Проект "Формирование чувств патриотизма к родному поселку Исток через экологическое воспитание
проект (старшая группа)
Творческое название проекта «Мой Исток» включает в себя вопросы связанные непосредственно с экологическими проблемами нашей страны и своего посёлка Исток. В ходе реализации проекта будут созданы условия для развития патриотического воспитания через экологию у детей дошкольного возраста средствами досугово - познавательной, исследовательской деятельности. Заключение проекта – познавательная викторина «КВН», где дети старшего дошкольного возраста показывают результаты.
Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатель, родители
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_istok.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
На городской экологический конкурс социально – значимых проектов по развитию гражданских инициатив
«Мой проект – моему городу!»
Номинация: экология и патриотическое воспитание
Название социально – значимого проекта: «Формирование чувств патриотизма к родному поселку Исток через экологическое воспитание»
Девиз проекта: «Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем!»
Автор: Фищева Людмила
Николаевна - воспитатель
Екатеринбург, 2018
Пояснительная записка
Актуальность.
В настоящее время, когда совершается много безнравственных поступков, дети стали более агрессивными и замкнутыми, родители уделяют мало внимания развитию эмоций и чувств детей. Эта проблема является одной самой серьезной и актуальной в современных условиях. Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе, поэтому весь проект мы проводим через экологическое образование, сущность которого заключается в сформированности человека с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней, в будущем. В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников – важный, интересный и актуальный.
При проведении бесед, в совместной деятельности были выявлены следующие проблемы:
- уровень знаний детей о природе низкий, отношения к ее объектам бессистемны, поверхностны, что свидетельствует о низком уровне развития культуры;
- семья не готова на сегодняшний день осуществлять патриотическое воспитание через экологию в полной мере. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в природе, что свидетельствует о низком уровне развития их экологического сознания. Всё начинается с семьи.
Решение этих проблем привело к необходимости систематизировать имеющийся материал по теме экологическое воспитание дошкольников.
Совместно с родителями на родительском собрании решили создать целостную систему, с использованием всех видов детской деятельности.
За основу взяли направление – педагогический проект по формированию экологической культуры и любви к родным местам у детей дошкольного возраста: «Мой Исток».
Цель.
Способствовать развитию экологической культуры, патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного поселка Исток.
Задачи.
- Развивать познавательный интерес и гуманное отношение детей к природе поселка Исток, к исследовательской и экспериментальной деятельности;
- Формировать знания детей к истории своего края, жизни людей других национальностей, а так же умения детей вести наблюдения за объектом живой и неживой природы.
- Развивать способности ребенка видеть, различать, сравнивать, группировать различные виды растений и животных, делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
- Пополнять словарный запас, развивать активную речь детей, приучать пользоваться точными названиями, сочинять экологические сказки.
- Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
- Привлекать родителей в процесс экологического воспитания детей.
Вид проекта: Познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель группы, родители.
Волонтерская работа оказана:
- Уральский научно – исследовательский институт сельского хозяйства (один выход);
- детско – юношеская спортивная школа по конному спорту (один выход).
Продолжительность проекта: Долгосрочный 1 год
Формы работы по реализации проекта:
Наблюдения и экологические экскурсии;
Создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;
Познавательное чтение;
«Уроки доброты»;
Конкурсы и викторины, КВН;
Продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;
Лаборатория (опыты и эксперименты);
Выпуск экологический газеты;
Тематические недели в каждый сезон: «Край, в котором я живу»;
Инсценировки и театрализации;
Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
Эколого-познавательные праздники и развлечения.
Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Прогнозируемый результат:
Создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию;
Становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях и разное время года;
Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
Освоение знаний об экологии и сезонных изменениях в природе родного края;
Расширение знаний детей с правилами поведения на природе в разное время года;
Формирование на основе духовного, экологического, нравственного и личного отношения к действительности.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
- Изучение всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников по экологическому воспитанию.
- Создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме.
- Разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.
- Составление конспектов мероприятий для целевых походов, экскурсий в разное время года (осень, зима, весна, лето).
- Подготовка фотоматериалов о природных изменениях, презентаций «Наша природа прекрасна в любое время года», «Наш лес», «Красота нашего озера».
- Чтение детской художественной и познавательной литературы о природе (рассказы В. Бианки, М. М. Пришвина). Беседы и консультации с родителями воспитанников.
- 2 этап – Основной
- Формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.
- Экологические занятия, викторины, экспериментирование с водой, с воздухом, песком.
- Экологические сказки, праздники, театральные представления.
- Наблюдения и экологические походы, экскурсии.
- Познавательное чтение, беседы.
- Подвижные, дидактические игры.
- Изготовление поделок из природного материала.
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о живой и неживой природе.
- Проведение экскурсий по детскому саду.
- Проведение прогулок в природу совместно с родителями
- 3 этап – Заключительный
- Обработка результатов проекта.
- Презентация проекта.
- Участие в фотоконкурсе «Сезонные изменения в природе глазами детей и родителей группы».
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок - передвижек и книжек – малышек.
- Мини-выставка продуктов детской деятельности.
- Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
Комплексно-тематическое планирование
Время проведения мероприятий | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй | Итоговый продукт | |
Осень | ||||
Сентябрь Октябрь Ноябрь | 1.Беседа «Правила поведения на природе осенью» 2.Экскурсия «В гости к деревьям» 3.Чтение и обсуждение рассказа О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу» 4. Экскурсия на озеро Огороднее и в лес, осенние изменения в природе» 5.Дидактические игры по решению проблемных ситуаций. 6. «Речка, реченька, река» - формирование понятия о возникновении реки, ее истоках. 7.Просмотр документальных фильмов о воде. 8.Исследовательская деятельность «Вода в природе». 9. «Волшебница вода» - продолжать знакомить детей со свойствами воды, зарисовка результатов опытнической деятельности «Всё о воде». | 1.Консультация для родителей на тему: «Воспитание любви к природе» 2.«Чистота - залог здоровья» - памятки о последствиях влияния мусора на природу (бумага, консервная банка, стекло). 3. Оформление родительских уголков на экологические темы: «Значение природы в жизни людей», «Как прививать детям любовь к природе?», «Влияние окружающей природы на развитие детей» 4. «Поделись опытом» - семейный экологический патруль. 5. Родительское собрание: «Развитие любознательности средствами природы», | Экологическая газета « Осенние изменения в природе». Презентации на тему « Такая разная осень», « Акции наших добрых дел в осенний период». Выставка фоторабот родителей « Мы с ребёнком осенью, весело живём», « Осеннее путешествие – Край в котором я живу». Фотоотчёт о проделанной работе за осенний период – презентации, фотовыставки, выставка творческих работ воспитанников. Выпуск листовок «Берегите воду» Составление картотеки игр о воде | |
Зима | ||||
Декабрь Январь Февраль | 1.Беседа «Правила поведения на природе зимой» 2. Экскурсия на экологическую тропу, наблюдение за тем, как изменилась природа зимой. 3. «Растение как живое существо» - сформировать у детей представление о приспособленности растений к среде обитания, к сезонам года. 4.Экологическая тревога «Птицам трудно зимовать, будем птицам помогать» 5. Рисование плаката «Покормите птиц зимой» 6. КВН «Друзья птиц» 7.Исследуем слой снега. 8. «Беседа о снеге» - установить зависимость состояния снега от температуры воздуха. 9.«Как много интересного бывает зимой» - сформировать у детей обобщенное представление о зиме. | 1.Экскурсия на озеро с родителями и детьми, катание с горы. 2.Конкурс «Кормушка – домик для пернатых» 3. Фотовыставка «Кормушка на экологической тропе моей семьи» 4.Родительское собрание: «Экологическое воспитание в семье» 5.Изготовление кормушек родителями, развешивание вместе с детьми их на территории посёлка. | Оформление альбома «Милый сердцу уголок». Изготовление книжки – малышки «Как я спас птичку» Конкурс кормушек. Фотоотчёт о проделанной работе за зимний период – презентации, фотовыставки, выставка творческих работ воспитанников « Зимушка – зима, до чего ты хороша». Экологическая газета « Акции добрых дел в зимний период» | |
Весна | ||||
Март Апрель Май | 1.Беседа «Правила поведения на природе весной» 2.Экскурсия на озеро и в лес «Ранняя весна». Закрепить знания детей о смене времён года, о сезонных изменениях. 3. Прогулка – экскурсия на тему «Пробуждение природы после сна» 4.Целевая прогулка к мать-и-мачехе. Учить детей самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи: связывая наблюдения за растениями с представлениями об удлинении дня и потеплении. 5. Круглый стол «Сбережем родную природу» 6.Рисование «Какую пользу я принёс планете?» 7. «Свойства воздуха» - закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. 8.Экскурсия в лес «Поздняя весна». Уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе весной. Закрепить знания о жизни птиц, насекомых. 9.Презентация « Весенние изменения в природе родного края» | 1.Консультация для родителей «Досуг с ребенком на природе. 2. Викторина «Вода - это жизнь». 3.Акция «Скворечник» 4. Совместный КВН для родителей и детей « Край, в котором я живу» 5. Консультация для родителей « Лекарственные травы ранней весной, для чего они нужны» 6. Совместное создание плаката « Берегите родную природу весной» 7. Консультация для родителей « Не жгите сухую траву!». Совместное изготовление плакатов « Не жги траву!» , размещение плакатов на территории посёлка. | Изготовление атрибутов к викторине «Вода - это жизнь» Зарисовка знака «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан» Фотоотчёт о проделанной работе за весенний период – презентации, фотовыставки, выставка творческих работ воспитанников « Весна идёт – весне дорогу!» | |
Лето | ||||
Июнь Июль Август | 1.Беседа «Правила поведения на природе летом» 2.Развлечение «Наш дом - Земля» приуроченное к « Дню защиты детей» 3.Экскурсия на луг «От рассвета до рассвета по лугам гуляет лето » 4. Заучивание стихотворений о правилах поведения в природе. 5.Экскурсия на озеро и в лес «Летнее многоцветье», закрепить знания детей о смене времён года, о сезонных изменениях. 6.Презентация « Летние изменения в природе родного края» 7. Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе. 8. Экскурсия в лес «Лес - многоэтажный дом для растений и животных» 9.Конкурс детских рисунков « Лето – чудесная пора!» | Оформление родительского уголка на летнюю тематику с целью привлечения внимания родителей к информации – Папки – раскладушки ««Вот и лето пришло!», «У голубой воды», «День защиты детей». «Чем заняться в непогоду?», « Как знакомить детей с природными изменениями». Консультации для родителей « Совместное творчество родителей с детьми»,«Ребёнок на даче», «О летнем отдыхе детей». | Фотоотчёт о проделанной работе за летний период – презентации, фотовыставки, выставка творческих работ воспитанников « Лето, лето – ты прекрасно!» Экологическая газета « Юные помощники природы», « Наши добрые дела за лето». |
Выводы.
Анализ результатов работы показал положительную динамику изменения отношения детей к природе, следовательно, можно говорить о том, что деятельность по формированию экологического образования в рамках реализации проекта «Формирование чувств патриотизма к родному поселку Исток через экологическое воспитание» эффективна.
Проведённое исследование позволило сделать выводы:
- Дети проявляют высокий, познавательный интерес и гуманное отношение к природе поселка Исток, к исследовательской и экспериментальной деятельности;
- Сформированы знания детей к истории своего края, жизни людей других национальностей. Дети стали рассказывать о своих родителях и бабушках и дедушках, не только как их зовут, а где они живут, откуда приехали и т.д.
- сформированы умения детей вести наблюдения за объектом живой и неживой природы.
- Дети научились видеть, различать, сравнивать, группировать различные виды растений и животных, делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
- Расширился словарный запас и активизировался словарь детей, научились пользоваться точными названиями социально - значимых объектов, сочинять экологические сказки.
- Сформированы навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
- Повысилась компетентность родителей в области экологического воспитания детей, а так же компетентность по вопросам патриотического воспитания и формирования социально-нравственных норм.
В дальнейшем планируем привлечь родителей к оформлению в группе дерева нравственно - экологических поступков. Оно представляет собой дерево, нарисованное на листе ватмана без листьев. Листья и цветы находятся в специальном кармашке с ручками и карандашами. Дети совместно с родителем обсуждают свой день, а потом родитель записывает на листе или цветке, наиболее значимый для ребёнка добрый поступок и прикрепляет лист или цветок на дерево. В результате дети начинают более часто и тесно общаться с родителями, начинают совместно анализировать свои поступки, что не может не сказаться положительно на нравственно - экологическом воспитании ребёнка, на улучшении взаимопонимания между родителями и ребёнком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование чувств патриотизма к родному краю через экологическое воспитание.
В докладе рассматривается воспитание патриотизма у детей по средством экологического воспитания. Одно из проявлений патриотизма - любовь к природе родного края, Родине. Это сложное чувство слагается и...
Обмен опыта «Воспитание нравственно-патриотических чувств через экологическое воспитание»
Обмен опыта...
Консультация для родителей «Ознакомление с родным поселком как средство патриотического воспитания »
Консультация для родителей «Ознакомление с родным поселком как средство патриотического воспитания » Поселок станция ТарасихаЦеленаправленное ознакомление ребенка с родным поселком нужно рас...
Консультация для родителей «Формирование чувств патриотизма к родному краю через экологическое воспитание».
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе родного края, Родине. Это сложное чувство слагается из эмоционально-положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желание трудиться...
Формирование чувств патриотизма к родному краю через экологическое воспитание
Формирование чувств патриотизма к родному краю через экологическое воспитание...
Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через русскую народную песню
Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через русскую народную песнюКогда руководитель детского певческого коллектива предлагает детям выучить новую русскую народную песню, то обяз...
Статья на тему: "Формирование чувства патриотизма к родному краю у детей подготовительной группы через экологическое воспитание"
Статья на тему: "Формирование чувства патриотизма к родному краю у детей подготовительной группы через экологическое воспитание"...
- Мне нравится (1)