История давно забытых вещей.
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) по теме
Цель данного мероприятия: познакомить детей с историей вещей, народными традициями русского народа. Приобщить их к культурным ценностям русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_davno_zabytyh_veshchey.odt | 28.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий театрализованного представления «История забытых вещей»
Цель мероприятия: познакомить детей с историей, нарордными традициями.
Основная идея направлена на формирование у детей представлений о культуре русского народа, приблизить историческое прошлое, пробудить интерес к культурным ценностям и особенностям русского народа.
Действующие лица: бабушка — сказительница, внучка, домой Кузя.
Оборудование: предметы народного быта, печь, чемодан, народные костюмы, каравай, кукла — мотанка, утюг угольный, декорации.
Выходят бабушка с внучкой с караваем и пирогами. Встречают гостей.
Бабушка: Добрый день, уважаемые гости! Я с внучкой рады видеть Вас у нас в гостях.
Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Каравай мы Вам подносим,
Поклонясь, отведать просим. (Кланяются)
Внучка: Гости дорогие, проходите в избу, нет в мире дома уютнее, чем русская изба.
Бабушка: Избы наши предки ставили добротные, деревянные с резными наличниками, а печь играла в доме главную роль. (показывает на печь, а возле печи чемодан стоит)
Внучка: Ой, бабушка, а что это за короб?
Бабушка: Это короб не простой, он волшебный. Передан он мне был бабушкой, а ей её бабушкой. Чемодан служит для хранения вещей и предметов. А у меня в нем для тебя подарок приготовлен. (достаёт из чемодана куклу — мотанку)
Внучка: Что это, бабушка?
Бабушка: Это кукла — мотанка. Это не просто тряпичная игрушка, а оберег от всего недоброго. Сложно вспомнить хоть одно значимое событие, которое обходилось бы без создания таких кукол. Отправляясь в дорогу, люди брали с собой Подорожницу, она помогала путнику в поисках еды и крова. Чтобы в доме был лад и детишки водились, делали Плодородие, а к праздникам создавали Пасхальную, Масленицу и Коляду. Они были призваны уберечь хозяев от всяческого зла, обеспечить покой, уют, благополучие и здоровье. Эта кукла имела своё место в доме. Её подвешивали напротив входной двери, чтобы нейтрализовать плохую энергетику, направленную на жильцов дома.
Делать её нужно в один присест, не отрываясь, а вот ножницами и иголками пользоваться стражайще запрещается.
Внучка: как интересно, а научи меня тоже такую куклу делать.
Бабушка: Хорошо, внученька, обязательно научу. Что это за шум? Пойду — ка я гляну.
Бабушка уходит за печь, внучка играет с куклой, выходит домовой.
Внучка: А ты кто такой?
Домовой: Я то, я — домовёнок, а зовут меня Кузьмой.
Внучка: А что ты там шумишь?
Домовой: Да вот уголь собираю.
Внучка: Для чего тебе уголь,Кузенька?
Домовой смеется: Ну, что за люди пошли, совсем не знают для чего уголь нужен!
Внучка: Ну не томи, Кузенька, расскажи.
Домовой: Ну как же! Приехала ты к нам в гости, а яхотел тебе подарок сделать. Подарить сундучок со сказками и платочками. А вот платочек погладить не успел. Углей — то я набрал, да вот утюг запропастился куда — то. Обыскался я его. (расстроился)
Внучка: Кузенька, не переживай, смотри какой подарок мне бабуся приготовила (куклу показывает)
Домовой видит чемодан и спрашивает: А что это за короб на столе?
Внучка: Так это чемодан для хранения вещей, он моей бабушке от моей прабабушки достался. (смотрит) Ой, да тут еще какая — то железяка есть, тяжелая (достает утюг)
Домовой: Глупенькая, так это же и есть утюг угольный. Я когда помоложе был, был у меня другой утюг. Сплошное мучение. Приходилось гладить камнями плоскими. Их нагревали, на ровную поверхность клали вещь и придавливали другим камнем, но этот способ был не очень удобный и тогда на Руси придумали новый способ глажки «рубель» называется.
Рубель делали из дерева, и называется он так потому, что у него есть «ребра» на поверхности. На скалку наматывали белье и хозяйка рубелем начинала катать по столу. Долго приходилось катать. Трудное это дело было и требовало больших усилий. Поэтому люди стали придумывать, как им упростить глажку белья и придумали!
Изобрели они тогда утюг чугунный, а название произошло от древнетюрских слов «ут» - огонь, «юк» - положить, положить огонь, то есть разогреть. Чтобы погладить белье, надо засыпать горячий уголь в крышку. А отверстия в нем нужны для того, чтобы в него дуть и разжигать угли. Стоил он недешево и зачастую являлся признаком достатка и благополучия семьи, элементом роскоши. Его ставили на видное место, на вышитую салфеточку. И передавался утюг по наследству от матери к дочери. Так то вот!
Внучка: Ой, Кузька, как ты интересно рассказываешь! А расскажи мне еще что — нибудь.
Домовой зевает: Притомился я что — то, в другой раз расскажу. (уходит, выходит бабушка)
Бабушка: Заскучала ль ты моя, внученька?
Внучка: Что ты, бабушка, мне Кузенька столько интересного рассказал. А в твоем — то волшебном чемодане утюг угольный затерялся.
Бабушка: Ай, да, Кузя, ай да молодец!
Выходят в центр
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим! (кланяются)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Давным-давно..."
Презентация "Давным-давно..." для детей старшего дошкольного возраста может быть использована педагогами дошкольных образовательных учреждений ...
"Давным-давно в Санкт-Петербурге"
презентация для использования в непосредственно-образовательной деятельности дошкольников...
Развлечения к 8 Марта «Я с бабушкой своею, дружу давным – давно» для детей средней группы.
Разговаривая с детьми о бабушках, я поняла, как они любят своих бабушек и решила на 8 Марта пригласить бабушек. И нисколько не разочаровалась. Это было не забываемое впечатление. Баб...
Организация выставки «Я с бабушкой своею дружу давным-давно» в рамках работы семейного клуба.
В статье отражены все этапы работы с анализом результатов....
Технологическая карта к деятельности "Мир забытых вещей"
Технологическая карта....
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Давно забытые профессии»
Расширять представления детей о разнообразии профессий на основе обобщения характерных трудовых процессов и результатов труда....
Конспект НОД по музейной педагогике "Путешествие в прошлое забытых вещей"
Конспект НОД по музейной педагогике "Путешествие в прошлое забытых вещей"...