игру с сюжетными игрушками другим занятиям. Участие взрослого в игре не так важно: игрушки сами начинают побуждать ребёнка к игре, однако с помощью взрослого игра получает развитие сюжетной линии. Л.С. Выготский пишет об этом возрастном этапе: « Важно понять, какое освобождение от действий ребенок получает в игре, когда это действие становится вместо реальной, например, еды, движением пальцев, т. е. когда действие выполняется не ради действия, а ради смысла, который оно обозначает». На смену предметно-действенному мышлению приходит наглядно-образное.
Мощным средством решения задач формирования познавательной активности, создания условий для позитивных, нацеленных на заданный результат проявлений ребенка, взаимодействия его с взрослыми и сверстниками, развития полноценной личности, способной к определению собственной активности, творчества, реализации собственной воли, интересов и потребностей является обучающая, дидактическая игра.
В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А.Венгер, разработавший концепцию развития познавательных (или умственных) способностей детей в процессе дошкольного воспитания, А.Л.Усова, В.Н.Аванесова и другие. Учёные А.В. Запорожец, Е.Е.Кравцова с тревогой предупреждали о тенденции исчезновения дидактической игры из жизни детей.
Г.А.Тумакова, Г.С.Швайко, Г.М.Лямина, Л.В. Склярова указывали на необходимость использования дидактической игры в процессе воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении.
В последние время поиски ученых (З.М.Богуславская, О.М.Дьяченко, Н.Е.Веракса, А.К.Бондаренко, и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта.
Дидактическая игра содействует развитию у детей ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоению знаний. Дидактическая игра даёт возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных задач..
В процессе организованной взрослым деятельности, на занятии, ребёнок, являющийся субъектом, т.е участником деятельности, может знакомиться с предметами, явлениями окружающего мира с разных сторон, разными способами, формировать готовность к творческому, вариативному подходу к решению проблем и при этом не быть загруженным большим количеством обучающего материала, не терять интерес к материалу, проявлять инициативу и творческое самовыражение. Всё это очень важно, например, с точки зрения познавательно-речевых, личностно-ориентированных технологий. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. Несомненным достоинством дидактических игруше стало сочетание различных признаков (цвет, форма, величина). Это качество сделало дидактические игрушки универсальными для детей любого возраста и позволило изменить и усложнить задачи дидактической игры
Е.И.Тихеева разработала дидактические материалы, настольно-печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях.
Дидактические (обучающие) игры всегда направлены на формирование познавательных процессов, системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, поведении в разных значимых ситуациях.
Дидактические игры , применяемые на занятиях способствуют
Сенсорному развитию. Ребенок узнает о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру и т.д. Учится сравнивать, сопоставлять предметы с сенсорными эталонами, обследовать предметы разными способами. Его восприятие становится все более осмысленным.
Развитию мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями).
Становлению речи. Мыслительная деятельность невозможна без речи. Слово, как значимая единица появляется у ребёнка в процессе предметной деятельности, организованной взрослым.
Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. Речь организует деятельность ребёнка во всех видах деятельности.
На этапах раннего и дошкольного возраста с помощью игр решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, развитие звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи.
Развитию любознательности, познавательных интересов. Любознательность и познавательные интересы представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру. Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью.
Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения.
Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в дидактической игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребенка проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.
Развитию координации мелких движений и зрительного контроля, для чего организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. Для малышей используются многочисленные варианты игр с прокатыванием шариков по желобку, с горки, в воротца, а также игры с вкладышами, разборными яйцами, шарами, башенками. Детям 4-6 лет предназначены игры с бирюльками, кеглями, бильбоке, настольным бильярдом. Особенно велика роль таких игр на границе перехода к школьному обучению. Развитие координации движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук, четкий зрительный контроль за этими движениями - важные предпосылки для подготовки ребенка к овладению письмом. В таких играх воспитываются осторожность, терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.
- Игровая технология в работе с дошкольниками.
Игровая поддержка – это система способов и средств обеспечения игровой развивающей деятельности детей. Она включает в себя игровые средства и игровое оборудование, техники и технологии их использования. Организация игровой поддержки – это комплекс мер, направленных на подбор игровых средств и оборудования, разработку техник и технологии их использования в условиях конкретного дошкольного учреждения.
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя
Игра как метод обучения рассматривается
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Типология педагогических игр по характеру игровой методики
- предметные,
- сюжетные,
- ролевые,
- деловые,
- имитационные
- игры-драматизации
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами (см. Приложение 1)
Приложение 1
Уровень сформированности игровых навыков дошкольников
Для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из 4—5 дошкольников одного возраста. Тема игры задается взрослым, который и осуществляет диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Тему игры можно выбирать любую, главное — чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку. Использование узкоспециализированных тематических игр, «Больница», «Строители» и т. д., нецелесообразно из-за жесткой заданности (иногда даже заученности) ролей (например, врач, медсестра, больной).
Начать игру можно примерно так: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в День рождения. Кто из вас скажет, что это за праздник и как он обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывает минимальную помощь в организации игрового процесса. Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.
Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:
1. распределение ролей,
2. основное содержание игры,
3. ролевое поведение,
4. игровые действия,
5. использование атрибутики и предметов-заместителей,
6. использование ролевой речи,
7. выполнение правил.
Каждый критерий оценивается по 4 уровням. При этом, целесообразно установить следующие возрастные рамки для каждого уровня:
1 уровень — от 2,0 до 3,5 лет,
2 уровень — от 3,5 до 4,5 лет,
3 уровень — от 4,5 до 5,5 лет,
4 уровень — старше 5,5 лет,
Эти возрастные рамки позволяют как планировать работу с детьми того или иного возраста по формированию игровых навыков, так и отслеживать эффективность этой работы.
1) Распределение ролей
1 уровень — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар).
2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д.
3 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.
4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.
2) Основное содержание игры
1 уровень — действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).
2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.
3 уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).
4 уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».
3) Ролевое поведение
1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.
2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.
3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.
4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.
4) Игровые действия
1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).
2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.
3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.
4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.
5) Использование атрибутики и предметов-заместителей
1 уровень — использование атрибутики при подсказке взрослого.
2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).
3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.
4 уровень — использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).
6) Использование ролевой речи
1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.
2 уровень — наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.
3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.
4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.
7) Выполнение правил
1 уровень — отсутствие правил.
2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.
3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.
4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.
Результаты наблюдения удобно представлять в сводной таблице. Против фамилии каждого ребенка отмечается его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. Если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, следует закрасить клеточку в зеленый цвет, если опережает возрастную норму — в красный, если отстает — в синий. В итоге можно получить таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина сформированности игровых навыков в группе, так и результаты каждого ребенка. Это позволяет педагогу спланировать индивидуально направленную работу с детьми по формированию игровых действий.
Уровень сформированности игровых навыков
Группа_________________ Дата наблюдения_____________
Возраст детей от ______ до______
Воспитатель _________________________________________________________________
№ п/п | Ф.И. реб-ка | Распр. ролей | Осн.содерж. ролей | Ролевое поведение | Игровые действия | Исполь-е атрибут. | Исполь-е ролевой речи | Выполнение правил |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и место игры в развитии познавательных способностей дошкольника
Роль и место игры в развитии познавательных способностей дошкольника...
Семинар - практикум для воспитателей ДОУ «Развитие познавательной деятельности дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО в образовательный процесс » (Образовательная область «Познавательное развитие»)
Вед.: Все педагоги детских садов должны детально изучить Стандарт дошкольного образования. Сейчас мы немного пройдёмся по нему с помощью практических заданий. Вам необходимо будет прочесть утверж...
Обобщение опытом "Дидактическая игра- как средство развития познавательной деятельности дошкольников
Дидактическая игра - как средство развития познавательной деятельности дошкольников...
Роль игрушки в развитии познавательной деятельности дошкольников
Роль игрушки в развитии познавательной деятельности дошкольниковИгра и игрушка - понятия неразделимые. Игрушка - это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реальног...
Роль игры в развитии познавательного интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга у старших дошкольников
Представлен материал из опыта работы...
Роль и место игры в развитии познавательных способностей дошкольника.
Дошкольный возраст охватывает период от 3 до 6 – 7 лет. Последний год – приблизительно – дошкольного возраста можно считать переходным периодом от дошкольного...
Роль игры в развитии познавательного интереса у дошкольников
Статья "Роль игры в развитии познавательного интереса у дошкольников"...