Конспект регламентированной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей 5-6 лет (тема: «Этикет»)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Задачи:
- Познакомить детей с понятием этикет. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, умение соблюдать этикет и быть приятным для окружающих.
- Развивать элементарные представления о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_etiketu.docx | 211 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад комбинированного вида № 7 «Золотая рыбка»
607060, г.Выкса, ул. Корнилова зд. 97, 8(83177) 3 - 55 – 11,
электронная почта: zolotaya-fish7@yandex.ru
Конспект регламентированной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей 5-6 лет
(тема: «Этикет»)
Разработала:
Воспитатель Симакова Е.В.
2018г.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием этикет. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, умение соблюдать этикет и быть приятным для окружающих.
- Развивать элементарные представления о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других;
- Способствовать умению правильно называть нравственные качества настоящего товарища; воспитывать доброжелательное отношение к друзьям; дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у ребят умение общаться между собой;
- Закреплять правила поведения в общественных местах и учить речевому общению в коллективе.
Материал:
Кейс с масками с различным эмоциональным состоянием (добрая, грустная, удивленная); мягкая игрушка – котёнок; лепестки (по количеству детей); аудиозапись звуков поезда, теплохода, самолета; кейс «Правила этикета»; презентация «Добрые слова».
Литература:
Курочкина И.Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете., Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников., Насонкина С.А. Уроки этикета., Давай познакомимся! тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет / автор-составитель Пазухина И.А.
Предварительная работа: просмотр развивающего мультфильма «Лунтик и его друзья. Изучаем правила»
Ход образовательной деятельности:
Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
Мы отправимся сегодня
в Царство вежливых наук.
- Ребята, наши старые знакомые, Лунтик и его друзья, приглашают совершить путешествие в Царство вежливых наук, чтобы познакомить вас с правилами этикета.
- А вы знаете, что такое этикет? (правила вежливости и культуры поведения).
- А что значит быть вежливым, воспитанным, культурным человеком? (Воспитанный человек разговаривает вежливо, всегда говорит волшебные слова, никогда никого не обижает, всегда помогает слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит свое слово).
- Молодцы, ребята. Правильно. Этикет, как порядок поведения создан людьми для приятного общения, для проявления своим поведением уважения и любви к окружающим людям. Всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно, вырастите культурными и воспитанными людьми.
Лунтик уже побывал в Царстве вежливых наук и записал все правила в книгу «Правила этикета», чтобы рассказать о них своим друзьям. Только когда он уже собрался возвращаться подул сильный ветер и все странички книги разлетелись по всему царству. Поможем Лунтику собрать странички книги? (Да!).
- Ребята, вы готовы отправиться в царство этикета?
- Да!
- Тогда нам пора отправляться в путь. А вы знаете, что в дальние края можно путешествовать мысленно?
- Как это?
- Очень просто. Нужно только закрыть глаза и представить, как мы едим на поезде, плывем на теплоходе, летим на самолете или мчимся на северных оленях. Итак, в путь. Закрывайте глаза и занимайте места в вагоне (аудиозапись звуков поезда).
- А теперь откроем глаза. Приехали.
Станция «Добрые слова».
- Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей?
- Привет, здравствуй.
- А вы знаете, что здороваться можно по-разному? Какими словами, жестами можно приветствовать друг друга?
- Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, кивнуть головой, улыбнуться, пожать друг другу руки…
- Молодцы, ребята, много знаете приветственных слов. У всех людей на земле есть свой обычай приветствия. В русском языке есть прекрасное слово «здравствуй». Ребята, как вы думаете, что оно означает?
- Будь здоров.
- Правильно, слово «здравствуйте» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда-то давно, люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.
- Здравствуйте!
- Ой, кто это сказал?
- Ребята, посмотрите, это же котенок, он хочет с вами поиграть. Становитесь скорее в круг.
Игра «Вежливый ребенок»
Взявшись за руки, дети водят хоровод вокруг игрушки-котенка и приговаривают:
Все хорошие ребята
Знают добрые слова.
Приходите к нам, котята,
Рады видеть вас всегда.
Ребенок, остановившийся на последнем слове напротив игрушки, произносит приветственные слова, которые еще никем не произносились. Выигрывает тот, кто знает больше таких слов («как я рад тебя видеть», «как я по тебе соскучилась», «как хорошо, что мы встретились» и т. д.)
- А вот и первая страничка нашлась (показываю детям страничку «Правила приветствия»)
Вежливо здороваться вы умеете, а какие вежливые слова вы еще знаете?
- Спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу прощения, благодарю…
- Молодцы, а сейчас ребята прочитают для нас стихи о добрых, вежливых словах. (Стихи сопровождаются показом презентации «Добрые слова»).
1-й ребенок:
Добрый день!
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
2-й ребенок: Доброго пути!
Нам желают доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
3-й ребенок:
Здравствуйте!
- Здравствуйте! -
Ты скажешь человеку.
- Здравствуй, - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
4-й ребенок:
Пожалуйста.
Отменить, что ли,
Слово «пожалуйста»,
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что
Без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
5-й ребенок:
Спасибо.
За что мы говорим спасибо?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы –
Кому сказали? Сколько раз?
6-й ребенок:
Простите.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И, что обещал, забывать.
Но если я все же забуду,
Простите, я больше не буду.
7-й ребенок:
Добрые слова.
Эти слова всем известны давно,
Видишь, они и просты, и новы,
Но я еще повторю все равно:
- Добрые люди, будьте здоровы!
- Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисментов.
- Ребята, а может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?
- Да.
- Когда, по-вашему, это бывает?
- Когда сказано грубым голосом или слово расходится с делом.
- Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой.
- Давайте мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста».
(Воспитатель показывает разные движения, а дети должны их повторить лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.)
- А теперь, чтоб узнать, как вы поняли, что такое «волшебные слова», решим задачу: «Пожалуйста! »
«Леночка сидела в автобусе. Она все время вертелась, болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Леночка испачкает ей пальто.
- Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя себя вести – сделала замечание старушка, сидевшая напротив.
- А что я сделала? – возразила Леночка. Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно. И она, надувшись, стала смотреть в окно»
- И девочка, и старушка произнесли слово «пожалуйста». Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным? Почему?
- Потому что слово «пожалуйста» Лена произнесла грубо, как бы передразнивая старушку.
- Вы решили мою задачу, ребята. Хорошо, что вы знаете волшебные слова. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это, ребята. Вот и вторая страничка нашлась – она называется «Волшебные слова».
- Ребята, пришло время немного отдохнуть . Сделаем зарядку.
Мамам дружно помогаем.
Мамам дружно помогаем:
Сами в тазике стираем.
И рубашки, и носочки
Для сыночка и для дочки.
(Наклоны вперед, движения, имитирующие полоскание.)
Через двор растянем ловко
Для одежды три веревки.
(Потягивание – руки в стороны.)
Светит солнышко-ромашка,
Скоро высохнут рубашки.
(Потягивание – руки вверх.)
- Молодцы. Наше путешествие продолжается. Закрываем глаза, пересаживаемся на теплоход (аудиозапись звуков теплохода).
Станция «Любезные услуги». А живет здесь герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? Он самый добрый и вежливый. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!»
- Конечно же, это кот Леопольд.
- Посмотрите на маски и выберите ту, которая больше всего подходит Леопольду.
- Почему вы выбрали именно эту маску?
- Потому что Леопольд очень добрый и веселый кот.
- Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А друзей – как мы уже знаем – нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо.
- Вежливый мальчик обязательно уступит в автобусе свое место девочке.
- Он никогда не усядется за стол, пока за этим столом не займут свои места девочки.
- И, конечно же, рыцарь никогда не станет обижать девочек.
- Давайте рассмотрим ситуации. «Мальчик оказывает любезные услуги девочке».
- Ты подошел к двери вместе с девочкой. Как ты поступишь?
- Мальчик уступает в автобусе место девочке.
- Мальчик помогает девочке нести тяжелые предметы.
- Девочки должны уметь принять эти услуги и поблагодарить за них или вежливо отказаться, сказав спасибо.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру, в которой мальчики будут помогать девочкам, а девочки благодарить мальчиков за их помощь.
Игра «Лужа».
Воспитатель, проходя мимо детей сидящих на стульях, говорит слова: «Иду, иду, иду, дружка себе найду», останавливаясь перед одним из детей, спрашивает: «Хочешь играть со мной? Тогда пойдем вместе» Дальше они идут вместе, декламируя «Идем, идем, идем, дружка себе найдем!» Постепенно собирается цепочка из детей. Все образуют круг.
Я буду читать стихотворение, и показывать движение, а вы мне помогайте:
Ай, гугу, гугу, гугу - хоровод движется вправо, с последним словом
Не кружися на лугу - дети слегка приседают, держась за руки.
На лугу то лужица, - Опускают руки, поворачиваются лицом к
Голова закружится - центру, берутся руками за голову и качают
Ой, вода! ой вода! - головой, с последним словом поворачиваются
Вот беда так беда! - спиной к луже.
Прыг-скок, прыг-скок! - делают несколько прыжков от центра и останавливаются.
Прыгал, прыгал и скакал, - с последним словом дети приседают,
Прямо в лужицу попал! - «попадают в лужу».
После последних слов мальчикам нужно быстро вскочить с пола, подбежать к девочкам, взять их за руки и помочь им «выскочить из лужи». Девочки благодарят своих спасителей (игра повторяется 2-3 раза).
- Я думаю, в нашей группе все дети всегда будут дружить и никогда не ссориться. А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов:
- Никогда не груби своим товарищам.
- Не называй обидными словами.
- Не давай прозвищ.
- Не толкайся и не дерись.
А вот и третья страничка нашлась. Она называется «Верные друзья».
- А сейчас мы вместе поиграем в игру: «Это я, это я, это все мои друзья».
Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.
- Кто привык у вас к порядку, утром делает зарядку?
- Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться?
- Кто из вас, скажите дети, кулаками машет,
слезы мажет по лицу и кричит: «Сейчас побью! »
- Кто из Вас, скажите братцы, друг другу помогает
Товарищей не обижает?
- Мы бедные игрушки, поломанные!
- Мы бедные игрушки, не сложенные!
- Нелюбимые и забытые.
- Кто на полки нас посадит? Кто на место отнесет?
- Кто нам платьице поправит, в косы ленты заплетет?
- И еще один вопрос: кто себе не моет нос?
- Кто из вас, ребята, хочет: аккуратным, чистым быть.
- С мылом, щеткою, водою обязательно дружить?
- Молодцы, ребята. А мы продолжаем наше путешествие на самолете (аудиозапись самолета). Закрываем глаза.
Следующая станция «Цветочная поляна».
Мы с вами на волшебной поляне. Вам нужно выбрать подходящие лепестки и выложить цветы вежливости (дети выкладывают цветы). Какого цвета лепестки вы взяли для своего цветка?
- Солнечные, яркие, красные, розовые, радостные…
- Я тоже выложила свой цветок. Он похож на цветок вежливости?
- Нет!
- А как бы вы его назвали?
- Цветок грубости!
- Да, действительно. Вы выполнили все задания, и нашли еще одну страничку. А теперь пора возвращаться. Раз, два, покружись, в своей группе очутись.
- Вот и закончилось наше путешествие. Где мы с вами побывали, что мы с вами повидали? (ответы детей).
- А еще мы помогли Лунтику и его друзьям странички книги «Правила этикета».
Не забывайте, ребята использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают другие люди, ваши близкие, товарищи, и вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость.
Все берутся за руки и проговаривают:
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по социально – личностному развитию для детей средней группы на тему «Дорогой добра»
Дошкольное детство- это важный период, когда формируются основные представления об окружающем мире, добре и зле в нём, представления о семейном укладе, о родной земле....
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Иллюстрации к сказке «Колобок»
Непосредственная образовательная деятельность по художе...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь друг, огонь враг» с детьми младшего дошкольного возраста
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо социально-коммуникативному, познавательному развитию...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей старшего возраста на тему "Зимняя сказка"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей старшего возраста...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей старшего возраста на тему "Зимняя сказка"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей старшего возраста...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей младшего возраста На тему: «Разноцветные матрешки»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей младшего возраста ...
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы на тему «Чудесное дерево»
Цель: формирование умения рисовать пейзажи...