Организация предметно- пространственной среды с учетом требований ФГОС.
методическая разработка на тему
повысить компетентность педагогов в вопросах иннавационнго подхода в создании предметно – развивающей среды в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования; способствовать созданию условий, обеспечивающих возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_predmetno-_razvivayushchey_sredy_s_uchetom_trebovaniy_fgos.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Организация предметно- пространственной среды
с учетом требований ФГОС.
Подготовила: воспитатель I квалификационной категории
Смирнова И.В
Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах иннавационнго подхода в создании предметно – развивающей среды в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования; способствовать созданию условий, обеспечивающих возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
Организация современного педагогического процесса требует от педагогических коллективов создания своеобразной материальной среды. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования.
Развивающая среда - упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда, в соответствии с требованиями должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметная среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Предметная среда должна иметь характер открытой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. Предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:
- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
- охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;
- двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
Наполняемость предметной среды должна отвечать принципу целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждой из образовательных областей, представленных в ФГОС дошкольного образования, важно подготовить необходимое оборудование, игровые, дидактические материалы и средства, соответствующие психо-возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников. Вместе с тем предметная среда должна создаваться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Это значит, что материалы и оборудование для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, поисково-исследовательской, изобразительной, конструктивной, восприятия художественной литературы, коммуникативной и др.).
Необходимо уделять внимание информативности предметной среды, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования для активности детей во взаимодействии с предметным окружением.
Правильно созданная предметная среда позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Рекомендации по созданию предметно-пространственной развивающей образовательной среды:
1.Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду. Необходимо избавиться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами.
2. При создании предметной среды необходимо руководствоваться следующими принципами, определенными в ФГОС дошкольного образования:
- полифункциональности материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, мягких модулей, ширм, наличие в группе полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности ( в том числе в качестве предметов- заместителей в детской игре).
- трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);
- вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;
- насыщенности: среда должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов и оборудования должны обеспечивать: игровую, познавательную. Исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие , возможность самовыражения детей.
- доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
- безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать принцип открытости. Это открытость своего «Я» собственного мира. Здесь использование различных зеркал, даже кривых, которые помогают ребёнку сформировать образ своего «Я». В помещении детского сад развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях.
3. При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
4.Материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть представлены двумя видами: материалами для изобразительной деятельности и конструирования, а также включать оборудование общего назначения. Наличие оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты, доска для размещения работ по лепке и др.) являются обязательными и используются при реализации образовательной программы.
5.Набор материалов и оборудования для продуктивной (изобразительной) деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации. Материалы для продуктивной (конструктивной) деятельности включают строительный материал, детали конструкторов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.
6. Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности должны включать материалы трех типов: объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал и нормативно-знаковый материал. Это оборудование поможет создать мотивационно-развивающее пространство для познавательно-исследовательской деятельности (н-р: телескоп, бинокль-корректор, детские мини-лаборатории, головоломки-конструкторы и т.д.).
6.1.Материалы, относящиеся к объектам для исследования в реальном времени должны включать различные искусственно созданные материалы для сенсорного развития (вкладыши – формы, объекты для сериации и т.п.). Данная группа материалов должна включать и природные объекты, в процессе действий с которыми дети могут познакомиться с их свойства и научиться различным способом упорядочивания их (коллекции минералов, плодов и семян растений и т.п.).
6.2.Группа нормативно-знакового материала должна включать разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы, , магнитные демонстрационные плакаты для счета и т.д.
7. Материалы и оборудование для двигательной активности должны включать следующие типы оборудования для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Предметно-пространственная развивающая среда » во II гр. раннего возраста с учетом требования ФГОС
Задачи развивающей средыОхрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;Эмоциональное благополучие каждого ребенка; Интеллектуальное развитие;Создание ...
Презентация: Организация предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС ДО"
В презентации наглядно представлены материалы оформления групповой комнаты...
Развивающая предметно-пространственная средас учетом требований ФГОС ДО
В данной презентации представлены критерии по организации предметно-пространственной среды в ДОУ....
Презентация "Создание развивающей предметно - пространственной среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО в средней группе МБДОУ д/с № 29 "Светлячок"
Презентация "Создание развивающей предметно - пространственной среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО в средней группе МБДОУ д/с № 29 "Светлячок"...
«Предметно-пространственная развивающая среда во второй группе раннего возраста с учетом требований ФГОС ДО»
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости.В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым.По...
Отчет Построение развивающей предметно- пространственной среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО
Отчет Построение развивающей предметно- пространственной среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО...
Семинар-практикум «Организация предметно-пространственной среды группы с учетом требований ФГОС ДО»
Цель:выявление и обобщение знаний педагогов о создании развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образованияЗадачи:- повышение профессиональной компетент...