Рекомендации воспитателям по работе с гиперактивными детьми.
статья на тему
1. Ознакомьтесь с информацией о природе и проявлениях СДВГ, обратите внимание на особенности этих проявлений во время пребывания ребенка в школе.
2. Вместе с ребенком и его родителями обратитесь за помощью к детскому психологу образовательного учреждения или психологу-консультанту.
3. Для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства – планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком.
4. На определённый отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику (воспитаннику) предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель (воспитатель) периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
5. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учёбе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
6. Изменяйте режим урока (занятия) — устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и релаксацией.
7. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его.
8. При каждом подходящем случае давайте ребенку возможность принимать на себя ответственность. Например, ребенок должен убирать за собой посуду после еды. Если этого не сделал, то пусть продолжит убирать со стола, пока его одноклассники играют.
9. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребёнка — в центре класса (группы), напротив доски (воспитателя). Он всегда должен находиться перед глазами педагога. Выполняя задание, гиперактивные дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите правильно организовать работу. Обеспечьте для ученика (воспитанника) возможность быстрого обращения за помощью. Создавайте ребенку с СДВГ индивидуальные условия, которые помогут ему быть более организованным. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло — во время урока (занятия) попросите его вымыть доску собрать тетради и т. д. Разрешите этим детям рисовать во время объяснения Вами нового материала. При этом уровень восприятия детей с большой степенью вероятности не изменится или возрастет.
10. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников (воспитанников), используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
11. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика (воспитанника). Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к детям с СДВГ.
12. Гиперактивные дети особенно в подростковом возрасте могут восставать не только против родительских запретов, но и запретов педагогов. Поэтому учителям необходимо научиться общаться с ними без применения так называемой «родительской лексики», основывающейся на активном использовании глаголов повелительного наклонения (сделай, подай, убери и т.п.) и глагола «должен». Например, фразу «запишите задание в дневник» разумнее заменить на «давайте запишем задание в дневник» или «вы должны выполнить упражнение» на «а теперь вы можете приступить к выполнению упражнения».
13. Придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребенка. Создавайте ситуации успеха, в которых ребёнок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счёт здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний. Дети с СДВГ более других нуждаются в похвале.
14. Используйте поощрения. Например, если ребенок с СДВГ хорошо себя вел на перемене, разрешите ему и одноклассникам дополнительно погулять еще несколько минут.
15. Ищите слова поддержки даже в ситуации неуспеха ребенка. Гиперактивный ребенок нуждается в ощущении временности своей несостоятельности и вере взрослых в его возможности. Используйте фразы: «Пока у тебя это не получилось, но если ты потренируешься, то ты справишься с этим заданием», «Я верю в тебя» и т.п.
16. При необходимости посоветуйте родителям пригласить педагога для дополнительных занятий с ребенком и выполнения им школьных уроков. Сами родители в этих ситуациях становятся надсмотрщиками.
17. Совместно с психологами помогайте ребёнку адаптироваться в условиях образовательного учреждения, в детском коллективе — воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.
18. Всегда помните: необходимо договариваться, а не стараться сломить!!!
Критерии выявления гиперактивного ребенка в группе дошкольного учреждения.
Оценка внимания:
Имеет много незаконченных проектов. Не последователен в поведении. Не может долго удерживать внимание. Не слышит, когда к нему обращаются. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его. Имеет трудности в организации поведения. Теряет вещи. Избегает задач скучных и тех, которые требуют умственных усилий. Часто бывает забывчив. Оценка сверхактивности:
Ерзает, как червяк. Беспокоен (барабанит пальцами, двигается на стуле, забирается куда-либо). Спит намного меньше, чем другие дети (даже в младенчестве). Находится в постоянном движении, с «мотором». Очень говорлив.
Оценка импульсивности:
Отвечает до того, как его спросят. Не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях, уроках. Часто вмешивается, прерывает говорящего. Плохо сосредотачивает внимание. Не может отложить вознаграждение. Не может регулировать свое поведение, не умеет подчиняться правилам. На некоторых занятиях спокоен, на других – нет (вариативность выполнения заданий). Если в возрасте до семи лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных характеристик, воспитатель может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок является гиперактивным.
Ставить диагноз СДВГ должен врач!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_vospitatelyam_po_rabote_s_giperaktivnymi_detmi.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации воспитателям по работе с гиперактивными детьми.
1. Ознакомьтесь с информацией о природе и проявлениях СДВГ, обратите внимание на особенности этих проявлений во время пребывания ребенка в школе.
2. Вместе с ребенком и его родителями обратитесь за помощью к детскому психологу образовательного учреждения или психологу-консультанту.
3. Для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства – планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком.
4. На определённый отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику (воспитаннику) предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель (воспитатель) периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
5. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учёбе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
6. Изменяйте режим урока (занятия) — устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и релаксацией.
7. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его.
8. При каждом подходящем случае давайте ребенку возможность принимать на себя ответственность. Например, ребенок должен убирать за собой посуду после еды. Если этого не сделал, то пусть продолжит убирать со стола, пока его одноклассники играют.
9. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребёнка — в центре класса (группы), напротив доски (воспитателя). Он всегда должен находиться перед глазами педагога. Выполняя задание, гиперактивные дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите правильно организовать работу. Обеспечьте для ученика (воспитанника) возможность быстрого обращения за помощью. Создавайте ребенку с СДВГ индивидуальные условия, которые помогут ему быть более организованным. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло — во время урока (занятия) попросите его вымыть доску собрать тетради и т. д. Разрешите этим детям рисовать во время объяснения Вами нового материала. При этом уровень восприятия детей с большой степенью вероятности не изменится или возрастет.
10. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников (воспитанников), используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
11. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика (воспитанника). Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к детям с СДВГ.
12. Гиперактивные дети особенно в подростковом возрасте могут восставать не только против родительских запретов, но и запретов педагогов. Поэтому учителям необходимо научиться общаться с ними без применения так называемой «родительской лексики», основывающейся на активном использовании глаголов повелительного наклонения (сделай, подай, убери и т.п.) и глагола «должен». Например, фразу «запишите задание в дневник» разумнее заменить на «давайте запишем задание в дневник» или «вы должны выполнить упражнение» на «а теперь вы можете приступить к выполнению упражнения».
13. Придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребенка. Создавайте ситуации успеха, в которых ребёнок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счёт здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний. Дети с СДВГ более других нуждаются в похвале.
14. Используйте поощрения. Например, если ребенок с СДВГ хорошо себя вел на перемене, разрешите ему и одноклассникам дополнительно погулять еще несколько минут.
15. Ищите слова поддержки даже в ситуации неуспеха ребенка. Гиперактивный ребенок нуждается в ощущении временности своей несостоятельности и вере взрослых в его возможности. Используйте фразы: «Пока у тебя это не получилось, но если ты потренируешься, то ты справишься с этим заданием», «Я верю в тебя» и т.п.
16. При необходимости посоветуйте родителям пригласить педагога для дополнительных занятий с ребенком и выполнения им школьных уроков. Сами родители в этих ситуациях становятся надсмотрщиками.
17. Совместно с психологами помогайте ребёнку адаптироваться в условиях образовательного учреждения, в детском коллективе — воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.
18. Всегда помните: необходимо договариваться, а не стараться сломить!!!
Критерии выявления гиперактивного ребенка в группе дошкольного учреждения.
Оценка внимания:
Имеет много незаконченных проектов. Не последователен в поведении. Не может долго удерживать внимание. Не слышит, когда к нему обращаются. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его. Имеет трудности в организации поведения. Теряет вещи. Избегает задач скучных и тех, которые требуют умственных усилий. Часто бывает забывчив. Оценка сверхактивности:
Ерзает, как червяк. Беспокоен (барабанит пальцами, двигается на стуле, забирается куда-либо). Спит намного меньше, чем другие дети (даже в младенчестве). Находится в постоянном движении, с «мотором». Очень говорлив.
Оценка импульсивности:
Отвечает до того, как его спросят. Не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях, уроках. Часто вмешивается, прерывает говорящего. Плохо сосредотачивает внимание. Не может отложить вознаграждение. Не может регулировать свое поведение, не умеет подчиняться правилам. На некоторых занятиях спокоен, на других – нет (вариативность выполнения заданий). Если в возрасте до семи лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных характеристик, воспитатель может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок является гиперактивным.
Ставить диагноз СДВГ должен врач!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации воспитателям по работе с гиперактивными детьми
Уважаемые коллеги! Ознакомьтесь, пожалуйста, с данным материалом. Эти рекомендации появились в результате изучения литературы по работе с гиперактивными детьми. Надеюсь, они будут для вас полезны!...
Рекомендации воспитателям по работе с гиперактивными детьми
Появление гиперактивного ребенка в группе детского сада с первых же минут осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести или занятие в детском саду, вскакивает с места, отвечает невпопад, пер...
Рекомендации воспитателям при работе с гиперактивными детьми
Что делать воспитателю, если в группе гиперактивные дети....
Методические рекомендации воспитателю при работе с гиперактивными детьми
С появлением гиперактивного ребенка в детском саду у педагогов возникает немало проблем. Воспитатели жалуются на исходящее от него непрекращающееся беспокойство, замечают, что он вмешивается во все де...
Методические рекомендации педагогу как работать с гиперактивными детьми
Методические рекомендации педагогу как работать с гиперактивными детьми...
Рекомендация воспитателям по работе с гиперактивными детьми
Консультация для педагогов...
Рекомендации воспитателю по работе с гиперактивными детьми
Гиперактивность - состояние, при котором активность и возбудимость превышает норму.Такой ребенок чрезмерно активен, не может сосредоточиться на одном занятии больше нескольких минут, не может закончит...