Тренинг для педагогов ДОО "Я познаю себя"
план-конспект занятия на тему

Козлова Мария Сергеевна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_ya_poznayu_sebya.docx86.1 КБ

Предварительный просмотр:

структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного

учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №1

«Образовательный центр» имени Героя Советского Союза В.И.Фокина с. Большая

Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области детский

сад «Красная Шапочка», реализующее образовательные программы

дошкольного образования

Психологический тренинг для педагогов

 «Я познаю себя»

Составил:

Педагог – психолог

Игуменова М.С.

с. Большая Глушица, 2018 г.

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга, осознавать свою роль, функции в жизни коллектива. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Цель:

Развитие групповой сплоченности коллектива, способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию  между педагогами; снятие мышечного и эмоционального напряжения педагогов; улучшение эмоционального состояния педагогов.

Задачи:

  • развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах и умений адекватно оценивать эмоциональные состояния других людей;
  • осознание каждым участником своей роли, функции в жизни и в коллективе;
  • повысить коммуникативные навыки педагогов;
  • повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех;
  • развитие навыков общения, снятие телесных зажимов.

Необходимые материалы:

  • мяч;
  • листы чистой бумаги;
  • ручки, карандаши, губка;
  • макет «сердца группы»;
  • подготовленные изображения с заданным рисунком для теста «Нарисуем свой характер».

Ход тренинга:

Участники сидят в кругу.

  1. Приветствие

Цель:  

  познакомить  участников  группы  с  ритуалом  приветствия, включение участников в работу.

Психолог: Здравствуйте, дорогие педагоги! Я рада вас всех видеть.   Сегодня  мы с вами собрались в нашем зале, чтобы немного отдохнуть, расслабиться, познакомиться  немного  поближе    друг  с  другом.  В  начале  нашего мероприятия  я  предлагаю  всем  участникам  поздороваться  необычным способом:  каждый  участник  группы,  мизинцами  соединяется    с  рядом сидящим соседом, и по моей команде дружно, скажем  «Здравствуйте».

  1.  «Знакомство»

Цель:

 настроить каждого участника на работу в группе;

 вызвать  ощущение  доверия  и  психологического  комфорта  в  данной группе людей.

  Психолог: Перед началом дальнейшей работы, я думаю, нам стоит вновь

познакомиться. В  тренинге  нам  предоставляется  прекрасная  возможность,  обычно  недоступная  в  реальной  жизни  –  выбрать  себе  имя.  Ведь  часто  бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не  устраивает  форма  обращения,  привычная  для  окружающих,   –  скажем,  все  вокруг  зовут  девушку  Ленка,  а  ей  хочется,  чтобы  к  ней  обращались  "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась  мама  в  детстве.  Некоторым  по  душе,  если  их  называют  по  отчеству,  без  имени  –  Петрович,  Михалыч.  А  кто-то  втайне  мечтает  о  красивом  имени,  которое  носит  его  кумир.  Есть  люди,  которые  имели  в  детстве  забавную  кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к  ним  обращались  именно  так.  У  вас  есть  тридцать  секунд  для  того,  чтобы  подумать  и  выбрать  для  себя  игровое  имя.  Напишите  его  на  бумажной  карточке  и  прикрепите  к  одежде.  Все  остальные  члены  группы  в  течение  всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени".

 А  теперь,  давайте  устроимся  поудобнее,  представимся,  передавая  мяч  и  называя  свое  имя,  а  также  слово,  отражающее  настроение  или  наше  состояние (Катя – дружелюбная).  

  1.    «Я такой же, как ты»

Педагог-психолог: «У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому педагогу, и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же. «Я такой же, как ты, потому что…» Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие и бросает мячик следующему».

Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию. Убирается один стул, и водящий предлагает поменяться местами тем, кто обладает названным признаком, сам при этом стремится занять освободившееся место.

Меняются местами, например, те кто:

-работает всю жизнь в одном учреждении;

-любит свою работу;

-любит яблоки;

-работает педагогом более 10 лет;

-мечтал быть педагогом с детства;

-кто пришёл в юбке и др.

5.  « Неожиданные картинки»

Педагог-психолог: «Сядьте в один общий круг. Возьмите себе каждый по листу бумаги и подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую-нибудь картину. (2-3 минуты.) По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа и продолжите рисовать начатую им картину». Дайте педагогам возможность порисовать еще 2-3 минуты и попросите их снова передать свой рисунок соседу слева. В больших группах потребуется немало времени, прежде чем все рисунки сделают полный круг. В таких случаях остановите упражнение после 8-10 смен или попросите передавать рисунок через одного.

6.   «Пчелы и змеи»

Педагог-психолог: «Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием "Пчелы и змеи". Для этого вам нужно разбиться на две примерно равные по размеру группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, а те, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив... Каждая группа должна выбрать своего короля. А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из зала и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в зале. Король пчел должен найти мед — вот эту губку. А змеиный король должен отыскать ящерицу — вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать: жжжжжжжжжжжж... Чем ближе их король подходит к меду, тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением: шшшшшшшшшшшш... Чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение. Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать мед и ящерицу. Пчелы и змеи могут рассесться по своим местам. Внимательно следите за тем, насколько ваш король удален от своей цели. Тогда вы легко сможете ему помочь, повышая громкость жужжания или шипения при его приближении к цели и понижая при его удалении. Пожалуйста, помните о том, что во время этой игры вы не имеете права ничего говорить».

7. Упражнение «Нарисуй свой характер».

Нарисуем свой характер.

Заполните 8 предложенных квадратов, дополнив изображения по своему усмотрению.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-197201-1415608291.jpg

1. В первом квадрате вы изобразили свое действительное отношение к себе и представление о себе. Если вы нарисовали улыбающуюся или смешную рожицу, фигурку, то это свидетельствует о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и миролюбивой натуре. Гротескная карикатура – признак неуживчивости, замкнутости. Солнце означает, что вы часто берете на себя роль лидера. Цветок – знак женственности, вы уделяете много внимания своей внешности и своему окружению. Глаз означает, что вы обладаете гордым и подозрительным нравом, стремитесь управлять формированием своих взаимоотношений с людьми и сознательно строите свою жизнь.

2. Второй квадрат. Отношение к дому. Если вы изобразили что-то выходящее за пределы внешнего прямоугольника, то вы имеете беспокойный характер, домоседкой вас не назовешь. И наоборот, если внутренний квадрат превратился в одинокий домик или символ жилища – признак того что вы тоскуете по домашнему теплу. Если рисунок расположении во внутреннем квадрате и вне его, то в таком случае ваши интересы в правильной пропорции делятся между домом и окружающим миром.

3. Насколько вы целеустремленный человек. Если получилась стрела, летящая в цель (то есть в мишень) – то у вас развитии честолюбие, и вы способны упорно работать для достижения своей цели. Если же вы дополнили рисунок другими линиями или стрелами, то вы честолюбивы, но не уверены в своей цели. Если вы нарисовали что-то совсем другое, не похожее на стрелы и мишени, в таком случае, возможно, вы неуправляемый, мятежный человек.

4. Отношение с окружающими. Чаще всего в этом квадрате помещают множество фигурок или рисунков. Много рисунков означает множество друзей. Если провели всего одну линию, то вы, скорее всего, скрытный, сдержанный, замкнутый человек. Если изобразили кирпич, то склонны к меланхолиям и капризам.

5. Ваша коммуникабельность. Если вы подчиняетесь рисунку, это означает, что обладаете редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих людей. Если не принимаете рисунок и, например, у вас получился угловатый геометрический узор, то вы выбиваетесь из общей компании; в ваших отношениях с обществом преобладает стремление к власти, обладанию, диктату; вы очень ревнивы.

6. Ваша уверенность, отношение к прошлому, настоящему, будущему. Если вы нарисовали что-либо над расположенной посередине волнистой линией, то чувствуете себя уверенно, в безопасности. Если наоборот, то мало верите в свои силы. Изобразив утопающий или тонущий предмет, вы показали, что вас тревожит ваше будущее. Если нарисовали цепочку или какой - либо линейный орнамент, то вы, без сомнения, способны упорно трудиться, очень сознательны и изредка допускаете ошибки.

7. Ваше отношение к труду, дисциплине. Если вы подчинились рисунку, дополнив его геометрическими фигурами так, что получился симметричный узор, то вы дисциплинированны и умеете организованно работать в коллективе. Если заштриховали черный квадрат, и у вас вышла картинка с кривыми линиями, несимметричная и не похожая на тривиальное геометрическое построение, то это говорит о том, что вы не склонны признавать авторитеты, упрямы и настойчивы.

8. Сильные и слабые стороны характера. Вы просто замкнули круги, значит, постоянно нуждаетесь в защите и поддержке, предпочитаете не решать ничего сами. К тому же на вас могучее влияние оказывают представления привитые в детстве. Если не замкнули круги – вы независимый человек, имеющий в жизни определенные цели. Если получилось человеческое ухо, то у вас скрытный характер. Если рисунок навел на вас мысль о ручке чашки, то вы обладаете сильным отцовским или материнским чувством.

  1.  «Сердце коллектива»

Педагог-психолог: «Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги  и сложите его, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем.  Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Придумайте дружескую и приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце коллектива».

  1. «Прощание». Мне было очень интересно и приятно работать с

вами. Я предлагаю  всем  встать  в  круг,  взяться  за  руки  дружно  и  громко произнести «Всем-Всем-Всем спасибо за работу».        

Использованная литература:

1. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.

2. Стишенок  И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. Санкт-Петербург 2006. – 176 с.

3. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М., 2005. – 256 с.

4. Пособие для начинающего тренера, «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000. – 205 с.

5. Интернет ресурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов: «Чтобы лучше себя понять и счастливее всем стать»

Цель тренинга: развитие чувства эмпатии, укрепление психологического здоровья педагога....

Тренинг для педагогов ДОУ "Познай себя"

Тренинг направлен на профилактику эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Игры и упражнения, данного тренинга, направлены на осознание участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизации...

Деловая игра для педагогов «Я ПОЗНАЮ СЕБЯ»

Деловая игра направлена на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Педагоги уч...

Тренинг для педагогов "Я познаю себя"

Цель: развитие групповой сплоченности коллектива, коммуникативных навыков педагогов (эмпатии, рефлексия, развитие эмоциональной готовности педагога к инновациям в системе образования (снятие тревоги и...

Психологический мини-тренинг для педагогов ДОУ "Прими себя и будет жизнь прекрасна"

Жизнь личности под информационным давлением и в постоянном эмоциональном напряжении становится нормой. Люди настолько привыкли к постоянным стрессам и эмоциональным нагрузкам, таким проблемам, как вну...

Занятие с элементами тренинга для педагогов «Как полюбить себя»

Осознание педагогами своей индивидуальности.Создание условий для поиска своих сильных сторон.Развитие умения любить и ценить себя.Тренировка уверенного поведения в ситуации публичного выступления....