Роль педагога в организации сюжетно-ролевой игры
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Мокрышева Екатерина Юрьевна

Полноценная игра у ребенка складывается очень медленно, если он стихийно нащупывает и перенимает способы игрового поведения. Развитие игры происходит гораздо быстрее, если воспитатель специально и целенаправленно руководит ее, формируя специфические игровые умения. Руководство игрой не простое дело. Это сложный игровой процесс, требующий от педагога знания законов игры, возрастных возможностей детей, определенной игровой позиции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mokrysheva_org_igry.docx31.85 КБ

Предварительный просмотр:

Роль педагога в организации сюжетно-ролевой игры

Воспитатель  Мокрышева Е.Ю., ГБОУ "Школа № 842", Москва ЗелАО

Самодеятельная сюжетно-ролевая игра имеет решающее значение для детского развития, так как именно она дает возможность ребенку проявлять активность и самостоятельность, творчество, реализовывать свои представления об окружающем мире.

Однако, признавая игру ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, сегодня в педагогической практике назрела серьезная проблема: сюжетно-ролевая игра «уходит» из детского сада, дети практически не играют.

Детская игра, как было доказано многими отечественными учеными, не изобретается ребенком и не складывается вне специально организованного, педагогически целесообразного, содержательного общения взрослого, в частности воспитателя с детьми [2,3,13,19,24].

Полноценная игра у ребенка складывается очень медленно, если он стихийно нащупывает и перенимает способы игрового поведения. Развитие игры происходит гораздо быстрее, если воспитатель специально и целенаправленно руководит ее, формируя специфические игровые умения. Руководство игрой не простое дело. Это сложный игровой процесс, требующий от педагога знания законов игры, возрастных возможностей детей, определенной игровой позиции.

В.П. Арсеньева определяет игровую позицию воспитателя как, «сложное образование, включающее: рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленять в ней новые возможности, «инфантилизацию» - способность устанавливать доверительные отношения с окружающими, эмпатию - способность  чувствовать игровое состояние других людей и  креативность – способность находить нестандартные оригинальные пути оптимизации- воспитатель занимает игровую позицию, включающие в себя позиции наблюдателя-консультанта, координатора-режиссера и со-игрока. Немало важное значение для руководства играми детей является игровой опыт и самого воспитателя» [3.C.66].

Важнейшим условием для успешного руководства,  является умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, пониманием к замыслам детей и их переживаниям, бережно относится к творческой выдумке, к созданному ребенком образу. Такому педагогу ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью[10,23,24,43,47].

Руководство, сюжетно-ролевой игрой осуществляется в двух направлениях:

  • Развитие игры,  как деятельности;
  • Использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей [1,3,33,38].

Развитие игры, как деятельности означает расширение тематике детских игр, углубляет их содержание. Чем шире круг этих знаний, тем более содержательна насыщена игра ребенка, и чтобы она не замыкалась на узком круге привычных тем  («дочки-матери», «больница», «магазин»), которые не выходят за рамки ближайшего окружения ребенка и не могут формировать перспектив его познавательного развития, любопытство, стремления узнать, попробовать и прочее, необходимо постоянно обогащать представления детей о самых разных областях действительности. Какими же должны быть знания?

Во-первых, они должны быть «действительными»,  то есть, как писал Д.Б. Эльконин, они должны предполагать возможность их игрового применения;

Во-вторых, знания должны с одной стороны, осмысленными, то есть опираться на реальный практический опыт ребенка, а с другой стороны для формирования насыщенной игры к старшему дошкольному возрасту знания детей должны затрагивать все более и более отдельные сферы деятельности, чтобы создавать зону не только ближайшего развития.

Иногда воспитатели стремятся к тому, чтобы дать детям дошкольного возраста максимально точные  выверенные сведения об окружающем их мире чтобы ребенок был как бы «специалистом» в этой области (например, экология, искусство и т.п.), но  это большая ошибка.  Один из крупнейших специалистов в области умственного развития детей Н.Н. Поддъяков в своих работах подчеркнул, что для нормального умственного развития ребенка необходимы так называемые «неясности» знания. Это проблемные знания,  которые вызывают у ребенка интерес, его поисковую деятельность и в итоге формирует мышление [52,65].

Итак, расширение знания детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений - одно из важных условий развития полноценной игры в той или иной группе детей. Для этого воспитателю необходимо раскрывать детям все многообразие источников, которые способствуют развитию содержания игры, формирует богатое воображение, обогащают ролевые действия. Источниками, влияющими на содержание детских игр, являются не только непосредственный опыт, возникающий стихийно, но и опыт который организуется воспитателем. Этот опыт включает в себя: представление о вещах, знания о людях, которым дети подражают в играх, их взаимоотношения, и т.п. Это обогащение происходит, прежде всего, в процессе непосредственных наблюдений, экскурсий, путем бесед, показа диафильмов, чтение литературы. Но воспитатель должен не только давать детям знания, но и влиять на их чувство, доводить до их сознания смысл, значения того, с чем их знакомят, формировать их отношение к этому [3,10,23,24,43,44,56,70].

Не мало, важно для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную» основу игры, обеспечивает развитие игры,  как деятельности.

Подбор игрушек должен осуществляться с основной тематикой игр, в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития. При отборе и хранение игрушек воспитателю следует принимать во внимание и характер тех требований, которые предъявляют к игрушки дети данного возраста.

Воспитатель, организуя хранения игрушек, должен учитывать развитие игровой деятельности детей.   Так, например, в младших группах игрушка должна быть видна и доступна, так как именно она является побудительным стимулом в игре. В старших группах такой необходимости уже нет,  дети в подборе игрушек идут от замысла игры. Но дети должны обязательно знать, какие игрушки имеются в группе и где они хранятся. При этом необходимо сочетать реалистические игрушки с условными, представляющими собой обобщенный образ. На ряду, с готовыми игрушками, следует иметь и материал для игрушек самоделок. В старших группах детского сада у детей возникают уже стойкие игровые интересы, поэтому воспитатель должен оберегать те игровые уголки, в том числе и на тему определенной игры, которые создаются по инициативе ребят, с их участием и служат дальнейшему развитию игровой инициативе.

Для правильного руководства играми воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать, как объединяются дети в игре: кто с кем любит играть, какова нравственная основа этих объединений их устойчивость, характер отношений в игре [70,58].

Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь организовать сюжетно ролевую игру, сделать ее увлекательнее, насыщеннее действиями. Но не следует предлагать детям готовые сюжеты, дети в игру подражают, но не копируют деятельность взрослых. И если им предложить действовать по плану воспитателя, комбинировать данные образы, то это будет подавлять их воображение, самостоятельность, непосредственность. Руководя игрой, воспитатель должен помнить, о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, непосредственность. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, и никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувство детей, направлять работу их мыслей и воображения [51,56].

Только при правильном руководстве успешно развивается игровое творчество.

В отечественной педагогике вопросом руководства детскими играми занимались Д.В. Менжерицкая, Р.И. Жуковская, Н.Я. Короткова,  Н.Я. Михайленко, и др. Они считали, что используемые приемы руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы: приемы косвенного воздействия и прямого руководства.

Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т.д., т.е. без непосредственного  вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе  игры [27,37,43].

Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в разъяснении, в оказании помощи, совете по ходу игры,  предложении новой темы игры и т.п. Это дает возможность целенаправленно влиять на содержании игры, взаимоотношения в игре, поведение играющих и т.д.

Для того чтобы успешно руководить и управлять игрой, педагог должен, прежде всего, владеть теоретическими и практическими основами игры. Педагог должен занимать позицию играющего партнера, для этого нужно отказать от функции строгого наставника во время игры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамян, Л.А. Игра дошкольника [Электронный ресурс]. URL: http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8425.php (дата обращения 15.01.2017).
  2. Андриенко. Н.К.  Игра дошкольника проблема педагогической компетентности [Текст] //Игра и дети.- 2007. №3. – С. -2-3.
  3. Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст]: учебное пособие /  В.П.  Арсентьева. – М.: ФОРУМ, 2009. – 144с.
  4. Божович, Л.Р. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте [Текст] / Л. И. Божович, - М.: АПН СССР, 1968. – 464с. [Электронный ресурс].

http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008&bookhl (дата обращения 09.01.2017).

  1. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие для студ. Сред. Пед. Учебн. Заведений 2-е изд. / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 240с. [Электронный ресурс]  http://www.twirpx.com/file/755195/.
  2. Безматерных, Т.В. Игра — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста [Текст] / Т. В. Безматерных // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 135-137.
  3. Берн, Э.   Люди, которые играют в игры [Текст] / Э.   Берн. – Мн.  Современный литератор. 2007. -96с.
  4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. - М., 2010. – 68с.
  5. Борисенко, М.Г.  Диагностика развития ребенка (5-7 лет). Практическое руководство по тестированию. [Текст] / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. – СПб.: паритет, 2007.-96 с.
  6.  Воспитание детей в игре  / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. [Электронный ресурс]. URL: http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8400.php (дата обращения 09.01.2017).
  7.  Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебно - методическое пособие (в схемах и таблицах) /Н.А. Виноградова.- М.: МГПИ, 2004. – 170с.
  8.  Виноградова, Н. А. Сюжетно – ролевые игры для мтарших дошкольников [Тескт] /: практическое пособие / Н. А. Виноградова. Н. В. Позднякова. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 128с.
  9.  Воронова, В. Я. Творческие игры старших дошкольников [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада / В. Я. Воронова. М.: Просвещение. 1981 – 80с. [Электронный ресурс]  http://newauction.ru/offer/voronova_v_ja_tvorcheskie_igry_dlja_starshikh_doshkol-i5544039243.html  (дата обращения 13.01.2017).
  10.  Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст]. – М.: АСТ, 2008. – 224с.
  11.  Выготский, Л. С. Детская психология [Текст] / под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. [Электронный ресурс]  http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=vygotsky_ss-v-6tt_t4_1984&bookhl (дата обращения 13.01.2017).
  12.   Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] // Вопросы психологии. – 1996. №6 [Электронный ресурс]  http://www.studmed.ru/vygotskiy-lev-igra-i-ee-rol-v-psihicheskom-razvitii-rebenka_504cb7df8e4.html  (дата обращения 16.03.2017)
  13.  Годовикова, Д. Формирование познавательной активности [Текст] /  Д. Годовикова // Дошкольное воспитание. 1986. - № 1. – С.34 [Электронный ресурс]  http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=649184  (дата обращения 07.01.2017)
  14.  Голицин, В. Б. Познавательная активность дошкольников [Текст] // Советская педагогика. 1991. - №3. – С 29-30. [Электронный ресурс]  http://studbooks.net/758646/pedagogika/spisok_literatury  (дата обращения 17.01.2017)
  15.  Гринченко. И.С.  Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. [Текст]: учебно - методическое пособие /  И.С. Гринченко. М.: УЦ Перспектива, 2008. 96с.
  16.  Губанова. Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. [Текст]:  программа и методические рекомендации / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозайка – Синтез. 2006. – 128с.
  17.  Давидчук. А.Н. Обучение и игра. [Текст]:  методическое пособие /  А.Н.   Давидчук. – М.: Мозайка – Синтез. 2006. – 168.с
  18.  Диагностика ребенка в детском саду или как лучше понять ребенка. [Текст]:  методическое пособие /   Л.А. Баландина [и др.]; под ред. Е.А. Ничепарюк, Г.Д. Посевиной. Изд.3-е доп. И перер. -  Ростов на Дону.: «Феникс», 2005. – 288с
  19. Игра и игровые технологии в образовательном процессе. [Текст]:   сборник научных статей / резенцент: кандидат психологических наук,  доцент Толстикова С.Н. – М.: МГПИ, 2004. – 84с.
  20.  Игра дошкольника [Текст] / Л. А. Абромян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова [и др]; под ред. С. Л. Новоселовой.  - М.: Просвещение, 1986. . - – 286с. [Электронный ресурс]  http://studbooks.net/1660482/psihologiya/spisok_literatury   (дата обращения 20.01.2017)
  21.  Игровое обучение детей 5-7 лет. [Текст]:   методические рекомендации /под ред. Н.В. Ивановой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 112с.
  22.  «Истоки» [Текст]:   базисная программа развития ребенка-дошкольника / И.Т. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова [и др.] науч. ред. Л.А. Парамонова и др. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001. – 305с.
  23.  Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Электронный ресурс]. – URL: http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=40219 (дата обращения 01.02.2017).
  24.  Запорожец, А.В. Игра и развитие ребенка [Текст] Психология и педагогика игры дошкольника  /  Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. – М.: Просвещение, 1966. [Электронный ресурс] http://studbooks.net/1757512/pedagogika/zaklyuchenie  (дата обращешия 30.01.2017).
  25.  Зворыгина, Е. В. Первые сюжетные игры малышей [Текст]: пособие для воспитателей дет. сада / Е. В. Зворыгина. – М.: Просвещение, 1988. – 96с. [Электронный  ресурс] http://studbooks.net/1819156/pedagogika/spisok_literatury   (дата обращения 05.02.2017).
  26.  Зверева. О. Сюжетно-ролевая игра [Текст] // Ребенок в детском саду. 2003. № 6.
  27.  Калинченко. А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников [Текст]:   методическое пособие / А.В. Калинченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко. – М.: Айрис-пресс, 2004. -112с.
  28.  Клопова. Е.Е. Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормальной ситуации [Текст] // Психологическая наука и образование. М. 2005. № 2. – с. 1-8.
  29.  Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст]:    учебник 6-е изд. Испр. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: ИЦ «Академия» 2006. – 416 с.
  30.  Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] : учебное пособие / С. А. Козлова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с. [Электронный ресурс] http://pedlib.ru/Books/6/0111/6_0111-1.shtml (дата обращешия 15. 02.2017) .
  31.  Комарова, Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно – ролевыми играми в детском саду [Текст]. – М.: Издательство «Сприпторий 2003», 2010. - 160 с.
  32.  Кондратьева, Н. В. Игра как ведущая деятельность в социально – личностном развитии дошкольников [Текст] / Н. В. Кондратьева, М. В.       М аксимова // Молодой ученый. – 2015. - №6. – С. 629 – 632.
  33.  Короткова Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) [Текст] // Ребенок в детском саду. 2006 - № 4.
  34.  Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Краснощекова. Изд. 3-е. – Ростов на Дону.: «Феникс», 2006. – 251с.
  35.  Краткий педагогический словарь [Текст]:  учебное пособие Г.А. Андреева, Г.С. Вяликова, И.А. Тютькова. – М.: В. Секачев. 2007. – 181с.
  36.   Краткий психологический словарь [Текст] / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2 изд., испр. И доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. [Электронный ресурс] http://www.twirpx.com/file/1681191/  (дата обращения 15.01.2017).
  37.   Критерий педагогической оценки. Педагогика. [Текст] / [Электронный ресурс]  http://www.studfiles.ru/preview/1493206/page:4/#1493206  (дата обращения 22.03.2017).
  38.    Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры  [Текст] / А. Н. Леонтьев. // Проблемы развития психики. – М.: 1983. – С. 481 – 508. [Электронный ресурс]  https://www.psyoffice.ru/3740-leontev-a.-n.-problemy-razvitija-psikhiki..html (дата обрашения 07.04.2017).
  39.  Лобанова Е.А. Организация развивающей среды как средства формирования познавательной активности дошкольников [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. – Балашов.: Изд. «Николаев», 2005. – 60с.
  40.  Менджеринская, Д. В. Воспитателю о детской игре  [Текст]: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение 1982. – 128 с. [Электронный ресурс] http://www.twirpx.com/file/1653978/ (дата общения 18.03.2017).
  41.   Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А.  Игра с правилами в дошкольном возрасте [Электронный ресурс].–URL: http://www.twirpx.com/file/408822/ (дата обращения 04.05. 2017).
  42.  Михайленко Н.Я.  Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей, 2-е изд., испр / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Гном и Д, 2001. – 96с.
  43.  Мухина В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С.  Мухина. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000. 624с.
  44.  Недоспасова В. Развитие детей в игровой деятельности. [Текст] // Ребенок в детском саду. 2001. - № 4
  45.  Немов  Р.С. Психология [Текст] /С.Р. Немов. – Кн.2. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 606с.
  46.  Нескучаева Л. Игра – путешествие,  как  форма развития познавательной активности детей. [Текст] // Дошкольное воспитание 2004. - № 10. – С. 15 – 22.
  47.  Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] / сост. Е.С. Рапацевич. – М.: «Современное слово», 2005.
  48.  Пидкасистый, П. И., Хайдаров, Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. _ М: МПУ, 1996. – 272 с.  [Электронный ресурс]  http://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/  (дата обращения 12.02.2017).
  49.  Поддъяков, Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддъяков. – М.: Просвещение 1996. – 176 с. [Электронный ресурс]  http://www.twirpx.com/file/2105662/  (дата обращения 24.03.2017).
  50.  Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений  IV вида. Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. / под. ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003 – 256с.
  51.  Развивающие занятия с детьми 5-6 лет  [Текст] / под. ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 784с.
  52.  Рубенштейн Л.С. Основы общей психологии /  Л.С. Рубинштейн. – СПб: Изд. «Питер», 2000 – 712с.
  53.  Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (Из опыта работ) / Сост. Е.Н. Твердина, Л. С. Барсукова; Под ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1986. – 112с. [Электронный ресурс]  http://www.twirpx.com/file/1537172/ (дата обращения 22.02.2017).
  54.  Сергеева, В. П., Сергеева, И. С. Технология проектирования в образовательном процессе. Учебно – методическое пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2016. – 156 с.
  55.  Скоролупова О.А. Играем? Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. [Текст] / О.А.  Скоролупова, Л.В. Логинова. – М.: «Издательство Скрепторий 2003», 2005. – 112.
  56.  Смирнова Е.О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития [Текст] // Дошкольное воспитание 2003. № 10. – с. 63-73
  57. Смоленцова, А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием [Текст]: Книга для воспитателя детского сада / А.А. Смоленцова. – М.: Просвещение, 1987.- 97с. [Электронный ресурс]  http://libnvkz.ru/catalog/info/elkat14/78653 (дата обращения 15.04.2017).
  58.  Солнцева О. Играем в сюжетные игры [Текст] // Дошкольное воспитание 2005. № 4 – с. 33.
  59.  Солнцева, О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение  сюжетных игр детей [Текст]. –  СПб: Речь, 2010. –175 с.
  60.  Смирнова, Е.О. , Холмогорова, В.М. Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми [Текст]. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с.
  61.  Словарь практического психолога. – М.: АСТ, Харвест С.Ю. Головин. 1998. [Электронный ресурс]   (дата обращения 06.03.2017).
  62. Субботский, Е. В. Ребенок открывает мир. [Текст]: книга для воспитателя детского сада. / Е.В. Суббтский. – М.: Просвещение, 1991. 207 с. [Электронный ресурс]  https://www.livelib.ru/book/1000207955-rebenok-otkryvaet-mir-e-v-subbotskij
  63.  (дата обращения 12.03.2017).
  64.  Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. [Текст]:  популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития. 1997г. – 240 с.  [Электронный ресурс] http://www.twirpx.com/file/72442/ (дата обращения 18.04.2017).
  65.  Усова, А.П.  Роль игры в воспитании детей [Электронный ресурс]. – URL:   http://www.twirpx.com/file/420436/ (дата обращения 10.03.2017).
  66.  Шмаков, С. А Игры учащихся – феномен культуры [Текст] / С. А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1994. – 240 с. [Электронный ресурс] http://www.studmed.ru/shmakov-sa-igry-uchaschihsya-fenomen-kultury_06ab1c1f533.html  (дата обращения 25.04.2017).
  67.  Шмаков, С. А. Ее величество игра [Текст] / С. А. Шмаков. – М.: 1963. [Электронный ресурс] http://spisok-literaturi.ru/author/shmakov-s-a.html    (дата обращения 27.02.2017).
  68.  Щербакова, Е. К. вопросу о развитии познавательной деятельности [Текст] // Игра и дети. 1991. - № 10. – С. 56. [Электронный ресурс] http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-doshkolnikov-sredstvami-televideniya-v-usloviyah-semi (дата обращения 28.01.2017).
  69.  Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельгности в учебном процессе [Текст] / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение 1976. – 1609 с. [Электронный ресурс]  http://www.twirpx.com/file/360327/ (дата обращения 18.02.2017).
  70.  Эльконин, Д. Б. психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.  [Электронный ресурс]  http://www.twirpx.com/file/133120/  (дата обращения 27.03.2017).
  71.  Эльконин Д.Б.  Воспитательное значение игры. [Текст] // Дошкольное воспитание 2008. № 8 – с. 17 – 23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевой игры

Дошкольный возраст-Это первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступный ребёнк...

Роль педагога в организации сюжетно-ролевой игры

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать....

Консультация для педагогов «Методика организации сюжетно-ролевыми играми детей младшего и среднего дошкольного возраста»

В статье подробно рассказывается о том, как выстроить линию сюжетно-ролевых игр с детьми младшего и среднего дошкольного  возраста. Вся теоретическая часть подробно подкрепляется конкретными прим...

Презентация Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевой игры

Презентация детей средней группы "Сюжетно-ролевые игры"...

Презентация на тему: "Роль педагога в развитии сюжетно-ролевой игры для детей младшего дошкольного возраста"

Презентация по обмену опытом для педагогов и родителей.Сюжетно ролевая игра – привлекательная для ребенка деятельность, в которой формируется и совершенствуется самоуправление поведением....

Роль воспитателя в организации сюжетно- ролевой игры

Без игры нет и не может быть полноценного развития.Игра- это огромное светлое окно, через  которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.Игра- это искра, зажиг...