Народные традиции и обычаи.
методическая разработка (старшая группа) на тему
Познакомить детей с русскими народными традициями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_oktyabr.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ефимовский детский сад комбинированного вида»
Проект в старшей группе:
« Народные традиции и обычаи»
Составил: воспитатель старшей группы Пахомова И.А.
Проверил: зам по УВР Шпилина Ю. Г.
2018 г.
Актуальность.
С демократизацией нашего общества, с возрастающей ролью провинции в общественной и культурной жизни страны, всё более очевидным становится значение региональных культурных традиций. Это обуславливает и делает актуальным приобщение детей к культуре русского народа, опираясь на местный материал, чтобы уже с младшего дошкольного возраста воспитывать в детях любовь к земле, на которой они родились и живут, чувство гордости за свой народ, малую и большую родину.
Проект «Возрождение традиций национальной культуры» направлен на приобщение детей – дошкольников к народной культуре. Он опирается на содержание типовой «Программы воспитания и обучения в детском саду» (автор М.А. Васильева), которая знакомит с русскими народными сказками, песенками и потешками, декоративно – прикладным исскуством. Проект расширяет содержание типовой программы через ознакомление детей с особенностями жилища предков, составом семьи и степенью родства её членов, женским и мужским народными костюмами, трудом крестьян и старинными орудиями труда, календарными праздниками и обычаями. Особое внимание проект уделяет воспитанию нравственных начал личности ребёнка – особенно через устное народное творчество, труд.
Данный проект можно использовать для:
- овладения родным языком, его выразительными средствами,
- развития художественного вкуса, детского творчества, воображения,
- расширения природоведческого и экологического кругозора,
- обеспечения психологической разгрузки, эмоционального контакта взрослых и детей.
Данный проект рассчитан на один месяц – октябрь 2018 г.
Задача программы:
1.Совершенствовать навыки восприятия произведений устного народного творчества, декоративно – прикладного искусства, народной музыки, песен через режимные моменты, занятия, праздники.
2.Расширять и обогащать словарь детей, помочь овладеть его выразительными средствами, учить понимать смысл образных выражений в сказках, загадках, пословицах и поговорках, развивать словесное творчество детей.
3.Формировать в детях нравственные качества, присущие русскому народу: щедрость, доброта, гостеприимство, справедливость, храбрость, любовь к ближнему, почтительное отношение к старшим, к труду.
4.Развивать интерес к народному творчеству, воображение, художественный вкус, эмоциональную отзывчивость.
5.Формировать навыки общения и сотрудничества между детьми на коллективных занятиях, в процессе игр, самостоятельно – театрализованной деятельности, фольклорных праздниках, формировать умение распределять работу, обязанности, роли между участниками, способствовать умению выполнять совместную работу.
Проект опирается на следующие принципы:
1.Общедидактические:
- наглядность;
- системность (постепенность в усложнении и расширении знаний, умений, навыков);
- доступность (тщательный отбор произведений народного творчества, произведения декоративно – прикладного искусства, сведений об истории посёлка);
2.Принцип интеграции (работа по возрождению традиций национальной культуры связана с другими направлениями – музыкальным, развитием речи, игровым, трудовым, физическим).
3.Прнцип научности (дети в пределах своих возможностей должны получать точные сведения от педагога).
4.Принцип воспитывающей и развивающей направленности (включение познавательных задач, проблемных ситуаций способствует умственному, сенсорному и речевому развитию детей).
5.Принцип индивидуального подхода (учёт индивидуальных возможностей, интересов, уровня развития, типа нервной деятельности).
6.Принцип сотрудничества (детей с детьми, детей со взрослыми, педагога с педагогом при совместной организации и проведении занятий и праздников, педагога с детьми и родителями).
7.Краеведческий принцип (опора на местный материал).
Сроки реализации: октябрь 2018г.
Объект: дети старшей группы.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Практическая значимость: данный проект направлен на развитие у старших дошкольников воображения и творческой активности, формирование познавательных интересов и познавательных действий.
Этапы реализации проекта:
1 этап – организационный (1 неделя октября).
- Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование),
- Создание развивающей среды с использованием различных видов искусства, предметного окружения.
- Разработка перспективного планирования занятий на основе книг: «Рисование с детьми дошкольного возраста, нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г. Казаковой и «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Г.Н. Давыдовой.
- Разработка цикла мероприятий с родителями в рамках проекта.
- Составление перечня творческих игр и упражнений на развитие творческого воображения.
2 этап – содержательный (2 – 4 неделя октября).
3 этап – результативный (5 неделя октября).
Реализация проекта через проведение непосредственно образовательной деятельности.
1.Вершки или корешки ? | Познакомить детей с р н сказкой «Мужик и медведь». Подвести детей к пониманию нравственного урока сказки: что посеешь, то и пожнешь, помочь понять скрытый смысл этой поговорки. Вспомнить загадки об овощах. |
2.Капустница (проигрывание). | Познакомить детей с народным обычаем – «капустники» ( с октября начинали рубить капусту на закваску, устраивали посиделки с угощением капустой). Нарядно одетые девушки обходили все дома и помогали рубить капусту. Вспомнить загадки про капусту. Пальчиковая игра «Капуста». |
3.День великого почина. | Познакомить с тем, как в старину рубили дома. Как выбирали место для дома, с инструментами плотников, значение оберегов при строительстве, связь элементов дома с земными силами. |
4.Каждый дом со своим лицом. | Познакомить с элементами украшения домов, смыслом и символикой украшений. Ввести в словарь детей новые слова: резьба, балясы, конёк, ставни, наличники, крыльцо. Формировать познавательный интерес к миру вещей, связанных с жизнью наших предков. |
5.Новая светёлка чисто прибрана. | Познакомить детей с внутренним убранством «избы» красный угол, бабий кут, почему они так называются? Какие предметы быта находятся в них? Формировать понимание того, что всё устроение домашней жизни было подчинено бытовым и трудовым потребностям семьи, но в то же время несло порядок и гармонию. |
6.Славный город Городец! | Познакомить с изделиями городецких мастеров, с историей возникновения промысла русского народа в городе Городце, с особенностями городецкой росписи. |
7.Мал да удал. | Познакомить детей с р н сказкой «Лиса и рак», подвести к пониманию характеров и поступков героев. Учить замечать образные выражения, понимать их. Помочь понять нравственный урок сказки. |
8.Цветы городца (рисование). | Знакомить с элементами городецкой росписи – цветами (ромашка, розан). Развивать эстетические чувства, совершенствовать технические навыки. Прививать уважение к народным промыслам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мудрость воспитания и народные традиции, игры, обычаи в воспитании дошкольников
Концультация для родителейна тему: "Мудрость воспитания и народные традиции, игры, обычаи в воспитании дошкольников"....
Мудрость воспитания и народные традиции, игры, обычаи в воспитании дошкольников
Концультация для родителейна тему: "Мудрость воспитания и народные традиции, игры, обычаи в воспитании дошкольников"....
Мудрость воспитания и народные традиции. игры. обычаи в воспитании дошкольников.
Концультация для родителей....
Конспект НОД Образовательная область «Познавательное развитие» (раздел «Ознакомление с социальным миром») (старшая группа) «Знакомство детей с государственным праздником Рождество Христово и народными традициями и обычаями»
Конспект НОД Образовательная область «Познавательное развитие» (раздел «Ознакомление с социальным миром») (старшая группа) «Знакомство детей с государственным праздником Рождество Христ...
«Народные традиции и обычаи при посещении аржаанов Тувы»
приобщение детей дошкольного возраста к истокам тывинских традиций и обычаев, при посещении целебных источников....
Консультация для родителей «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным традициям, праздникам, обычаям».
Консультация для родителей...
Консультация для родителей. КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ РАЗНЫХ НАРОДОВ? ЧТО ТАКОЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ, ГОСТЕПРИИМСТВО?
Многие семьи имеют свои традиции и обычаи. В одной, например, утром всегда пьют чай с лимоном, а вечером – горячее какао. И так каждый день. В другой семье могут быть другие обычаи. К примеру, д...