Рабочая программа средней группы "Божья коровка"
рабочая программа (средняя группа) на тему

Повалихина Ольга Владимировна

 Настоящая рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы ДОУ,  с учётом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/ -  в соответствии с требованиями Ф ГОС ДО для детей среднего дошкольного возраста.

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_sredney_gruppy_povalihina_o.v.docx100.48 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО:    

педагогическим советом                                                                                              

«Детский сад общеразвивающего

вида № 29 «Солнышко»

№ ___ протокола  _________2016 г.

ПРИНЯТО:                                                                                        

заведующая МДОУ  «Детский сад общеразвивающего вида № 29 «Солнышко»

___________________Бушуева С.В.

№____ приказ___________2016г.

Рабочая программа

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 29 «Солнышко»

 «Божья коровка»

(средняя группа, 4 – 5 года)

Воспитатель: Повалихина О.В.

2016 /2017 г.г.

Разделы

1. Введение.

2 . Пояснительная записка. Перечень основных видов организованной образовательной деятельности.

  • Цель и задачи рабочей  программы
  • Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями

           - Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

           - Самостоятельная деятельность детей

3.Возрастная и индивидуальная характеристика контингента средней группы

4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

  • Организация режима пребывания детей в группе
  • Режим дня средней группы
  • Объем образовательной нагрузки
  • Расписание непосредственно образовательной деятельности
  • Структура образовательного процесса

5. Перспективное комплексно-тематическое планирование работы по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

6. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей  программы

7. Перечень необходимых для осуществления воспитательно – образовательного процесса программ, технологий, методических пособий

8. Организация предметно – развивающей среды для реализации рабочей программы

9. Планируемые результаты освоения рабочей программы

1.Введение

Срок реализации Программы –1 год  (2016- 2017 учебный год)
 Рабочая программа  разработана в соответствии со следующими нормативными документами: 
В сфере образования федерального уровня:

  • Конституция РФ, ст. 43, 72.2
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
  • ФГОС ДО Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155
  • Федеральный закон от 03.07.2016 г. N 307-ФЗ
    (принят ГД ФС РФ 24.06.2016)
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
  • Постановление   Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. N 666.
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.3049-13

В сфере образования регионального уровня:

Документами локального уровня:

  • Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения  МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида « 29 «Солнышко»
  • Годовой план воспитательно-образовательной работы  учреждения  МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида « 29 «Солнышко» 2016 - 2017 учебный год.

Рабочая   учебная  программа средней группы обеспечивает развитие детей в  возрасте  от  4 – 5лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей в соответствии  основным образовательным областям

- Образовательная область «Физическое развитие»

- Образовательная область «Познавательное развитие»

- Образовательная область  «Социально – коммуникативное развитие»

- Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
- Образовательная область «Речевое развитие» 

Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного  взаимодействия взрослого с детьми. Рабочая программа средней группы  состоит из трех разделов и  двух частей в каждом разделе:

  • Целевой раздел
  • Содержательный раздел
  • Организационный раздел
  • обязательной части;
  • части, формируемой участниками образовательных отношений.

2. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы ДОУ,  с учётом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/ -  в соответствии с требованиями Ф ГОС ДО для детей среднего дошкольного возраста. 

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

Цель и задачи рабочей  программы:

Цель:

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи:

  • Укреплять здоровье, приобщать к здоровому образу жизни, развивать двигательную и гигиеническую культуру детей.
  • Развивать гуманистическую направленность отношения детей к миру, воспитывать культуру общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
  • Развивать эстетические чувства детей, творческие способности, эмоционально-ценностные ориентации, приобщать воспитанников к искусству и художественной литературе.
  • Развивать познавательную активность, познавательные интересы, интеллектуальные способности детей, самостоятельность и инициативу, стремление к активной деятельности и творчеству.

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:

• физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;

• социально – коммуникативное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;

• речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);

•художественно - эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при  проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.

 Самостоятельная деятельность детей

•физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия;

•социально -коммуникативное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

•речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, дидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);

•художественно - эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.

Образовательный процесс построен на комплексно-тематическом принципе планирования. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе, и уголках развития. Продолжительность НОД детей 4-5 летв соответствии с возрастом согласно СанПиН2.4.1.3049-13:

  • длительность непосредственно-образовательной деятельности – не более 20 мин;
  • перерывы между непосредственно образовательной деятельностью -  не менее 10 мин;
  •  максимальный объем непрерывной непосредственно образовательной деятельности – 2 НОД в день;
  • обязательное проведение физ. минутки

3. Возрастная и индивидуальная характеристика контингента средней группы.

Образовательные области

Особенности развития контингента детей

Индивидуальные особенности контингента детей данной группы на конец учебного года

Физическая

Списочный состав группы – 28 человек, из них девочек – 14, мальчиков – 14 чел. Из них с I группой здоровья -  чел, со II группой здоровья –  реб.,  с III  группой –  реб.

В сфере физического развития особое внимание следует уделить особенностям опорно-двигательного аппарата. Детям 4—5 лет нельзя на физкультурных занятиях давать силовые упражнения, необходимо постоянно следить за правильностью их позы. Длительное сохранение одной позы может вызвать перенапряжение мускулатуры и в конечном итоге нарушение осанки. Поэтому на занятиях, связанных с сохранением статической позы, используются разнообразные формы физкультурных пауз. Важно не допускать утомления детей, вовремя менять нагрузку и характер деятельности.

 Первые пять лет жизни — «золотая пора» развития сенсорных способностей детей. Необходимо вырабатывать у детей правильную рабочую позу и осуществлять постоянный контроль за ней как на занятиях, так и в их самостоятельной деятельности.

С ранимостью органа слуха и незавершенностью формирования центральной нервной системы связана большая чувствительность дошкольников к шуму. Если жизнь детей в группе постоянно протекает на фоне шума порядка 45—50 децибелов, наступает стойкое снижение слуха и утомление. Необходимо приучать детей правильно пользоваться игрушками, осторожно переносить стулья, говорить негромко.

 Постепенно совершенствуется возможность сопровождать речью свою игру, дети без труда воспринимают указания взрослого в процессе различной деятельности.

Мониторинг на конец учебного года младшей группы показал, что дети освоили программу.

Уделить особое внимание в этом учебном году:

 отбиваниям мяча об пол двумя руками и одной, перестроениям в 2 – 3 колонны, прыжкам: ноги вместе, ноги врозь, на одной ноге (на правой и левой поочередно),прыжкам через линию, поочередно через 4–5 линий, расстояние между которыми 40–50 см.; прыжкам через 2–3 предмета (поочередно через каждый) высотой 5–10 см.: прыжкам с высоты 20–25 см, в длину с места (не менее 70 см). Научить прыжкам через  короткую скакалку.

Познавательная

 В сфере познавательного развития особое внимание следует уделять тому, чтобы способствовать накоплению знаний о предметах, назначение которых – удовлетворять потребности дошкольника в игре, труде, продуктивных видах деятельности. Следует продолжать знакомить детей с признаками предметов (функция, назначение, цвет, форма, величина, материал и др.), объединять и классифицировать предметы по разным признакам, находить связь между назначением предмета и его строением, назначением и материалом; устанавливать причинно – следственную связь между предметом и его пользой. В этот период формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.); об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.). Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. У детей 4—5 лет преобладает наглядно-образное мышление, и главная задача педагога — формирование разнообразных конкретных представлений. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К 5 годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт. Дошкольников продолжать знакомить с разными профессиями (шофёр, врач, почтальон, продавец, воспитатель, музыкальный руководитель и др.)

Уделить внимание счёту до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам. Знать значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».

Художествен

но - эстетическое

      Из данных мониторинга уделить особое внимание трём детям, индивидуальная работа требуется двум детям с ведущей левой рукой.

В сфере художественно – эстетического развития  следует строго дозировать нагрузку, в частности, для мелких мышечных групп. Для рисунков карандашом ребенку не дают больших листов бумаги, так как его утомляет необходимость зарисовывать большую поверхность. Для изображения отдельных предметов в средней группе рекомендуется использовать бумагу размером в половину писчего листа, для сюжетных рисунков — 28 х 20 см. В этом возрасте у детей продолжает развиваться воображение. С одной стороны, этому способствует изобразительная деятельность, а с другой стороны, развивающееся воображение ведет к обогащению образов, создаваемых детьми в рисунках, лепке, аппликации и конструировании. В 4 – 5лет расширяется сенсомоторный опыт дошкольников. Это, в свою очередь, приводит к развитию и совершенствованию графических и изобразительных навыков и умений.

       В средней группе особое внимание уделить различению жанров  и видов искусства: стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство), здание и сооружение (архитектура). Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности. Познакомить детей с архитектурой. Поощрять стремление детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения. Организовать посещение музея (совместно с родителями), рассказать о назначении музея. Развивать интерес к посещению выставок. Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации. Познакомить с библиотекой как центром хранения книг, созданных писателями и поэтами. Знакомить с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно-прикладного искусства).

Речевое

       По итогам мониторинга на начало учебного года выявлено и рекомендованы занятия  логопеда - трём детям.

 В сфере речевого развития особое внимание следует уделить у детей 5 года жизни умению пользоваться грамматически правильными формами слов, в ответах и рассказах выражать свои мысли законченными предложениями, смысл которых понятен окружающим. Развитие связной речи должно осуществляться в комплексе с формированием словаря и грамматически правильной речи.  Особое место в работе с детьми среднего дошкольного возраста занимает обучение рассказыванию.  Ребят учат составлять рассказы о предмете, по картине; придумывать свою картину, используя раздаточные картинки, конкретизирующие заданную педагогом тему (встречи на лесной поляне, на морском дне и т.д.)

 Воспитание звуковой культуры речи у детей сводится в основном к развитию фонематического слуха и формированию правильного произношения всех звуков родного языка, особенно свистящих, шипящих и сонорных. Необходимо также воспитывать у детей звуковую и интонационную выразительность речи, умение соизмерять громкость голоса, говорить в размеренном темпе, правильно и чётко произносить слова. Ставить в них ударение, совершенствовать речевое дыхание.

      Особое внимание следует уделить формированию потребности высказываться самостоятельно. В содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи должны входить упражнения на совершенствование дыхания, силы, высоты голоса. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний Словарная работа тесно связана с работой по совершенствованию грамматического строя речи (словообразование, словоизменение и т.д.). Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать интонационную выразительность.

   

Социально – коммуникативное развитие

  В данной группе по итогам мониторинга необходимы занятия с психологом – четверым детям.

В группе среднего возраста продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга. Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений. Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу. В сфере социально – коммуникативного развития особое внимание уделить созданию игровых ситуаций, способствующие формированию доброты, внимательного, заботливого отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика.

4.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

Организация режима пребывания детей в группе.

Режим дня составлен с расчетом на 10,5 часового пребывание ребенка в детском саду. Образовательный процесс реализуется в режиме пятидневной недели. Длительность пребывания детей в средней группе: с 7:30 до 18:00.

Выходные дни – суббота, воскресенье, праздничные дни.

Режим может быть скорректирован с учетом времени года, длительности светового дня и т.п. При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер и т.д.)

Режим дня средней группы

Режимные моменты

Прием детей, игры, совместная, самостоятельная деятельность детей

7.30-8.00

Утренняя гимнастика

8.00-8.10

Подготовка к завтраку, завтрак

8.00-8.35

Игры, самостоятельная деятельность, подготовка к занятиям

8.35 – 9.40

Образовательная деятельность

9.00- 9.20

9.25 - 9.45

Второй завтрак

9.45 - 9.55

Подготовка к прогулке, прогулка

9.55 -11.25

Возвращение с прогулки

11.25 -11.35

Подготовка к обеду, обед

11.35-12.25

Подготовка ко сну, дневной сон

12.25-15.00

Постепенный подъем, воздушные процедуры, закаливание

15.00-15.15

Подготовка к полднику, полдник

15.00 -15.10

Игры, самостоятельность деятельность детей, чтение художественной литературы

15.10 - 16.15

Образовательная деятельность по подгруппам

15.20 -16.00

Подготовка к ужину, ужин

16.15 -16.40

Самостоятельная деятельность в группе, индивидуальная работа, уход детей домой

16.40-18.00

Объем образовательной нагрузки

Наименование НОД

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество в год

Развитие речи

1

4

34

Формирование элементарных математических представлений

1

4

34

Формирование целостной картины мира, расширения кругозора

1

4

34

Аппликация

Лепка

1/1

4

34

Рисование

1

4

34

Музыкальное

2

8

68

Физическая культура в помещении

2

8

68

Физическая культура на прогулке

1

4

34

ИТОГО:

10

40

340

Дополнительные образовательные услуги

 1

4

30

ВСЕГО:

10

40

340

Расписание непосредственно образовательной деятельности

День недели

Образовательная область

Образовательная деятельность

Время проведения

Понедельник

«Художественно – эстетическое развитие»

1. Музыкальное

9.00 – 9.20

«Познавательное развитие»

2.Формирование целостной картины мира и расширение кругозора

9.30 - 9.50

Вторник

«Речевое развитие» 

1.Развитие речи

9.00 – 9.20

«Физическое развитие»

2 Физкультурное

9.30 – 9.50

Среда

«Художественно – эстетическое развитие»

Музыкальное

9.00 - 9.20

«Познавательное развитие»

 Формирование элементарных математических представлений

9.30 – 9.50

Четверг

 «Художественно – эстетическое развитие»

Рисование

9.00 – 9.20

«Физическое развитие»

Физкультурное

9.30 – 9.50

Пятница

«Художественно – эстетическое развитие»

Лепка / аппликация

1 подгруппа

9.00-9.20

2 подгруппа

9.30 -9.50

«Физическое развитие»

Физкультурное

15.30-15.50

Структура образовательного процесса

Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов деятельности

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями воспитанников

1.Познавательное

2.Развитие речи.

3.Лепка

4.Аппликация

5.Рисование

6.Музыкальное

7.Физкультурное

8. Формирование элементарных математических представлений

Утро:

1.Беседа.

2.Ситуативные беседы.

3.Обсуждение пословиц, поговорок.

4.Загадки.

5.Чтение художественной литературы.

6.Заучивание стихотворений.

7.Дидактические игры.

8.Дидиктические упражнения.

9.Рассматривание иллюстраций.

10.Решение проблемных ситуаций.

11.Сюжетно-ролевая игра.

Прогулка:

12.Наблюдение.

13.Экскурсия.

14.Подвижные игры.

15.Труд.

16.Сюжетно-ролевая игра.

Вечер:

17.Опытническая работа.

18.Создание коллекций.

19.Конструирование.

20.Настольно-печатные игры.

21.Сюжетно-ролевая игра.

22.Театрализованная деятельность

23.Труд.

Исследования в творческой лаборатории  с водой,  песком.

Рассматривание иллюстраций, картинок.

Игровая деятельность.

Дидактические игры, игры на мелкую моторику (шнуровка, пристегивание).

Подвижные игры, выполнение основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, подлезание и т.д.), игры с мячом.

Рисование, лепка, конструирование (строительный материал, конструкторы).

Игра на музыкальных инструментах (бубен, барабан, погремушки, шум. коробочки, дудки).

Настольный театр, рукавичка, пальчиковый, ряжение.

Анкетирование, родительские собрания, день открытых дверей, консультации, оформление тематических ширм, создание папок-передвижек, семинары, семейные проекты,

семейные газеты, т.п.

Традиции группы:

  • Празднование  Дней Рождения: вождение хоровода «Каравая», угощение именинником детьми конфетами, украшение группы воздушными шарами.
  • Изготовление подарков родственникам ( мамам и бабушкам к 8 марта, Дню матери; папам к 23 февраля, Дню отца) к календарным праздникам.
  •  Зимнее кормление птиц.
  • Весной посадка лука на зелень.
  • Изготовление жаворонков из бумаги, разучивание русских народных закличек, песенок.

5. Перспективное комплексно-тематическое планирование работы

Тема

Развернутое содержание работы

Период

Варианты итоговых мероприятий

   1-2 неделя сентября мониторинг

Детский сад

Познакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду.

Здание адреса детского сада и маршрута в детский сад.

Совершенствовать умения свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада.

Приобщать детей к деятельности по оформлению своей группы и других помещений детского сада.

1 неделя сентября

Развлечение для детей, организованное сотрудниками детского сада с участием родителей. Дети в подготовке не участвуют, но принимают активное участие в развлечении (а подвижных играх, викторинах).

Ягоды

Расширять представление детей о  ягодах; продолжать знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания; учить быть осторожными с незнакомыми объектами; воспитывать  бережное отношение  к природе; способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.

2 неделя сентября

Развлечение

«По малину, в сад пойдем»

Грибы

Цель: обогащать представление детей о дарах осени в лесу. Закрепить умение описывать предметы, замечая характерные признаки. Развивать воображение детей, эмоционально откликаться, переживать радость от общения друг с другом.

3 неделя сентября

Развлечение

«В гостях у старичка – лесовичка»

Лес осенью. Деревья.

Закреплять знания детей о деревьях, кустах, плодах; учить анализировать, делать выводы; упражнять в умении узнавать разные породы деревьев по коре и листьям. Воспитывать в детях чувство симпатии  к родной природе.

 4 неделя

сентября

Развлечение

«Путешествие в лес»

Тематический день  27 сентября «День дошкольного работника»

Октябрь

Овощи. Огород.

Цель: познакомить детей с плодами овощных культур. Закрепить знания о месте их произрастания – огороде. Закрепить умение описывать овощ по характерным признакам, согласно схеме. Продолжать воспитывать благодарные чувства к природе и людям, которые, благодаря своему труду, получают урожай

1 неделя октября

Развлечение

«Во саду, ли в огороде»

Фрукты. Сад.

Цель: познакомить детей с плодами фруктовых деревьев. Закрепить знания о том, что фрукты растут в саду. Выделять характерные признаки фруктов. Обследовать с помощью зрительно - осязательно двигательных действий. Дать понятие о том, что человек ухаживает за растениями, чтобы получить хороший урожай. Воспитывать благодарное чувство к природе

1 неделя октября

 Выставка детского творчества.

Хлеб. Уборка урожая.

Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; донести до их сознания, что  хлеб – это итог большой работы многих людей; воспитывать бережное отношение к хлебу.

3 неделя октября

Развлечение «Колобок»

Осень. Периоды осени.

Перелетные птицы

Расширять представления детей о осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д.), вести сезонные наблюдения. Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях, о профессии лесника. Расширять знания об овощах и фруктах (местных, экзотических). Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе.

Уточнить и расширить представление детей о птицах; учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.

4 неделя октября

Развлечение

 «Осенние посиделки»

Детский проект

«Что мы знаем о птицах»

Тематический день: 28 октября День бабушек и дедушек.

Ноябрь

Домашние птицы

Цель: дать детям представление о домашних птицах, о характерных отличительных особенностях птиц. Закрепить понятие, что домашние птицы живут рядом с человеком.

1 неделя ноября

Коллективная работа «На птицеферме»

Дикие животные наших лесов.

 Цель: обогащать представления детей о животных. Отмечать характерные признаки представителей диких животных. Уточнить, что каждому животному необходимо жилище, пища, тепло и т.д. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

  1. неделя

3 ноября

Развлечение

 «Поможем, зайчонку»

Домашние животные

Цель: продолжать знакомить детей с классификацией животных (дикие, домашние). Закрепить умение сравнивать, находить сходство и различие. Познакомить с ролью взрослого по уходу за домашними животными.

3 неделя ноября

Развлечение

« В деревню к бабушке»

                         Тематический день: 20 ноября «Всемирный день ребёнка»

Зоопарк

Обобщить и систематизировать представление детей о животных в нашей и других странах; воспитывать культуру поведения; закрепить умение соблюдать правила безопасности в общественных местах.

4 неделя ноября.

 Игра

«Путешествие в зоопарк»

Тематический день 27 ноября «День матери»

Декабрь

Одежда.

Знакомить с назначениями и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Развивать умение устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды для облегчения жизнедеятельности; ориентироваться в прошлом одежды.

 1 неделя декабря

Сюжетно ролевая игра

 «Магазин одежды»

Обувь. Головные уборы.

Уточнить названия и назначения предметов одежды, и ее деталей. Формировать представление о видах одежды соответственно времени года. Учить использовать обобщающее слово «Одежда», «Обувь». Познакомить детей с различными свойствами ткани: прочная, ее можно резать, из ткани люди шьют одежу.

2 неделя декабря

Сюжетно ролевая игра

«Ателье»

Зимующие птицы.

Познакомить детей с особенностями внешнего вида и поведения птиц. Уточнить и закрепить знания детей о зимующих птицах. Расширять интерес о жизни и их приспособлении к среде обитания. Воспитывать интерес к природе, желание заботиться о птицах.

  1. Неделя

декабря

Создание коллективного плаката

«Зимующие птицы»

Зима. Зимние забавы.

Расширять представления детей о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы, Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении людей зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом, Закреплять знания о свойствах снега и льда. Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики.

4 неделя декабря

Развлечение

 «Встреча Зимушки – Зимы»

Новогодние каникулы

Январь

Новогодний праздник

Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности. Закладывать основы праздничной культуры. Вызвать эмоционально положительное отношение к празднику. Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. Знакомить с традициями празднования Нового года в различных странах.

 2 неделя января

Развлечение «В гостях у снеговика»

Народные игрушки

Познакомить с разнообразием русских народных игрушек; учить детей различать игрушки, знать характерные особенности разных промыслов; воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству, желание научиться рисовать народные игрушки.

2 неделя января

Развлечение

«Веселая матрешка»

Дом и его части.

Рассказать детям  огороде, селе; учить находить между ними различия; познакомить с особенностями труда. Познакомить с терминами

« дом», « квартира», « адрес»; учить составлять описательный рассказ « Дом, в котором я живу».; закрепить правила поведения дома.

  1. неделя

января

Совместная работа детей и воспитателей

«Дом для куклы»

Мебель. Бытовые приборы.

 учить детей определять и различать мебель; виды мебели, выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.); группировать предметы по признакам. знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности.

 4 неделя января

Игра

 «Путешествие на мебельную фабрику»

        Февраль

Посуда

Познакомить с обобщающими понятием» посуда». С классификацией посуды: кухонная, столовая, чайная.

1 неделя февраля

Выставка детских работ

Продукты питания

Расширить представления детей о продуктах питания. Уточнить название, используя различные анализаторы.

 2 неделя февраля

 Игра «Магазин»

День Защитника Отечества

Знакомить детей с «военными" профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер);

Осуществлять тендерное воспитание (формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины). Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях. Дать представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества» (воины, которые охраняют, защищают свой народ, свою Родину; у каждого народа, в каждой стране есть армия).

 3 неделя февраля

Развлечение

«Аты – баты – шли солдаты»

Моя семья.

Расширять представления детей о своей семье. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях всемье (сын, дочь, мама, папа и т. д.). Закреплять знание детьми своего имени, фамилии и возраста; имен родителей. Знакомить детей с профессиями родителей. Воспитывать уважение к труду близких взрослых.

 4 неделя февраля

 Совместная работа с родителями создание мини – альбома:

«Моя семья»

Март

Тематический день: 1 марта «Всемирный день поэзии»

Международный женский день.

8 – е марта.

Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления. Привлекать детей к  изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям,

1 неделя марта

Праздник

Профессии

Продолжать знакомить с трудом взрослых (шофер, продавец, врач, воспитатель), его содержанием. Формировать интерес к различным профессиям.  Учить детей интересоваться работой родителей, знать, где они работают. Воспитывать уважение к людям любых профессий

2 неделя марта

Коллективная работа: «Все работы хороши»

Человек. Части тела.

Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Формировать положительную самооценку, образ Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любит). Развивать представления детей о своем внешнем облике. Учить видеть признаки сходства и различия, выражать их в речи;

 3 неделя марта

 Развлечение

« Если хочешь, будь здоров»

                                   Тематический день: 22 марта «День воды»

Транспорт. ПДД

 Учить детей и различать транспорт, виды транспорта, выделять основные признаки(цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.) Закреплять знания  правил безопасного поведения на улицах города. Продолжить работу  по ознакомлению  дошкольников  с дорожными  знаками. Расширять знания о назначении дорожных знаков: « Пешеходный переход», «» подземный переход», « Осторожно дети!»

 4 неделя марта

Развлечение

«В гостях у Светофорика»

Апрель    

Тематический день – 1апреля «День смеха»

Весна

Расширять представления детей о весне. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения, Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Формировать элементарные экологические представления. Формировать представления о работах, проводимых весной в саду и огороде.

Привлекать детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике.

1 неделя апреля

Развлечение «В гостях у Весны»

Космос

Познакомить детей, что мы живем на планете Земля: в космосе есть другие планеты, звезды, созвездия. Воспитывать гордость за свою страну - что первым космонавтом был русский человек; учить восхищаться.

2 неделя апреля

Развлечение

«Загадочный космос»»

Что за прелесть, эти сказки?

Знакомить детей с русскими народными сказками. Развивать зрительное восприятие, мышление, память, активизировать и расширять словарь, развивать мелкую моторику и координацию движений рук.

  1. неделя

апреля

 Театрализованная деятельность

                            Тематический день: 22 апреля «Международный день Земли»

«Удивительный мир слов»

Знакомство с детскими поэтами. Пополнение литературного багажа детей стихотворениями. Совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений.

  1. Неделя

апреля

Конкурс чтецов «Первые шаги»

Май

Мониторинг 2 – 3 неделя мая

День Победы

Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы, Воспитывать уважение к ветеранам войны.

1 неделя мая

Концерт для ветеранов ВОВ и тружеников тыла

Моя страна. Мой город .

Формировать представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей стране, закрепить название «Россия», формировать представление о государственном флаге Российской Федерации.

Закрепить и обобщить представления о цветах государственного флага РФ, об их расположении, формировать  уважительное отношение к государственному символу России – флагу. Знакомить с родным городом (поселком). Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю. Рассказать о самых красивых местах родного города, других его достопримечательностях. Дать понятие: кто такие горожане

2 неделя мая

 Создание альбома

«Мой город»

Рыбы

Уточнить и расширить представление детей о рыбах; развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать их в речи; закрепить умение соблюдать правила безопасности.

3 неделя мая

 Коллективная работа «Тайны подводного мира»

Насекомые

 Расширять представления о разнообразных насекомых. Закреплять представления о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Упражнять в отгадывании загадок о насекомых

4 неделя мая

 Развлечение

«Путешествие пчелки Маи»

                                                                      Июнь

                                     Тематический день: 1 июня «День защиты детей»

Цветы поля и луга

Комнатные растения

Цель: расширить представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Формировать умение различать комнатные растения по внешнему виду. Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними .

1-2 неделя июня

Развлечение

«В гостях у Дюймовочки»

Лето

Формировать у детей  обобщенные представления о лете как времени года. Знакомить с летними видами спорта

Июль – август

«Вот оно, какое наше лето»

6. Взаимодействие с семьёй в образовательном процессе

по реализации основной общеобразовательной программы.

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Основные формы взаимодействия с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, общение через интернет - страничку «В контакте» «Божья коровка», переписка по электронной почте.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации утренников, гостиных, конкурсов,  прогулок, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Август

1.Помощь родителей в создании предметно-развивающей среды группы, прогулочного участка и раздевальной к новому учебному году.

3. Оформление родительского уголка по среднему дошкольному возрасту

4.Участие родителей в конкурсе рисунков «Лето.… Ах, лето!»

5.Консультации для родителей «Ядовитые растения», «Осторожно тепловой и солнечный удар»

Сентябрь

1.Совместное участие родителей и детей в конкурсе поделок из природного материала «Осенние фантазии»

2. Участие родителей и детей в выставке рисунков «Я и дорога»

3.Консультация для родителей по ПДД «Внимание – дети!»

4. Консультация для родителей «Почему ребёнок хуже ведёт себя с мамой»

5.Сбор сведений о родителях вновь поступающих детей в группу

6. Брошюра «Почему мой ребёнок плохо говорит?»

7. Помощь родителей  в участие детей в IV муниципальном фестивале детского творчества  «Кораблик детства»

Октябрь

1. Мероприятие по нетрадиционным формам работы с родителями по вопросам культуры и традиций семейного воспитания (семейные и групповые фотоальбомы, фоторепортажи «Из жизни семьи», «Копилка добрых дел»)

2.Участие родителей в развлечение «Осень в гости к нам пришла»

3. Групповое родительское собрание, выбор родительского комитета

4. Участие родителей в фотоконкурсе «Краски осени!»

5. Консультация по противопожарной безопасности

6. Консультация о руководстве настольно – печатными играми и играми с правилами с дошкольниками

Ноябрь

1. Привлечение родителей к созданию материала и оборудования в группе для трудовой деятельности  детей.

2.Консультация о трудовой деятельности детей 5 лет.

3. Консультация «В гостях у Мойдодыра» (навыки личной гигиены)

4. Участие родителей в фотоконкурсе «Ах, какая мама – загляденье прямо!»

5. Участие родителей и детей в выставке рисунков «Любимые сказки»

6. Просмотр родителями бодрящей зарядки в средней группе.

Декабрь

1.Участие и помощь в новогоднем празднике «Здравствуй, Новый год!»

2. Привлечение родителей к обновлению содержания музыкального и театрального центров.

3.Участие родителей в акции «Безопасные каникулы»

4.Консультация  «Как встретить Новый год с ребенком»

5.Участие родителей и детей в выставке рисунков «Морозные узоры»

Январь

1.Индивидуальные беседы с родителями: информирование о ходе образовательного процесса; о своевременной оплате квитанций за посещение детьми ДОУ; о соблюдении правил ДОУ и т.д.

2.Участие родителей в изготовление выносного инвентаря для труда на зимних прогулках детей (лопатки, трафареты)

3. Участие родителей в акции «Поможем птицам»

Февраль

1.Групповое родительское собрание

2.Месячник «Здоровое питание»

Март

1.Оформление фотовыставки бабушек (приурочена к Международному женскому дню)

2. Подготовка к празднику «Мама – солнышко мое»

Апрель

Участие родителей в проектах группы и детского сада

Май

1.Итоговое родительское собрание «Наши дети повзрослели»

2.Экологическая акция «Чистый двор»

7. Перечень необходимых для осуществления воспитательно – образовательного процесса программ, технологий, методических пособий.

Обязательная часть программы

Комплексная программа

«От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под  ред. Н. Е. Вераксы, т.с. Комаровой, М.А. Васильевой. – М..: Мозаика – Синтез, 2014.

Образовательная область

Направления развития детей

Методические пособия, технологии

Физическое развитие

Физическая культура

 -  Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду: Средняя группа» Издательство МОЗАИКА - СИНТЕЗ, Москва, 2014 г.

- Кравченко И.В., Долгова т.Л. «Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы»: Методическое пособие /Под редакцией Г.М.Киселёвой, Л.И.Пономарёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2009г.

Здоровье

- Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятий 3 – 7 лет»: М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.

Познавательное развитие

Ознакомление с миром природы

- О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа» Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 г.

Формирование элементарных математических

представлений

- Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений:

Средняя группа. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014 г.

Развитие познавательно-исследовательской

деятельности

Н.Е. Вераксы, О.Р. Галшов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» -

М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012 г.

Ознакомление с предметным и социальным окружением

О.В.Дыбина « Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 г.

- Т.Н. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 3 – 5 лет» ТЦ Сфера - 2011 г.

Социально – коммуникативное развитие

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

- Буре Р.С. «Социально – нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет)»

- Петрова В.И., Стульчик Т.Д. «Этические беседы с детьми 4 – 7 лет»

- Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет»  М.: Мозаика – Синтез. 2009 г.

- В.И.Петрова, Т.Д.Стульник «Нравственное воспитание в детском саду» М.: Мозаика – Синтез. 2008 г.

Развитие игровой деятельности детей;

- Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности: Средняя группа». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014 г.

Художественно – эстетическое развитие

Развитие продуктивной деятельности

- Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа» – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014 г.

- Л.В.Куцакова «Конструирование из строительного материала» – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014 г.

 Чтение художественной литературы

«Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4 - 5 года»

Речевое развитие

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи

- Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

 - В. В Гербова «Развитие речи в детском саду» Учебно – методический комплекс к программе «От рождения до школы. Средняя группа » Издательство МОЗАИКА - СИНТЕЗ», Москва, 2014 г.

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений

Дополнительные услуги -

кружковая работа

Развитие продуктивной деятельности

-Г.Н.Давыдова «Пластилинография для малышей» ООО «Издательство «Скрипторий 2003»  Москва 2012 г.

Художественно – эстетическое развитие

Познавательное развитие

Ознакомление с предметным и социальным окружением

- «Программа по региональному компоненту в средней группе»

 Лейнвебер О.В.

8. Организация предметно – развивающей среды

для реализации рабочей программы.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Развивающие центры группы

Образовательные области. Образовательные задачи.

Уголок физического развития

Совмещён со уголком строительных игр.

Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укреплять  мышцы нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия; профилактика простудных заболеваний; укреплять мышцы спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.

Оборудование и материалы: коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия), мячи; кольцо для метания мячей; обручи; скакалки; кегли; дуга; кубы, мешочки с грузом, ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно – развивающей среды.

Уголок строительных игр

Задачи: Развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность, шершавости –гладкости их поверхности, в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т. д., развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм. Формировать моторику, внимательность, мышление, воображение, приобретать трудовые навыки.

Оборудование и материалы: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей; строительные наборы с деталями разных форм и размеров; маленькие игрушечные персонажи (машинки, матрёшки для обыгрывания), маркеры.

 Уголок сюжетно-ролевой игры

Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формировать коммуникативные навыки в игре; развивать  подражательности и творческих способностей. Учить использовать в играх строительный материал. Знакомить с новыми предметами и учить действовать с ними. Полученные знания и навыки переносить в повседневную жизнь.

Оборудование и материалы: кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», «Моряков», «Водителей» и др.; куклы; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др.; кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряжения.

Уголок изобразительного искусства

Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.

Оборудование и материалы: наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т. п.; кисточки - тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата; трафареты по темам; пластилин; стеки; печатки; салфетки из ткани, доски для лепки.

Музыкально – театральный уголок

Задачи: Развивать слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений. Развивать фонематический слух и чувство ритма. Знакомить малышей с различными видами театра.

Помогать детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Оборудование и материалы: шумовая  коробочка; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, металлофон, барабан, погремушки и др.); музыкальные дидактические игры «Назови музыкальный инструмент», «Шумелки»; театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.); театр вязаных шапочек, декорации, маски для постановки сказок. 

Книжный уголок

Задачи: Формировать  навык слушания, умения обращаться с книгой; Формировать и расширять  представления об окружающем. Учить рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место).

Оборудование и материалы: стеллаж для книг, стол и скамеечка; книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», альбом с семейными фотографиями детей группы; наборы сюжетных и предметных картинок; набор букв.

Уголок природы

Задачи:  Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Узнавать растения и называть основные части растения (стебель и листья). Учить поливать растение под руководством воспитателя; правильно держать лейку и лить воду аккуратно.

Периодически организовать действия с различными объектами: мокрым и сухим песком, рассматривать различные состояния воды и др.

Оборудование и материалы: в группе - 4 комнатных растения традесканция, бегония, фиалка, бальзамин; картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов; поделки из природного материала; материал для организации экспериментирования: лупы, зеркала, песочные часы, фонарик, ёмкости (стаканчики, мерки, воронки, трубочки); природный и бросовый материал, вата, бумага разных сортов, лейки, распылитель для цветов, палочки для рыхления земли, альбомы.

Учебный уголок

Задачи: Развивать мышление и пальчиковую моторику, осваивать  операции вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развивать зрительное восприятие и внимание; формировать обследовательские навыки; знакомить с геометрическими фигурами и формами предметов; обучать группировки предметов по цвету, размеру, форме; развивать способности использовать речь для определения смысла своих действий; формировать умения группировать предметы, последовательно составлять картинки; обогащать активный словарь детей; формировать умения описывать и называть предметы на картинках;

Оборудование и материалы:

- Крупная мозаика, объемные вкладыши из 6-10 элементов, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.

- Магнитная доска.

- Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал.

- Блоки Дьенеша.

- Палочки Кюизенера.

- Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (6 частей).

- Полотно с изображением дорог, средний транспорт; макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели; небольшие игрушки (фигурки людей, животных).

- Материалы по развитию речи и познавательной деятельности

- Наборы картинок для группировки до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

-Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т. п.) .

-Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).

- Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

- Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

-Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой).

- Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.

Настольно – печатные игры-лото и многие другие.

Уголок  речевого развития

Задачи: Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты. Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п — 6 т — д — к — г; ф — в;т с з — ц). Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами

Оборудование и материалы: Наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, дидактические игры, султанчики и игры на поддувания.

9. Планируемые результаты освоения рабочей программы

Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в сентябре, мае).  

В проведении мониторинга участвуют педагоги. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

 Система мониторинга отслеживает динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой

эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

– различные шкалы индивидуального развития.

Организации и педагогам предоставляется право самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики. В целях предотвращения переутомления воспитанников во время мониторингового исследования занятия не проводятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа средней группы по программе "От рождения до школы"

Рабочая программа составлена для организации  воспитательно-образовательного процесса  воспитателей группы с детьми среднего дошкольного  возраста (с 4 до 5,5 лет), обеспечения гарантии...

Рабочая программа средней группы №11 (от 4 до 5 лет) (приложение к образовательной программе дошкольного образования)

Рабочая программа средней группы (далее Программа) спроектирована на основе образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Д...

Рабочая программа Средней группы «Незабудка» (4-5 лет) Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой на 2018-2019учеб

Программа опреде­ляет содержание и организацию образовательного процесса   средней группы муниципального  дошкольного образовательного учреждения  детский сад №1 «Росинка...

Рабочая программа средней группы по программе "Детство"

Разработка рабочей программы средней группы по программе "Детство"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА средней группы №10 «Брусничка» на 2019-2020 учебный год рабочая программа (средняя группа)

Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...

Рабочая программа средней группы (4-5 лет) составлена с учетом Основной образовательной программы МБДОУ д/с №24 «Аленький цветочек» и примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. К

Рабочая программа средней группы «Гномики» МБДОУ д/с 24 «Аленький цветочек» (далее – Программа) обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учет...

Рабочая программа средней группы "Божья коровка" 2024-2025 учебный год.

Диагностика в средней группе проводится 2 раза в год (начало и конец учебного года) по 5 образовательным областям: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие&ra...