Проект "Детям о Великой Отечественной войне" для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа) на тему
Проект "Детям о Великой Отечественной войне" для детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный. Цель проекта: воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно – патриотические качества и чувства гордости за свою Родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_9_maya_detyam_o_vov.pptx | 2.26 МБ |
proekt_9_maya_detyam_o_vov.docx | 21.73 КБ |
konspekt_tematicheskogo_zanyatiya.docx | 17.62 КБ |
prezentatsiya_dlya_zanyatiya.pptx | 1.26 МБ |
konspekt_obrazovatelnoy_situatsii.docx | 15.27 КБ |
besedy_o_velikoy_otechestvennoy_voyne.docx | 22.09 КБ |
kartoteka_podvizhnyh_igr.docx | 14.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогический проект « Детям о Великой Отечественной Войне» Рассказывайте детям о войне, Не бойтесь испугать жестокой правдой, Рассказывайте детям о войне, Им это знать и помнить надо Рассказывайте детям о войне, Пусть ваша память к ним в сердца стучится Рассказывайте детям о войне. Н. Вер Авторы: Соснина Г.Н. Борзая Н.Н.
Актуальность : Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства . В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Проблема : современное поколение не знает ничего о Великой Отечественной войне. Цель проекта: воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно – патриотические качества и чувства гордости за свою Родину. Задачи проекта: расширять и систематизировать знания детей о ВОВ. формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину. способствовать проявлению у детей интереса к истории своей страны. воспитывать в детях уважительное отношение к старшему поколению. бережное отношение к семейным фотографиям и наградам,
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели. Продолжительность проекта: краткосрочный. Сроки реализации проекта : с 3 по 8 мая. Основные формы реализации проекта: экскурсии; НОД, беседы; просмотр презентаций и видео роликов о войне; консультации для родителей.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап (информационно – накопительный, организационный) - сбор литературы по данной теме ; - составление плана работы.
Основной этап (практический) - беседы на темы: «Великая отечественная война», «Почему война называется Великой Отечественной». «Дети и война», «Подвиги детей – героев войны» (из серии «Дети войны») - чтение художественных произведений: С. Алексеев «От Москвы до Берлина», стихи и рассказы о Великой отечественной войне «Победа будет за нами», С. Алексеев «От Москвы до Берлина», Н. Ходза «Дорога жизни» В. Н. Семенцова «Лист фикуса» - слушание музыкальных произведений о войне: «День Победы» Д. Тухманова , «Журавли» «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, - Встреча с Опалихиной Александры Петровны беседа о трудных годах войны. - Показ : презентаций на темы: «Неизвестный солдат» видео ролик «Детям о войне» - Консультация для родителей : «Как рассказать ребенку о войне? » - изготовление цветов .
Заключительный этап (обобщающий) : НОД на тему: «Что я знаю о войне? » Экскурсия: к обелиску, возложение цветов павшим героям ВОВ защита проекта в детском саду;
Предполагаемый результат проекта: 1 . Расширены знания детей о Великой Отечественной войне. 2. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла, бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, ордена и др.) 3. Продолжать формировать нравственно – патриотические качества воспитанников .
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ «В-Матигорская СШ» - Детский сад №30 «Ромашка»
Педагогический проект на тему
«Детям
о Великой Отечественной Войне»
для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатели: Борзая Н.Н. Соснина Г.Н.
2018г.
Направление проекта:
естественно - научное
Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный.
Рассказывайте детям о войне,
Не бойтесь испугать
жестокой правдой,
Рассказывайте детям о войне,
Им это знать и помнить надо
Рассказывайте детям о войне,
Пусть ваша память
к ним в сердца стучится
Рассказывайте детям о войне.
Н. Вер
Актуальность:
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для современных детей. Для нормального развития мальчикам и девочкам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях.
Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны.
Проблема:
современное поколение не знает ничего о Великой Отечественной войне.
Цель проекта:
воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно – патриотические качества и чувства гордости за свою Родину.
Задачи проекта:
расширять и систематизировать знания детей о ВОВ.
формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
способствовать проявлению у детей интереса к истории своей страны.
воспитывать в детях уважительное отношение к старшему поколению.
бережное отношение к семейным фотографиям и наградам.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Сроки реализации проекта:
с 3 по 8 мая.
Основные формы реализации проекта:
экскурсии;
НОД,
беседы;
просмотр презентаций и фильмов о войне;
консультации для родителей.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап (информационно – накопительный, организационный)
- сбор литературы по данной теме;
- составление плана работы;
Основной этап (практический)
- беседы на темы:
«Великая отечественная война»,
«Почему война называется Великой Отечественной».
«Дети и война»,
«Подвиги детей – героев войны» (из серии «Дети войны»)
- чтение художественных произведений:
С. Алексеев «От Москвы до Берлина»,
стихи и рассказы о Великой отечественной войне «Победа будет за нами»,
С. Алексеев «От Москвы до Берлина»,
Н. Ходза «Дорога жизни»
В. Н. Семенцова «Лист фикуса»
- слушание музыкальных произведений о войне:
«День Победы» Д. Тухманова,
«Журавли»
«Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача,
«Катюша» М. Блантера,
В. Алкина «Прощание славянки»,
- Встреча с Опалихиной Александры Петровны о трудных годах войны.
- Показ детям презентаций на темы: «Неизвестный солдат»
- видео ролик «Детям о войне»
- Консультация для родителей: «Как рассказать ребенку о войне?
- Изготовление цветов.
Заключительный этап (обобщающий):
НОД на тему: «Что я знаю о войне? »
Экскурсия: к вечному огню, памятнику, возложение цветов павшим героям ВОВ
защита проекта в детском саду;
Предполагаемый результат проекта:
1. Расширены знания детей о Великой Отечественной войне.
2. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла, бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, ордена и др.)
3. Продолжать формировать нравственно – патриотические качества воспитанников.
Предварительный просмотр:
Конспект тематического занятия
в старшей группе
«Детям о войне»
Цель: Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны, со знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом; воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.
Оборудование: сборник рассказов «Дети — герои Великой Отечественной войны»; стенд с фотографиями орденов и медалей; изображение Знамени Победы, наглядно-дидактическое пособие «Великая Отечественная война в произведениях художников» (издательство «Мозаика-Синтез», репродукции картин О. Пономаренко «Победа», В. Богаткина «Штурм Рейхстага», музыкальные записи песен времен Великой Отечественной войны.
Ход занятия:
Проект «Детям о войне»
1. Организационный момент
В начале занятия слушаем фрагмент песни «День Победы» (музыка Д. Тухманова) .
Воспитатель: О каком празднике говорится в этой песне? (Этот праздник называется День Победы.) Что это была за победа? (Это была победа в войне.)
Как называют эту войну? (Эту войну называют «Великой Отечественной».)
Как вы думаете, что означает слово «отечество»? (Страна, в которой мы родились и живем. Страна наших родителей — отцов и матерей и наших предков. Наша родина — Россия.)
2. Усвоение нового материала
Воспитатель: Дети, скоро наша страна будет отмечать праздник Победы. В этот день на улицах города можно встретить ветеранов — воинов той далекой войны. Майский праздник — День Победы — Отмечает вся страна. Надевают наши деды. Боевые ордена. Сегодня мы увидим награды - ордена и медали, которыми награждали воинов в годы Великой Отечественной войны. (Рассматривание фотографий с орденами.)
Воспитатель: Четыре с половиной года длилась Великая Отечественная война.
Много бед и горя она принесла русским людям — в руины превратились многие города и села, погибли тысячи людей. Защищая свою Родину, солдаты и командиры сражались, не жалея жизни.
Воспитатель: Как вы думаете, за что воин мог получить орден или медаль?
В первые годы войны бойцы и командиры награждались орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги».(Рассматривают иллюстрации.)
В ходе боев требовалось выделять подвиги бойцов, отмечать искусство военачальников. Тогда были утверждены ордена Отечественной войны, Суворова, Кутузова, Александра Невского и др.
Для доблестных защитников городов-героев были изготовлены специальные медали «За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя», «За оборону Москвы».
Даже дети награждались орденами и медалями (фотографии детей).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, награды вручались только на фронте? А те люди, которые работали в тылу, тоже совершали подвиги? Были ли женщины-героини среди защитников Отечества? Сегодня мы с вами многое узнали о наградах, которыми в годы Великой Отечественной войны отмечали героев. Память об этих людях мы сохраним навсегда.
3. Просмотр презентации
• День Победы один из самых почитаемых праздников в нашей стране. Все дальше и дальше уходит от нас 9 МАЯ 1945 года, но мы по – прежнему помним, какой ценой досталась эта победа нашему народу.
• Именно 9 МАЯ все жители нашей огромной страны отмечают великий праздник День Победы. В этот день во всех городах проходят военные парады, возлагают цветы к Могиле Неизвестного Солдата, поздравляют ветеранов, дается праздничный салют. (Слайд 1-2) .
• Но почему ветераны, участники той великой войны, такие грустные, почему слезы застилают им глаза? Что они вспоминают в этот день? Что это была за война? Какой ценой досталась победа нашему народу? (Слайд 3) .
• О той великой войне и пойдет сегодня наш рассказ. Это было тогда, когда наша страна Россия называлась СССР, когда ваши прабабушки и прадедушки были молодыми, красивыми, полными сил. Они были счастливы, мечтали о будущем, думали, что в их жизни все будет хорошо. Но их мечтам не пришлось осуществиться.
• В мире появилась страшная сила – фашизм. Заскрежетали гусеницы танков, засвистели пули. Шаг за шагом фашисты захватывали одну страну за другой, разрушали города, взрывали памятники, грабили и убивали людей. И все ближе и ближе подбирались к нашей Родине. (Слайд 4) .
• 22 июня 1941года без объявления войны фашисты напали на нашу Родину. Посыпались бомбы, на нашу Землю ступили вражеские солдаты, началась Великая Отечества война. (Слайд 5) .
• Все жители нашей страны взяли в руки оружие и встали на защиту нашей Родины. (Слайд 6) - песня «Священная война».
• Враг был очень силен. Трудно приходилось нашим бойцам. Солдаты нашей армии били врага в воздухе, на воде и на земле и гнали его с просторов нашей земли. Бои шли и в летний зной и в зимнюю стужу. Наравне с мужчинами воевали (Слайд 7-8-9) .
• Тяжелее всего приходилось во время войны детям. Детские сады и школы не работали. Многие дети остались совсем одни, их родители погибли. А некоторые мальчишки становились «сынами полков», их голодных и несчастных, брали к себе солдаты, и дети шли с ними в бой, сражаясь очень храбро. Война отучила детей плакать. Дети четко усвоили урок – заплачешь – расстреляют. На их хрупкие плечи легла тяжесть военных невзгод и бедствий. (Слайд 10, 11, 12). И очень мечтали о мирной жизни. Стихотворение «Я в солдатики играю».
• А в далеком тылу женщины и дети работали на военных заводах, делали самолеты, оружие, снаряды, копали окопы, старались помочь своим отцам, сыновьям, мужьям, фронту. (Слайд 13, 14) .
• Но как бы тяжело не было нашим людям на фронте и в тылу, всегда находилось время для музыки и песен. Именно музыка поднимала боевой дух наших бойцов и вела их в бой, именно песни прибавляли сил и поднимали боевой дух нашим людям. (Слайд 15). Частушки, песня «Катюша».
• Долгих четыре года длилась эта кровопролитная война. За это время погибло огромное количество не только солдат, но и мирных жителей. (Слайд 16-17) .
• И вот наступил этот долгожданный день – 9МАЯ 1945 года. В этот день закончилась война. Наши войска разгромили фашистов не только на территории нашей страны, но и освободили жителей других стран. (Слайд 18). Много подвигов совершили наши воины во время ВОВ. Стихотворение Г. Рублев «Это было в мае… »
• Победе радовалась вся страна, но эта радость была со слезами на глазах, т. к. в каждой семье, в каждом доме кто - то погиб на этой страшной войне. Каждый год люди несут цветы к памятникам, защитников нашей Родины, к могиле Неизвестного Солдата. Стихотворение «День Победы»
Никто и никогда не забудет подвиг нашего народа в Великую Отечественную войну. Песня «День Победы».
4. Физкультминутка «Наша Родина сильна»
5. Закрепление нового материала
В: Чтобы сохранить память о героях войны, в городах и поселках установлены памятники.
У Кремлевской стены в столице нашей Родины городе-герое Москве у могилы Неизвестного солдата горит Вечный огонь. Это — огонь нашей памяти, символ того, что мы помним о тех событиях.
Есть еще один очень важный символ — это Знамя Победы.
Воспитатель: Давайте рассмотрим изображение Знамени Победы .
Какого цвета знамя Победы? (Знамя Победы красного цвета.)
Что изображено на знамени? (На Знамени Победы изображены: звезда, серп и молот, надписи.)
В те времена наша страна Россия была частью государства, которое называлось Союз Советских Социалистических Республик. Государственный флаг Советского Союза был красного цвета с золотой звездой и золотыми серпом и молотом. Серп и молот — это символы труда и трудящихся, тех, кто работает на фабриках и заводах, выращивает хлеб, звезда — символ защитников Отечества. Эти символы изображены и на Знамени Победы, только нанесены они на полотнище белой краской. Надписи на Знамени Победы говорят о том, какому военному подразделению принадлежало это знамя.
События, связанные со Знаменем Победы, происходили в самом конце Великой Отечественной войны. А до этого в тяжелых сражениях советские войска освободили свою Родину от жестоких захватчиков. Освободили они и многие другие страны: Польшу, Чехословакию, Венгрию, Австрию, — и, наконец, штурмом взяли столицу фашистской Германии — город Берлин.
В центре города бои развернулись за каждый дом, за каждую улицу. Особенно тяжелым был штурм здания фашистского правительства — Рейхстага. Чтобы преодолеть упорное сопротивление фашистов, приходилось сражаться за каждый этаж, за каждую комнату. И вот, наконец, штурмовые группы советских солдат поднялись на крышу. Знамя Победы развевалось над Берлином — это означало, что война окончена, завоевана долгожданная победа. Затем Знамя Победы перевезли в Москву для участия в Параде Победы.
6. Рефлексия
Предлагаю нарисовать Знамя Победы.
Звучит песня «Тёмная ночь»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПЯТОВСКИЙ Алексей Александрович Родился 1910 г. п огиб 6 ноября 1941 г. п охоронен 4 ноября 2007 г.
Заметка «Откликнись, Вайново » из газеты «Правда Севера» 2008 г.
Газета «Правда Севера» ответ на письмо.
Выписка из книги призыва Холмогорского РВК Архангельской области
При проведении полевых поисковых работ на местах боев Великой Отечественной войны в Демянском районе Новгородской области, проводимых поисковой экспедицией «Долина», обнаружены останки война, при котором был найден медальон .
Уроженец Вологодской области, Бабушкинского района, дер. Кулибарово , 1910 г.р. В ряды РККА призван из дер.Вайново 24.07.41 Холмогорским РВК Архангельской области. Красноармеец 254-й стрелковой дивизии Северо-Западного фронта. Геройски погиб 6 ноября 1941 года в районе дер. Белый Бор Демянского района Новгородской области при отражении атаки противника.
Останки воина найдены на поле боя поисковым отрядом ˝Демянск˝ Новгородской области спустя 66 лет после гибели и погребены с отданием воинских почестей 4 ноября 2007 года в дер. Игожево Демянского района Новгородской области. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ СОЛДАТУ, ЗАЩИТИВШЕМУ СТРАНУ!
Вечная память тем кто самой высокой ценой – своей жизнью, заплатил за освобождение от фашистских захватчиков, за мирное небо над головой. Об этом забывать нельзя .
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной ситуации
«Детям о Великой Отечественной войне»
Старшая группа
Задачи:
· Познакомить детей с Великой Отечественной войной
· Воспитывать уважение к Защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных детям и вызывающих у них сильных эмоций, гордость за свой народ, любовь к родине
· Развивать представление о разных родах войск, уточнить кто такие защитники отечества
Оборудование:
Ноутбук, картинки с изображением летчиков, танкистов, моряков, артиллеристов, пехотинцев, полевой кухни, военнопленных детей, разрушенных зданий, взятия Рейхстага, парад на красной площади 1945 года, запись песни «Журавли».
Ход образовательной ситуации:
В: - Ребята, какой праздник мы отмечаем 9 мая?
Д:-День Победы
В: - Правильно. День Победы и радостный и грустный. Радостный он от того, что наш народ одержал победу над фашисткой Германией, а грустный потому, что очень дорогой ценой досталась нам эта победа. Я хочу прочитать вам стихотворение, оно перенесет вас в прошлое, и вы узнаете, как это было.
22 июня
Все на рассвете мирно спали,
Ночь темная как – будто тень
И жители земли еще не знали
Какой рождался страшный день.
Не знали, что в двадцатом веке
Он станет самым черным днем,
От крови покраснеют реки
Земля опалится огнем!
- Когда граждане нашей страны узнали, что началась война, все кто мог держать оружие пошли на фронт. На войне помогали все – женщины и дети. Война шла и на земле, и в воздухе, и на воде.
- Ребята, кто нас защищал в воздухе?
Д:- летчики
- А на воде?
Д: - моряки
- А на земле?
Д:- танкисты, пехота, артиллеристы.
- ребята, а как маршируют солдаты, вы знаете? Давайте и мы свами подмаршируем.
Физкультминутка «На параде»:
Как солдаты на параде
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз, левой – раз –
Посмотрите вы на нас.
Все захлопали в ладоши
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки –
Громче и быстрей!
По коленочкам ударим-
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки
Снова опустились.
Мы на месте покружились
И остановились.
Снова выстроились в ряд,
Снова вышли на парад,
Ра – два, раз – два,
Заниматься нам пора.
В:- Ребята, солдатская жизнь была сложной. Еду готовили в специальной печи. Посмотрите как она выглядит (картинка полевой кухни). Называется она полевая кухня. Во время боевых действий многие солдаты были ранены и медсестры оказывали им медицинскую помощь прямо на поле боя, и после этого и после этого переносили их на носилках к докторам. А в перерывах между боями солдаты смотрели кино, слушали и пели песни. Я предлагаю послушать песню военных лет (ВКЛ. запись песни «Журавли»).
- Во время войны фашисты забирали в плен людей, среди которых были и дети. Они держали их за колючей проволокой, морили их голодом.
Война принесла много разрушений. Были разрушены дома, детские сады, школы, библиотеки, театры, больницы и т.д.
Но вот через четыре долгих и страшных года пришла долгожданная победа. Наши солдаты установили флаг нашего государства на самом главном здании в Германии.
Мы водрузили на Рейхстаг
Наш красноармейский флаг.
Этот флаг над миром реет,
Он сверкает и алеет.
Говорит всем алый флаг:
«Побежден жестокий враг»
После войны все торопились домой, где их ждали родные люди: родители, жены, дети. На красной площади провели парад победителей. Всех военных встречали с цветами. До сих пор мы идем на парад и несем с собой цветы ветеранам в знак уважения и благодарности за мирное небо над головой.
Чтобы люди помнили те страшные дни, воздвигались памятники, писались песни, стихи, рисовались картины о войне.
В нашем городе есть немало памятников воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны. На следующих занятиях мы о них поговорим подробнее и посетим некоторые из них.
Предварительный просмотр:
Беседы о Великой Отечественной войне
1941-1945гг.
Беседа: «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»
Дорогие ребята, вы родились, и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли происходят военные конфликты, в которых погибают люди, разрушаются жилые дома, промышленные здания и т. д. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, какой была Вторая мировая война.
Вторая мировая война - самая крупная война в истории человечества. Она была развязана Германией, Италией и Японией. В эту войну было втянуто 61 государство (14 государств на стороне фашистской Германии, 47 - на стороне России) .
Всего в войне участвовало 1, 7 млрд человек или 80% всего населения Земли, т. е. из каждых 10 человек в войне участвовало 8. Поэтому такую войну и называют мировой. В армиях всех стран участвовало 110 млн человек. Вторая мировая война продолжалась 6 лет - с 1 сентября 1939г. по 9 мая 1945г.
Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. Был нанесен удар неведомой силы. Гитлер напал на Советский Союз (Так раньше называлось наше Отечество) сразу на большом пространстве — от Балтийского моря до Карпатских гор (почти по всей нашей Западной границе). Его войска пересекли нашу границу. Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам, и городам, самолеты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэродромы. Для войны с Россией Германия подготовила огромную армию Гитлер хотел превратить население нашей Родины в рабов и заставить их работать на Германию, хотел уничтожить науку, культуру, искусство, запретить образование в России.
Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен.
Великая Победа, которую одержали во Второй мировой войне над фашистской Германией наши дедушки и бабушки не имеет аналогов в истории.
9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!
В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.
В этом 2018 году исполняется 73 лет Великой Победе во Второй мировой войне. Называется она «Великая Победа» потому, что это победа здравомыслящих людей в самой ужасной мировой войне в истории человечества, которую ему навязал фашизм.
Беседа «Почему война называется Великой Отечественной?»
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА - самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.
Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.
Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называлась Великой Отечественной войной. Победа Красной Армии в этой войне - главное событие в истории России XX века!
Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники заканчивали школу, в школах проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных одеждах танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о счастье и любви. Но война жестоко разрушила эти планы!
22 июня в 12 часов дня министр иностранных дел В. М. Молотов выступил по радио и сообщил о нападении на нашу страну фашисткой Германии. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну, становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии, называли красноармейцами.
Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом!
Но в 1941 г. народ всеми силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов собирались очереди — люди стремились защищать свое Отечество!
По масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина — граждане нашей страны.
Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир.
9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой - ДЕНЬ ПОБЕДЫ над Фашисткой Германией.
Вопросы:
1. Когда началась Великая Отечественная война?
2. Почему она так называется?
3. Какая страна развязала войну?
4. Что Гитлер хотел сделать с нашим народом?
5. Кто встал на защиту Отечества?
Беседа «ДЕТИ И ВОЙНА»
Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям.
Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые — в плену у немцев.
Дети — слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.
Война - не место для детей
Война — не место для детей!
Здесь нет ни книжек, ни игрушек.
Разрывы мин и грохот пушек,
И море крови и смертей.
Война — не место для детей!
Ребенку нужен теплый дом
И мамы ласковые руки,
И взгляд, наполненный добром,
И песни колыбельной звуки.
И елочные огоньки,
С горы веселое катанье,
Снежки и лыжи, и коньки,
А не сиротство и страданье!
***
Вот история двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война. Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами. Валя постарше, ей уже исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять.
Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что было делать?
Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Девочкам пришлось увидеть и испытать все ужасы оккупации.
Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах. Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ на площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холод, не было воды».
Сестры решили бежать в Киев. Они пробирались по тропинкам вдоль шоссейных дорог, собирали колоски, выпавшие из машин при перевозке. Ночевали в копнах сена. Долго брели девочки, пока, наконец, не оказались на окраине Киева.
Какая-то добрая старушка пожалела голодных оборванных и грязных детей. Она отогрела их, отмыла, напоила кипятком, угостила вареной фасолью. Сестры остались жить у этой бабушки. Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко.
Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь — парни и девушки — побежали в военкоматы. Сестренки тоже побежали, но им сказали, что они еще слишком малы. Однако им выпало такое горькое детство, что девочки считали себя совсем взрослыми. Они захотели работать в госпитале — но и здесь отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сестрам: «Ну-ка, девочки, помогайте».
«Вот так получилось, что мы остались в госпитале», - вспоминала Вера.
Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненых красноармейцев. Если выдавался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели под гитару песни, танцевали. Они хотели подбодрить, развеселить раненых солдат. Солдаты полюбили девочек!
Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увидела своего дядю, родного брата отца. Она кинулась к нему. А скоро девочки получили и первое письмо от отца. Отец думал, что сестры погибли, и был бесконечно рад тому, что Вера и Валя нашлись, просил их беречь себя, писал, что когда закончится война, они снова будут вместе. Над этим письмом плакал весь госпиталь! вспоминает Вера.
Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.
Повсюду в тылу создавались производства, выпускающие оборонную продукцию. На станках работали женщины и дети 13-14 лет. «Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся у печки или прикорнувших у станка», — воспоминал ветеран военного завода в подмосковном Королеве. В. Д. Ковальский.
Другой ветеран, Н. С. Самарцев, рассказывал: «Мы не доставали до верстака, и нам делали специальные подставки из ящиков. Орудовали вручную — молоток, напильник, зубило. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! Из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение было меньше, отсыпались дома».
Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом.
Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.
Беседа: «Письма с фронта»
Воспитатель: Шла война, а жизнь продолжалась. Дома солдат ждали матери, жены, дети. Они писали на фронт письма и с нетерпением ждали ответа — весточки с фронта. В редкие минуты тишины солдаты отдыхали, рассматривали фотографии родных и близких людей и писали домой письма: С. Глушко-Каменский. 22.01.1944
Не грусти, моя милая,
не грусти, моя нежная,
Я тебя не забыл
в бурном грохоте дней.
Я тебя только вижу
чрез метелицу снежную,
А желанье увидеться
все сильней и сильней.
Мы на запад идем,
изгоняя захватчиков,
Им на нашей земле
ни вершка места нет!
Залпы наших орудий,
огонь автоматчиков
С каждым днем приближают
победы рассвет!
Я воюю и мщу
за убитых товарищей,
Наш удар по врагу
все сильней и сильней!
Не грусти, моя милая,
не грусти, моя нежная,
Я тебя не забыл
в бурном грохоте дней.
Воспитатель: Для кого написано это письмо?
Дети отвечают.
Воспитатель: Как называет гитлеровцев боец, написавший это письмо?
Дети отвечают.
Воспитатель: За что солдаты мстили проклятым врагам?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Во что верили все защитники нашей Родины?
Дети высказывают свои мысли.
Воспитатель: Много горя принесли фашисты на нашу землю: жгли деревни, разрушали города, убивали мирных жителей — женщин, стариков и детей. Одна надежда оставалась у народа — на нашу армию, стойкость, мужество, героизм наших солдат и офицеров. И они оправдали надежду своих жен, матерей и детей всех, кто ждал их, верил им и писал письма. Ребята, на этом плакате вы видите фотографии военных лет и треугольные конвертики — письма одного из защитников нашей Родины с фронта. Солдат, написавший эти письма, погиб, как многие бойцы за нашу Родину. Они остались вечно молодыми на фотографиях и в памяти людей.
Каждый, кто погиб, защищая Отечество, навсегда останется в наших сердцах!
Беседа «Родина-мать зовёт»
Воспитатель: Россия — страна красивая, богатая, и очень многие иноземцы хотели бы владеть ее сокровищами. Нашей стране не раз приходилось отражать нападение врагов. В этом году мы отмечаем 70-летие Победы над фашистской Германией.
Перед тем как напасть на нашу страну в 1941 году, фашистская Германия захватила много других стран: Польшу, Чехословакию, Францию, Австрию, Болгарию, Югославию. Все заводы и фабрики Европы работала на нее. Главой Германии был Адольф Гитлер, мечтавший захватить и поработить весь мир.
Летом 1941 года, 22 июня, на рассвете, гитлеровские войска без предупреждения напали на нашу Родину. Фашисты пытались лишить нас свободы, захватить наши земли и города. Так началась Великая Отечественная война. Фашистская армия была очень сильной, у нее было много военной техники: танков, самолетов, военных кораблей и хорошо обученных солдат, поэтому наши войска сначала отступали. Но фашисты просчитались. Не знали они, что у нашего народа была очень сильная сила воли и духа.
Посмотрите на этот плакат. Его нарисовал Ираклий Моисеевич Тоидзе и назвал
«Родина — мать зовет!».
Воспитатель: Куда зовёт Родина-мать наш народ?
Дети. На защиту Отечества.
Воспитатель: Какое настроение передаёт Родина-мать народу?
Высказывания детей.
Воспитатель: Что еще вы видите на плакате?
Высказывания детей.
Воспитатель: Почему за женщиной так много оружия?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Эта женщина-мать зовет всех своих сыновей и дочерей вступать в ряды армии, быть честными, храбрыми, дисциплинированными бойцами, до последнего вздоха быть преданными своему народу. Она призывает всех защищать
Родину от врагов — мужественно, умело, с достоинством и честью, не жалея своей крови и жизни.
И все жители нашей огромной страны как один поднялись на защиту Родины и свободы.
Предварительный просмотр:
Картотека подвижных игр:
«Пограничники» должны находиться, как можно дальше от автоматов. Брать заранее оружие не разрешается.
Цель: Развитие ловкости, быстроты, активности детей в играх с предметами.
Ход игры:
Дети «обезвреживают» (собирают) «мины» (диски), наступая на кочки.
«Связисты»
Цель: Развитие быстроты, выносливости, ловкости, умения выполнять действия по сигналу.
Ход игры:
Первый связист (участник) протягивает кабель (шнур), преодолевая полосу
препятствий.
Второй связист, преодолевая препятствие устанавливает телефонный аппарат, выходя на связь позывным: «Первый, первый, я второй, как слышите, приём».
«Артиллеристы»
Цель: Развитие ловкости, быстроты, активности детей в играх с предметами.
Ход игры:
Дети попадают в танк (цель) гранатами (мешочками).
«Гранаты в ящик»
Цель: Развитие ловкости, быстроты, внимания, активности детей в играх с
предметами.
Количество играющих: 1 — 6 человек.
Инвентарь: шары для сухого бассейна.
Ход игры:
1 Взрослый высыпает на пол цветные пластмассовые шарики (гранаты) и
просит детей собрать их, принести и положить в ящик.
2 Усложнить игру можно, поставив перед рассыпанными шариками несколько
преград, которые ребенок должен преодолеть, чтобы собрать шарики
(например, перебравшись через бревно, скамейку и т. д.).
3 Можно использовать шарики разных цветов и размеров и просить детей
собрать шарики выборочно: или только маленькие, или одноцветные.
«Разведчики» (жмурки с колокольчиком)
Цель: Развитие ловкости, быстроты, активности детей в играх с предметами.
Ход игры:
Разведчики 2-3 человека (жмурки) с закрытыми глазами ловят «языков».
Неприятели (остальные дети) бегают по залу и звенят колокольчиками.
«Пробеги тихо мимо дозора»
Цель: Развитие умения бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком, воспитание самостоятельности и инициативности в организации знакомых игр.
«Кто быстрее – тот командир?»
Цель: Побуждение детей к выполнению действий по сигналу, развитие
организованности, самостоятельности, быстроты, ловкости.
Ход игры:
На стульчиках, расставленных в несколько рядов, как в армии, лежат предметы одежды. По команде дети должны как можно быстрее одеться. Выигрывает тот, кто все действия проделает быстрее других и правильно. Победитель назначается командиром.
«Перетягушки»
Цель: Развитие активности детей в играх с предметами, умения поддерживать
дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Ход игры:
Дети обеих команд делятся по парам. Каждой паре дается гимнастическая палка. Участники одной команды стоят по одну сторону от обозначенной линии. По сигналу ведущего участники команд стараются перетянуть противника на свою
сторону.
«Саперы»
Цель: Развитие ловкости, быстроты, активности детей в играх с предметами.
Ход игры:
Дети «обезвреживают» (собирают) «мины» (диски), наступая на кочки.
«На границе»
Цель: Развитие ловкости, быстроты, выносливости, гибкости, умения играть с предметами, выполнять действия по сигналу.
Ход игры:
Дети изображают пограничников, двух ребят назначают часовыми с собакой.
«Пограничники» отдыхают, греются у костров, и т.д. В другом конце площадки лежат автоматы.
«Часовой» держит «собаку» на привязи и ходит с ней вдоль черты (границы).
Вдруг «собака» дёргает за шнур. «Часовой» кричит «Тревога!» Услыхав этот
сигнал все «пограничники» должны быстро взять автоматы и построится вдоль воображаемой границы. Двое детей, которые раньше всех прибегут к границе, будут «часовыми» и «собакой» в следующей игре.
Правила игры: «Пограничники» должны находится как можно дальше от
автоматов. Брать заранее оружие не разрешается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по ознакомлению с обороной Москвы в годы Великой Отечественной Войны детей старшего дошкольного возраста.
Познавательно-поисковый проект по патриотическому воспитанию: «Мы не дрогнем в бою за столицу свою…»Цель: Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через знакомс...
День памяти и скорби начала Великой Отечественной войны для старшего дошкольного возраста
Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста...
Мероприятие посвященное к 70 летию Великой Победы для детей старшего дошкольного возраст: «ВОЙНА, ГРЕМЕВШАЯ В ВЕКАХ»
Цель: Закрепить знания детей о истории праздника 9 мая - День Победы.Воспитательные задачи: поддерживать познавательный интерес детей к ист...
Сценарий мероприятия, посвящённого 70-летию Великой Победы для детей (старшего дошкольного возраста)
Сценарий мероприятия, посвящённого 70-летию Великой Победы. Этот материал может быть использован для детей старшего дошкольного возраста и для детей подготовительной к школе группы....
Виртуальная экскурсия на родину Деда Мороза в Великий Устюг. (для детей старшего дошкольного возраста)
Данную экскурсию можно провести в декабре, или в январе на Новогодних каникулах.Данное мероприятие может стать началом интересного творческого проекта, серии творческих занятий с детьми по рисов...
Цикл бесед «По дорогам Великой войны» для детей старшего дошкольного возраста
Автором представлен материал по патриотическому воспитанию старших дошкольников....
Цикл бесед «По дорогам Великой войны» для детей старшего дошкольного возраста
Автором представлен материал по патриотическому воспитанию старших дошкольников....