Влияние образовательного пространства и развивающей среды на развитие детской одаренности. Выполнила: воспитатель 1 к.к. Александрова О.А.
методическая разработка (средняя группа) на тему

Александрова Оксана Алексеевна

Изучение детской одаренности как психологического явления изначально актуализировано образовательной практикой. Появление новых тенденций в развитии общества вывело эту проблему в число основных.

В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность». Термином «одаренные дети» обычно обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии. Второй термин- «детская одаренность», напротив, не предполагает селекции, а указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально- творческий потенциал. Мышление, способность к творчеству- величайший из даров природы (Эйнштейн А.), даром этим отмечен каждый человек, но степень его развития может существенно различаться.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Подсинский детский сад «Радуга»

с. Подсинее 2017г.

Влияние образовательного пространства и развивающей среды на развитие детской одаренности.

Выполнила: воспитатель 1 к.к. Александрова О.А.

 Изучение детской одаренности как психологического явления изначально актуализировано образовательной практикой. Появление новых тенденций в развитии общества вывело эту проблему в число основных.

В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность». Термином «одаренные дети» обычно обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии. Второй термин- «детская одаренность», напротив, не предполагает селекции, а указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально- творческий потенциал. Мышление, способность к творчеству- величайший из даров природы (Эйнштейн А.), даром этим отмечен каждый человек, но степень его развития может существенно различаться.

Что такое одаренность?

Одаренность- это значительное, по сравнению с возрастными нормами, опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и т.п.)

Предметом особых дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках одаренности. Начиная с работ английского естествоиспытателя У. Гальтона, не теряет авторитета концепция врожденной одаренности. В отечественной педагогике считается положение о приниженном формировании способностей, что не редко приводило к недооценке врожденных задатков и отрицанию необходимости особого подхода к одаренным детям. Признавая, что внешние обстоятельства оказывают решающее воздействие на формирование способностей нельзя отрицать того факта, что в равно благоприятных условиях разные люди могут демонстрировать различный уровень способностей. А так же даже в весьма обедненной в воспитательном плане среде могут проявиться неординарные способности. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности.

Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутремозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей.

Осознавая значимость среды в становлении одаренной личности, мы определяем требования к ее организации. На наш взгляд, она должна предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущения, самочувствие, здоровье. Среда должна быть целесообразной, удобной, информированной, создавать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничное отношение между ребенком  и окружающим миром. Особое внимание нужно уделить пространству, организованному при помощи предметов. Они по разному включаются в «поле» активности личности- как окружение, как фон, обстоятельство, как место или центр действия.

Какие же условия нужны для развития одаренности детей?

Многочисленные исследования показали, что для успешного выявления и развития одаренности необходимо создавать определенную окружающую среду.

Современные ученые практикуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума. В условиях насыщенной предметно-развивающей среды успешнее идет творческое развитие. Оснащать предметную среду необходимо исходя из целей и содержания деятельности дошкольного учреждения, а так же способностей детей, их возраста, уровня развития, интересов, склонностей, личностных особенностей. Развивающая предметно-игровая среда – важный компонент развития одаренности ребенка. Отсутствие предметов ведет к депривации его личности. В дошкольном возрасте в деятельности с предметами формируются качества и свойства психики, определяющие характер поведения ребенка, его отношение ко всему происходящему, к самому себе.

Одно из важных условий воспитательно- образовательной работы в ДОУ – это правильная организация предметно- развивающей среды.. Определяющим моментом ее создания являются педагогическая идея, цель. При этом важно учитывать особенности детей, посещающих группу. В каждой возрастной группе нужно создавать условия для самостоятельной , активной, целенаправленной деятельности (игровая, изобразительная, театральная).

Основные критерии проектирования предметно-развивающей среды:

  • Предметное окружение в группах способствует реализации потребности ребенка в самопознании своего имени, в осознании ролевого, индивидуального времени и социального пространства. Например, центры: «Как меня зовут?», «Что в имени моем?»
  • Предметно –развивающая среда должна выполнять, по отношению к детям, информационную функцию- каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится предметом передачи социального опыта. Центр «Пирамида времени» (Мое прошлое, настоящее и мое будущее)
  • В развивающей среде предметно и модельно должны быть отражены нравственно-эстетические эталоны: основные правила этикета, общения, нормы поведения. Центры: «Я – девочка», «Я - мальчик», «Я умею сейчас, я скоро научусь» и т.д.
  • При организации предметно - развивающей среды учитывается субкультура детей: их склонности, интересы, потребность в игре, общении со взрослыми и сверстниками. Используются игры: «Цветок доброты», «Фея доброты и заботы», «Учимся этикету», «Буду делать хорошо и не буду плохо» и др.
  • Являясь распределителем вещей, действий, предметов, отношений, ребенок обретает чувство самоуважения, собственной значимости, познает себя, строит отношения со сверстниками, преобразовывает предметно- развивающую среду по своему усмотрению.
  • Предметно- развивающая среда должна быть насыщена продуктами детской деятельности, демонстрирующими коллективную и индивидуальную успешность: рисунки, постройки, коллажи, поделки и т. д. «Мой лучший друг», «Мой четвероногий друг», «Герои сказок» и др.
  • В организации предметно-развивающей среды активное участие принимают родители: изготовление мебели для игровых уголков, пошив различных информационных и развивающих панно, изготовление головных уборов и костюмов в уголки ряжения, проведение праздников и поездок на различные курсы и т.д.

Духовное и материальное состояние общества зависит от основ, которые заложены в сознании детей, поэтому коллектив ДОУ уделяет большое внимание организации и содержанию предметной среды, окружающей ребенка. В условиях ДОУ обучение происходит в игре, игровых занятиях. Именно через нее у ребенка развивается способность к принятию нестандартных задач и способность к оригинальным решениям.

Для экспериментирования детьми используются магниты, стекло, резина, песок, песочные часы, лупа, различный природный и бросовый материал. Для строительно- конструктивных игр используются не только различные виды конструкторов, кубики, но и утилизированные безопасные предметы быта (утюги, чайники и т. д.)

В нашем детском саду активно ведется работа в музыкально- эстетическом направлении. Проводятся ежегодные выставки творческих работ из природного и бросового материала как индивидуальные, так и совместные (дети- педагоги, дети- родители). Есть примеры индивидуального творческого роста в области скульптуры малых форм. Много наши дети выступают с театрализованными представлениями как самостоятельно, так и с педагогами (перед младшими дошкольниками, в музыкальной школе, в средней школе). Наш ансамбль «Соловушки» занял почетное призовое место в Республиканском конкурсе «Созвездие юных», а следующая ступень этого коллектива- «Печки- лавочки». Эти дети уже зарекомендовали себя как настоящие таланты. Активная работа ведется с родителями.

ДОУ и школа работают в тесном сотрудничестве. Вся эта работа направлена на развитие детской одаренности, что является одним из важнейших факторов успешности будущего школьника.

Список литературы:

  1. Одаренность: Рабочая концепция. М., 1998
  2. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М., 2000
  3. Хеллер К. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков //Современные концепции одаренности и творчества//  Под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по реализации проекта "Совершенствование развивающей среды в группе детского сада" авторы: старший воспитатель высшей кв. категории Гуськова О.Ю. и воспитатель первой кв. категории Захарова Н.А.

В соответствии с ФГТ к дошкольному образованию, необходимо обратить особое внимание на предметный развивающий мир, который окружает ребёнка в течении долгого времени в дошкольном учреждении. Данный ма...

Реализация ФГОС ДО. «Организация образовательного пространства и развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста».

Представлен опыт работы по созданию адаптивной среды в групповом пространстве с учетом возраста и уровнем развития детей....

Влияние развивающей среды на развитие связной речи старших дошкольников.

Влияние предметно-развивающей среды на развитие связной речи старших дошкольников...

Влияние развивающей среды на развитие связной речи старших дошкольников

Хорошая речь – важнейшее условие разностороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей дейст...

Презентация «Использование коридорного пространства как развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении»

Рекреационная зона - это территория, предназначенная для организации отдыха. В ней дети переключаются на игровую, динамическую деятельность, что позволит снять физическое и умственное напряжение, повы...