«Народные традиции и обычаи при посещении аржаанов Тувы»
проект (подготовительная группа) на тему

Ооржак Антонина Оюновна

приобщение детей дошкольного возраста к истокам тывинских традиций и обычаев, при посещении целебных источников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx800.05 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательно – познавательный проект

 Название проекта: «Народные традиции и обычаи при посещении аржаанов Тувы»

Руководитель проекта: Ооржак Антонина Оюновна

Вид проекта: информационный.

Цель проекта: приобщение детей дошкольного возраста к истокам тывинских традиций и обычаев, при посещении целебных источников.

Задачи проекта.

Для детей:

  • Приобщение воспитанников  к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через знакомые им виды искусства тувинского народа;
  • развитие интереса к тувинскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям тувинских людей и творческих способностей,  заложенных в каждом ребенке от природы;
  • воспитание основ духовности,  характерной для  данного этноса   (любовь к  детям, к природе, уважение к матери, взрослым);
  • формировать бережное и заботливое отношение к природе, целебным источником  и ко всему живому;
  •  развивать интерес к тувинским народным традициям и обычаям.

Для педагогов:

  • Помочь дошкольникам найти пути возвращения традиций и обычаев  своего народа, создание в детском саду  условий для детской деятельности,  со знакомством народных  традиций, и обычаев.

Для родителей:

  • Мировую культурную наследию взрослые должны донести и сохранить до своих потомков, разить в лучшую сторону;
  • соблюдение  традиций,  обычаев,  с детьми при посещении святых мест,  аржаанов;
  • бережное отношение к охране памятников природы.

Для социальных партнеров:

  • Беседа с детьми о традициях и обычаях тувинского народа, при посещении святых мест, аржаанов, выездной музей работников, краеведческого музея.

Образовательная область: познание.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: открытое мероприятие.

Продолжительность проекта: 3 месяца

Участники проекта: (педагоги, воспитанники и родители)

Возраст детей: 6 -7 лет

E:\Разное со старого компьютера\фото долана\P1020025.JPG

Актуальность:  В настоящее время традиции и обычаи наших предков все больше уходят в прошлое. Подрастающее  поколение становится более информатизированным, в связи, с чем отсутствует интерес к своей культуре, а взрослые в свою очередь, не считают нужным делиться обычаями и традициями своего народа.  Наши дети должны хорошо знать не только историю своего государства, но и традиции национальной культуры своей Родины (танцы, фольклор, стихи, игры).

В нашей  Туве очень много различных целебных источников (аржаанов), и все они дают положительный  эффект.

 Поэтому  очень важно знать традиции и обычаи, которые соблюдали люди старшего поколения при посещении  целебных  источников.

Традиции – хранители народной культуры, заветов  наших предков. Если полностью утеряны все народные традиции, можно взять под сомнение само существование народа.

План реализации проекта.

«Традиции и обычаи при посещении аржаанов».

Этапы проекта

Действия педагогов

Действия детей

Действия членов семьи и социальных партнеров.

Подготовительный

( проблемы, планирование результатов, продуктов проекта).

Планирование всего проекта.

Подбор методической и художественной литературы об аржаанах Тувы.

Составление сценария открытого мероприятия,

занятий,  подбор стихотворений, слова благопожеланий к духу хозяину целебного источника аржаана. и национальных  и дидактических игр, создание проблемных ситуаций в режимных моментах, организовать экскурсию в музей.

Организация открытого мероприятия, занятий, бесед о  свойствах  воды, родников, целебных источников.

 

Проблемная ситуация:

«ты решил посетить аржаан, поправить свое здоровье, что ты должен взять с собой?»

(Обсуждение детей.)

Правильно, надо взять с собой продукты, теплые вещи, посуду. Что вы должны делать когда придете к целебному источнику аржаан?

( обсуждение детей.)

Правильно, в первую очередь надо совершить ряд обрядов, такой обычай нашего народа.

- Если вы увидели возле аржаана лежат монеты, красивые предметы, что вы будете делать, возьмете их, или?

(Ответы детей.)

-Правильно это нельзя брать нельзя, потому что это все принадлежит хозяину аржаана.

- Можно ли мусорить у святых  местах? Почему?

( Ответы детей.)

Какие виды обрядов проводили в дни Аржаана?

( Ответы детей)

Правильно ребята молодцы.

Анкетирование семьи.

Организация экскурсии  в музей, при участии родителей. Создание альбомов  о аржаанах  Тувы, сбор фотографий картинок о воде.

Деятельностный

Непосредственная деятельность по проекту

Поэтапная оценка.

Знакомство с водой и его составом, где в природе встречаются. С некоторыми минеральными источниками Тувы, их названием, для чего нужны, знакомство с традициями обычаями тувинцев при посещении аржаанов о значении  священного дерево

 «чалама».  Рассказ воспитателя легенд, сказаний об аржаанах Тувы,  о воде,  родниках на земле. Экскурсии в краеведческий музей. Разучивание стихотворений, благопожеланий.

Провести опыт о свойствах воды.

- Чтение сказки Ю. В. Малехина «Путешествие капелек», О. В. Лукина «Капитошкины сказки, Прослушивание  рассказов  легенд, сказаний народа о аржаанах, о людях которые исцелились при посещении аржаанов. Рисование священного  дерева, аржаанов.

Беседа детей с работниками музея. Совместное чтение художественной литературы с родителями  о целебных источниках Тувы, их пользе, исцелении людей при посещении аржаанов.

Завершающий

Презентация продуктов проекта и рефлексия – размышление над новым знанием или опытом.

Организация открытых мероприятий «Путешествие по родным местам»,   «Минеральные воды», «Вода в жизни людей». Подведение итогов реализации проекта.

Коллективная работа по изготовлению искусственного аржаана, священного дерево.

Оформление альбома из фотографий и детских работ, выставки на родительском уголке.

Системная паутина по проекту

«Традиции и обычаи при посещении аржаанов  Тувы».

                                                                                                               

Познание

( ведущая деятельность

Познавательно – исследовательская)

Чтение художественной литературы

( ведущая деятельность чтение)

Коммуникация

Ведущая деятельность – коммуникативная.

- Экспериментирования с разными материалами.

- рассматривание

- наблюдение

- решение проблемных ситуаций.

- создание символов

-дидактические игры

- Восприятие стихотворений, благопожеланий с последующим их разучиванием.

- восприятие

национальных сказок с последующим свободным общением.

- Подвижные, народные, дидактические игры.

- свободное общение.

Социализация

( ведущая деятельность - игровая)

Труд

( ведущая деятельность – трудовая)

Безопасность

( интеграция разных видов деятельности)

- Игры с водой, мыльными пузырьками

-экспериментирования с водой.

- дидактические игры - договариваться со сверстниками.

-подвижные игры

- высказывание детей о прослушанном рассказе.

- Труд в природе

( оформление клумбы, посадка цветов, полив растений)

- дежурство в уголке природы.

- Создание альбома со знаками о правилах поведения в природе

- инструктаж на тему « поведение на участке», «по использованию приборов  уголке экспериментирования»

- рассматривание иллюстраций на тему « поведения в природе» с последующим общением

Здоровье

( интеграция разных видов деятельности)

Физическая культура

( ведущая деятельность – двигательная)

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами

-Усвоение  основных  культурно – гигиенических  навыки, при  посещении  целебных источников.

- для чего  посещают  целебные источники.

- знать пользу целебных источников, для человека.

- Физкультминутки

-игры: подвижные, имитации, народные

- физические упражнения

-досуг

- соревнования

-Оформление информационных  стендов

-выставки творческих работ детей

-оформление альбомов о аржаанах Тувы.

- беседа с работниками музея.

Художественное творчество

( ведущая деятельность – продуктивная)

Музыка

( ведущая деятельность музыкально – художественная)

Режимные моменты

( интеграция разных видов деятельности).

- Рисование с натуры ( гуашью)

- конструирование из бумаги ( оригами)

- изготовление ленточек для свешенного дерево.

- -конструирование из строительного материала ( по образцу по замыслу)

- Прослушивание звуков воды, капель.

-разучивание стихотворений, песен.

- Утренняя гимнастика

-самостоятельная деятельность

- непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию - прогулка

Ожидаемые результаты по проекту.

Для детей:

  • Овладение необходимыми умениями и навыками при посещении святых мест;
  • способность управлять своим поведением и планировать свои действия;
  •  соблюдение элементарных общепринятых народных традиций и обычаев своего народа;
  • Бережно относится к живой и не живой природе.

Для педагогов: проведение открытого мероприятия, занятий, бесед.

Для родителей:

  • Осознанный интерес родителей к народным традициям обычаям своих предков и соблюдение их с детьми.

Для социальных партнеров:

  • Сотрудничество  работников музея с детским садом, делать выездные выставки по национально региональному компоненту.

Продукты проекта

  • Для детей:  беседа,  чтение сказок,  мифы об аржаанах, открытое мероприятие по теме «Путешествие по родным местам», разучивание стихотворений, благопожеланий, пословиц, поговорок. Рисование национальных узоров, одежды, просмотр документального фильма «Путешествие по Туве», тувинские национальные  игры.
  • Для педагогов: изготовление искусственного аржаана, дерева для подвязывания  трехцветных ленточек для открытого мероприятия.
  • Для родителей: изготовление альбомов о целебных источниках, сбор фотографий,
  • Для социальных партнеров: сделать выездной музей с тувинскими народными играми.

Оборудование проекта: фотографии, макеты, проектор, национальная утварь, искусственное дерево для  цветных ленточек.

Загадки.

Он кружится, играет,

На солнышке сверкает.

Из – под земли он струйкой бьет,

И влагу всем кругом дает.                                 (Родник).

                                                                                     

Поит летом и зимой

Нас прохладною водой.

Из земли он струйкой бьет

И журчит, звенит, поет.                                 ( Родник).

Мы украшенье вешней  природы,

В реку  несем мы талые воды.                                   ( Ручьи).

Вдоль обочины дороги

Мы бежим, звеним, журчим,

Рассказать мы вам хотим,

Что весенние деньки

Очень любят…                                                 (Ручейки).

Она бежит, струится,

На солнце серебрится.

Склонились молчаливо

Над ней густые ивы.                                                 (Река)

Стихи,  благопожелания.

 Золотой целебный источник,

Со священным чистым камнем.

Золотым сокровищем!

От болезни.

Метко – метко вылечи меня.

Я прошу милости,

Развешиваю чалама белого и синего

Цветов.

Благодатный богатый источник, хайыракан!

Святой источник

На самом дне сырой канавы

Блестела талая вода.

И ветерок, качая травы,

К земле клонил их иногда.

И Сергий над водой склонился:

Всевышнего  молил святой,

Чтоб из земли родник пробился

С живой чудесною водой.

И узнал Господь мольбам святого,

( Вы только вдумайтесь на миг!)

Животворящим стало слово –

Забил в глуши святой родник!

         ***

Эки чемим дээжизи – дыр

Эринниг чувеге амзатпадым

Амданныг чемим дээжизи – дыр

Аастыг чувеге амзатпадым.

Эртен хайындырган шайымнын

Усту – дыр, башкы – тандым

Ак баштыг  Бай – ла тандым.

***

Долу чаашкын болбазын,

Аъш – чем элбек болзун,

Урезин успес болзун

Угерин соп чиир болзун

Тараа – быдаа элбек,

Тавак сынмас болзун!

***

Чок  болуп читпес сен,

Чочагайын унуп кээр

Барган хевээр барбас сен,

Бай ыяш хевээр унуп кээр сен.

***

Аарыг- ажык чок

Ааржаан силерге

Аарыым аыткап келдим

Алдын аржааным,

Аарыг ажык чок

Ачылан човуланны

Адыпып каарын.

Аржааным силерден диледим.

  ***

Аарыг- ажыым  

Эттиндирип  алдым

Алдын аржааным,

Акша копеем салдым

Ажым – чемим делгедим

Аржаан хайыракан, оршээ!  

         ***    

Долу чаашкын болбазын,

Аъш чем элбек болзун,

Урезин успес болзун,

Угерин соп чиир болзун

Тараа – быдаа элбек,

Тавак сынмас болбун!

Библиографический список

  1. Аракчаа К.Т. «Слово об аржаанах Тувы», 2007.
  2. Аракчаа К.Т. «Культ Аржаанов и мировоззрении тувинцев», 2008.
  3. Будегечи Т.О. «Художественное наследие тувинцев», 2005.
  4. Кенин-Лопсан М.Б. «Традиционная культура тувинцев», 2006.
  5. Шорыгин Т.А. «Беседы о воде в природе, 2008.

  1.  Конспект НОД по познанию в подготовительной группе.                    

Тема:  Водопользования на аржаанах.

Цель: Познакомить детей со священными традициями тувинцев.

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с национальными атрибутами культуры водопользования на аржаанах.
  • Формировать практические умение по изучению и улучшению состояния окружающей природы.
  • Развивать устойчивый интерес детей к природе, ее неживым и живым объектам, потребности познания окружающего мира.
  • Воспитание бережного  отношения к природе.

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, познание, социализация, художественная литература.

Материал:  макет аржаана, атрибуты национальной культуры, картинки, слайды.

Предварительная работа: беседы о традициях и обычаях при посещении аржаанов, рассматривание  картинок, чтение легенд о аржаанах.

                                                         Ход занятия.

Организационный момент:

Воспитатель:  вместе с детьми становится   в круг, обращаются к объекту неживой и живой природы.

Вместе. Здравствуй, небо высокое!

Воспитатель. Почему оно высокое?

Дети. Оно находится высоко над головой!

Вместе. Здравствуй, солнце доброе»

Воспитатель. Почему оно доброе?

Дети. Потому, что оно греет, но не обжигает!

Вместе. Здравствуйте, чистые воды, родники, целебные источники.

Воспитатель. Почему  чистые?

Дети.

 Вода бывает чистой

Прозрачной ключевой

Сверкающей, лучистой,

На солнце золотой!  

Воспитатель. Ребята вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Посмотрите на этот стенд (обращает внимание детей на листовку – призыв):

 « дорогие друзья! Мы дарим вам эту тропу, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живет и чувствует себя окружающая природа в начале нашего бурного XXI века.  Мы хотим, чтобы у каждого из вас,  укрепилось желание сохранить и защитить природу нашего края от бездушного и неразумного обращения с ней».

    Воспитатель. Вы знаете, что такое тропа? (Ответы детей). Правильно – тропа, тропинка – это пешеходная дорожка. Как вы думаете, что такое экологическое тропинка? ( Выслушиваются ответы детей.) Экологическая  тропинка состоит из определенных станций, и на каждой из этих станций живут природные существа – растения: травы, деревья, кустарники,  озера, реки, родники, целебные источники, животные.  По этой тропе можно прогуляться не один раз. Сегодня наше путешествие мы посвятим  изучению целебных источников  республики Тывы. (Показать на карте некоторые из них).

 Воспитатель читает стихотворения.

 Наша планета Земля

Очень Щедра и богата:

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята!

Другой такой на свете нет,

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим,

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей,

Украсим всю Земля садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами!

Воспитатель: Сегодня мы открываем нашу тропинку для всех, кто захочет поближе узнать природу, увидеть ее многообразие и красоту. Ребята, хотите узнать, кто нам сегодня поможет путешествовать по нашей тропинке

   С грядки старушка цветок сорвала

   Девочке Жене его отдала,

   В цветке, лепестках есть огромная сила,

   Их девочка Женя о чем – то спросила.

  Что нужно спросить, лепестки отрывая?

  Как называется сказка такая?

 (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, ребята это сказка « цветик – семицветик».  Вот этот цветик – семицветик и поможет нам сегодня путешествовать. Давайте все вместе скажем волшебные слова и окажемся на одной из остановок нашей экологической тропинки.

Дети.               Лети – лети, лепесток,

                         Через запад на восток,

                         Через север, через юг,

                         Возвращайся, сделав круг.

                         Лишь коснешься ты земли,

                         Быть по моему вели!

Воспитатель: Вели, чтобы мы оказались на одной из станции тропинки. Посмотрите, ребята, вот мы и попали на станцию «Водная аптека», кто же это нас здесь встречает?

(Дети вместе с воспитателем подходят к станции «Водная  аптека», рядом с полянкой картинки с атрибутами для посещения аржаанов.)

Возле аржаана  сидит «Доктор Айболит» (взрослый.)

 Дети. Доктор Айболит

Доктор Айболит. Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуйте, Доктор Айболит! Почему ты такой грустный?

Доктор Айболит:

                                У меня в Африке заболели ребята.

                                У них ангина, скарлатина и бронхит,

                               И раны болят у них, а я слышал, что у вас есть

                               Очень хорошие целебные источники,

Которые,  помогают от многих заболеваний,

Хотел бы пригласить целебный источник,

И вылечить своих ребят.

И не знаю где искать эти целебные источники

Но еще говорят, что надо провести специальный обряд ,

чтобы пригласить аржаан домой, но как это делать я забыл.

                                 

Воспитатель: Не расстраивайся, Доктор  Айболит! Наши ребята помогут вспомнить специальные обряды, помочь пригласить аржаан для твоих ребят.

Доктор Айболит. Я буду очень благодарен.

Воспитатель. Ну, что, ребята, поможем доктору? Смотри доктор, этот аржаан называется  «Кунгустуг», он находится в 2-х км. от г. Кызыла, в 700 метрах ниже по течению от нового моста Енисей. Назвали источник (Кунгустуг), с тувинского языка  на русский язык – (Бобры).

Доктор Айболит. Почему этот источник называется  Кунгутуг (Бобры.)

Дети. В древние времена бобры пили воду из этих ключевых источников.

Воспитатель. А как еще называли источник в народе?

Дети. В народе называется Хем – Аржаан. (Аржаан река).

Доктор Айболит.  Ребята, скажите, что означает слово «аржаан»?

Дети. Аржаан означает – святая или целебная вода.

Доктор Айболит. Как выглядит вода в источнике, какого цвета? Есть  ли запах?

Дети. Вода в источнике прозрачная, без вкуса, без цвета, без запаха, без осадка.

Доктор Айболит. Приезжая на аржаан, что надо соблюдать?

Дети. Соблюдать тишину, не оставлять после себя мусор. Участвовать в очистке дорожек, лесенок, поклониться духом аржаана.

Доктор Айболит. А каким больным помогает этот целебный источник?

Дети. У кого болит желудок, суставы, глаза, спина…

Доктор Айболит. Я могу сейчас набрать в свою посуду, целебный источник для своих больных пациентов

  Воспитатель. Ребята, расскажите доктору, какие обряды проводят на аржаане?

Дети.  Каждый год в каждом аале проводили Дни Аржаана.

  1. Аржаан дагыыры – это освящение источника.
  2. Аржаан ажаары – это ритуал ухода за ним.
  3. Аржаан чалаары – т.н. «приглашение» аржаана, это особый ритуал набора воды источников в посуду, которую приносили с собой страждущие. 

Воспитатель.  Вот именно с этого ритуала и начинался аржааный сезон.

Приезжая на аржаан, люди первым делом подвязывали к ветвям священного дерева, росшего у самого источника, чалама – ритуальные ленточки, возжигали огонь «сан салыры», очищали от веток источник, совершали ритуальные действие «чажыг» окропление, кормление Природы. Было при этом произнести благопожелание к духу – хозяину целебного источника – аржаана.

Воспитатель. Ребята давайте расскажем Доктору Айболиту благопожелание, которое вы знаете, чтобы он их запомнил.

Ребенок.                            

Золотой целебный источник,

Со священным чистым камнем.

Золотым сокровищем!

От болезни,

Метко – метко вылечи меня.

Я прошу милости.

Развешиваю чалама белого и синего

Цветов

Благодатный богатый источник, хайыракан!

Доктор Айболит. Проводит имитирование обряда, говорит благопожелание к хозяину аржаана, природе. (набирает воду в свою посуду).

Воспитатель. Доктор Айболит, помогли тебе ребята, запомнил  ли ты обычаи и традиции которые надо соблюдать при посещении аржаанов?

Доктор Айболит. Спасибо большое, помогли все рассказали, теперь я могу вылечить своих пациентов. До свидания, ребята, мне пора отправляться в путь. (Дети прощаются, Доктор Айболит уходит.)

Воспитатель. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова и окажемся на станции «Детский сад».

Дети.      Лети – лети, лепесток,

                 Через запад на восток,

                Через север, через юг,

                Возвращайся, сделав круг,

                Лишь коснешься ты земли,

                Быть по – моему, вели!

Воспитатель. Вели, чтобы мы оказались на станции « детский сад».

Итог:

Воспитатель. Вот мы и дома. Скажите,  где мы были, что вам понравилось?

Дети.  (Ответы детей.)

               

2.  Конспект НОД по Познанию в подготовительной к школе группы.

Тема: «Путешествие по  святым местам Тувы»

Цель: Познакомить детей с обычаями и традициями тывинского народа при посещении целебных    источников «аржаана».

Задачи:

  1. Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье к природе родного края, культурному наследию своего народа.
  2. Обобщить и закрепить знания детей об обычаях и традициях тувинского народа (народные праздники.)
  3. Воспитание у детей любви к природе, желания беречь и защитить ее.
  4. Расширить знание детей, о малом фольклоре, играми своего  народа.
  5. Развивать родной язык, через малый фольклор.

Интеграция образовательных областей: социализация, познание, коммуникация,

Оборудование: карта путеводитель, священное дерево (чалама.) кадак, пиала, тос – карак, макет искусственного Аржаана. (целебного источника, слайды с наглядностью)

Предварительная работа: беседа о традициях и обычаях тувинского народа, знакомство с народными праздниками, разучивание стихотворений, благопожеланий на тувинском  на русском языках.

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, инновационный, практический.

                                                            Ход занятия

Организационный момент. Тувинская народная словесная игра «Счет до десяти с ответами (Что такое десять).

- Чангыс? – Чангыс чагы.                      – Чеди? – Чеди – хаан.

- Ийи? – Ийи идик.                                 – Сес? – Сестеп оорээн кымчы.

- Уш? – Уш мыйгак.                                   – Тос? – Тос – аржаан.

- Дорт? – Дорт мочу.                                  – Он? – Он шолбан билир сен бе?

- Беш? – Беш сала.

- Алды? – Алды дип.

На русском языке (примерное)

Что такое один? – Один нос.

Что такое два? – Две ноги.

Что такое три – Три богатыря.

Что такое четыре?- Четыре части тело.

Что такое пять? – Пять пальцев на одной руке.

Что такое шесть? – Полей.

Что такое семь? – Семь гномов.

Что такое восемь? – Восемь пешек.

Что такое девять? – Девять видов домашних животных.

Что такое десять? – Десять пальцев на двух руках.

Основная часть.

Воспитатель. Ребята, как называется республика, в котором вы живете? ( Ответы детей).

 Воспитатель. А как называется главный город нашей республики?

( Ответы детей.)

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас очень интересное и необычное путешествие. А почему оно необычное, я вам сейчас расскажу. Давайте вспомним о том, что у каждого народа есть своя национальная культура. Что такое национальная культура? Как вы это понимаете?

( Ответы детей.)

Воспитатель. Национальная культура – это язык, на котором говорят люди, это история и обычаи страны. Что такое обычаи и традиции? Как вы понимаете?

( Ответы детей.)

Воспитатель. Обычаи и традиции – это привычка у людей, выработанная веками, праздновать праздники, это народное творчество (фольклор), это народное искусство (изделия народных умельцев). Обычаи, связанные с рождением детей, свадьбами, встречей гостей, обычаи ведения народного календаря.

     У тувинского народа есть замечательная традиция – отмечать народные праздники. Давайте вспомним, какие тувинские народные праздники вы знаете?

( Ответы детей.)

В какое время года, и какие праздники проводят тувинский народ?

( Ответы детей.)

Воспитатель. Вы очень хорошо знаете традиции и обычаи ваших предков, и сегодня мы отправимся, как я уже говорила в необычное путешествие. Предлагаю, вам отправится, в целебный источник – Аржаан. Ведь Тува очень богата целебными источниками. Какие целебные источники вы знаете?

( Ответы детей.)

Воспитатель. Мы отправимся в целебный источник «Шивилиг». Вы согласны?

Дорога будет дальняя, нам нужно позвать человека, который хорошо знает эти места, пригласим, местную бабушку она нам поможет.

( Появляется бабушка, здоровается с детьми и гостями.)

Воспитатель. Здравствуйте бабушка, не покажете ли вы нам дорогу до Аржаана.  Как нам туда попасть?

Бабушка. Хорошо я вам помогу, покажу вам дорогу, но будет очень трудно надо знать, и соблюдать  традиции и обычаи народа. Тувинский народ очень бережно относился к природе,  и приклонялись к духам  земли, тайги, аржаанов.

А еще нам поможет это карта, здесь указаны перевалы, красными кружочками, а Аржаан, обозначен  красным флажком. Но перед тем как отправится почитать благословение и побрызгать молочным чаем, чтобы дорога была легкой, удачной.

Ребенок читает благословение, а бабушка брызгает молочный чай, во все стороны специальным атрибутом. ( деревянная ложка с девятью маленькими углублениями). Чтобы путь была удачной, не встречались препятствие.

Ребенок.    Эки чемим дээжизи – дыр

                     Эринниг чувеге амзатпадым

                     Амданныг, чемим дээжизи дыр

                     Аастыг чувеге амзатпадым.

                     Эртен хайындырган шайымнын

                     Усту – дыр, башкы тандым

                     Ак баштыг Бай – ла Тайгам.

Ребенок:   О небо мое!

                    О, лес зеленый мой!

                    Пожелай нам доброго пути.

                    Чтобы мы добрались целыми и невредимыми..

Бабушка. Нам придется поехать на лошадях, потому что на машине или на автобусе мы не проедем, в пути есть большие перевалы, густой лес.  Вы согласны?

( Ответы детей.)

( Дети имитируют езду на лошадях, под  тывинскую музыку «Наездники»).

Бабушка. Вот мы и приехали до первого перевала. По традициям наших предков, на перевалах принято сойти с лошади, поклонится духам перевала прочитать специальное благопожелание и привязать цветные шелковые ткани – кадак, на священном дереве.

( Дети читают благопожелание, привязывают цветные ткани.)

Ребенок.   Долу чаашкын болбазын,

                     Аъш - чем элбек болзун,

                    Урезин успес болзун,

                    Угерин соп чиир болзун

                    Тараа – быдаа элбек,

                    Тавак сынмас болзун!

Бабушка. А теперь нам «нужно» отправится на лодках, потому что Аржаан находится за этой рекой «Хемчик». Чтобы удачно переплыть реку надо почитать благопожелание.

Ребенок.            Дыка сыык дээш,

                             Таварбадым,

                             Дажыг дээш,

                             Дагагалзавадым.

                             Ада огбем изеп каан

                             Авыралдыг кежиим - дыр сен.

                             Теренин сыыгадып,

                             Шапкынын оожугадып,

                             Ковуруунге хогледип,

                            Чалгыын – биле чайгап

                             Кежир хайыракан!

( Дети садятся на физкультурные скамейки и имитируют движение, под музыку.)

Воспитатель. Вот и второй перевал, тоже нам нужно сойти с лошадей, попросить благословение у духов перевала.

( Дети встают, выходят из лодок, бабушка обращает внимание детей на сломанное дерево.)

Бабушка. Дети мои посмотрите, это дерево может погибнуть, надо взять семена от этого дерево и вкапать в  землю,  и попросить у природы, чтобы на этом месте выросло новое дерево, и прочитать специальное благопожелание.

( Дети делают имитирование, и ребенок читает благословение.)

                 

   Ребенок.    Чок болуп читпес сен,

                       Чочагайын унуп кээр.

                       Барган хевээ барбас сен,

                       Бай ыяш хевээр унуп кээр сен.

Бабушка. Ну а теперь продолжим наш путь, сейчас нам нужно подняться на высокую гору, Туда подниматься придется на четвереньках.

( Дети ползут  на четвереньках).

Бабушка. Вот мы  пришли к целебному источнику «Шивилиг». Но прежде чем принимать лечение нам нужно, поклонится духам аржаана, попросить, чтобы источник исцелил нас, дал нам энергию.

( Совершается обряд, проводят имитирование умывание аржааном.) Появляется хозяйка аржаана, обращается детям.

Хозяйка аржаана. Ребята, а вы знаете стихи, благопожелание, может, мне на память расскажете?

( Дети читают стихи Благопожелания, и просят у духа аржаана исцеление.)

Ребенок.          Аарыг ажык чок

                           Аржаан силерге

                           Аарыым айыткап келдим

                           Алдын аржааным,

                           Ачылан човуланны.

                           Адырып каарын.

                           Аржааным силерден диледим.

Ребенок.       Човуланым чоттундуруп бер,

                         Аарыым арылдырып бер,

                         Адап сурап келдим,

                         Алдын аржааным!

                         Оршээ хайыракан!

Ребенок:       О целебный источник мой!

                         Я проделал долгий путь к тебе.

                         Прошу исцели меня

                          Вылечи все мои болезни.

Хозяйка аржаана. Какие вы молодцы, такой трудный путь совершили, вот вам я даю, вам мой золотой Аржаан, будете продолжать свое лечение дома, и подает сосуд с Аржааном)

( Дети благодарят за исцеление в аржаане и  за подарок хозяйке аржаана).

Ребенок.           Аарыг – аржыым

                            Эттиндирип алдым

                            Алдын аржааным,

                            Акша копеем салдым

                            Ажым- чемим делгедим

                           Аржаан хайыракан, оршээ!

Ребенок:          О целебный  мой источник

                           Исцели меня от всех недуг.

                            Прошу тебя помоги мне.

Воспитатель. А теперь нам пора возвращаться, дорогу мы уже знаем. На чем мы поедем?

Дети. Поползем, поплывем, поедем на лошадях.

( Дети  имитируют движение, ползут, плывут на лодках, едут на лошадях)

Итог.  Вот мы приехали обратно в детский сад. Куда мы путешествовали, сегодня? Что вам понравилось? Трудный был путь? Что вам было трудно? Какие  народные  традиции  и обычаи вы узнали?

Дети.         Мы чудесно погуляли,

                   Свежим воздухом дышали.

                   Мы резвились и играли

                   И, в конце концов, устали…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мудрость воспитания и народные традиции, игры, обычаи в воспитании дошкольников

Концультация для родителейна тему: "Мудрость воспитания и народные традиции, игры, обычаи в воспитании дошкольников"....

Мудрость воспитания и народные традиции, игры, обычаи в воспитании дошкольников

Концультация для родителейна тему: "Мудрость воспитания и народные традиции, игры, обычаи в воспитании дошкольников"....

Конспект НОД Образовательная область «Познавательное развитие» (раздел «Ознакомление с социальным миром») (старшая группа) «Знакомство детей с государственным праздником Рождество Христово и народными традициями и обычаями»

Конспект НОД Образовательная область «Познавательное развитие» (раздел «Ознакомление с социальным миром») (старшая группа) «Знакомство детей с государственным праздником Рождество Христ...

Консультация для родителей. КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ РАЗНЫХ НАРОДОВ? ЧТО ТАКОЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ, ГОСТЕПРИИМСТВО?

Многие семьи имеют свои традиции и обычаи. В одной, например, утром всегда пьют чай с лимоном, а вечером – горячее какао. И так каждый день. В другой семье могут быть другие обычаи. К примеру, д...

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями. Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями.Цель:  Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с н...