Семинар для воспитателей «Культура речи педагога»
занимательные факты на тему

Антипова Елена Юрьевна

повышение культуры речи воспитателя ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_kultura_rechi.docx27.67 КБ
Файл 64506_2.pptx135.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний» К. Д. Ушинский Правила речевой культуры:

  • Взрослые должны говорить негромко, но так, чтобы у детей не возникало значительного напряжения в процессе слушания.
  • Речь  должна быть внятной.
  • Взрослые должны говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
  • Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических бесцветна.
  • Необходимо говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
  • Мелодичность придает голосу индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие детей: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Невербальная культура

Общения взрослых Невербальное общение - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения. Невербальные средства так же важны, как и вербальные (словесные). Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% невербальными средствами. Невербальное поведение взрослого связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.

Роль мимики в передаче информации

Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица (улыбка, удивление, страх и т.д.). Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо человека неподвижно - теряется до 10-15% информации.

Выразительность пластики тела

Поза взрослого должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками). При общении необходимо следовать некоторым принципам:

 принимать ребенка таким, каков он есть;

 помнить, что каждый человек самобытен;

 верить в способности своих детей;

 стимулировать их творческую активность;

 уважать личность детей, создавать ситуацию успеха;

 не унижать достоинства ребёнка;

 не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;

 помнить, что любой может ошибаться;

 не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.

Культура речи как наука – языковедческая дисциплина, занимающаяся изучением и совершенствованием языка как орудия культуры.

Культура речи –

владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием.

Компоненты культуры речи

Грамотность построения фраз. - грамотное произношение слов из обыденной жизни: правильное ударение в словах и  исключение местных диалектов.

Простота и ясность изложения: немногословие.

 Выразительность: - интонация и тональность; - темп речи, паузы; - динамика звучания голоса; -  словарное богатство;

-  образность речи; -  дикция.

Правильное использование специальной терминологии: - исключение режущих слух фразеологических оборотов; - исключение лишних слов; - исключение  модных слов.

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ

ОШИБКИ В РЕЧИ

Частое употребление слов с уменьшительно ласкательными суффиксами (кисонька, столик, сумочка и т.д.);

Засоренность лишними словами: ну, вот, значит, так, это…

Неуместное использование звукоподражательных слов («Дай мне би-би.», а правильно «Дай мне машину».);

Ошибки в речи: ложить вместо класть,

свекла вместо свёкла, придумай слово вместо назови и припомни, позвоним вместо позвоним и др.

От культуры речи родителей  зависит культура речи детей.

Помня об этом, родители должны непрерывно совершенствовать свою речь, чтобы основательно знать родной язык детей, которых они воспитывают.

Санкт-Петербургское ГБДОУ д/с №14 Красногвардейского района

ПАМЯТКА для воспитателей

Подготовил:

Воспитатель : Антипова Е.Ю.

«Искусство говорить с детьми»

Одним из слагаемых современной жизни

взрослого является культура его речи. Ребенок усваивает речь так называемым «материнским способом», подражая взрослым.

Семинар для воспитателей «Культура речи педагога»

Октябрь 2016 Подготовил: Воспитатель ГБДОУ №14 Красногвардейского р-на Антипова .Е.Ю., Веселовская И.В.

Цель: повышение культуры речи воспитателя ДОУ.

Задачи:  Уточнение и закрепление знаний о компонентах речи педагога.  Совершенствование качества языкового оформления речи.  Создание комфортной обстановки для улучшения восприятия данной информации. Слайд 2 Атрибуты: буклеты-памятки «Искусство говорить с детьми», игра «Загадочный Цветок» (заготовки с вопросами), бланки для оценки семинарапрактикума, стих – шпаргалка для быстрого запоминания компонентов речи, Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о культуре речи, об искусстве говорить с детьми Когда я готовилась к консультации, то перечитала много интересных, содержательных афоризмов, цитат о русском языке, о культуре речи и остановилась на понравившемся афоризме, древнегреческого философа Аристотеля «Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой!» слайд 3 То есть речь должна быть грамотно оформлена, понятна, без разного рода ошибок. Вы согласитесь со мной в том, что мы все, без исключения, делаем ошибки? А дети — это наше отражение. Они, не умея мыслить критически, подражают нам, перенимая нашу речь со всеми ошибками, считая нормой. Давайте вспомним о том, что такое КУЛЬТУРА РЕЧИ? (Ответы педагогов). Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) в соответствии с поставленной целью и содержанием. слайд 4 Культура речи как наука — это специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка, как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа. Культурная речь является обязательным компонентом для педагога. Слайд 5 Как вы думаете, какой должна быть речь воспитателя? (ответы педагогов).

Дети — это цветы жизни, а мы – садовники, которые взращиваем эти прекрасные создания, каждый день, поливая их улыбкой, удобряя их умом и красивой, чистой речью, чтоб не сожалеть потом! Предлагаю поиграть в игру «Загадочный букет» и вспомнить определения семи компонентов речи. Слайд 6 Методические требования к речи педагога. Игра «Загадочный букет»

Воспитатели берут по одному определению из серединки розы, читают и определяют , о каком компоненте речи идёт речь.слайд 7 Например: 1.…………..-.соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов. И так нужно вспомнить все компоненты речи. 1. Правильность   — соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов. 2.Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления. 3.Логичность   — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи. 4.Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики — одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов. 5.Выразительность — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

6.Богатство   — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи 7.Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.). К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его. Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качество речи — это залог успешной работы по качественному речевому развитию детей в ДОУ. Для того, чтобы легче запомнить все 7 компоненты речи, есть стихотворение, которое ассоциируется с радугой. У радуги тоже 7 цветов. Она удивительна, прекрасна и многогранна, как и речь. Приложение №1- стихотворение слайд 8 Стих – шпаргалка для быстрого запоминания компонентов речи. Семь компонентов нашей речи Запомнить просто и легко! Лишь вспомни радугу на небе, И станет на душе светло! Ведь радуга, как речь, игрива, Спонтанна, звучна и проста, И удивительна красива Во все былые времена! В ней правильность, логичность, точность, Богатство красок, чистота, А выразительность какая? Ведь от неё поёт душа! Мой стих приобретёт известность, И в этом есть свой толк, уместность! Спасибо всем за нашу встречу,

За семинар «Культура речи!» Одной из важных задач нашего семинара – проверить свою грамотность. Практикум «Проверь себя» (Устно)   слайд 9  Игра № 1. Расставьте правильно ударения в словах: ДоговОр,  ДремОта,  ЖалюзИ, ЗаусЕница, КвартАл, КаталОг, ОпЕка, СвЁкла, РакУшка, срЕдства, слИвовый, танцОвщица, творОг, тУфля, увЕдомить, уведомлЕние, фено́мен, ЗвонИт, ПАльцами, НОжницами, новорождЁнный, ходАтайство, ТОрты, обеспЕчение, БАнты, ВключИт 1, ВклЮчит 2, РОжки 1, РожкИ 2. слайд 10

Игра № 2. Определите род существительных. Шампунь (м.р.), мозоль (ж.р.), кофе (несклон. м. р), тюль (м.р.), вуаль (ж.р.) , какао(несклон., ср.р), пальто (несклон. ср.р), гель (м.р.), вермишель (ж.р.).слайд 11 Игра № 3. Исправь ошибку в предложении.слайд 12 Он полный невежда в вопросах искусства. (Невежа – грубый, невежда – неграмотный) Мальчик надел пальто и шапку и пошел гулять. Коля является ведущим лидером нашей группы. Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады. Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу. Физминутка слайд 13 (Составьте букву, (пелагоги раздают разноцветные кружки с различными буквами, которые нужно изобразить пр. Ъ, Б, Ш, Ы Я и т.д.  Игра №4. Скажи правильно слова. Конечно-конешно, скучный-скушный, грустный-грусный, возрастнойвозрасной, властный-власный, индекс-индекс, проект-проэкт.слайд 14 Игра № 5  «Вставь пропущенную букву» слайд 15 Перед тем, как подготовиться к семинару, был проведён опрос «Какие ошибки у нас встречаются чаще всего?» Наши ошибки! Чо – что (што), ихние- их, нету –нет, оделися- оделись, обезбаливающийобезболивающий, уплотишь- уплатишь, оплатишь, заплатишь, пАльцами – пальцами, ножницами- ножницами, салат из помидор- помидоров, одеваем кого-то, надеваем что-то, ложить- класть, бежи – беги, позвонит -позвонит, рожки – рожки, Не забывайте о том, что слова: гель, шампунь, тюль мужского рода.

Главной задачей является — исправление данных ошибок! Безусловно, знание названных требований к педагогам, а я считаю и к младшему персоналу тоже, соблюдение и постоянное совершенствование качества своей речи — это залог успешной работы по речевому и нравственному развитию детей в ДОУ. О речи много сказано. Мне хочется пожелать вам, как можно чаще заглядывать в мир слова. В нём кладезь мудрости вековой.

 Анкета Оценка семинара Ф.И.О педагога__________________________________ Из сегодняшнего семинара я извлекла……_______________ ______________________________________________ В ходе семинара мне понравилось…____________________ ______________________________________________ Какую бы тему хотела обсудить?_____________________ ______________________________________________ Я оцениваю семинар …_____________________________ Дата_____________________Подпись_______________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «КУЛЬТУРА РЕЧИ ПЕДАГОГА» Презентацию подготовили: ВЕСЕЛОВСКАЯ И . в . АНТИПОВА Е . Ю . Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

ЦЕЛЬ : Повышение культуры речи педагогического работника ЗАДАЧИ : Уточнение и закрепление знаний о компонентах речи педагога Совершенствование качества языкового оформления речи Создание комфортной обстановки для улучшения восприятия данной информации

Слайд 3

Сегодня мы поговорим о культуре речи , об искусстве говорить с детьми . «Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой!» То есть речь должна быть грамотно оформлена , понятна , без разного рода ошибок . Все мы , без исключения , делаем ошибки . А дети – это наше огромное отражение . Они , не умея мыслить критически , подражают нам , перенимая нашу речь со всеми ошибками , считая это нормой .

Слайд 4

Культура речи Давайте вспомним , что такое культура речи … Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения , ударения , словоупотребления , грамматики) , а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) в соответствии с поставленной целью и содержанием .

Слайд 5

Культура речи как наука – это специальная языковедческая дисциплина , направленная на изучение и совершенствование литературного языка , как орудия национальной культуры , хранителя духовных богатств народа . Культурная речь является обязательным компонентом для педагога.

Слайд 6

Предлагаем поиграть в игру «загадочный цветок» Воспитатели берут по одному определению из середины цветка , читают и определяют , о каком компоненте идет речь . Например: 1 ……….. - соответствие речи языковым нормам . Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы ( правила литературного произношения) , а также нормы образования и изменения слов . И так нужно вспомнить все компоненты речи .

Слайд 7

Для того, чтобы легче запомнить все компоненты речи, мы сочинили стишок, ассоциируя с радугой. У радуги тоже 7 цветов. Она удивительна, прекрасна и многогранна, как и речь. Семь компонентов нашей речи Запомнить просто и легко! Лишь вспомни радугу на небе, И станет на душе светло! Ведь радуга, как речь, игрива, Спонтанна, звучна и проста, И удивительна красива Во все былые времена! В ней правильность, логичность, точность, Богатство красок, чистота, А выразительность какая? Ведь от неё поёт душа! Наш стих приобретёт известность, И в этом есть свой толк, уместность! Спасибо всем за нашу встречу, За семинар «Культура речи!»

Слайд 8

ПРАКТИКУМ «ПРОВЕРЬ СЕБЯ» Игра № 1. Расставьте правильно ударения в словах: договор дремота жалюзи Заусеница Квартал каталог опека, ракушка ф еномен з вонит торты о беспечение б анты рожки ( животное) рожки (макаронные изделия )

Слайд 9

с векла с редства с ливовый т анцовщица пальцами н ожницами новорождённый ходатайство творог т уфля у ведомить уведомление Расставьте правильно ударения в словах

Слайд 10

Игра № 2. Определите род существительных. шампунь мозоль кофе т юль вуаль к акао пальто гель вермишель

Слайд 11

Игра № 3. Исправь ошибку в предложении. Он полный невежа в вопросах искусства. Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять. Коля является ведущим лидером нашей группы. Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады. Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

Слайд 12

Физминутка Уважаемые коллеги! Предлагаем вам выбрать цветные кружки из коробки. Разные цвета обозначают разные буквы. Их нужно составить, не используя подручных средств. Например…….

Слайд 13

игра №4. Скажи правильно слова. к онечно скучный грустный возрастной властный индекс проект

Слайд 14

игра №5. Вставь пропущенную букву. Серебря_ый Благ_родный Ше_ствовать К_р_ва П_нал Ст_левар Басн_писец _ Пав_л_он Уч_ник А_ликация Нечес_ый Ж_лудь Состязат_ся Пожалу_ста Аб_н_мент И_юзия Мил_ион Яс_оглазый

Слайд 15

«Высказывание великих людей о речи » «Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя» А.Ф . Кони . «Красноречие — это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, чтобы, захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они хотели поглубже в нее вникнуть » Паскаль Блез .

Слайд 16

«Высказывание великих людей о речи» « Красноречие — это живопись мысли ». Паскаль Блез . «Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие ». Галилео Галилей . «Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе расставленные мысли производят другое впечатление ». Паскаль Блез .

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для воспитателей "Культура речи педагога".

Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи....

Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"

Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"...

Семинар-практикум для педагогов «Культура речи педагогов»

Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных усло...

Семинар для воспитателей «Культура речи педагога»

Повышение культуры речи воспиттателя....

Консультация - практикум для воспитателей " Культура речи педагога ДОУ"

Речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно акт...

Консультация для воспитателей «Культура речи педагога».

Речь человека - это его визитная карточка. От этого зависит его успех, не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности....

Семинар для педагога "Культура речи педагога"

 Цель: повышение компетентности педагогов ДОУ в вопросах профессиональной речевой культуры как компонента педагогического мастерства.Задачи:Уточнение и закрепление знаний о компонента...