Проект:"Куклы бабушки моей".
проект (средняя группа) на тему
Информационная карта проекта:
Организация: МАОУ СОШ№2 г Немана дошкольное образование
Авторы: воспитатели средних групп
Вид, тип проекта: информационно – творческий
По содержанию: ребенок, общество и его культурные ценности
По характеру: детско – взрослый, где ребенок субъект проектирования
По количеству участников: коллективный
По характеру контактов: осуществляется внутри трёх возрастных групп, в контакте с семьей, осуществляется внутри ДОУ
По продолжительности: средней продолжительности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_proekt.docx | 474.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Кукла бабушки моей».
Информационная карта проекта:
Организация: МАОУ СОШ№2 г Немана дошкольное образование
Авторы: воспитатели средних групп
Вид, тип проекта: информационно – творческий
По содержанию: ребенок, общество и его культурные ценности
По характеру: детско – взрослый, где ребенок субъект проектирования
По количеству участников: коллективный
По характеру контактов: осуществляется внутри трёх возрастных групп, в контакте с семьей, осуществляется внутри ДОУ
По продолжительности: средней продолжительности
Введение
Педагогу, работающему с детьми всегда важно найти пути открытия сердца ребенка. Крайне важно научить ребенка уважать свои корни, то место, где он родился, вырос, где живет он, и где жили его предки.
В семье, да и детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче их выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, прививая любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям. Любой человек, независимо от возраста и профессии, городской он или деревенский, помнит игрушки своего детства. Это первые жизненные и культурные ориентиры.
Проблема: В современном мире игрушки наших детей стилизованы под героев американских мультфильмов и ребёнок не владеет информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки.
Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Цель проекта: нашей исследовательской работы явилось приобщение детей к истокам народной культуры в процессе ознакомления их с историей возникновения народной куклы.
Задачи:
1. Развивать и обогащать знания детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол;
2. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;
3. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов;
4. Создавать условия для творческого самовыражения детей.
5. Привлечь внимание и помощь родителей к поиску необходимой информации в различных источниках для работы над проектом, а также к работе детей и педагогов над выбранной темой
Материал:
1. куклы семьи и детского сада;
2. книги, иллюстрации, презентации по теме;
3. материалы для изготовления кукол
4. ноутбук, проектор, аудиозаписи русских народных мелодий
Предшествующая работа:
- занятия, беседы и чтение художественной литературы по приобщению детей к истокам русской культуры
- рассматривание тряпичных кукол, изготовленных воспитателем
- использование аудиозаписей с русскими народными мелодиями
С целью анализа заинтересованности родителей воспитанников в исследовательской деятельности, сбора информации о применение кукол в играх разных поколений, был проведён опрос.
1.Назовите первую куклу в Вашей жизни (резиновая, пластмассовая, тряпичная).
2. Опишите куклы, изготовленные Вашими руками.
3. В какие куклы играют Ваши дети?
4. Какие куклы Вы предпочитаете дарить детям своих знакомых (внукам)?
Опрос показал, что женщины старшего поколения (50- 75 лет) играли в тряпичные куклы, изготовленные своими руками, руками мам и бабушек. А женщины моложе 50 лет – в фабричные: резиновые, пластмассовые. Не смотря на то, что прошло достаточно много лет, ощущения от игры в народные, самодельные куклы оказались более яркими и радостными. В поисках информации о народной кукле были задействованы педагоги и дети, родители воспитанников, городская библиотека. Анализ собранного материала показал: кукла- это тот образ, или предмет который хотя очень близок и знаком ребенку и взрослому, но таит в себе множество загадок и тайн, неся во всем определенный и важный смысл. Она занимает особое место в воспитании ребенка. Эта та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Благодаря кукле ребенок проходит школу первичной социализации. Кукла знакомит детей с историей края, народной одеждой, рукоделием. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу.
В процессе исследовательской деятельности, установили, что по своему назначению куклы делятся на три группы:
1. Обереговые
2. Обрядовые
3. Игровые
Народные куклы зародились еще в глубокой древности. Существуют различные виды кукол: обрядовые, обереги, зольные и многие другие. Делали таких кукол из различных материалов: бересты, золы, лоскутков ткани. Куклы сопровождали человека от рождения до смерти. Они играли огромную роль, их использовали, как обереги для праздников и обычаев, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную погоду, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. С ними встречали гостей, дарили на День рождения, придумывали о них сказки и стихи, песни и пословицы «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал», гласит народная мудрость. Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. И даже через много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу.
Покупая малышу игрушку, родители хотят, чтобы она и развлекала, и развивала его. А наши предки старались наделить некоторые из игрушек еще и магической силой, защищающей ребенка от злых духов.
Многие родители воспитанников вместе со своими детьми приняли активное участие в сборе информации о народной кукле.
У поморов на Севере даже самые простые куклы исполняли роль оберегов. Вырубалась такая кукла из щепки всего несколькими движениями топора. Столбик, не больше ладони, условно изображающий человеческую фигуру, иногда с едва различными чертами лица. А вот Удорская легенда гласит об обратном: «Вдоль деревни Муфтюга бежит Тятюка ель (ручей кукол). Раньше там жил загадочный народ – чудь. Муфтюжские дети, играя вдоль ручья, часто находили там бронзовые куклы, изготовленные язычниками. Когда дети приносили домой эти найденные куклы, то родители запрещали играть в них, приговаривая: «Если в руки возьмете эту куклу, то можете ослепнуть». Эту информацию предоставила нам: Гарбузова Мария Николаевна.
Езерская Дина Сергеевна нашла информацию о кукле Берегиня дома.
Эта кукла способствовала хорошему урожаю. Крестьянская семья зависела от того, какой вырастет урожай хлеба, овощей. Кукла находилась в укромном уголке дома, и во время праздников принимала подношения.
Очень интересна кукла- оберег Кубышка-травница, о которой нам рассказала Найрановская Виктория Викторовна. Этой кукле вверяли здоровье семьи. Наполняли ее травами и дом, наполнялся чудесными ароматами, которые действовали успокаивающе или наоборот бодряще. Ставили ее в детской комнате, с такой куколкой дети меньше болели.
Настасий Жанна Анатольевна (бабушка Даны), расспросив подругу, которая родилась и выросла в селе Пысса Удорского района, узнала, что кукол делали из обработанной конопли, голову и ноги из сухих опилок. Кофту и сарафан выкраивали по фигуре куклы.
У многих народов мира встречаются деревянные божки, изображающие предков, живущих в том мире и призванных помочь живущим в этом.
Куклу - оберег у народа Коми делали из бересты и ткани. Бересту скатывали в трубочку, внутренним слоем наружу, внутрь вставляли лист бумаги с молитвой матери. Одежду для такой куклы шили из лоскутков одежды старого человека и обязательно доброго. Одевали куклу в кофту с длинными рукавами, двухъярусную юбку и фартук, который отделывали тесьмой. Рассказала нам Панченко Анна Николаевна.
Вот что нам рассказала Елена Андреевна Бондаренова, а ей старейшая жительница Архангельской области Пинежского района: «На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. Для нее делали кроватку из дощечки, укладывали спать, пели песенки, кормили». Там же была распространена кукла- ложка. Делали ее из кусочков ткани и красных ниток. Цвет связывали с кровью – рудой, как называли ее в народе с родом, к которому принадлежит человек. Возможно, кукла на ложке символизирует то, что родившийся человек имеет свой надел, свою долю в семье.
Наиболее ранней среди традиционных игровых кукол России была кукла «Полено». Рассказала и показала нам Горулёва Наталья Николаевна. Представляла собой она деревянное поленце, наряженное в женскую одежду.
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
Воспитатели решили объяснить ребятам и на практике показать им, что куклы бывают из самых разных материалов.
В частности, русские народные куклы в большинстве своем – тряпичные. Воспитатели показали детям книгу о народной тряпичной кукле с хорошими фотографиями и иллюстрациями, и детей очень заинтересовала эта тема. Многие высказали желание научиться делать таких кукол.
- В течение недели воспитатели просмотрели с детьми доступные им по возрасту книги и журналы по истории народной тряпичной куклы
- Прочитали отрывки из народного фольклора и художественной литературы о народных и авторских самодельных куклах
- Получили необходимую информацию из интернета (с родителями)
- Расспросили родителей и бабушек детей – что они знают о народной кукле.
- Посетили бабушкину избу, где собраны предметы быта и обихода – прялка, вышитые полотенца, посуда, утварь и т. д., чтобы лучше ознакомиться с бытом русского народа
- Изучили основные виды русских народных тряпичных кукол
- Рассмотрели ткани и материалы, необходимые для изготовления кукол
- Ознакомились с основными элементами народных костюмов (мужского и женского)
- Просмотрели видеозаписи мастер-классов по изготовлению тряпичной куклы
- Совместно с детьми изготовили кукол – закруток
Этапы проекта:
Этапы | Форма работы (с наименованием) | Задачи | Сроки реализации | Время в режиме | Место проведения |
1 этап (подготовительный) | Беседа с детьми на тему: «Какие бывают куклы». Чтение сказки «Василиса Прекрасная». Создание картотеки загадок о куклах. | Выяснить знания детей о куклах (современных, старинных) Формировать умения собирать дополнительную информацию из различных информационных источниках: видео, интернет ресурсы, книги, энциклопедии. Закреплять знания детей о куклах | 1 неделя Первый день 1 неделя Второй день 1 неделя Третий день | 1 половина дня 2 половина дня 1 и 2 половина дня | Библиотека, воспитатель Детский сад, группа, воспитатель Детский сад, библиотека, группа, воспитатель |
2 этап (основной) | Просмотр презентации: «Куклы из бабушкиного сундука». Чтение стихотворений о куклах. Рассмотреть ткани и материалы, необходимые для изготовления кукол (лён, хлопок, ситец, шерсть, вата, нитки). Посещение русской избы. | Обогащать представление детей о русских народных куклах. Развивать интерес к слушанию литературных произведений. Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством: показать, как разнообразны материалы для изготовления народной куклы. Обогащать знания детей о материалах из которых изготавливали одежду, развивать тактильные ощущения. | 2 неделя Первый день. 2 неделя. Второй день. 2 неделя Третий день 2 неделя четвёртый день | 1 половина дня 1 и 2 половина дня 1 половина дня 1 половина дня | Детский сад, группа, воспитатель Детский сад, группа, воспитатель Детский сад, группа, кастелянша, воспитатель Детский сад, группа, воспитатель |
3 этап (заключительный) | НОД: «Путешествие в прошлое куклы». НОД: «Тряпичная кукла-оберег». Аппликация: «Сарафан для куклы». Лепка: «Девочка в сарафане». Изготовление куклы -пеленашки с детьми. Выставка: «Куклы бабушки моей». | Познакомить детей с историей создания куклы, с процессом преобразования её человеком. Формировать представление о разнообразии народного декоративно - прикладного искусства: обереговая кукла. Развивать творческие способности детей. Развивать творческое воображение, интерес к изобразительной деятельности Научить детей изготавливать тряпичную куклу из различных видов ткани. | 2 неделя Пятый день. 3 неделя Второй день. 3 неделя Пятый день. 4 неделя Второй день 4 неделя Четвёртый день 4 неделя Пятый день | 1 половина дня 1 половина дня 1 половина дня 1 половина дня 1 и 2 половина дня | Детский сад, группа, воспитатель Детский сад, группа, воспитатель Детский сад, группа, воспитатель Детский сад, группа, воспитатель Детский сад, группа, воспитатель |
Результат:
По окончанию проекта, можно сделать вывод, что дети много узнали о русских народных кукол, сами научились изготавливать кукол закруток.
Данный проект «Кукла бабушки моей» помог процессу формирования интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы.
В заключение работы хотелось бы обратиться, ко всем кто неравнодушен к воспитанию маленьких любопытных представителей нашего общества, наших детей: - Дарите детям радость познания, частичку родного края, любовь и гордость за свою родину, свой народ, через игры с народными куклами.
Конспект занятия в средней группе
Тема «Тряпичная кукла - оберег»
Цель: Формировать представления детей о разнообразии народного декоративно - прикладного искусства: обереговая кукла.
Задачи: Дать детям представления о предметах ближайшего окружения (игрушки, посуда) и их назначении.
Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены.
Развивать интерес к старинным и современным игрушкам.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Упражнять детей в составлении описательных рассказов по игрушке, отражая ее назначение.
Развивать интерес к слушанию литературных произведений.
Упражнять в сравнении предметов по высоте.
Упражнять в определении количества предметов.
Познакомить с процессом изготовления тряпичной куклы.
Зрительный ряд: любимые куклы детей, кукла - оберег.
Литературный ряд: русская народная сказка «Василиса Прекрасная» в обработке А.Н. Афанасьева (отрывок об обереговой кукле).
Пособия: для изготовления куклы: кусок хлопчатобумажной ткани квадратной формы, пестрый лоскут для юбки, толстые нити для волос, украшения.
Словарь: оберег.
Подготовительная работа. Рассматривание игрушек - самоделок, народных игрушек, изготовление куклы - пеленашки, игры с куклой - пеленашкой, рассматривание иллюстраций о процессе изготовления игрушек, сюжетно-ролевые игры «Дочки - матери».
Ход занятия:
- Сегодня в нашей группе много гостей - это любимые куклы наших девочек. Вы хотите познакомиться с нашими гостями? Давайте попросим девочек представить нам своих кукол.
Дети рассказывают о своих куклах (как зовут куклу, как она одета, из чего она сделана, как они с ней играют).
- Вот мы и познакомились с нашими гостями.
- Сколько кукол у нас в гостях?
- Как можно назвать всех кукол по-другому? (одним словом)
- Все ли здесь игрушки? Может, есть что - то лишнее?
- Почему посуда лишняя?
- Для чего нам посуда?
- Правильно, игрушками мы играем, а посудой мы пользуемся во время еды.
- Чья кукла самая высокая?
- Чья кукла самая низкая?
- А какая еще кукла здесь есть? Такими куклами играли ваши бабушки. Как она называется? (Кукла-пеленашка.)
- Из чего ее делали?
- Как с ней можно играть?
- Правильно, ее можно покачать, спеть ей колыбельную, а можно и рассказать сказку.
- Хотите, я вам тоже сказку расскажу?
Воспитатель читает отрывок из сказки «Василиса Прекрасная».
Беседа по содержанию:
- Дети, скажите, что оставила мать для Василисы? (Куклу.)
- Вот такую же куклу, которую называли кукла - оберег, она передавалась от матери к дочери.
- Скажите, дети, из чего она сделана?
- А чем она отличается от наших современных кукол? (Нет лица.)
- Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить ее человеку, т.к.
в старину считали, что кукла с лицом обретала «душу» и могла повредить ребенку. Куколку клали в колыбельку маленькому ребенку и считали, что она его оберегает, отсюда и пошло название: кукла – оберег или обереговая кукла. Такие куклы были в каждой семье и относились к ним очень бережно.
- Хотите, я покажу, как делалась такая кукла?
Воспитатель показывает процесс изготовления куклы.
- Эта кукла будет жить в нашей группе.
- Как называется такая кукла?
- От чего она будет нас оберегать?
- А как вы к ней будете относиться?
- Вы хотите, чтобы у вас дома была такая же кукла?
- Покажите нашу куклу мамам и сделайте дома такую же.
- А сейчас хотите поиграть со своими куклами?
(Дети играют с куклами)
Занятие в средней группе.
Тема: «Путешествие в прошлое куклы».
Программное содержание.
1.Познакомить детей с историей создания куклы, с процессом преобразования её человеком.
2. Закрепить последовательность изготовления глиняных игрушек.
3. Продолжать учить изготовлять куклы из разных материалов.
4. Развивать доказательную речь, умение задавать вопросы описательного характера, активизировать познавательную деятельность, зрительную, тактильную и слуховую память.
5.Воспитывать интерес к рукотворному миру, нравственные чувства, бережное отношение к результатам труда взрослых.
6.Активизировать словарь: деревянная, соломенная, тряпичная, глиняная, пластмассовая.
Предварительная работа: знакомство со свойствами дерева, пластмассы, металла, глины, выделение их свойств и качеств. Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов - Дымковская, Филимоновская, Богородская, Каргопольская, Тверская, матрёшка, организация выставки «Куклы прошлого века». Чтение книги Нуждиной «Мир вещей», загадывание загадок об игрушках, изготовление кукол – самокруток из ткани, кукол из глины.
Оборудование и материалы: сундук, куклы, сделанные из разных материалов – деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная, разные куклы, куски ткани и ложки для изготовления кукол, коробочки – колыбельки, модели кукол из разного материала, лист бумаги с изображением ступеней, схемы изготовления глиняных кукол, ступени – подставки для кукол прошлого.
Ход занятия.
1 часть. История создания.
(Звучит магнитофонная запись).
У бабушки Насти
Волшебный ларец… (обращаюсь к сундуку)
Там заперт на ключ…(показываю ключ)
Волшебный дворец…
Позвонили в бубенец…(звук колокольчика)
И попали во дворец…
Открывается палата (поднимаю крышку)
Смотрим, чем она богата?
Нет ли там чудовища? (Нет)
Есть ли там сокровища? (Да)
- Смотрите-ка, ребята, что это у меня в сундуке?
- Как вы думаете? (предположения детей).
- Да здесь куклы! Интересно, как они попали в сундук.
- Ребята, а вы бы хотели с ними подружиться?
- Сейчас я вам не только покажу, но и расскажу.
- Давным – давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни искусственных волос, ни ткани дети играли вот такой (показываю) куклой
- Как вы думаете, из чего она сделана?
- Интересно с ней играть? Почему?
- Да, деревянная кукла совсем не похожа на современную куклу. У неё нет ни рук, ни ног, она некрасочная, нет выражения лица. Но ребята, раньше не было других кукол и наши прапрабабушки играли такими куклами. Они их любили, так же как и вы любите свои игрушки.
- Ребята, а давайте сейчас попробуем сами сделать кукол, вспомнить, как их делали наши далёкие предки.
- Как можно сделать такую куклу? (Варианты ответов детей).
- А ты, Ира как думаешь?
- А я вам предлагаю сделать вот такую. (Показываю, как пеленать куклу - младенца). (Делаем кукол с помощью ложек, тряпочек и ниток).
- Ребята, как вы думаете, нужно рисовать лицо таким куклам? Почему?
- Ребята, а какие вы знаете современные куклы, сделанные из дерева? (Матрёшка, Богородская игрушка).
- Чем интересны эти куклы?
- Вот человек и придумал другую куклу.
- Как вы считаете, из чего сделана эта кукла?
- Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину, и, помесив её в воде, можно что-то вылепить. Например, куклу. Любимым детям лепили такую куклу, а потом раскрашивали её угольками.
- Чем отличается глиняная кукла от деревянной?
- Интересно играть с такой куклой? (Даю детям для обследования).
- Верно, ребята, она тяжёлая, не гнётся. Если упадёт, то может разбиться, одежду на неё не наденешь.
- Ребята, а что у неё появилось? (Руки и выражение лица).
- Вскоре люди придумали искусственные краски и стали раскрашивать глиняных кукол. Эти куклы сохранились до наших дней.
- Что это за куклы? (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская)
- Ребята, а сейчас с помощью схем давайте вспомним, как делали Дымковскую игрушку.
Игра «Выложи и расскажи».
- А теперь расскажите. (Сначала брали кусок глины, потом делали из неё куклу, обжигали в печи, белили с помощью молока и мела, расписывали и «ставили» золото.)
- В наше время мы играем такими игрушками?
- Какую же игрушку придумали потом?
- Вот такую. (Показываю соломенную куклу). Сначала собирали солому. Варили её, чтобы она стала мягкой и эластичной, блестящей, а уж потом украшали. Вот такая она получалась. (Даю детям для обследования).
- А с соломенной куклой интересно играть? Почему?
- Действительно, её неудобно держать в руках, её нельзя одеть и раздеть.
Прошло много лет. Человек придумал другую (показываю тряпичную куклу).
- Из чего сделана эта кукла? (Из материи).
- Ребята, это тряпичная кукла.
- Как вы думаете, почему она так называется? (Её делали из тряпочек).
- Из ткани люди шили себе одежду, а для детей кукол. Вот таких. (Даю детям для обследования).
- Нравится вам такая кукла? Какая она на ощупь?
- Посмотрите и скажите, чем она вам нравится?
- Чем она отличается от предыдущих кукол?
- А вам интересно узнать, как её шили?
- Ткань сшивали мешком, набивали вовнутрь что-нибудь мягкое и украшали. Удобна такая кукла? Можно было её одеть, раздеть, поменять одежду?
- Ребята, а какие ещё делали куклы из ткани? Как они назывались? (Самокрутки, закрутки).
- А много лет спустя человек изобрёл пластмассу и научился делать из неё различные предметы, а для детей игрушки.
- И так появились вот такие куклы? (Даю пластмассовую куклу для обследования).
- Из какого материала сделана эта кукла? (Из пластмассы).
- Из пластмассы можно сделать и куклу – пупсика, и большую куклу с искусственными волосами.
- Чем удобны такие куклы, как вы считаете?
- А ты, Диана, как считаешь?
- А ты как думаешь, Саша?
- А как можно играть с современными куклами?
- У кого из вас есть такие куклы?
Человек придумал таких кукол, которые ходят, танцуют, говорят, поют. У них сгибаются руки, ноги, поворачивается голова.
- Ребята, а это что за кукла?
- Как с ней можно играть?
- У современных кукол даже есть дома, мебель посуда.
- Вот мы и подружились с куклами, сами того не замечая.
2 часть. Дидактическая игра «Расставь по порядку».
– А сейчас, ребята разложите куклы по порядку, я хочу посмотреть, как вы запомнили, какие были раньше куклы и какие сейчас.
- Для этого у меня есть вот такие схемы. (Вывешиваю на доску). Давайте с вами договоримся, какая схема будет обозначать дерево, солому, глину, ткань, пластмассу.
(После того, как договариваемся, дети выкладывают модели кукол из разного материала).
- А сейчас расскажи мне, Яна, какая кукла была самой первой и из чего она была сделана?
- А теперь, Аня?
(Деревянная - глиняная - соломенная - тряпичная – пластмассовая).
- Из каких? (Из соломы, из глины, из дерева, из ткани, из пластмассы).
- Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Я вижу, что вы были внимательными.
- Сейчас поиграем в игру «Да - нет».
- Вы уже эту игру играли с другими предметами.
- Перед вами находятся разные куклы. Внимание, нужно задавать вопрос о цвете, размере, о материале. (Играем 2 – 3 раза).
3 часть. Заключительная
- Ребята, что же такое кукла? (Игрушка для детей; вещь, которой играют).
- Что объединяет кукол? Чем куклы отличаются друг от друга? (Материалом, лицом, яркостью, одеждой, размером).
- А где делают современных кукол? (На фабрике взрослые люди).
- Правильно. Их делают на фабрике в разных цехах, вкладывают любовь, трудятся, чтобы детям было интересно играть.
- Как с ними нужно обращаться? (Бережно, беречь труд взрослых).
- Сейчас можете взять кукол, которых вы сделали сами, и пойдём с вами поиграем.
Загадки о куклах
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.
Я своей подружке Кате
Одеваю утром платье
Одеваю ей сапожки
На резиновые ножки
И веду по переулку
Утром Катю на прогулку.
Волосы льняные
Глазки голубые
И обуты ножки
В синие сапожки
На красавице-пальто
Догадались? Это кто?
У меня есть дочь Алёнка-
Вот послушная девчонка!
Она маму слушает-
Всё, что надо, кушает.
Маленькая дочка,
Слушается молча.
Она похожа на актрису
В красивом платье серебристом,
Расскажу ей сказку -
Она закроет глазки,
Поиграем - будем спать,
Уложу ее в кровать.
Что за милая игрушка:
Утром - дочка, днем – подружка
Стихи о куклах
Елена Благинина
«Голышок-малышок».
Голышку-малышку
Сшила понемножку
Малышку-голышку
Новую одёжку.
Синюю рубашку,
Алые штаны
Видишь по кармашку
С каждой стороны?
Сшила жёлтый кожушок
М. А. Пожарова
Свернута из тряпки кукла у Параши
Не отыщешь краше: руки-словно лапки,
Глазки- пара точек, а лицо- комочек.
Кукла смотрит косо, взгляд её уныл.
Кто-то вместо носа пуговку пришил.
Но Параша любит, нежит и голубит,
И целует в щечку маленькую дочку.
Галина Заславская
Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,
Куклу сделаю сейчас, из лоскутьев пёстрых,
Я лицо ей разошью нитками цветными
И волшебное сама выдумаю имя.
Елена Раннева
ИГРУШКАМ. КУКЛЕ ДАШЕ
Не сержусь на куклу Дашу
И в обиду не даю.
Целый день её проказы
И капризы я терплю.
Пусть она чуть-чуть упряма,
Но ведь я для куклы – мама.
Стихотворение А. Барто
«Резиновая Зина»
Купили в магазине резиновую Зину
Резиновую Зину в корзинке принесли
Она была разиней, резиновая Зина
Упала из корзины, измазалась в грязи.
Мы вымоем в бензине резиновую Зину,
Мы вымоем в бензине и пальцем погрозим:
«Резиновая Зина, не будь такой разиней,
А то отправим Зину обратно в магазин.
М. А. Пожарова
Свернута из тряпки кукла у Параши
Не отыщешь краше: руки- словно лапки,
Глазки- пара точек, а лицо- комочек.
Кукла смотрит косо, взгляд её уныл.
Кто-то вместо носа пуговку пришил.
Но Параша любит, нежит и голубит,
И целует в щечку маленькую дочку.
Елена Раннева
ИГРУШКАМ. КУКЛЕ ДАШЕ
Не сержусь на куклу Дашу
И в обиду не даю.
Целый день её проказы
И капризы я терплю.
Пусть она чуть-чуть упряма,
Но ведь я для куклы – мама.
Елена Григорьева
СТАРАЯ КУКЛА
Нет у куклы носа,
Растрепались косы,
Сидит она косматая,
В платьице с заплатами...
Потеплей укутаю
Милую мою,
"Баю-баю, баюшки", -
Песенку спою.
"Спи, моя красавица,
Спи моя хорошая,
Т. Днепровская
КУКЛА-СИНЕГЛАЗКА
Бабушка Танюше
Куклу подарила:
Глазки голубые
И румянец милый.
Светлая головка,
Маленькие ножки,
Платье кружевное,
Красные сапожки…
Жил с малюткой в дружбе
Котик полосатый,
Он качал ей люльку
Лапочкой мохнатой…
Валентин Берестов
БОЛЬНАЯ КУКЛА
Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кукла Кубышка кубанская. Открытое интегрированное занятие для воспитанников старшей группы в рамках реализации проекта "Кукла моя изначальная".
Открытое интегрированное занятие для воспитанников старшей группы и родителей по образовательной области "Художественное творчество" - изготовление тряпичных кукол бесшовным способом в рамках реализац...
Конспект занятия по математике во второй младшей группе «Цветные полотенчики для бабушки моей»
Развивать у детей представление о цвете, уметь их различать и находить предметы такого же цвета; развивать фантазию; совершенствовать творческие способности; поднять настроение, воспитывать интерес и ...
Сценарий игровой программы "Бабушка моей мечты"
Сценарий"Бабушка моей мечты" Веду...
НОД по ознакомлению с городецкой росписью в подготовительной группе Тема: Чудесные дощечки для бабушки моей.
Цель: создание образа городецкого узора на разделочной доске.Продолжать знакомить детей с городецкой росписью, её колоритом, особенностями.Задачи:побуждать создават...
В гости к бабушке моей
Программные задачи: - формировать умение у детей различать животных по внешним признакам, характеру поведения;- формировать умения у детей находить домики для животных;- развивать связную речь детей, ...
Соревнования «Вместе с бабушкой моей»
Соревнования «Вместе с бабушкой моей»...
Мы с бабушкой моею лучшие друзья
laquo;Бабушка» и «детство» - слово, которые хочется поставить рядом. С именем бабушки ребенок связывает все доброе, незабываемое на долгие годы, - уют в доме и вечернюю сказку, весе...