"Развитие младших дошкольников в театрализованной деятельности".
учебно-методический материал по художественной литературе (младшая группа)

Бурденкова Елена Евгеньевна

Доклад о театрализованной деятельности с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr._deyat.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

 

            Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                   детский сад N1

                                                       Доклад

Развитие младших дошкольников в театрализованной деятельности.

Воспитатели:

Бурденкова Е. Е.

Семёнова С. А.

                                               

                                           

                                          г. Ленинск - Кузнецкий

       

                                                     Ноябрь 2018 г

В последнее время возросли требования к качеству дошкольного образования, в том числе всё больше внимании уделяется развитию младших дошкольников. Младший дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью ребенка дошкольника является игра. Благоприятные условия для широкой практики и развития детской игры создаются в театрализованной деятельности.

  Театрализованная деятельность – это такая деятельность, которая направлена на развитие у ее участников ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков. Театрализованная игра оказывает большое влияние на общее развитие младшего дошкольника. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Младшие дошкольники лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

  Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать младших дошкольников театром не сложно. В детском саду используются разнообразные виды театрализованных представлений: театр картинок, театр игрушек, театр петрушек. Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков воспитатель может на столе, как на своеобразной эстраде, разыгрывать для детей младшего дошкольного возраста спектакли – миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки. Театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, яркое оформление, и точное слово, и музыка. Организация таких миниатюр пока не требует особой подготовки, младшие дошкольники в основном выступают в роли зрителей.

 С расширением кругозора младших дошкольников сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Куклы могут всё или почти всё. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности младших дошкольников, корректируют их поведение. Как сделать, чтобы радость от общения с ними стала ежедневной? Можно создать кукольный театр в детском саду! Сказки, в которые мы играем, всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои кукольного театра вызывают у младшего дошкольника желание подражать им, и, незаметно для себя, младшие дошкольники «присваивают» положительные качества персонажа.

 Основу игр – драматизаций составляют наши любимые сказки. Все они знакомы детям и взрослым и очень любимы. Очень важно для младшего дошкольника то, что при игре «в сказку» ребенок может принимать на себя разные роли, подражать как положительным, так и отрицательным персонажам, чувствовать грань между добром и злом. Однако сюжет сказки – это лишь основа для самостоятельного творчества. А творчество – это способность отходить от шаблонов и генерировать свои идеи, воплощать собственные замыслы. И очень важно поддерживать младшего дошкольника в этом, чтобы заложить основу творческого восприятия мира. При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь младший дошкольник становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Таким образом, игра – драматизация оказывает большое воздействие на развитие младшего дошкольника. Он впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители.

  Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать младшего дошкольника надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития младшего дошкольника.

 Театр картинок (фланелеграф) – такой вид театра способствует внесению разнообразия игры в младших группах детского сада, сделать для них игрушку более интересной, развлечь и порадовать младших дошкольников, то, что сделано своими руками. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дошкольники очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получать еще большее удовольствие.

  Вязаный театр – развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.

  Конусный театр – помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

 Театр – топатушки – помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.

 Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения какой - либо ситуации в игре с куклы – перчатки. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с младшими дошкольниками с нарушениями речи, неврозами. Печаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают младшие дошкольники.  Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития младших дошкольников, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие социально-эмоциональной сферы младших дошкольников в театрализованной деятельности»

Статья опубликована в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2014-2015 учебного года...

Буклет " Речевое развитие младших дошкольников через театрализованную деятельность"

Буклет "Речевое развитие младших дошкольников через театрализованную деятельность"...

Развитие коммуникативного потенциала у младших дошкольников в театрализованной деятельности

Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной спо...

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ФЕТРОВОГО ТЕАТРА «МАЛЕНЬКИЙ РЕЖИССЕР»

Педагогическая статья посвящена рассмотрению вопроса формирования  интереса младших дошкольников к театрализованной деятельности, используя в работе настольный театр из фетра. Автор  обоснов...

Развитие социальной уверенности у младших дошкольников через театрализованную деятельность

Социальная уверенность предполагает гармоничное взаимодействие с самим собой, с социумом, внешним миром. Обеспечивает адаптацию к изменяющимся условиям.Она  влияет на эмоциональный фон любой деят...