Адаптация детей дошкольного возраста посредством художественного слова и песенок
статья по теме
Интересная информация для воспитателей детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация – одно из основных понятий в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации обеспечивают возможность существования живого существа в постоянно изменяющихся условиях внешней среды.
Психологи рассматривают адаптацию в качестве одного из главных процессов интеллектуального развития ребенка. Она предполагает, что, во-первых, происходит приобретение знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства, и, во-вторых, изменяется психическая организация человека – когнитивные (сенсорные, перцептивные и т.д.) и личностные (мотивация, целеполагание, эмоции и т.д) процессы.
Важное значение в процессе адаптации ребенка к детскому саду имеют художественное слово и песенка. Если анализировать ребенка 3 – 4 лет, то здесь можно сказать, что художественное слово и песенка, как никакое другое искусство, оказывают влияние на эмоциональную сферу ребёнка, которая в свою очередь тесно связана с вегетативной и моторной системами.
Песенка и художественное слово в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения присутствует везде: во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях. Стишки и песенки обладают огромной силой воздействия на человека, на организацию его воспитания и обучения, формируют полноценного человека. Несомненно, что стихотворения и песенки оказывают огромное воздействие и на процесс адаптации ребенка к детскому саду.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:
1) острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в состоянии тела и психике, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2) адаптация или адекватное поведение ребенка;
3) фаза компенсации, характеризуемая убыстрением темпа развития ребенка, в результате чего дети к концу учебного года преодолевают задержку темпов развития, начинают ориентироваться и вести себя спокойно.
В процессе адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения очень важны музыкальные и художественные занятия, в процессе проведения которых можно выделить несколько важных моментов.
Во-первых, это слушание песенок. Когда дети умеют выполнять определенные правила слушания (сидеть тихо, не мешать соседу) и знают, что песенка о чем-то рассказывает, интерес к ней очень велик. Здесь важно привести детей к дальнейшему этапу развития у них интереса к музыке.
Особый вид слушания представляют собой рассказы и стишки с музыкальными иллюстрациями. Часть из них при этом должна быть знакома детям, но можно также включать в рассказ и новую музыку. Например, можно сказать детям: «Сейчас я вам расскажу, что случилось в лесу». В рассказе о том, как зайка, весело прыгавший по лесу, испугался и спрятался, заслышав приближение медведя, можно перейти к музыкальной иллюстрации после слов, описывающих, как прыгает зайка, как ему весело, а также после слов, предлагающих детям угадать по изменившемуся характеру музыки, что произошло, например: «Вдруг зайка испугался, спрятался. Кто же это его испугал?».
Слушание песенок с музыкальными иллюстрациями надо проводить в самом начале занятия, когда у детей свежо слуховое внимание и они могут соблюдать тишину. Такой рассказ требует не только выразительного исполнения музыки, но и выразительной речи и мимики, мобилизующих внимание детей.
Если слушание песенок проводится регулярно и правильно, к четырём годам большинство детей безошибочно узнают песни по фортепианному вступлению, различают музыкальные характеристики персонажей музыкально-двигательного показа и музыкальных игр, которые с ними проводились, с интересом слушают музыку и всегда сами просят сыграть им произведения, особенно понравившиеся.
Во-вторых, это музыкально-двигательные показы. Важно иллюстрировать песню музыкально-двигательным показом в тех случаях, когда действующие лица должны быть заранее представлены детям в связи с предстоящим праздничным зрелищем или игрой, в которой надо уточнить определенные оценки. Например: игрушечный дед-мороз, который подарит детям елку и будет стоять под ней во время праздничного утренника; петрушка и его комические сценки, которые войдут в праздничную игру или зрелище. Но даже и на таких показах важно не задерживаться, если они дали нужные результаты (например, дети узнали игрушечного деда-мороза или петрушку и его комические сценки вызвали у них смех). Дети очень скоро, после двух-трех занятий с показом, проявляют большой интерес к музыке и словам песни и просят педагога спеть про то, что было показано, уже не нуждаясь в зрительных иллюстрациях музыки.
Иногда показ необходим перед проведением музыкальной игры, в которой надо уточнить, почему так или иначе должны себя вести ее действующие лица. Например, можно показать, как зайка, испугавшись медведя, прячется в какое-нибудь укрытие и сидит очень тихо, пока мишка не уйдет. Показ сопровождается песенкой, которая войдет потом в игру.
Музыкально-двигательный показ в исполнении взрослых или взрослого вместе с ребенком можно использовать также в виде вступления к общей пляске, так как дети 3–4 лет уже умеют быстро схватывать новые движения, непосредственно подражая видимому, и, кроме того, хорошо улавливают связь движения с сопровождающей его музыкой.
В-третьих, это подпевание и пение. В музыкальной работе с детьми 3–4 лет это особенно важно, так как подпевание и пение являются проявлением активности, наиболее полно связанной с музыкой: движение ребенка всего лишь отражает общий характер музыки (например, оживленная плясовая музыка, полет птиц, поступь медведя, прыжки зайца и т. п., а в подпевании и в пении, если даже ребенок неточно воспроизводит мелодию песни, он сам ее исполняет, вслушивается в нее особенно внимательно и, преодолевая трудности ее исполнения, испытывает особое удовлетворение. Кроме того, подпевание и пение способствуют развитию речи, поскольку в подпевании и пении особенно полно представлено подражание слышимому.
Интерес к подпеванию и пению создается еще и тем, что они всячески поощряются – во время занятий и в самостоятельной игре и деятельности детей (когда это уместно, причем принимаются во внимание индивидуальные особенности развития и характера ребенка. Например, можно включиться в пение, напоминая слова песни ребенку, забывшему их, подбадривать и хвалить застенчивого ребенка даже в тех случаях, когда он поет еще очень неуверенно, и т. п.).
Для успешной адаптации важно широко применять музыкальные игры. Основу музыкальных игр составляют игры с пением взрослого и с детскими музыкальными инструментами. Пение взрослого благотворно влияет на мелодический слух ребенка, а чередование пения и музыки в аудиозаписи придает играм особую эмоциональную насыщенность, позволяет концентрировать внимание малыша, дольше сохранять его интерес к музыкально-игровой деятельности.
В процессе эмоционального общения малыша и взрослого игры станут обогащать музыкально-слуховой опыт ребенка. Они дадут представление о таких средствах музыкальной выразительности, как ритм, тембр, темп, динамика, лад; помогут развитию внимания, памяти; будут стимулировать развитие движений, действий с предметами. Музыкальные игры просты, доступны и займут немного времени, но принесут малышу огромную пользу и радость.
Нет ничего более увлекательного для малыша, чем веселая, познавательная игра с любимыми игрушками. Сюжетные игрушки очень интересны для крохи. С их помощью он может воспроизводить освоенные им действия. Но не всегда ребенок, особенно маленький, самостоятельно умеет это делать. В таких случаях нужна помощь взрослого. Он учит малыша укладывать куклу спать, кормить кошечку, догонять мишку, знакомит ребенка с повадками животных, звуками, которые для них характерны (лай собаки, рычание медведя и т. д.). Музыкальные игры с сюжетными игрушками вызывают особую радость у малыша, так как сопровождаются музыкой или пением взрослого, что является сильным стимулирующим фактором для активизации внимания маленького ребенка, развития эмоций.
Музыкальные игры с сюжетными игрушками постепенно подводят малыша к простой сюжетной игре, а позже и к сюжетно-ролевой музыкальной игре. С их помощью ребенок овладевает сюжетно-образными действиями, которые можно выполнять под музыку, под пение. Они эмоционально насыщены, создают праздничную атмосферу, стимулируют двигательную и певческую активность малыша. Заметим, что музыкальные игры, в силу своей специфики, не заменяют игр-занятий, которые отображают жизненные ситуации, развивают у ребенка представления об окружающем пространстве, формируют разные виды самостоятельной деятельности, но музыкальные игры – прекрасное дополнение к этому.
В процессе адаптации можно широко применять художественный фольклор. Художественный фольклор – универсальный и один из самых совершенных инструментов общения между детьми, между взрослым и ребенком. Именно напевы колыбельных, пестушек, потешек , стишков закладывают в память ребенка его первые музыкальные впечатления, развивают звуковые навыки. Естественно, что многие из таких песен запоминаются детьми и в будущем входят в их репертуар.
Прибаутки могут иметь как прозаическую, так и поэтическую форму. Они появляются тогда, когда проходит пора созерцания, приходит время активного поведения, стремления вмешиваться в жизнь. Прибаутка является веселым психологическим помощником в деле подготовки детей к труду и учебе. Она побуждает ребенка к действию, а некоторая ее недоговоренность, недосказанность вызывает сильное желание домыслить дофантазировать, т. е. побуждает мысль и воображение.
Детские песенки, художественные рассказы повышают эмоциональный настрой ребенка, побуждая к совместным действиям со взрослым, установлению доверительных отношений, а постепенное вовлечение ребенка в новую среду, правильно организованные систематические и планомерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают быструю адаптацию детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/04/picture-419633-1504538263.jpg)
Методическое пособие для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста «Использование художественного слова в ознакомлении дошкольников с сезонными явлениями в природе»
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. В период детства идет ин...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/09/picture-293538-1378751693.jpg)
Сценарий совместного с родителями развлечения по воспитанию толерантного сознания у детей дошкольного возраста посредствам художественной литературы "Национальное изобилие Матушки России"
Сценарийсовместного с родителями развлеченияпо воспитанию толерантного сознания у детей дошкольного возрастапосредствам художественной литературы«Национальное изобилие Матушки России»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/07/picture-94461-1673098234.jpg)
Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)
Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/16/picture-468083-1665946843.jpg)
Методическое пособие для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста «Использование художественного слова в ознакомлении дошкольников с сезонными явлениями в природе»
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. В период детства идет интенсивное накопление знаний о природе, об окружающем мире, о состоянии ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/11/picture-957338-1507728498.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОТЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Статья о влиянии художественной литературы на формирование доброты у дошкольников. Для педагогов и родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/07/picture-902318-1488899796.jpg)
Презентация "Формирование дружеских представлений у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы"
Презентация на тему: "Формирование дружеских отношений у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/15/picture-1134893-1557900577.jpg)
Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста посредством художественного слова
Презентация для педагогов в формате PowerPoint "Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста посредством художественного слова"...