Без игры нет и, не может быть полноценного умственного развития
статья (старшая группа) на тему
«Без игры нет и, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bez_igry_net_i_ne_mozhet_byt_polnotsennogo_umstvennogo_razvitiya.docx | 16.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский.
В свете реализации ФГОС ДО перед педагогами дошкольных образовательных учреждений ставится задача познавательного развития детей дошкольного возраста. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, части и целом, пространстве и др.)
Современный педагог должен ставить своей целью воспитание ребенка – дошкольника творчески развитого, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей.
В своей работе мною ставится задача развитие познавательной активности у детей с нарушениями речи.
Мы привыкли считать, что с помощью развивающих игр развиваем психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие. Но если взглянем на игру по другому, то понимаем, что они являются неоспоримым помощником педагогу в развитии речевой системы в целом. Я взяла за основу игры, созданные и разработанные Б. П. Никитиным.
Данные игры выпускаются более 25 лет в России, Германии, Японии и других странах, называясь «Никитинским материалом» или «играми Никитина». В них играют в семьях, детских садах, школах.
Игр разработанных Б.П. Никитиным, очень много «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех», «Кирпичики» - самые известные «Интеллектуальные игры» Никитиных. Но есть и другие «Таблица сотни», «Таблица Пифагора», «Дроби», «План и карта», «Часы», «Термометр», «Узелки». Как писал автор, Б.П. Никитин: «Их нельзя как игрушку просто дать ребенку и сказать: «Играй!»- игра может «не пойти». Их нельзя показывать ребенку все сразу, а только по одной; и следующую, может быть не раньше, чем через неделю или даже месяц.
У них необычайно широк диапазон задач – как по трудности, так и по разнообразию характера, поэтому увлечься ими могут и дошкольник и студент. В них можно играть и одному, и вдвоем, и вся семья, и целой группой в детском саду. Изучив литературу по данной теме, я пришла к выводу, что все развивающие игры Никитина обладают характерными особенностями. Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора – механика и т.д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, то есть в виде видимых и осязаемых вещей и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. А так же позволяют сопоставлять наглядное «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному. Имеют широкий диапазон трудностей: от доступных до непосильных. Поэтому игры и кубики Никитина могут возбуждать интерес в течение многих лет.
Способствуют развитию самостоятельности, творческих способностей, предлагая ребенку задачу, нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Кубики Никитина позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно. В развивающих играх Никитина удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности – «самостоятельно по способностям». Этот союз позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей с самого раннего возраста. Задания – ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей. Ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи. Игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. Играя в игры Никитина со своими детьми мамы и папы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. Таким образом, данные развивающие игры соответствуют пяти основным условиям развития способности детей.
Значимость данных игр подтолкнуло внедрять и использовать развивающие игры Никитина в работе с детьми группы комбинированной направленности. Я познакомилась с развивающими играми Никитина и остановила свой выбор на развивающей игре «Сложи узор». По словам автора, развивающую игру «Сложи узор» можно назвать не игрой, а игровым пособием для ребенка. Анализ принципов, лежащих в основе развивающих игр и принципов коррекционной работы, позволил выделить общие принципы воспитания и развития детей с нарушениями речи. Опора на ведущий вид деятельности дошкольного возраста – игровую, от простого к сложному, постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры. Органическая связь и взаимосвязь между внешней и внутренней активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду. Совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр – к решении предлагаемых задач; единство воспитательных, обучающих и развивающих целей. На начальном этапе, знакомила детей с игрой «Сложи узор» на индивидуальных занятиях. Дети рассматривали кубики, называли цвета, считали, сколько кубиков, выкладывали кубики по запросу. Если дети справлялись с предложенной задачей переходили к следующей. Так же на родительской встрече игра походила с родителями. Родителям очень понравилась игра, многие из них приобрели ее для личного пользования.
Использование данной развивающей игры в индивидуальной работе с детьми, позволило решить следующие задачи:
Научить детей ориентироваться на плоскости
Формировать и развивать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Научить определять пространственное положение предметов относительно друг друга
Развивать мелкую моторику рук, речевую активность.
У всех детей (5-6 лет) группы комбинированной направленности формируются приемы умственных действий, дошкольники ориентируются на плоскости, определяют пространственное положение предметов относительно друг друга. Использование развивающей игры «Сложи узор» положительно сказывается и на количественно – качественной характеристике словаря, грамматическом строе речи и слоговой структуры слов у детей. В игре проявляются и развиваются разные стороны личности, эмоциональные потребности, складывается характер ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития".
Консультация для родителей,направленна на игровое восприятие любого образовательного материала....
Самообразование на тему:"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития."
Совершенствование профессиональных знаний и умений педагога...
Игра-беседа "Почему беспорядок может быть опасным"
Цель:Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме, помочь детям самим сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.Рассказ...
Интерактивная игра "Что вокруг нас может быть опасным?"
Интерактивная игра "Что вокруг нас может быть опасным?"...
Дидактическая игра «Цветное геометрическое домино» Цель дидактической игры может быть различной в зависимости от возраста детей, их способностей:
Цель дидактической игры может быть различной в зависимости от возраста детей, их способностей....
Интерактивная игра "Что вокруг нас может быть опасным?"
Интерактивная игра "Что вокруг нас может быть опасным?"...
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А. Сухомлинский.
В детском саду создана благоприятная предметно – развивающая среда для развития музыкальной...