Семинар для воспитателей «Культура речи педагога»
занимательные факты на тему
повышение культуры речи воспитателя ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_kultura_rechi.docx | 27.67 КБ |
64506_2.pptx | 135.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний» К. Д. Ушинский Правила речевой культуры:
- Взрослые должны говорить негромко, но так, чтобы у детей не возникало значительного напряжения в процессе слушания.
- Речь должна быть внятной.
- Взрослые должны говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
- Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических бесцветна.
- Необходимо говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
- Мелодичность придает голосу индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие детей: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.
Невербальная культура
Общения взрослых Невербальное общение - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения. Невербальные средства так же важны, как и вербальные (словесные). Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% невербальными средствами. Невербальное поведение взрослого связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.
Роль мимики в передаче информации
Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица (улыбка, удивление, страх и т.д.). Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо человека неподвижно - теряется до 10-15% информации.
Выразительность пластики тела
Поза взрослого должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками). При общении необходимо следовать некоторым принципам:
принимать ребенка таким, каков он есть;
помнить, что каждый человек самобытен;
верить в способности своих детей;
стимулировать их творческую активность;
уважать личность детей, создавать ситуацию успеха;
не унижать достоинства ребёнка;
не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;
помнить, что любой может ошибаться;
не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.
Культура речи как наука – языковедческая дисциплина, занимающаяся изучением и совершенствованием языка как орудия культуры.
Культура речи –
владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием.
Компоненты культуры речи
Грамотность построения фраз. - грамотное произношение слов из обыденной жизни: правильное ударение в словах и исключение местных диалектов.
Простота и ясность изложения: немногословие.
Выразительность: - интонация и тональность; - темп речи, паузы; - динамика звучания голоса; - словарное богатство;
- образность речи; - дикция.
Правильное использование специальной терминологии: - исключение режущих слух фразеологических оборотов; - исключение лишних слов; - исключение модных слов.
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ
ОШИБКИ В РЕЧИ
Частое употребление слов с уменьшительно ласкательными суффиксами (кисонька, столик, сумочка и т.д.);
Засоренность лишними словами: ну, вот, значит, так, это…
Неуместное использование звукоподражательных слов («Дай мне би-би.», а правильно «Дай мне машину».);
Ошибки в речи: ложить вместо класть,
свекла вместо свёкла, придумай слово вместо назови и припомни, позвоним вместо позвоним и др.
От культуры речи родителей зависит культура речи детей.
Помня об этом, родители должны непрерывно совершенствовать свою речь, чтобы основательно знать родной язык детей, которых они воспитывают.
Санкт-Петербургское ГБДОУ д/с №14 Красногвардейского района
ПАМЯТКА для воспитателей
Подготовил:
Воспитатель : Антипова Е.Ю.
«Искусство говорить с детьми»
Одним из слагаемых современной жизни
взрослого является культура его речи. Ребенок усваивает речь так называемым «материнским способом», подражая взрослым.
Семинар для воспитателей «Культура речи педагога»
Октябрь 2016 Подготовил: Воспитатель ГБДОУ №14 Красногвардейского р-на Антипова .Е.Ю., Веселовская И.В.
Цель: повышение культуры речи воспитателя ДОУ.
Задачи: Уточнение и закрепление знаний о компонентах речи педагога. Совершенствование качества языкового оформления речи. Создание комфортной обстановки для улучшения восприятия данной информации. Слайд 2 Атрибуты: буклеты-памятки «Искусство говорить с детьми», игра «Загадочный Цветок» (заготовки с вопросами), бланки для оценки семинарапрактикума, стих – шпаргалка для быстрого запоминания компонентов речи, Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о культуре речи, об искусстве говорить с детьми Когда я готовилась к консультации, то перечитала много интересных, содержательных афоризмов, цитат о русском языке, о культуре речи и остановилась на понравившемся афоризме, древнегреческого философа Аристотеля «Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой!» слайд 3 То есть речь должна быть грамотно оформлена, понятна, без разного рода ошибок. Вы согласитесь со мной в том, что мы все, без исключения, делаем ошибки? А дети — это наше отражение. Они, не умея мыслить критически, подражают нам, перенимая нашу речь со всеми ошибками, считая нормой. Давайте вспомним о том, что такое КУЛЬТУРА РЕЧИ? (Ответы педагогов). Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) в соответствии с поставленной целью и содержанием. слайд 4 Культура речи как наука — это специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка, как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа. Культурная речь является обязательным компонентом для педагога. Слайд 5 Как вы думаете, какой должна быть речь воспитателя? (ответы педагогов).
Дети — это цветы жизни, а мы – садовники, которые взращиваем эти прекрасные создания, каждый день, поливая их улыбкой, удобряя их умом и красивой, чистой речью, чтоб не сожалеть потом! Предлагаю поиграть в игру «Загадочный букет» и вспомнить определения семи компонентов речи. Слайд 6 Методические требования к речи педагога. Игра «Загадочный букет»
Воспитатели берут по одному определению из серединки розы, читают и определяют , о каком компоненте речи идёт речь.слайд 7 Например: 1.…………..-.соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов. И так нужно вспомнить все компоненты речи. 1. Правильность — соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов. 2.Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления. 3.Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи. 4.Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики — одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов. 5.Выразительность — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
6.Богатство — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи 7.Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.). К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его. Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качество речи — это залог успешной работы по качественному речевому развитию детей в ДОУ. Для того, чтобы легче запомнить все 7 компоненты речи, есть стихотворение, которое ассоциируется с радугой. У радуги тоже 7 цветов. Она удивительна, прекрасна и многогранна, как и речь. Приложение №1- стихотворение слайд 8 Стих – шпаргалка для быстрого запоминания компонентов речи. Семь компонентов нашей речи Запомнить просто и легко! Лишь вспомни радугу на небе, И станет на душе светло! Ведь радуга, как речь, игрива, Спонтанна, звучна и проста, И удивительна красива Во все былые времена! В ней правильность, логичность, точность, Богатство красок, чистота, А выразительность какая? Ведь от неё поёт душа! Мой стих приобретёт известность, И в этом есть свой толк, уместность! Спасибо всем за нашу встречу,
За семинар «Культура речи!» Одной из важных задач нашего семинара – проверить свою грамотность. Практикум «Проверь себя» (Устно) слайд 9 Игра № 1. Расставьте правильно ударения в словах: ДоговОр, ДремОта, ЖалюзИ, ЗаусЕница, КвартАл, КаталОг, ОпЕка, СвЁкла, РакУшка, срЕдства, слИвовый, танцОвщица, творОг, тУфля, увЕдомить, уведомлЕние, фено́мен, ЗвонИт, ПАльцами, НОжницами, новорождЁнный, ходАтайство, ТОрты, обеспЕчение, БАнты, ВключИт 1, ВклЮчит 2, РОжки 1, РожкИ 2. слайд 10
Игра № 2. Определите род существительных. Шампунь (м.р.), мозоль (ж.р.), кофе (несклон. м. р), тюль (м.р.), вуаль (ж.р.) , какао(несклон., ср.р), пальто (несклон. ср.р), гель (м.р.), вермишель (ж.р.).слайд 11 Игра № 3. Исправь ошибку в предложении.слайд 12 Он полный невежда в вопросах искусства. (Невежа – грубый, невежда – неграмотный) Мальчик надел пальто и шапку и пошел гулять. Коля является ведущим лидером нашей группы. Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады. Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу. Физминутка слайд 13 (Составьте букву, (пелагоги раздают разноцветные кружки с различными буквами, которые нужно изобразить пр. Ъ, Б, Ш, Ы Я и т.д. Игра №4. Скажи правильно слова. Конечно-конешно, скучный-скушный, грустный-грусный, возрастнойвозрасной, властный-власный, индекс-индекс, проект-проэкт.слайд 14 Игра № 5 «Вставь пропущенную букву» слайд 15 Перед тем, как подготовиться к семинару, был проведён опрос «Какие ошибки у нас встречаются чаще всего?» Наши ошибки! Чо – что (што), ихние- их, нету –нет, оделися- оделись, обезбаливающийобезболивающий, уплотишь- уплатишь, оплатишь, заплатишь, пАльцами – пальцами, ножницами- ножницами, салат из помидор- помидоров, одеваем кого-то, надеваем что-то, ложить- класть, бежи – беги, позвонит -позвонит, рожки – рожки, Не забывайте о том, что слова: гель, шампунь, тюль мужского рода.
Главной задачей является — исправление данных ошибок! Безусловно, знание названных требований к педагогам, а я считаю и к младшему персоналу тоже, соблюдение и постоянное совершенствование качества своей речи — это залог успешной работы по речевому и нравственному развитию детей в ДОУ. О речи много сказано. Мне хочется пожелать вам, как можно чаще заглядывать в мир слова. В нём кладезь мудрости вековой.
Анкета Оценка семинара Ф.И.О педагога__________________________________ Из сегодняшнего семинара я извлекла……_______________ ______________________________________________ В ходе семинара мне понравилось…____________________ ______________________________________________ Какую бы тему хотела обсудить?_____________________ ______________________________________________ Я оцениваю семинар …_____________________________ Дата_____________________Подпись_______________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ : Повышение культуры речи педагогического работника ЗАДАЧИ : Уточнение и закрепление знаний о компонентах речи педагога Совершенствование качества языкового оформления речи Создание комфортной обстановки для улучшения восприятия данной информации
Сегодня мы поговорим о культуре речи , об искусстве говорить с детьми . «Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой!» То есть речь должна быть грамотно оформлена , понятна , без разного рода ошибок . Все мы , без исключения , делаем ошибки . А дети – это наше огромное отражение . Они , не умея мыслить критически , подражают нам , перенимая нашу речь со всеми ошибками , считая это нормой .
Культура речи Давайте вспомним , что такое культура речи … Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения , ударения , словоупотребления , грамматики) , а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) в соответствии с поставленной целью и содержанием .
Культура речи как наука – это специальная языковедческая дисциплина , направленная на изучение и совершенствование литературного языка , как орудия национальной культуры , хранителя духовных богатств народа . Культурная речь является обязательным компонентом для педагога.
Предлагаем поиграть в игру «загадочный цветок» Воспитатели берут по одному определению из середины цветка , читают и определяют , о каком компоненте идет речь . Например: 1 ……….. - соответствие речи языковым нормам . Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы ( правила литературного произношения) , а также нормы образования и изменения слов . И так нужно вспомнить все компоненты речи .
Для того, чтобы легче запомнить все компоненты речи, мы сочинили стишок, ассоциируя с радугой. У радуги тоже 7 цветов. Она удивительна, прекрасна и многогранна, как и речь. Семь компонентов нашей речи Запомнить просто и легко! Лишь вспомни радугу на небе, И станет на душе светло! Ведь радуга, как речь, игрива, Спонтанна, звучна и проста, И удивительна красива Во все былые времена! В ней правильность, логичность, точность, Богатство красок, чистота, А выразительность какая? Ведь от неё поёт душа! Наш стих приобретёт известность, И в этом есть свой толк, уместность! Спасибо всем за нашу встречу, За семинар «Культура речи!»
ПРАКТИКУМ «ПРОВЕРЬ СЕБЯ» Игра № 1. Расставьте правильно ударения в словах: договор дремота жалюзи Заусеница Квартал каталог опека, ракушка ф еномен з вонит торты о беспечение б анты рожки ( животное) рожки (макаронные изделия )
с векла с редства с ливовый т анцовщица пальцами н ожницами новорождённый ходатайство творог т уфля у ведомить уведомление Расставьте правильно ударения в словах
Игра № 2. Определите род существительных. шампунь мозоль кофе т юль вуаль к акао пальто гель вермишель
Игра № 3. Исправь ошибку в предложении. Он полный невежа в вопросах искусства. Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять. Коля является ведущим лидером нашей группы. Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады. Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
Физминутка Уважаемые коллеги! Предлагаем вам выбрать цветные кружки из коробки. Разные цвета обозначают разные буквы. Их нужно составить, не используя подручных средств. Например…….
игра №4. Скажи правильно слова. к онечно скучный грустный возрастной властный индекс проект
игра №5. Вставь пропущенную букву. Серебря_ый Благ_родный Ше_ствовать К_р_ва П_нал Ст_левар Басн_писец _ Пав_л_он Уч_ник А_ликация Нечес_ый Ж_лудь Состязат_ся Пожалу_ста Аб_н_мент И_юзия Мил_ион Яс_оглазый
«Высказывание великих людей о речи » «Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя» А.Ф . Кони . «Красноречие — это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, чтобы, захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они хотели поглубже в нее вникнуть » Паскаль Блез .
«Высказывание великих людей о речи» « Красноречие — это живопись мысли ». Паскаль Блез . «Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие ». Галилео Галилей . «Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе расставленные мысли производят другое впечатление ». Паскаль Блез .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет для воспитателей "Культура речи педагога".
Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи....
Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"
Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"...
Семинар-практикум для педагогов «Культура речи педагогов»
Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных усло...
Семинар для воспитателей «Культура речи педагога»
Повышение культуры речи воспиттателя....
Консультация - практикум для воспитателей " Культура речи педагога ДОУ"
Речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно акт...
Консультация для воспитателей «Культура речи педагога».
Речь человека - это его визитная карточка. От этого зависит его успех, не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности....
Семинар для педагога "Культура речи педагога"
Цель: повышение компетентности педагогов ДОУ в вопросах профессиональной речевой культуры как компонента педагогического мастерства.Задачи:Уточнение и закрепление знаний о компонента...