Работа-исследование "Использование поручений в воспитании трудолюбия у детей дошкольного возраста с ЗПР".
статья (средняя группа) на тему

Джус Екатерина Михайловна

Проблема трудолюбия уже давно занимает заметное место в научной психолого-педагогической литературе. Данная тема является для меня очень интересной. Исследование проводилось на базе  ГКУЗ "ДТС№64" ДЗМ, где получают лечение и оздоравливаются дети в течение 2-3 месяцев. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dzhus.docx161.64 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Проблема трудолюбия уже давно занимает заметное место в научной психолого-педагогической литературе. Это вполне естественно, так как общество не может существовать без формирования у молодого поколения готовности к труду, желания и умения трудиться. Трудолюбие представляет собой одно из наиболее важных базовых свойств личности. Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.

Формирование трудолюбия как одного из компонентов базовой культуры личности было рассмотрено Б.Т. Лихачевым. Формирование трудолюбия как основную задачу трудового воспитания рассматривала Г.М. Коджаспирова. Еще К.Д. Ушинский показал, что само по себе участие в труде не гарантирует тех воспитательных результатов, которых обычно желают достичь родители и преподаватели.

Воспитание потребности в систематической трудовой деятельности, формирование трудового образа жизни, воспитание трудолюбия и добросовестного отношения к труду, приобщение к культуре учебного, бытового, общественно-полезного труда, по-прежнему остаётся одной из важнейших задач воспитания.

Однако сегодня бытует негативная тенденция недооценки воспитательного, развивающего потенциала труда детей. Без обстоятельной подготовки к трудовому образу жизни у подрастающего поколения проявляются эгоизм, бездуховность, стремление к праздности, «красивой жизни» без труда. В результате этого возникают проблемы при выборе профессии  и рода занятий, что накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь учащегося. В современном обществе необходимо умение работать и трудиться в коллективе, взаимодействуя с каждым его членом. Если ребёнка с детства не научить трудиться в коллективе, т.е. правильно и эффективно распределять обязанности, проявлять инициативу, помогать другим после выполнения своего задания, то в будущем ему будет сложнее развивать дружеские и деловые отношения со сверстниками, профессиональные – с коллегами по работе.

Несмотря на многочисленные исследования, проблема трудового воспитания современных дошкольников остается актуальной, особенно воспитание трудолюбия у детей с ЗПР.

Трудолюбие было и остается необходимым средством развития психики и нравственных представлений личности.

Трудолюбие – личностное качество, характеризующееся прочной мотивационной сферой, глубоким пониманием необходимости труда, умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия, которые встречаются в процессе трудовой деятельности.

Трудовая деятельность - осознанная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы.

Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов. [7;181]

Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответственного научения трудовым умениям и навыкам. В этом смысле трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими предметами того или иного труда, на формирование и совершенствования трудовых умений и навыков. [2;12]

Целью данной работы является воспитание трудолюбия у детей с ЗПР дошкольного возраста посредством поручений.

Задачи:

1. Изучить теоретические и методические основы формирования трудолюбия у детей с задержкой психического развития.

2. Выявить условия формирования трудолюбия у детей с задержкой психического развития.

3. Разработать и апробировать систему  работы по формированию трудолюбия у детей с задержкой психического развития.

5. Проверить эффективность разработанной системы.

Работа проводилась на базе ГКУЗ" Детский туберкулёзный санаторий №64 Департамента здравоохранения города Москвы. В группе проходят лечение 20 детей в течение двух месяцев. Дети имеют диагнозы профильные для данного учреждения:

  • туберкулёз внутригрудных лимфатических узлов,
  • очаговый туберкулёз лёгких S3,
  • МБТ(инфицирование микобактериями туберкулёза)
  • хронический тонзиллит,
  • отит

Также у детей имеются сопутствующие нарушения:

  • минимальные мозговые дисфункции,
  • общее недоразвитие речи,
  • ЗПР,
  • умственная отсталость.

Дети с ЗПР составляют большую часть контингента группы. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной  нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. [3]. Современные педагоги, психологи, врачи  характеризуют понятие «задержка психического развития» как  замедление темпа созревания различных психических функций, отставание в развитии психической деятельности.

У детей  с задержкой психического развития отмечаются хаотичность деятельности, неуравновешенность поведения. Для одних характерны двигательная расторможенность, для других вялость, апатичность, импульсивность [11, 13, 20]. Отмечается низкая познавательная деятельность недостаточная сформированность умственных операций и действий, отрывочность знаний и представлений об окружающей среде. Дети отстают в речевом  развитии: недостатки произношения, ограниченность словаря (5, 18, 25).

Трудовое воспитание ребенка с задержкой психического развития может стать весьма привлекательной деятельностью, вызовет у них чувство большого морального удовлетворения. В таком труде они приобретут практический опыт правильного общественного поведения, сформируется такая нравственная черта, как трудолюбие и уважение к людям труда.

Трудовая деятельность организуется с целью формирования у детей положительного отношения к труду, через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Основными задачами при организации труда являются воспитание у детей потребности трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности, стремления быть полезным окружающим людям, радоваться результатам коллективного труда; формирование у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Данный вид деятельности включает такие направления работы с детьми как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. Все оборудование и атрибуты для реализации этих направлений присутствуют.  

Наиболее эффективной формой трудового воспитания и обучения детей  с ЗПР являются поручения. Поручения соответствуют всем условиям эффективности воспитания трудолюбия, определенным исследователями. При организации выполнения поручений легко учесть особенности детей с ЗПР: особенности мыслительной деятельности, кратковременный характер запоминания и нарушение линейности восприятия, моторную неловкость, сниженный уровень знаний и умений, ограниченность вербального развития, конфликтность общения. Поручения носят кратковременный характер, могут быть осмыслены в целом ребенком, имеющим минимальные интеллектуальные нарушения, что способствует коррекции нарушения целеполагания и формированию самоконтроля. Последовательность выполняемых действий небольшая и посильна для запоминания. Поручения формулируются краткой инструкцией, понятной для ребенка. В них сочетается индивидуальная и подгрупповая деятельность, когда ребенок может осуществлять социальное взаимодействие на микроуровне, учится договариваться и распределять обязанности. Поручения дают возможность воспитания внутренней мотивации к труду, благодаря усложняющейся системе подкреплений и рефлексии проделанной работы.

Эффективное трудовое воспитание – фундамент коррекционной работы, а также созидания творческой активности и нравственного становления личности.

Для предварительного обследования состояния трудолюбия детям было предложено следующее задание: наведение порядка на рабочем месте; уход за рабочим местом хозяйственно-бытовой труд (общий). Было важно определить состояние основных показателей сформированности трудовой деятельности: трудовая активность, инициативность, умение обращаться с орудиями труда, качественное выполнение трудовых поручений, умение договориться о распределении обязанностей, взаимопомощь.

Уровень развития качеств трудолюбия группы в целом по данным наблюдения можно оценить как средний. С предложенным заданием дети справились, дело было доведено до конца. Этому способствовала помощь педагога: распределение поручений, стимуляция взаимопомощи, организация микрогрупп, наводящие вопросы, напоминания, внушения, присутствовали также моменты обучения обращению с орудиями труда.

Было отмечено, что дети испытывали затруднения в обращении с орудиями труда; отмечались значительные недочеты в качестве выполнения трудовых поручений; умение  договориться о распределении обязанностей наблюдалось только под контролем педагога.

Таким образом, воспитание трудолюбия в данной группе требует планомерной работы. Эффективную роль в этой работе сыграют индивидуально подобранные систематизированные трудовые поручения.

Планирование работы по воспитанию трудолюбия

Для детей, имеющих пограничные отклонения в нервно-психическом здоровье, недостаточно сформированные психологические и психофизиологические функции, труд имеет обшеукрепляющее и развивающее значение. Учитывая описанные особенности дошкольников с ЗПР, оптимальным средством формирования трудолюбия исследователи определяют системно подобранные кратковременные трудовые поручения [].

На данном этапе работы стояли следующие задачи:

  1. Отобрать трудовые поручения.
  2. Разработать систему поручений.
  3. Разработать систему поощрений за выполнение поручений.
  4. Регистрировать выполняемые детьми трудовые поручения.

Формы,  приемы организации образовательного процесса

по образовательной области  «Труд»

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьей

непосредственно образовательная деятельность

образовательная деятельность в режимных моментах

Создание ситуаций, вызывающих желание трудиться и побуждающих детей к:

- проявлению трудовых навыков,

- оказанию помощи сверстнику и взрослому,

- проявлению заботливого отношения к природе.

Трудовые поручения.

Самостоятельное планирование трудовой деятельности.

-

-

Показ

Объяснение

Обучение

Наблюдение

Напоминание

Самообслуживание Обучение

Напоминание

Беседы

Разыгрывание игровых ситуаций

Упражнение

Объяснение

Наблюдение

Поручения

Совместный труд

Чтение и рассматривание иллюстраций о труде взрослых

Тематические праздники и развлечения

Просмотр видео- диафильмов

Продуктивная деятельность

Экскурсии

Игры - сюжетно-ролевые, дидактические

Совместный труд детей

Дежурство

Рассматривание иллюстраций

Продуктивная деятельность

Беседы

Личный пример

Показ

Напоминание

Объяснение

Совместный труд детей и взрослых

Рассказ

Просмотр видеофильмов, диафильмов

Система поручений выстраивалась в соответствии с описанными в литературе принципами трудового воспитания детей с ЗПР:

1. Подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам.

2. Сочетание общественной значимости труда с личными интересами. Смысл труда раскрывается детям с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей, а также особенностями имеющегося дефекта.  

3. Доступность и посильность трудовой деятельности. Следует учитывать, что труд должен требовать напряжения сил, только при этом условии он будет развивать ребенка, имеющего задержку психического развития.  

4. Добросовестность и обязательность трудовой деятельности детей. Задача педагога состоит в том, чтобы в процессе выполнения трудовой деятельности поддерживать у детей довести задачу до конца, приучить их работать систематически, равномерно и главное самостоятельно.  

5. Сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности.

Планомерная робота осуществлялась на протяжении пребывания в санатории (2 месяцев)  в соответствии с графиком работы.

Режим дня санатория представлен в приложении.

Отобранные трудовые поручения были систематизированы, предлагались детям  на прогулке, в ходе обеда и в свободное время. Поручения подбирались с учетом индивидуальных особенностей, носили коррекционную направленность: детям, не имеющим навыков обращения с орудиями труда, предлагались дробные поручения с элементами обучения способам обращения с ними; дети с низким уровнем взаимопомощи получали коллективные поручения, где педагог предварительно распределял обязанности, обучал способам взаимодействия; детям с низкой инициативностью были мотивированы дополнительным подкреплением в виде наклеек, которые они могли поместить в личный блокнот.

Качество выполнения поручений и эмоциональные проявления при их выполнении фиксировались и заносились в таблицу наблюдений.

Вид

деятельности

Поручения

Имя

Кон

троль

Примечание

1.

Прогулка.

Собрать игрушки и инвентарь.

Маша

Полина

Оля

Саша

Слава

+

+

-

+

-

Было не интересно.

Отвлекался от задания.

Обед.

Разложить столовые принадлежности к обеду.

Принести второе блюдо.

Проследить за чистотой стола после обеда

Кирилл

Андрей

Максим

+

+/-

+

Не было желания.

Свободное время.

Ответственный за чистоту группы, убрать бумажки.

Выровнять столы и стулья.

Помыть письменную доску.

Данила Д.

Дима

Роман

-

+

-

Не было желания

"почему я, а не другие"

2.

Прогулка.

Собрать игрушки и инвентарь.

Данила Д.

Анастас

Данила М.

Иван

Маша

Полина

-

-

+

-

+

+

"я не хочу"

"я не умею"

"мне не хочется"

Обед.

Разложить столовые принадлежности к обеду.

Принести второе блюдо.

Проследить за чистотой стола после обеда

Роман

Стас

Саша

-

+

+

"Я не хочу".

Очень усердно выполнял поручение.

Свободное время.

Полить цветы.

Протереть листья.

Протереть подоконники.

Протереть парты.

Максим

Андрей

Олег

Слава

+

-

+

-

"у меня нет желания"

Отвлекался в разговоре

3.

Прогулка.

Собрать игрушки и инвентарь.

Оля

Дима

Данила М.

Кирилл

Анастас

Иван

+/-

+

+/-

+

-

-

Невнимательно собирала инвентарь.

Собирал все подряд.

Не знал, какие предметы куда ставить.

"Я не буду".

Обед.

Разложить столовые принадлежности к обеду.

Принести второе блюдо.

Проследить за чистотой стола после обеда

Данила Д.

Андрей

Максим

+/-

+/-

+

Отнесся не добросовестно

Отнесся не добросовестно

Свободное время.

Следить за чистотой доски.

Следить за чистотой пола.

Раздача тетрадей.

Следят за порядком в группе.

Слава

Олег

Маша

Полина

-

-

+

+/-

Приходилось напоминать.

Не принимала участия.

Забывала.

4

Прогулка.

Собрать игрушки и инвентарь..

Саша

Иван

Оля

Олег

Мария

Полина

+

-

+/-

-

+

+

"я не хочу"

Собирала игрушки и инвентарь на одну полку.

"у меня нет желания"

Обед.

Разложить столовые принадлежности к обеду.

Принести второе блюдо.

Проследить за чистотой стола после обеда

Андрей

Максим

Стас

+/-

+

-

Сделал не аккуратно.

Забыл что он ответственный.

Свободное время.

Принести воды для цветов.

Подмести пол.

Вынести мусор.

Анастас

Данила Д.

Дима

+/-

+/-

+

Принес, но разлил.

Не везде чисто подмел.

5

Прогулка.

Собрать игрушки и инвентарь.

Слава

Данила Д.

Андрей

Максим

Олег

Дима

+/-

-

+/-

+

+/-

+

Отвлекался от задания.

Не было желания.

Собирал без желания.

Собирал все подряд.

Обед.

Разложить столовые принадлежности.

Поставить второе блюдо.

Проследить за чистотой стола после обеда.

Оля

Рома

Полина

+/-

+

+/-

Сделала не аккуратно.

Забыла.

Свободное время.

Полить цветы.

Следить за чистотой в группе.

Следить за чистотой доски.

Кирилл

Маша

Полина

+

+

-

Забывала.

6.

Прогулка.

Навести порядок на участке (уборка снега с построек и скамеек).

Рома

Кирилл

Стас

Данила М.

Саша

Иван

Анастас

+

+

+/-

+

+

+/-

-

Работал без желания.

Работал без желания.

Не хотел работать.

Обед.

Следит за чистотой рук.

Разложить столовые принадлежности.

Поставить второе блюдо.

Проследить за чистотой стола после обеда.

Маша

Олег

Данила Д.

Андрей

+

+

+

+

Свободное время.

Протереть парты.

Проследить за настольными играми (уборка).

Максим

Полина

+

+

7.

Прогулка.

Собрать игрушки и инвентарь.

Олег

Данила Д.

Андрей

Саша

Кирилл

Рома

Иван

-

-

-

+

+

+

-

Нет желания.

Нет желания.

Нет желания.

Не хотел работать.

Обед.

Следить за чистотой рук.

Разложить столовые принадлежности.

Поставить второе блюдо.

Расставить стаканы с компотом.

Проследить за чистотой стола после обеда.

Полина

Данила М.

Максим

Маша

Анастас

+

+

+

+

-

"Я не хочу".

Свободное время.

Раздать пазлы для игры.

Собрать пазлы после игры.

Следить за чистотой доски.

Оля

Стас

Дима

+

+/-

+

Некоторые растерял

8.

Прогулка.

Постройка из снега «Машина».

Полина

Максим

Стас

Дима

Маша

Саша

Рома

-

-

-

+

+

+

-

"я не знаю, как строить".

Нет желания

"не хочется".

"я не буду строить".

Обед.

Следить за чистотой рук.

Разложить столовые принадлежности.

Принести второе блюдо.

Проследить за чистотой стола после обеда.

Оля

Анастас

Олег

Кирилл

+

-

+

+

Плохо разложил.

Свободное время.

Раздать кроссворды для занятия, после собрать.

Помыть доску.

Данила М.

Иван

+

+

9.

Прогулка.

Ответственные за спортивные игровые принадлежности.

Андрей

Данила М.

Максим

Саша

+

+

+

+

Обед.

Следить за чистотой рук.

Разложить столовые принадлежности.

Принести второе блюдо.

Расставить стаканы с соком.

Проследить за чистотой стола после обеда.

Маша

Иван

Данила Д.

Оля

Стас

+

+

+

+

+

Свободное время.

Подмести полы.

Протереть листья цветов от пыли.

Рома

Анастас

Дима

Кирилл

+

-

+

+

"я не умею"

10

Прогулка.

Собрать игрушки и инвентарь.

Рома

Иван

Максим

Стас

Дима

Андрей

+

-

+

-

+

+

"я не буду"

"у меня не получается".

Обед.

Следить за чистотой рук.

Разложить столовые принадлежности.

Принести второе блюдо.

Проследить за чистотой стола после обеда.

Оля

Анастас

Кирилл

Полина

+

-

+

+

"я не буду".

Свободное время.

Протереть карты.

Данила Д.

Маша

Данила М.

-

+

+

"мне не охота".

11

Прогулка.

Собрать игрушки и инвентарь.

Маша

Полина

Данила М.

Андрей

Данила Д.

Иван

+

+

+

-

-

-

Не хотел собирать.

Не хотел собирать

Не хотел собирать

Обед.

Следить за чистотой рук.

Разложить столовые принадлежности.

Принести второе блюдо.

Проследить за чистотой стола после обеда.

Кирилл

Стас

Саша

Анастас

+

+

+

-

забыл

Свободное время.

Полить цветы.

Принести воды для цветов.

Промыть доску.

Оля

Максим

Дима

+

+

+

12

Прогулка.

Ответственные за спортивные игровые принадлежности.

Андрей

Данила Д.

Дима

Оля

Саша

-

+

+

+

+

забыл

Обед.

Следить за чистотой рук.

Разложить столовые принадлежности.

Принести второе блюдо.

Проследить за чистотой стола после обеда.

Маша

Олег

Кирилл

Максим

+

+

+

+

Свободное время.

Подмести полы.

Проследить за порядком настольных игр.

Рома

Данила М.

+

+

13

Прогулка.

Уборка сухих веток на участке

Кирилл

Рома

Оля

Андрей Максим

+

+

+

-

+

Не хотел собирать.

Обед.

Следить за чистотой рук.

Разложить столовые принадлежности.

Принести второе блюдо.

Проследить за чистотой стола после обеда.

Маша

Полина

Данила Д.

Иван

Стас

+

+

+

+

-

забыл

Свободное время.

Протереть парты, подоконники.

Олег

Дима

Саша

-

+

+

Плохо протирал.

14

Прогулка.

Ответственные за спортивные игровые принадлежности.

Оля

Андрей

Иван

Стас

Олег

+

-

+

+

+

"не хочу"

Обед.

Следить за чистотой рук.

Разложить столовые принадлежности.

Принести второе блюдо.

Проследить за чистотой стола после обеда.

Полина

Данила М.

Рома

Данила Д.

Анастас

+

+

+

+

-

Нехотел

Свободное время.

Проследить за порядком настольных игр.

Раздать тетради.

Кирилл

Максим

Саша

+

+

+

15

Прогулка.

Собрать игрушки и инвентарь.

Стас

Данила Д.

Кирилл

Иван

Данила М.

+

-

+

-

+

Не хотел собирать.

Не хотел собирать.

Обед.

Следить за чистотой рук.

Разложить столовые принадлежности.

Принести второе блюдо.

Проследить за чистотой стола после обеда.

Олег

Оля

Максим

Рома

Маша

+

+

+

+

+

Свободное время.

Подмести полы.

Полить цветы.

Саша

Полина

+

+

Итоговое мероприятие

В качестве итогового мероприятия по воспитанию трудолюбия детям было предложено следующее задание: самостоятельная уборка групповой комнаты (под контролем воспитателя);

Приведение в порядок помещения включало в себя следующие пункты:

- протереть столы;

- вымыть доску;

- навести порядок в шкафах с игрушками;

- подмести полы;

- протереть подоконники;

- полить цветы; привести в порядок поддоны горшков для растений;

- вымыть клеёнки для занятий труда;

- очистить полы и плинтусы от полосок.

Дети начали свою деятельность с подбора и подготовки оборудования. На этом этапе трудностей ни у кого не возникло. Инициативность и активность присутствовала практически у каждого ребенка.

На этапах планирования деятельности и распределения обязанностей возникли разногласия, но, сумев правильно договориться, дети пришли к общему решению, кто и на каком участке будет работать. Дети сумели точно определить объём своего задания и приступили к его выполнению.

Во время наблюдения было отмечено, что ребята невероятно удачно распределили обязанности и выстроили последовательность выполнения работы. Все дети активно участвовали в работе, никто не сидел без дела, кроме Олега С., Александра Н. и Данилы Д. Ребята открыто не хотели участвовать в общей деятельности, они отказывались выполнять любое предложенное им поручение, и дети самостоятельно решили, что справятся и без их помощи.

У большей части детей были отмечены такие показатели, как: трудовая активность, инициативность, умение обращаться с орудиями труда, качественное выполнение поручения, умение договориться о распределение обязанностей и взаимопомощь.

В общем, вся работа заняла у ребят двадцать минут. После выполнения задания ребята убрали на свои места оборудование, которым воспользовались, и объективно оценили свою деятельность.

Анализ деятельности

Анализ деятельности детей

В качестве показателей сформированности трудолюбия были взяты следующие показатели, выделенные в работах С.Г.Шевченко, З.И.Прокопьевой, В.И.Нодельмана, И.Г.Васильевой, Т.С.Комаровой, Л.В.Куцаковой:

а)        трудовая активность;

б)        инициативность;

в)        умение обращаться с орудиями труда;

г)        качественное выполнение трудовых поручений;

д)        умение договориться о распределении обязанностей;

е)        взаимопомощь.

Уровни сформированности трудолюбия старших дошкольников с ЗПР были определены по методическим рекомендациям С.Г.Шевченко, С.А.Домишкевич и А.Д.Вильшанской.

Низкий уровень сформированности трудолюбия         1    балл:        

а)        Отсутствие трудовой активности;

б)        Отсутствие инициативности (дошкольник самостоятельно не предлагает выполнить трудовое поручение);

в)        умение обращаться с орудиями труда (дошкольники умеют обращать с самыми элементарными орудиями труда);

г)        низкое качество выполнения трудового поручения (дошкольник выполняет поручение небрежно, неаккуратно);

д)        неумение договориться о распределении обязанностей в трудовом процессе;

е)        отсутствие взаимопомощи (закончив свою работу, не стремятся помочь другому ребенку);

Средний уровень сформированности трудолюбия         2 балла:        

а)        наличие трудовой активности непостоянного характера;

б)        наличие инициативности непостоянного характера;

в)        умение обращаться с орудиями труда;

г)        имеются недочеты в качестве выполнения трудовых поручений;

д)        умение  договориться о распределении обязанностей только под контролем педагога;

е)        наличие взаимопомощи только после напоминания педагога.

Высокий уровень сформированности трудолюбия         3 балла:        

а)        постоянное наличие трудовой активности;

б)        наличие инициативности;

в)        умение обращаться с орудиями труда;

г)        качественное выполнение трудовых поручений;

д)        умение договориться о распределении обязанностей;

е)        наличие инициативности во взаимопомощи.

Диаграмма №1. Распределение уровней трудолюбия у дошкольников с ЗПР на начальном и итоговом этапе.

        Анализ результатов обследования показал следующее:

Высокий уровень сформированности трудолюбия - 4 человека: Мария А., Иван З., Кирилл Р., Вячеслав С. Эти ребята постоянно проявляют трудовую активность; инициативны, предлагают самостоятельно выполнить трудовое поручение; умеют обращаться с элементарными орудиями труда; аккуратно, качественно выполняют поручение; самостоятельно договариваются о распределении обязанностей в трудовом процессе; закончив свою работу, стремятся помочь другому ребенку.

Средний уровень сформированности трудолюбия - 8 человек: Роман С., Анастас В., Полина В., Дмитрий Д., Ольга Ж., Максим К., Данила М., Станислав С.

Низкий уровень сформированности трудолюбия – 4 человека: Данила Д., Андрей Л., Александр Н., Олег С. Особенно трудно этим детям было довести поручение до конца, приходилось привлекать им в помощь других ребят, также им не удавалось договариваться о распределении обязанностей. Даже после распределения обязанностей они выполняли поручение, копируя действие другого ребенка, самостоятельно действовать не могли.

Сопоставление данных исходного и итогового наблюдения показывает, что количество проявлений высокого уровня по отдельным показателям возросло с 10 до 25, количество проявлений низкого уровня уменьшилось с 46 до 19. Средний показатель группы изменился с 1,6 до 2,2. Наибольшее улучшение показателей наблюдается в качестве выполнения работы, инициативности и овладении орудиями труда. Это можно наблюдать в диаграмме №2. Диаграмма также показывает, что в целом по группе все показатели на итоговом мероприятии достигли среднего уровня и два показателя (активность и инициативность) превысили его, тогда как на начальном этапе все показатели не достигали среднего уровня.

Диаграмма №2. Сравнение распределения уровней по отдельным показателям на начальном и итоговом этапе

Эти данные подтверждают эффективность проведенной системно организованной работы с использованием поручений в воспитании трудолюбия у дошкольников с ЗПР.

Особенно важно подчеркнуть, что при выполнении поручений дети стали решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждали, доказывали, объясняли. А также испытывали удовольствие в процессе выполнения интересной для них и полезной для других деятельности. Данные факты указывают на приближение к итоговым результатам освоения ООП по ФГТ.

Самоанализ

На этапе изучения литературы, посвященной воспитанию трудолюбия у детей с ЗПР, пришлось столкнуться с тем, что большая часть источников предназначена для специалистов дефектологов и логопедов, работающих с такими детьми. Методических рекомендаций для воспитателя детей с ЗПР существует крайне мало. Преодолению этой трудности помогло изучение в рамках профессиональной переподготовки основ специальной педагогики.

На этапе планирования работы главной трудностью являлись организационные особенности образовательной работы санатория. Большую часть занятий с детьми проводят специалисты-дефектологи, также значительное время занимают медицинские мероприятия.  Эта проблема была преодолена выбором формы предварительной работы и основного мероприятия – это свободная деятельность детей.

На этапе отбора трудовых поручений, посильных нашим детям, большую помощь мне оказали специалисты санатория. Составленный план работы корректировался и уточнялся совместно с ними.

Несмотря на имеющийся опыт работы в санатории, некоторых детей (Данилу, Андрея, Олега) было трудно привлечь к выполнению поручений, что зафиксировано в таблице наблюдений. Но здесь мне помогли рекомендации Н.Ю.Боряковой, одобренные также дефектологом группы, по использованию системы поощрений в виде наклеек в индивидуальные блокноты детей.

На этапе анализа деятельности детей мы использовали метод статистической обработки данных наблюдения по выделенным показателям.  Возникали сложности со статистической обработкой данных и их оформлением. Преодолеть данные трудности помогли четкие отобранные критерии уровней развития трудолюбия, а также знания по информационным технологиям, полученные в колледже.

Выводы и рекомендации к последующей работе

Решению задач ВКР способствовало изучение теоретических и методических основ формирования трудолюбия у детей с задержкой психического развития. Литературные источники позволили выявить условия формирования трудолюбия у детей с задержкой психического развития.

1.        Трудовые поручения, предлагаемые дошкольникам с ЗПР, посильны и доступны для детей данного возраста.

2.        Трудовые поручения, предлагаемые детям, систематизированы.

3.        Трудовые поручения планируются в чередующихся видах труда (дежурство, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе).

4.        Трудовые поручения носят кратковременный характер.

5.        Выполнение поручений подкрепляется поощрением.

Соблюдая все эти условия, труд дошкольника с задержкой психического развития станет весьма привлекательной деятельностью, вызовет у них чувство большого морального удовлетворения. В таком труде они приобретут практический опыт правильного общественного поведения, сформируется такая нравственная черта, как трудолюбие и уважение к людям труда. При организации выполнения поручений легко учесть особенности детей с ЗПР: особенности мыслительной деятельности, кратковременный характер запоминания и нарушение линейности восприятия, моторную неловкость, сниженный уровень знаний и умений, ограниченность вербального развития, конфликтность общения. Поручения носят кратковременный характер, могут быть осмыслены в целом ребенком, имеющим минимальные интеллектуальные нарушения, что способствует коррекции нарушения целеполагания и формированию самоконтроля. Последовательность выполняемых действий небольшая и посильна для запоминания. Поручения формулируются краткой инструкцией, понятной для ребенка. В них сочетается индивидуальная и подгрупповая деятельность, когда ребенок может осуществлять социальное взаимодействие на микроуровне, учится договариваться и распределять обязанности. Поручения дают возможность воспитания внутренней мотивации к труду, благодаря усложняющейся системе подкреплений и рефлексии проделанной работы.

Эти условия могут быть рекомендованы педагогам, работающим с данной категорией детей.

Эффективность отобранной системы подтверждается сопоставлением данных начального и итогового обследования состояния трудолюбия у дошкольников с ЗПР. Уровень трудолюбия в группе вырос, у 4 детей удалось сформировать высокий уровень трудолюбия. Наличие в группе детей с низким уровнем трудолюбия  требует продолжения систематичной работы по воспитанию трудолюбия, положительная динамика доказывает эффективность выбранных средств воспитания.


Литература

  1. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. - М., Сфера, 2007 г. – 78 с.
  2. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Р. С. Буре. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 136 с. – (Библиотека воспитателя).
  3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии. –  М., Каро, 2013 г. – 336 с.
  4. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. –– М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
  5. Комарова Т.С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю.Трудовое воспитание в детском саду: программа и метод.рекомендации : для занятий с детьми 2-7 летМОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009 - Всего страниц: 67
  6. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: [пособие для педагогов дошк. учреждений] : для работы с детьми 3-7 лет МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008 - Всего страниц: 135
  7. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 1-50.
  8. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. В 2-х книгах / Под общей ред. С.Г. Шевченко. –  М.: Школьная Пресса, 2003. — 96 с.

Приложение

Приложение №1. Таблица показателей предварительного обследования

ФИ

Показатель

Уровень

а

б

в

г

д

е

трудовая активность

инициативность

умение обращаться с орудиями труда

качественное выполнение трудовых поручений

умение договориться о распределении обязанностей

взаимопомощь

1

Алехина Мария

3

3

2

2

2

1

2

2

Блинов Роман

2

2

2

1

1

2

2

3

Васильев Анастас

1

1

2

1

1

1

1

4

Виноградова Полина

3

3

2

1

2

1

2

5

Даленкин Дмитрий

2

1

1

1

1

1

1

6

Джибраев Данила

1

1

1

1

1

1

1

7

Жученко Ольга

2

1

1

1

2

2

2

8

Золотарев Иван

3

3

2

1

1

3

2

9

Коробов Максим

2

2

2

2

2

1

2

10

Лещенко Андрей

2

2

1

1

2

2

2

11

Мещеряков Данила

2

2

1

1

2

1

2

12

Николаев Александр

1

1

1

1

1

1

1

13

Рыжих Кирилл

2

3

1

1

2

3

2

14

Соболев Станислав

2

2

2

2

2

2

2

15

Судаков Вячеслав

2

3

2

2

2

2

2

16

Сулейманов Олег

1

1

1

1

1

1

1

Средний показатель

2

2

1,5

1,2

1,6

1,6

1,6


Приложение №2. Таблица показателей обследования на итоговом мероприятии

ФИ

Показатель

Уровень

а

б

в

г

д

е

трудовая активность

инициативность

умение обращаться с орудиями труда

качественное выполнение трудовых поручений

умение договориться о распределении обязанностей

взаимопомощь

1

Алехина Мария

3

3

3

2

3

3

3

2

Блинов Роман

2

2

3

2

2

2

2

3

Васильев Анастас

1

2

2

2

2

1

2

4

Виноградова Полина

3

3

2

2

2

2

2

5

Даленкин Дмитрий

3

2

3

2

1

2

2

6

Джибраев Данила

1

1

2

2

1

1

1

7

Жученко Ольга

2

2

2

2

2

2

2

8

Золотарев Иван

3

3

3

2

2

3

3

9

Коробов Максим

3

3

2

2

2

2

2

10

Лещенко Андрей

2

1

1

1

2

1

1

11

Мещеряков Данила

2

2

2

2

2

2

2

12

Николаев Александр

1

1

2

2

1

1

1

13

Рыжих Кирилл

3

3

2

2

3

3

3

14

Соболев Станислав

2

2

2

3

2

2

2

15

Судаков Вячеслав

3

3

2

2

3

3

3

16

Сулейманов Олег

2

2

1

1

1

1

1

Средний показатель

2,4

2,6

2

2

2

2

2,2

Приложение №3.

Приложение №4. Рекомендации родителям по воспитанию трудолюбия у дошкольников с ЗПР«Растим детей трудолюбивыми»

Содержание образовательной области  «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

•         развитие трудовой деятельности

С ранних лет у малышей формируется потребность трудиться. Первый трудовой опыт, это самообслуживание : умение одеваться и раздеваться, складывать свою одежду, убирать игрушки на места ,следить за опрятностью своего костюма. Подрастая дети  осваивают навыки  хозяйственно- бытового труда: протирают и моют свои игрушки, убирают свою постель, выполняют обязанности дежурных, вместе со взрослыми ремонтируют игрушки и книги, помогают маме. Огромное воспитательное значение для  детей имеет труд в природе: развивается наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе, любознательность; формируется умения ухаживать за растениями и домашними животными. Ручной труд: работа с бумагой и картоном, с тканью, с природным  и бросовым материалом развивают творческие способности, мелкую моторику рук, усидчивость, фантазию, воображение, желание изготовить поделку своими руками.                                                                                                                                                                                    

•         воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

Формирование умения старательно и аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. Воспитание желания участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, быть полезным окружающим, радоваться результатам  коллективного труда.

•         формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

Расширение представлений о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитание уважения к людям труда. Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям  родителей и месту их работы. Знакомство  детей с профессиями, связанными со спецификой города.

Чтобы обеспечить целостное развитие личности  ребенка необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи. Успешное взаимодействие возможно, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание своего ребенка. Знание воспитательных возможностей позволяет не только оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, но и привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

Основной задачей этой методической разработки является систематизация знаний  родителей о том, как прививать основные трудовые навыки ребенку дошкольнику и формирование интереса к тесному взаимодействию между детским садом и семьей.

 «Воспитание должно развивать в человеке привычку  и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд жизни».

К.Д.Ушинский

Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер на все руки».  А любуясь хорошо выполненной работой, говорили так: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства». Народная мудрость, отношение человека к труду хорошо отражается в русских народных пословицах:

Труд человека кормит, а лень портит

Кто любит трудиться, тому на месте не сидится

Скучен день до вечера, коли делать нечего

Пролениться – и хлеба лишиться

Терпение и труд все перетрут

Умелые руки не знают скуки

Работе время, а потехе час

Судят не по словам, а по делам

Без труда не вынешь и рыбку из пруда

Что делано наспех, то и сделано насмех

Дело мастера боится

Было бы терпенье – будет и уменье

Трудолюбие – это важное качество, помогающее сформировать цельную личность. Трудовое воспитание в общем воспитании дошкольника играет немаловажную роль, ведь если ребенок не привык трудиться, его ждут серьезные трудности. Как правильно, ненавязчиво привить малышу основные трудовые навыки, которые помогут в дальнейшем сформировать стойкие привычки.

Первые трудовые навыки должны быть привиты малышу в семье. В первую очередь трудовое воспитание дошкольника должно проходить в игровой увлекательной форме. Родители ненавязчиво могут предложить уже трехлетнему малышу помочь сделать несложную работу, например, собрать вместе с мамой, папой, старшим братом или сестрой игрушки, протереть пыль. У детей постарше уже могут быть трудовые обязанности, например, повесить аккуратно свою одежду, убрать свое рабочее место после ручного труда, игрушки, покормить животных и т. д. За все достижения ребенка необходимо поощрять и хвалить. Трудовое воспитание должно проходить на позитивной волне.

От природы ленивых детей нет, в каждом можно воспитать трудолюбие. Какую работу мы выполняем с интересом? Знакомую нам и привлекательную. Значит надо научить ребенка, каким- то общим действиям облегчающими труд, делая его привлекательным и осмысленным. Ставить цель труда, выбирать наиболее рациональный способ достижения, оценивать результат своей деятельности – вот, прежде всего, чему надо научить в процессе воспитания трудолюбия.

Наши маленькие детишки - большие «почемучки». Им все интересно знать. А как часто мы спрашиваем у них: «почему? », «зачем? », «для чего? », ведь именно эти вопросы помогают ребенку осмыслить цель и дать объяснение действиям, вырабатывая привычку обдуманно действовать. Ваш ребенок разобрал игрушку? Спросите его, зачем он это сделал. Вероятнее всего, он ответит, что интересно было посмотреть, что внутри. Интерес и цель побудили к действиям. А вы поставьте другую задачу: «Сможешь ли ты ее собрать, чтобы она двигалась, как раньше? » Пусть он попробует. Конечно, сразу не получится, но ребенок испытает не только разрушительный азарт, но и созидательный.

А как же сделать труд привлекательным? И возможно ли воспитать трудолюбие? Основным способом для дошкольников является игра. Ведь мир познается в игре. Вы занялись уборкой - превратите эту деятельность, к примеру, в фирму «Уют», где руководителем будет мама, а сотрудником сын или дочь. А на кухне Вы снова выполняете вместе работу, только теперь в качестве шеф-повара и поваренка. Привлекательность в том, что своим трудом ребенок помогает другим достигнуть цели. Впоследствии сознание необходимости, полезности своего труда будет побудительным стимулом к труду.

Дети чаще всего играют во взрослых, копируя то, что им приходится наблюдать. Они стараются подражать, тянутся к общению со старшими. И когда взрослые привлекают их к совместной игре – это окрыляет доверием.

Ваш ребенок никак не приучится убирать игрушки? Превратите уборку в игру. Машины заведем в гараж, куклы пойдут в детский сад, зверушки будут спать в зоопарке, карандаши, краски соберутся в мастерской. Наведение порядка в игровой форме воспринимается намного охотнее, чем постоянное «Убери». Ведь это формирует привычку каждой вещи находить свое место и, следовательно, заинтересованное отношение к самообслуживанию. Это один из способов воспитания ребенка трудолюбивым,  аккуратным, собранным, терпеливым.

В больших семьях, где несколько детей, трудовое участие особенно велико, ведь здесь можно ухаживать за младшим братом или сестрой, помочь маме и т. д. Даже сами дети могут рассказать, как у них это получается: «Мою братишке лицо  и руки, даю ему кушать»; «Я хожу с Лялей гулять»; «Мы с младшим братом вместе играем, рисуем, гуляем»; «Я одеваю сестренку и мы идем на прогулку»; «Слежу за братиком, даю водички попить, помогаю купать»; «Мы с сестренкой играем, я вожу ее в коляске, пою ей песни, рассказываю сказки». Отсюда сразу видно, что ребенок чувствует себя взрослее по отношению к младшим и считает, что это его долг ухаживать за ними.

Не стоит забывать, что кроме ухода за маленькими, дошкольнику хочется поиграть со своими сверстниками, где есть свои интересы, интеллектуальные потребности, игры и многое другое. Но не в коем случаи не нужно обременять дошкольника поручениями, как только он почувствует ущемление в своих детских потребностях, у него пропадает какой либо интерес и даже меняется отношение к своим младшим братьям и сестрам.

Большую роль в воспитании ребенка занимает чтение, а затем обсуждение рассказов о труде людей разных профессий, стихов, сказок, в которых высмеивается лень и воспевается трудолюбие, например, «Морозко», «Гуси-лебеди» , «Колобок», «Репка», «Зайкина избушка» , «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зернышко»,  «Колосок», «Легкий хлеб», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин, «Золушка» Ш.Перро, «Новый наряд короля» Х.К. Андерсен, «Как рубашка в поле выросла»К.Д.Ушинский, «Строитель»В.Осеева, «Волшебная иголочка»В.Осеева, «Добрая хозяюшка»В.Осеева,  «Огородники»Н.Носов, «И я помогаю»Н.Носов, «Сказы сказочника П.Бажова», стихи : «Мастерица». «Наша Аленушка», «Строители», «Водопроводчик», «Портниха», «Стирка», «Козленок» и много других произведений о труде и трудолюбии.

Так же необходимо рассказывать детям о своей профессии, о профессиях других членов семьи, о своих трудовых победах. Знакомить детей с трудом взрослых нужно через игру: дидактическую, развивающую, сюжетно-ролевую, театральную. Можно купить настольно-печатные  игры в магазине, а можно сделать своими руками вместе с детьми. «Кем быть?», «Профессии», «Кому что нужно?»  - дидактические игры, «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Строители», «Автомастерская» - сюжетно- ролевые игры, театрализация знакомых сказок все это поможет родителям в воспитании трудолюбия  и уважения к людям труда.

А самое главное, взрослые должны помнить, что они являются во всем примером своим детям. Дети вырастают трудолюбивыми только в тех семьях, где все привыкли трудиться. Передача накопленного опыта, знаний и умений от взрослых к детям осуществляется прежде всего в семье; задача родителей научить своих малышей  жить в мире и согласии с собой и окружающим миром.

  «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ».

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

К.Д.Ушинский

Педагогические ситуации, которые помогут родителям в воспитании трудолюбия:

Первая ситуация. Вале 6 лет, дома у нее есть свои обязанности, обычно она не забывает их выполнять. Родители строго контролируют дочь. Одна из обязанностей девочки - одевать и раздевать свою двухлетнюю сестренку перед прогулкой и после, перед сном (в выходные дни и по вечерам). Но как-то девочка забыла положить на батарею варежки сестренки и поставить на место сапожки. Мать рассердилась: «Я тебя приучу к порядку, будешь сегодня посуду после обеда мыть, и чтобы чисто вымыла, проверю! » Валя очень боится гнева родителей и наказания, поэтому покорно выполняет требования матери.

Вопрос: Как вы оцениваете методы воспитательного воздействия на Валю матери? Посильны ли обязанности, выполняемые Валей, для ее возраста?  (Нельзя  наказывать ребенка трудом, это не способствует воспитанию у ребенка желания трудиться, напротив, тормозит развитие  трудолюбия. Трудовые обязанности должны быть посильными, соответствовать возрастным особенностям. Нужно создавать условия, чтобы работа была в радость.  Контроль  и требовательность  должны быть в меру.)

Вторая ситуация. Шестилетняя Маша не любит убирать свои вещи и игрушки, а поручения мамы выполняет нехотя, небрежно, с оговорками «Потом, уже некогда, спать пора» и т. п.

- А я сегодня в детском саду малышам помогала одеваться! – девочка явно гордиться своим поступком.

- Молодец! – говорит мама. – За это сегодня можешь не помогать мыть посуду.

Иногда мама освобождает дочь от трудовых обязанностей за то, что та слушалась бабушку, или за то, что старательно занималась в детском саду.

Вопрос: Целесообразно ли, по вашему мнению, применение такой формы поощрения, как освобождение ребенка от трудовых поручений? ( Нет. Это тормозит  воспитание трудолюбия, способствует проявлению лени, снижает чувство ответственности за выполнение  постоянных обязанностей.)

Третья ситуация. Саше седьмой год, он живет с родителями в деревне. Вместе со старшим братом охотно помогает родным работать на огороде, ухаживать за домашними животными. Отец (агроном) приобщает детей к любимому делу: «Пошли в огород, подумаем, как будем картошку сажать. Низина у нас, много воды скапливается. Ну, думайте, думайте, как лучше сажать, у меня-то есть идея! » Первый вопрос к Саше как к младшему (чтобы не повторял за братом). Братья молчат. «Будем сажать картошку не в междурядьях, а вот так, на гребнях, чтоб не закисала при дождях». Сыновья полны внимания и, конечно, согласны с отцом.

Как-то вечером дома зашел разговор о предстоящем субботнике в детском саду. «Как думаешь, Саша, - спрашивает отец, что мы можем всей семьей сделать на субботнике? » Тут уж Саша не молчал, целый ряд работ перечислял для каждого. «А все вместе давайте кусты сажать». Все согласились. А мама добавила: «Пусть это будет наш семейный подряд».

Вопрос: Что вам кажется наиболее ценным, интересным в опыте общения взрослых (особенно отца) с детьми, что оно дает для развития ребенка, его трудовой подготовки? (Наиболее благоприятные для воспитания условия - дружеские отношения между взрослыми и  детьми, единство взглядов родителей на воспитание, содержательное общение с детьми, которое  развивает их в нравственном и умственном отношении. Родители развивают не только привычку к труду, развивают самостоятельность, инициативу в суждениях, делах.)

Тридцать золотых правил воспитания ребенка

 •  Навсегда запомним, что у каждого ребёнка своя скорость роста, свои способности и свои неповторимые особенности.

•  Перестанем делать ребёнку замечания при посторонних.

•  Не станем обсуждать проблемы воспитания ребёнка в его присутствии.

•  Не будем лишний раз просить чужих людей посидеть с нашим ребёнком. Если у нас есть свободное время, значит, ребёнок имеет право, хотя бы на его половину.

•  Перестанем говорить при ребёнке грубые слова, даже если они кажутся нам пристойными.

•  В минуты самых больших шалостей и проказ будем помнить, что перед нами всего лишь ребёнок, а не международный террорист.

•  Начнем приучать ребёнка к самостоятельности.

•  Прибережем шлепки для самых серьезных случаев.

•  Постараемся не кричать на ребёнка, особенно если он не сделал ничего ужасного.

•  Не будем кормить ребёнка силой, а будем считаться с его личными пристрастиями.

•  Научимся чаще хвалить ребёнка. И делать это будем искренне, от души.

•  Иногда без повода, просто так возьмем ребёнка на руки, крепко обнимем и поцелуем.

•  Вечером вместо криков «Спать! Спать! » расскажем ребёнку сказку, где главным героем будет он сам.

•  На день рождения ребёнка позовем не своих друзей и родственников, а его маленьких приятелей.

•  Начнем вместе с ребёнком делать ежедневную зарядку.

•  Начнем закалять ребёнка.

•  Будем вместе рисовать, и показывать рисунки всем членам семьи.

•  Будем следить за чистотой и правильностью речи ребёнка так же, как следим за чистотой его одежды.

•  Перестанем отдариваться от ребёнка дорогими игрушками – будем проводить с ним больше времени.

•  Научимся терпеливо слушать своего ребёнка.

•  Заведем специальную тетрадь, в которую будем записывать смешные истории из жизни ребёнка и его забавные словечки.

•  Не будем идти на поводу у капризов ребёнка – научимся говорить «Нет».

•  Запретим себе обманывать ребёнка, всегда будем выполнять то, что пообещали, и не обещать заведомо не выполнимых вещей.

•  Иногда позволим себе подурачиться и поиграть с ребёнком на равных.

•  Перестанем пугать ребёнка Бабой-Ягой, чужим дядей, милиционером и собственным уходом к другому мальчику или девочке.

•  Будем отвечать на любые, даже каверзные детские вопросы.

•  Постепенно будем приучать ребёнка к труду, поощрять любую помощь по дому, даже если от нее будет мало пользы.

•  Создадим семейные традиции.

•  Не будем относиться ко времени, отведенному с ребёнком, как ко времени, потерянному для себя.

•  Перестанем испытывать чувство вины перед ребёнком. Лучше исправлять недоработки, чем изнывать от собственного несовершенства!

Рецепт семейного счастья

Возьмите чашу терпения.

Налейте туда же полное сердце любви.

Бросьте две пригоршни щедрости.

Плесните туда же юмора.

Посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры!

Успехов вам, дорогие родители!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста.

Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста» Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается в поте лица, тот...

Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста.

Для любого человека понятно, что самые важные качества в характер ребенка закладываются в самом раннем детстве и именно стараниями его родителей. От того, насколько правильно и тактично они будут это ...

Конспект родительского собрания Тема: «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста».

Конспект родительского собранияТема: «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста»....

Конспект родительского собрания Тема: «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей средней группы.Тема:  «Почему детям нужна игра?»....