Консультация для педагогов на тему: «Гармония движения»
консультация по обж на тему
Воспитанием и обучением детей безопасному поведению на улицах и дорогах необходимо заниматься с раннего возраста. Поэтому эту задачу призваны решать педагоги дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов на тему: «Гармония движения» | 34.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
на тему: «Гармония движения»
Подготовила и провела:
воспитатель МКДОУ ЦРР –
детский сад №21 г. Россошь
Пегина О.А.
Воспитанием и обучением детей безопасному поведению на улицах и дорогах необходимо заниматься с раннего возраста. Поэтому эту задачу призваны решать педагоги дошкольных образовательных учреждений.
Примерное содержание знаний и умений безопасного поведения на дороге, доступное детям дошкольного возраста.
Содержание представлений:
- иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице;
- иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы;
- знать элементарные правила дорожного движения:
- переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
- не играть на дороге или около проезжей части;
- переходить улицу только по пешеходному переходу;
- при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;
- знать устройство проезжей части, некоторые знаки для пешеходов и водителей.
Познавательные и игровые умения:
- уметь с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;
- уметь различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
- уметь называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;
- отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.
Практические умения:
- совместно с родителями переходить проезжую часть дороги, соблюдая правила дорожного движения;
- кататься на велосипеде (самокате, роликовых коньках) только по тротуару, правильно вести себя по отношению к прохожим.
Формы, методы и средства ознакомления дошкольников с правилами безопасности на улице с учетом их жизненного опыта.
- Беседа помогает педагогу выявить уже имеющиеся у детей знания и представления, выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать методику. Темы могут быть разнообразные:
- «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых?»
- «Почему нельзя играть на тротуаре?»
- «Какие правила следует соблюдать при переходе дороги?»
- «Что обозначают сигналы светофора? Где обычно установлены свето- эоры?»
- «Какие дорожные знаки вы знаете? Для кого предназначены дорожные знаки?»
- «Где маленькие дети могут кататься на велосипеде?»
- «Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД?»
- «Как надо вести себя в общественном транспорте?» и т. д.
Такая форма работы с детьми проводится как индивидуально, так и с группой детей. Каждый ребенок принимает активное участие в обсуждении, высказывает свою точку зрения, определяя тем самым свою роль в различных ситуациях
2. Образовательные ситуации. Знакомство с правилами поведения на улице педагог может осуществлять в ходе организации непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи, по развитию экологических представлений, по развитию элементарных математических представлений и т. д. Рассмотрим подробнее содержание педагогической деятельности:
- непосредственно организованная образовательная деятельность развитию элементарных математических представлений: педагог создает условия для освоения правил уличного движения, учит детей пользоваться планами, схемами, моделями. Активизирует интерес детей к задачам, создает условия для их решения (используя разнообразный дидактический материал);
- непосредственно организованная образовательная деятельность по развитию речи: педагог использует различные методы и приемы по знакомству детей с правилами безопасного поведения:
- рассматривание картин и иллюстраций;
- составление описательных рассказов по картине;
- составление рассказов из личного опыта;
- разучивание стихотворений;
- чтение художественной литературы;
- разыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения улице, в общественном транспорте и т. д.
- непосредственно организованная образовательная деятельность изобразительной деятельности и конструированию. Целесообразно проводить индивидуальные и коллективные работы по темам «Наш город», «Транспорт на улицах города», «Пассажирский транспорт», «Загородный дом «Наша речка/озеро» и т. д. В уголке изобразительной деятельности дошкольникам представляется возможность отразить свои впечатления, взятые из жизни фиксировать их в альбомах или на отдельных листах. В помощь дошкольник педагог оснащает уголок развивающим материалом: образцы различного вида транспорта, дорожных знаков, иллюстрации с различными ситуациями на дорогах. Книжки-раскраски «Азбука маленького пешехода», «Здравствуй, свете фор», «Здравствуй, друг, дорожный знак», «Я на улице», «Транспорт» и т.д: помогут ребенку учиться понимать дорогу и правильно вести себя на ней. Играя, ребенок разбирается в самых разных дорожных ситуациях, определяет, ли ведут себя пешеходы и водители, и даже восстанавливает порядок на улицах. Работая с книжками-раскрасками, ребенок закрепляет знания о профессии сотрудника ГИБДД. Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования с различными материалами, с этой целью в уголок помещаются материал для аппликации, используемый детьми (картон, цветная бумага, ножницы, клей и т. д.), бросовый материал (пустые коробки, катушки и т. д.), различные трафареты, обводки, печатки.
- Экскурсии
В ДОО необходимо проводить с детьми экскурсии за пределами детской площадки. Целью экскурсии может быть как ознакомление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками, в парк, к водоему и т. д., так и наблюдение за пешеходами, за движением разных видов транспорта, за работой регулировщика и т. д. Во время проведения экскурсии педагог рассказывает детям (на наглядном примере), как следует переходить дорогу, закрепляет представления детей о предназначении светофора и его сигналах, объясняет, что означает тот или иной дорожный знак. Педагог совместно с детьми наблюдает, анализирует и обсуждает поведение людей на улице.
Экскурсия должна проводиться с соблюдением всех требований и инструкций по охране жизни и здоровья детей, а также с разрешения родителей.
Например, можно провести экскурсию вокруг детского сада с последующим коллективным составлением плана дороги. На плане отмечаются опасные места (яма, люк, лужа т. д.).
Можно дать задание — дома с родителями составить подобный индивидуальный план дороги от дома (остановки) к детскому саду.
4. Ролевые игры
Тематику ролевых игр следует подбирать в соответствии с программными требованиями для конкретного возраста. Атрибуты для игр должны удовлетворять интересам мальчиков и девочек. Для закрепления Правил дорожного движения у детей дошкольного возраста ролевая игра вызовет большой интерес, если мальчики смогут использовать атрибуты регулировщика, макет светофора, дорожные знаки, расположенные на стойках, нагрудные знаки с изображениями различных видов транспорта (автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус и т. д.). Использование таких знаков поможет ребенку взять на себя роль водителя какого-нибудь транспортного средства. Для девочек — коляски, куклы, сумочки и т. д.
Например, ролевая игра «Автобус». Под руководством воспитателя продумывается содержание игры, обсуждаются действия участников, распределяются роли (водитель, кондуктор, пассажиры пожилые, с детьми, молодые). Все вместе строят свой автобус, придумывают название остановкам и т. п.
5. Конструктивная деятельность
Необходимо предлагать детям строительный материал, при помощи которого можно построить дороги, переезд, перекресток, различные здания и т. д., из крупных модулей построить различный транспорт (автобус, теплоход и т. д.). Это позволит им создавать разные постройки и обыгрывать их, используя знания о Правилах дорожного движения.
Для большей эффективности работы с детьми по данной теме педагогу следует использовать разнообразный аудио- и видеоматериал (кассеты с мультфильмами, аудиозаписи — сказки, стихи, рассказы, песенки для детей дошкольного возраста).
- Художественная литература
«Большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности». Кроме того, в последнее время появляются современные рассказы и сказки, которые в доступной и увлекательной форме знакомят детей с правилами безопасности жизнедеятельности.
Исходя из общих требований к отбору литературы (Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И.), можно выделить ряд произведений, в которых наиболее ярко описаны правила безопасного поведения на улице. К ним относятся:
- «Волшебный мяч» (Т. А. Шорыгина);
- «Как неразлучные друзья дорогу переходили» (А. А. Иванов);
- «Марта и Чичи идут в парк» (Т. А. Шорыгина);
- «Как Стобед качался на качелях» (Д. Орлова);
- «Огнехвостик» (В. Ардов);
- «Законы улиц и дорог» (И. Серяков).
Поэтические произведения:
- «Дядя Степа — милиционер» (С. Михалков);
- «Если бы...» (О. Бедарев);
- «Посмотрите, постовой» (Я. Пишумов);
- «Самый лучший переход» (Я. Пишумов).
Развивающая среда по возрастным группам.
Младшая группа (3- 4 года)
- Игрушки и игровое оборудование: Транспорт: автобус, машины легковые, грузовые; куклы, коляски; конструктор напольный; светофор.
- Макет на столе (или на стене из ткани): тротуар, проезжая часть, светофор, машины, люди.
- Наглядно-дидактические пособия: Общественный транспорт: автобус, такси; легковые машины, грузовые машины; Картины: с изображением города (со знаками и светофором); картина с изображением проезжей части (с машинами), тротуаром (с людьми); Картинки: с изображением разных ситуаций на дороге (игры в мяч на дороге, переход людей по пешеходному переходу); Дорожные знаки: пешеходный переход, светофор.
- Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: светофор, атрибуты для водителя, рули (4), фартуки с общественным транспортом: автобус, такси, машина. Макет автобуса (из ткани).
- Настольные дидактические игры: Информация для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения».
- Художественная литература: С. Михалков «Светофор», «Зайка-велосипедист»; «Улица шумит», стихи про транспорт и др. · Маршруты безопасного пути от детского сада до дома.
Средняя группа (4 – 5 лет)
- Игрушки и игровое оборудование: Транспорт: автобус, трамвай, машины легковые, грузовые, пожарная машина, милицейская машина; куклы, коляски; конструктор напольный; светофор.
- Макет на столе (или на стене из ткани): перекрёсток, зебра, островок безопасности, машины, люди. Крупные и мелкие дорожные знаки.
- Наглядно-дидактические пособия: Общественный транспорт: автобус, трамвай, такси; легковые машины, грузовые машины;
Картины: с изображением города (со знаками и светофором); перекресток с инспектором ГИБДД, картина с изображением проезжей части (с машинами), тротуаром (с людьми);
Картинки: с изображением разных ситуаций на дороге (игры в мяч на дороге, переход людей по пешеходному переходу и т.п.); Картинки на классификацию видов транспорта .
Дорожные знаки: пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход.
- Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: светофор, перекресток на полу (из любого материала) с зеброй и островком безопасности. Атрибуты для водителя, рули (4), фартуки с общественным транспортом: автобус, такси, машина. Макет автобуса, пожарной машины (из ткани); шапочки или фартучки с дорожными знаками.
- Настольные дидактические игры по правилам дорожного движения.
- Книжка-раскладушка для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения.
- Художественная литература: Н. Носов «Автомобиль»; А. Дорохова «Заборчик вдоль тротуара», «Зеленый, желтый, красный», А. Усачев «Домик у перехода», С. Маршак «Светофор», В.И. Мирясова (стихи про транспорт), В.Головко «Правила движения», Т. Александрова «Светофорчик» · Маршруты безопасного пути от детского сада до дома
Старшая группа (5 – 6 лет)
- Игрушки и игровое оборудование: Транспорт: автобус, трамвай, машины легковые, грузовые, пожарная машина, милицейская машина, скорая помощь, поезд с железной дорогой; куклы, коляски; конструктор напольный; светофор, куклы: инспектор ГИБДД, ребенок;
- Макет на столе (или на стене из ткани): разные виды перекрёстков, зебра, островок безопасности, машины, люди Крупные и мелкие дорожные знаки (запрещающие и предписывающие), жесты регулировщика
- Наглядно-дидактические пособия: Общественный транспорт: автобус, трамвай, троллейбус, метро, такси; легковые машины, грузовые машины; поезд товарный, пассажирский.
Картины: с изображением города (со знаками и светофором); перекресток с инспектором ГИБДД, картина с изображением проезжей части (с машинами), тротуаром (с людьми);
Картинки: с изображением разных ситуаций на дороге (игры в мяч на дороге, переход людей по пешеходному переходу и т.п.);
Картинки на классификацию видов транспорта
Дорожные знаки: пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход, велосипедная дорожка, въезд запрещен, дети.
- Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: светофор, перекресток на полу (из любого материала) с зеброй и островком безопасности. Атрибуты для водителя, рули (4), фартуки с общественным транспортом: автобус, такси, машина, пожарная машина, скорая помощь. Макет автобуса, пожарной машины или скорой машины(из ткани); шапочки или фартучки с дорожными знаками
- Настольные дидактические игры по правилам дорожного движения ·
- Информация для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения»
- Художественная литература: Н.Носов «Кирюша попадает в переплёт», «Автомобильчик», А. Дорохова «Зеленый, желтый, красный», чтение стихотворений про транспорт, С. Михалков «Скверная история», Г Юрмин «Любопытный мышонок» · Маршруты безопасного пути от детского сада до дома
Подготовительная группа (6 – 7 лет)
- Игрушки и игровое оборудование: Транспорт: автобус, трамвай, машины легковые, грузовые, пожарная машина, милицейская машина, скорая помощь, поезд с железной дорогой, строительные машины; куклы, коляски; конструктор напольный; светофор, куклы: инспектор ГИБДД, ребенок
- Макет на столе (или на стене из ткани): разные виды перекрёстков, зебра, островок безопасности, машины, люди;
- Наглядно-дидактические пособия: Общественный транспорт: автобус, трамвай, троллейбус, метро, такси; легковые машины, грузовые машины; поезд товарный, пассажирский. Картины: с изображением города (со знаками и светофором); перекресток с инспектором ГИБДД, картина с изображением проезжей части (с машинами), тротуаром (с людьми); Картинки: с изображением разных ситуаций на дороге (игры в мяч на дороге, переход людей по пешеходному переходу и т.п.);
Картинки на классификацию видов транспорта: наземный (легковой, грузовой, специализированный, военный, строительный), водный, воздушный.
Дорожные знаки: пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход, велосипедная дорожка, въезд запрещен, дети, место стоянки, железнодорожный переезд со шлагбаумом, велосипедное движение запрещено и др.
- Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: светофор, перекресток на полу (из любого материала) с зеброй и островком безопасности. Атрибуты для водителя, рули (4), фартуки с общественным транспортом: автобус, такси, машина, пожарная машина, скорая помощь. Макет автобуса, пожарной машины или скорой машины (из ткани); шапочки или фартучки с дорожными знаками, жезл.
- Настольные дидактические игры по правилам дорожного движения
- Информация для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения»
- Художественная литература: Н.Носов «Автомобильчик», Г Юрмин «Любопытный мышонок», Я. Пишумова «Азбука города», Б Житков «Что я видел», «Улица города», И.М Серякова «Законы улиц и дорог» и др. · Маршруты безопасного пути от детского сада до дома
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультации для педагогов по правилам дорожного движения
Консультации для педагогов по пдд...
Консультация для педагогов на тему «Обучение детей имитационным движениям»
В конультации материал для воспитателей детского сада....
Консультация для педагогов на тему "Взаимосвязь эмоций, движения и речи в развитии детей раннего возраста"
Консультация для воспитателей ...
Консультация для педагогов на тему: «Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности в работе с дошкольниками при обучении правилам дорожного движения»
Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры по закреплению знаний детей о правилах дорожного движения....
Консультация для педагогов по теме: «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения»
Азбука дорожной безопасности по возрастным группам. ...
Консультация для педагогов на тему: Консультация для педагогов Тема: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
Тема: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»...