Индивидуальный план на межаттестационный период 2019-2023гг
учебно-методический материал по теме

Гоголева Наталья Николаевна

Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и по всей будущей жизни.

Это сложный процесс формирования познавательных интересов, накопления разнообразных знаний и умений, овладение речью.

В последнее время задача подготовки дошкольников к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии психологии. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяется тем, на сколько, верно определяется уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожаленью, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individ.plan_na_mezhattest.period_2019-2023.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

             МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 9» НМР РТ

Индивидуальный план

повышения профессионального уровня

педагога-психолога  МБДОУ №9

 Гоголевой Натальи Николаевны

на межаттестационный период 2019-2023 год

Методическая тема: «Познавательное развитие дошкольников как успешность обучения в школе»

Составила педагог-психолог I квалификационной категории:

Гоголева Н.Н.

г. Нижнекамск

Цель:

1.Развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность

2.Повышение профессиональной компетенции в работе с детьми.

3.Создать условия для максимального раскрытия интеллектуального и творческого потенциала детей дошкольного возраста

Задачи:

1. Создать предметно – развивающую среду — единое пространство, в котором происходит процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста, единые подходы, единую цель совместной деятельности воспитателей и родителей, единые оценочные взгляды и действия для всех участников педагогического процесса.

2. Заинтересовать, воспитать тягу к знаниям, вызвать желание действовать, дать понимание того, что ошибаясь, ты все равно получаешь знания, поэтому всегда твори, экспериментируй, познавай.

3. Создать соответствующую атмосферу, в которой реально проявляют себя взаимодействие, взаимодоверие, взаимопомощь, гуманность.

4. Обеспечить климат личностной безопасности для каждого ребенка и возможности всестороннего стимулирования, их творческую инициативу.

5. Проанализировать литературу по данной теме.

6.Подобрать, изучить и изготовить дидактический материал по теме самообразования для повышения уровня познавательного развития детей.

7. Использовать в работе наиболее эффективные формы, методы и приёмы развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Сроки:

Программа рассчитана на 5 лет  (сентябрь 2019г. -  май 2023г.)

Предполагаемые результаты:

- Повышение качества профессиональной работы педагога-психолога.

- Разработка  пакета  материалов  для  изучения  по  теме самообразования.

- Самообобщение опыта по теме самообразования.

- Разработка  практических  рекомендаций  для  воспитателей  и родителей по познавательному развитию дошкольников в непосредственной образовательной деятельности.

- Разработка дидактического материала, игр, пособий для проведения

индивидуальных и групповых занятий с детьми по подготовке к школе.

Способ демонстрации результата проделанной работы

Презентация результатов работы перед педагогами-психологами ДО, пед. коллективом, распрастранение опыта работы на региональном, республиканском семинаре для педагогов и специалистов ДО, участие детей в муниципальных, республиканских конкурсах, информация для родителей.

Введение.

Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и по всей будущей жизни.

Это сложный процесс формирования познавательных интересов, накопления разнообразных знаний и умений, овладение речью.

В последнее время задача подготовки дошкольников к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии психологии. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяется тем, на сколько, верно определяется уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожаленью, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости».

В настоящее время очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. 

Выявление уровня готовности позволит организовать коррекционную работу с детьми, имеющими низкий и средний уровень готовности, что позволит развить у ребенка необходимые умения и навыки успешного усвоения учебного материала.

На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

К моменту поступления в школу ребенок должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и иметь определенный уровень умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Необходимы положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач.

Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов.

Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Подготовка ребенка к школе - одна из основных задач дошкольного учреждения и семейного воспитания.

Направления самообразования:

 

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Предполагаемые

результаты

Профессиональное

Изучить новые программы и книги, ФГОС дошкольного образования

Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через печатные издания и Интернет.

2019- 2023гг

Повышение собственного профессионализма

Психолого-педагогические

Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики.

Регулярно

Совершенствование свои знания в области детской психологии

Методические

- подобрать методическую литературу по теме самообразования;

- знакомиться с новыми формами, методами и приёмами развития дошкольников;

- изучить подобранную методическую литературу;

- выступить с консультациями по теме на педсоветах и родительских собраниях;

-периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности;

-участие на МО специалистов  ДОУ, обмен опыта работы;

2019 -2023гг

Информационно технологические технологии

Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

Публиковать результаты проведенной работы на НС портале

Регулярно

Повышение интереса воспитанников к школьному обучению

Охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.

Регулярно

Основные этапы работы по самообразованию:

Этапы работы

Задачи

Содержание работы

1-й этап-

Организационно-подготовительный

Подборка и изучение программно-методической литературы, изучение опыта педагогов-практиков по познавательному развитию дошкольников

-постановка цели, задач

-подбор методической, художественной литературы, иллюстрированных материалов, игр, пособий.

- поиск конкурсов для участия детей.

2-й этап-

Диагностический

 

Анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей.

Формирование банка данных об уровне родительской и педагогической компетенции в вопросах подготовки детей к школе.

Тестирование детей по познавательному развитию.

- анкетирование родителей и педагогов на тему готовности детей к школе.

- подбор диагностических методик по изучению стартового уровня будущих первоклассников.

- подбор тестов по познавательному развитию.

3-й этап-

Практический

Определение уровня познавательного развития дошкольников.

-разработка и проведение индивидуальных и групповых занятий по познавательному развитию.

- проведение диагностики по изучению стартового уровня будущих первоклассников.

- подготовка консультаций для педагогов и родителей.

- изготовление игр и пособий, способствующих успешной подготовки к школе.

Список литературы:

1.  Агапова И. А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. – М.; 2003.

2. Айзман М.И. и др. Подготовка ребенка к школе. Томск, 1994.

3. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. – Екатеринбург, 2004.

4. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.; 1994.

5. Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте /Н.Е. Веракса, А.И. Булычева// «Вопросы психологии» 2002. -№. 2.-С.24

6.  Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста/ Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1986.- 228 с.

7. Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте/ Н.Е. Веракса, А.И. Булычева// «Вопросы психологии» 2002. -№. 2.-С.24

8. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб. , 2004.

9. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М. , 1991.

10. Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.

11. Рогов Н. И. Настольная книга практического психолога, М. 1999 – кн. 1, 214 с.

12. Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет: Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М.; 2005.

13. Управителева Л.В. «Подготовка к школе в детском саду: счет, чтение, речь, мышление», Ярославль, 2009г.

14. Фронтальная диагностика по изучению стартового уровня будущих первоклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы педагога на 2019-2023гг.

План воспитателя по теме самообразования...

План на межаттестационный период 2019-2023гг

План работы в межаттестационный период с 2019 по 2023 г. по теме самообразования: Формирование у педагогов дошкольной образовательной организации профессионально-значимых компетенций необходимыхдля ор...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период (2019-2023гг.) старшего воспитателя Ивкиной Ольги Васильевны

Индивидуальный план повышенияпрофессионального уровня на межаттестационный период  (2019-2023гг.) старшего воспитателяИвкиной Ольги Васильевны...

План по самообразованию воспитателя на межаттестационный период 2019-2023гг.

План работы по самообразованию на межаттестационный период 2019-2023гг.«Художественно-творческое развитие детей через рисование»«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому н...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня старшего воспитателя Кузнецовой Альбины Петровны на межаттестационный период 2019-2023гг. Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в ц

Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации вос...