Сообщение из опыта работы «Организация работы по формированию нравственно-этических представлений у младших дошкольников»
методическая разработка на тему
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
40583_nravstvennoe_vospitanie.doc | 52 КБ |
40584_nrastvennye_vospitanie.ppt | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад вида № 28 города Кузнецка
Сообщение из опыта работы
«Организация работы по формированию нравственно-этических представлений у младших дошкольников»
Выполнила:
воспитатель Деркова Людмила Ивановна.
2015 г.
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений. Отсутствие у детей таких представлений, незнание того, "что такое хорошо и что такое плохо", мешает ему контактировать с окружающими его людьми, может явиться причиной слез, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых. Воспитание этических норм поведения у ребенка – нравственная проблема, имеющая социальную значимость.
Нередко взрослые слишком формально подходят к усвоению детьми этических норм. Одних требований: "нельзя лгать, нельзя злится, драться, нельзя грубить и т.п., нужно быть добрым, честным, вежливым…" – недостаточно, чтобы пробудить подлинные чувства.
На развитие у ребенка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Причем влияние это бывает как положительным, так и отрицательным, иногда же оно противоречиво. Например, отправляя утром малыша в детский сад, мама может несколько раз повторить: "Никому не давай свою игрушку, ее сломают". В детском саду же мы постоянно учим детей быть добрыми, делиться игрушками. Что же делать, как поступить малышу? Такого рода противоречия вызывают раздражение, неудовлетворенность, а иногда рождают хитрость, приспособленчество. В результате у ребенка не может сложиться четкое представление о том, как относиться к людям, как поступать в каждом конкретном случае.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я уделяю большое внимание формированию у детей элементарных нравственно-этических норм.
В раннем возрасте у детей формируются основы этих норм: умение не мешать игре сверстника, не отнимать игрушку, а попросить или выбрать для себя другую, подождать, пока он поиграет, и т. п.
Возникают начальные формы положительных взаимоотношений: умение проявить отзывчивость (пожалеть плачущего сверстника, порадовать игрушкой), доброжелательность, желание играть и заниматься вместе. Воспитатель поощряет совместную деятельность детей (катание на санках, игру в мяч, постройку домика из кубиков и т. п.).
У детей среднего возраста воспитываются приветливость, умение сопереживать, сочувствовать товарищу, желание поделиться, уступить, порадовать. Становятся более сложными нормы поведения в совместной деятельности: дети договариваются о совместном пользовании игрушкой, без длительных споров распределяют роли в игре, помогают друг другу в общем труде и т. д.
Свою работу строю с учетом следующих принципов:
1. Принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родной природе, близким людям.
2. Принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения нравственных правил и норм поведения с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
3.Принцип доступности знаний определяет соответствие сложности материала возрасту детей, достоверность, научность.
4. Принцип развивающего характера обучения основывается на детской активности.
5. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод этического воспитания.
6.Принцип интеграции содержания дошкольного образования используется в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Принцип интеграции подразумевает взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей, обеспечивающие целостность образовательного процесса.
7.Принцип индивидуального подхода направлен на создание атмосферы сотворчества с ребенком с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
8.Принцип эстетической организации развивающей среды: обеспечение эмоционального благополучия и комфорта каждому ребенку.
Наиболее полной реализации возможностей деятельности в нравственном воспитании дошкольников способствует создание следующих педагогических условий ее организации:
– деятельность, предлагаемая детям, должна осознаваться ими как значимая.
Осознание ее смысла и значения формирует нравственно-ценные мотивы, побуждающие к качественному выполнению заданий, доведению их до результата, преодолению различных трудностей.
Следует подчеркнуть, что нравственная ценность мотивов, обеспечивающих включение дошкольника в деятельность, нарастает постепенно. Младшие дошкольники еще не способны к глубокому осознанию пользы осуществляемой деятельности, их скорее побуждает интерес к процессу преобразований, они могут «терять» цель, поставленную педагогом, переключаться на другую деятельность.
Действенным средством ознакомления дошкольников с разнообразием поступков и оценкой их нравственной значимости является художественная литература, в которой описываются конкретные ситуации, близкие к опыту детей, действия персонажей и последствия этих действий. Дошкольники, понимая условность произведения, отстраняются от персонажей, их бед и страданий. Это приводит к тому, что произведение лишь вызывает у них сострадание, но никак не воздействует на проявление содействия.
Поэтому я предлагаю детям, равнодушным, безразличным к сверстникам и малышам, игры-беседы с куклами-персонажами, игры-драматизации, позволяющие встать на позицию персонажа, проникнуться его эмоциями, проявить сочувствие.
Использую педагогические условия, способствующие наиболее полному воздействию художественных произведений на детей: настраиваю дошкольников на восприятие сказки, создаю эмоциональную атмосферу (например, провожу чтение в уголке сказки, рассаживаю детей вокруг себя),
эмоционально выразительно передаю содержание произведения, рассматриваю иллюстрации, обращаю особое внимание на эмоциональное состояние персонажей.
Продолжаю работу с прочитанной книгой путем проведения бесед, игр-бесед (с использованием кукол-персонажей)
Нередко в произведениях описываются не только отрицательные действия персонажей и их последствия, но и действия, направленные на исправление героями своих ошибок. Например, в ходе беседы по рассказу К. И. Чуковского «Федорино горе» дети осознают необходимость исправления неблаговидных поступков.
Подобным образом строю беседу по произведению Чуковского «Мойдодыр».Обращаю внимание детей на эмоциональное состояние мальчика-неряхи в ситуации возмущения крокодила его внешним видом и радости после приведения себя в порядок.
Для формирования у детей представлений о способах проявления отзывчивости я использую демонстрацию ситуаций с помощью настольного (кукольного) театра, театра на фланелеграфе, тантамарески. Например, разыгрываю перед детьми ситуацию, в которой персонаж испытывает эмоциональный дискомфорт. Кукла пытается построить домик, но кубики рассыпаются, и она плачет. Спрашиваю: «Почему кукла плачет? Как ее можно успокоить?» Обращаю внимание на эмоциональное состояние куклы, предлагаю обратиться к ней с ласковыми словами, помочь восстановить разрушенный домик. Одобряю тех детей, которые строят домик кукле, утешают ее. Положительная оценка поступка ребенка, проявившего отзывчивость, побуждает и других детей действовать так же. Эти ситуации очень просты и соответствуют тем ситуациям, которые часто возникают в жизни ребят.
Подобным образом использую и наборы картинок: одна картинка
демонстрирует возникшую ситуацию (упавший ребенок; малыш, разбивший чашку; рассыпавшиеся кольца пирамидки и растерявшийся ребенок возле них и т. д.), на 2–3 картинках изображены дети, проявляющие разное отношение (невнимание, сочувствие, помощь) к ребенку (активная помощь «страдающему малышу», обращение за помощью к взрослому).
Последовательно рассматривая с детьми эти картинки, задаю вопросы:
«Что случилось? Как надо помочь? Как поступают эти дети? (Показывает поочередно одну за другой иллюстрации.) Чей поступок успокоит ребенка? Почему? Что бы вы сказали этому ребенку?» Такое обсуждение позволяет детям понять смысл поступка.
В своей работе также использую этические беседы не по художественным произведениям, а по бытовым ситуациям.
Положительное отношение детей к беседе достигается за счет:
-постановки понятных детям и практически важных для них вопросов, связанных с повседневным опытом;
-подачи материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольника, привлечь их внимание;
-поощрения активности детей, их стремления принять участие в беседе.
Игра является ведущей деятельностью дошкольника, приводящей к возникновению новообразований, и средством педагогического воздействия, направленного на конкретную цель (в нашем случае на формирование этических представлений). Особое внимание я уделяю сюжетно-ролевым и дидактическим играм, а также и другим играм, которые способствуют развитию личности дошкольника.
При помощи игры решаю самые разные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки, для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего – школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.
И еще одну очень важную сторону нравственно-этического развития детей мне хотелось бы затронуть. Это – формирование у детей уважительного отношения к взрослым.
Очень важно с раннего детства формировать у детей уважительное отношение к взрослым. С первых лет жизни ребенок вступает в определенные отношения со взрослыми: родителями, близкими членами семьи, которые окружают его любовью, лаской, заботой, создавая атмосферу тепла, защищенности, доброжелательности. С поступлением в детский сад круг отношений ребенка со взрослыми расширяется. Дети вступают в отношения с воспитателем, помощником воспитателя, медицинской сестрой и другими сотрудниками. И потому с самого начала необходимо формировать у них правильные способы обращения к взрослым, формы проявления уважения к ним, которые были бы основаны на привязанности, чувстве уважения и доверия, послушании (желании слушать старших, охотно выполнять их просьбы, предложения, проявлять предупредительность, стремление порадовать взрослого своим поступком и др.). Для реализации данных задач я использую уже перечисленные выше принципы и формы работы. Плюс личный положительный пример отношения к взрослым и самим детям.
Важное значение, для полноценного психического и личностного развития ребёнка, имеет семья. Именно в семье усваиваются, копируются образцы реагирования на различные ситуации, на отношение к различным объектам и явлениям жизни. Чаще всего это копирование происходит на бессознательном уровне, близком к процессу, который «запечатление образа».
Встречи с родителями организую в виде как традиционных родительских собраний, круглых столов, консультаций, раздачи памяток и буклетов, так и активных методов взаимодействия: дискуссий, мастер-классов.
И я надеюсь, что мои дети вырастут этически культурными, проявляющими гуманные чувства, освоившими правила поведения в общественных местах, проявляющими внимание, предупредительность и вежливость в общении с людьми.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Принцип гуманизации Принцип дифференциации Принцип доступности знаний Принцип развивающего характера обучения ПРИНЦИПЫ Принцип следования нравственному примеру Принцип индивидуального подхода Принцип интеграции содержания Принцип эстетической организации развивающей среды
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.Барто «Помощница», «Девочка чумазая» С.Михалков «Песенка друзей», «Два барана» В.Берестов «Больная кукла» Е.Благинина «Посидим в тишине» К.Ушинский «Петушок с семьей» Г.Цыферов «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» С.Прокофьева «Сказка о невоспитанном мышонке» (из цикла «Машины сказки») К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе» В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» Сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Два жадных медвежонка», «Пых» и др.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД «Как помочь бабушке, дедушке» («Как мы заботимся о …») «Мамины руки» «Зачем быть вежливым?» «Что такое «хорошо», что такое «плохо»?» «Что такое дружба» «Мои друзья»
ИГРЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Игра направлена на: Виды игр Дидактические, развивающие Сценарные (с элементами инсценирования) Сюжетно-ролевые формирование основ культуры общения «Плохо-хорошо», «Скажи ласково», «Теремок» «Козлята и зайчик», «Мы порадуем маму» «День рождения имя », «Здравствуйте, доктор» формирование культуры речи «Вы хотите ? Мы хотим», «Вежливый Саша» «Здравствуй и прощай», «Позвоним маме и порадуем» «Эти удивительные пирамидки», «Красиво обратимся с просьбой» «Мамин праздник», «Чаепитие» формирование опыта поведения в детском саду и общественных местах «Сам игрушкой поиграй и товарищу отдай», «Помоги Гномику», «Поссорились, помирились» «Быстрый трамвайчик» «Ссориться не будем»
Игра направлена на: Виды игр Дидактические, развивающие Сценарные (с элементами инсценирования) Сюжетно-ролевые формирование основ культуры чувств и нравственно-ценностных отношений «Угадай, чьи глаза», «Волшебное зеркальце», «Про Мурку и ее котят» «Развеселим Гномика», «Песня веселая и грустная» «Моя бабуля», «В гости к старшим детям» формирование нравственно-деятельного отношения к предметной среде «В гости к кукле Кате», «Разноцветный сундучок» «Я сам», «Угадай-ка», «Маленькие помощники» «Хозяюшка», «Как красиво в нашем доме» «Игрушки нас благодарят», «Путешествуем по реке» ИГРЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Организация работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения"
В сообщение раскрыт опыт работы воспитателя в сотрудничестве с учителем-дефектологом с родителями детей, имеющих нарушение зрения. Даны рекомендации родителям, как правильно подобрать зрительную нагру...
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника»
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:«Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника»...
Сообщение из опыта работы «Организация работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения»
В данном материале публикутся формы работы с родителями с детьми с нарушением зрения...
Сообщение из опыта работы «Организация работы по формированию нравственно-этических представлений у младших дошкольников»
Организация работы по формированию нравственно-этических представлений у младших дошкольников...
Сообщение из опыта работы "Организация работы по формированию интереса у детей к классической и народной музыке"
Первым звеном в приобщении детей к музыкальной культуре является восприятие музыки. В сообщении рассказываю, как проходит работа по формированию интереса детей к классической и народной музыке в проце...
Сообщение из опыта работы «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
Закладывать основы нравственности, патриотизма, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру и окружающим людям. Поэтому, в дошкольной...
Презентация к сообщению из опыта работы «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
На современном этапе развития нашей страны большое внимание уделяется воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения. Закладывать основы нравственности, патриотизма, воспитывать моральные ...