Из истории игрушки
статья на тему

Смирнова Людмила Юрьевна

Материал носит теоретический характер, нужен для воспитателей ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_istorii_igrushki.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Из истории игрушки.

    У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера – природы. И в роскошном дворце, и в хижине ребенок играл. Только игрушки эти были разными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других – сделанные на заказ механические куклы.

    Игрушка, кукла имеет многовековую историю. Археологи на раскопках находят игрушки наряду с утварью, предметами быта, что доказывает: древние мастера понимали назначение детской игрушки – забавлять ребенка, помогая ему познавать мир.

    Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены, представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей. Это были игрушечные инструменты, миниатюрная посуда, погремушки, свистульки, лошадки, рыбки, птички, оружие, фигурки людей. Их делали из веток, сучков дерева, плодов, цветов, хлебного мякиша, соломы, глины. Эти игрушки быстро ломались, чтобы сделать их более занимательными, предки наши заставляли их действовать: совершать несложные движения, издавать звуки и шумы, - ярко и красиво их расписывали.

    Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам – быть беде. В колыбель к ребенку клали куклу «оберег», считая, что она охраняет его покой и сон.

   Символические куклы сопровождали крестьянские праздники и обряды. Провожали Масленицу большой соломенной куклой, к празднику Троицы делали из веток Семика и Семичиху, сажали их под берёзу, водили вокруг них хороводы, а в конце обряда топили в реке.

   Такие игрушки можно увидеть в краеведческих музеях. В Сергиевом Посаде есть уникальный музей игрушки, в коллекции которого хранятся игрушки от самых древних до современных. В 19 веке Сергиев Посад был одним из главных центров по производству игрушки.  Там имелись специальные ремесленные мастерские, где работали мастера разных профессий: лепщики, резчики, раскрасчики, столяры – ведь игрушку стал делать не один мастер, а несколько.

Соломенная кукла.

     Эта забавная игрушка родилась в деревне, где вдоволь можно найти соломы. Чем не материал для изготовления игрушки.

    За то, что соломенные юбки у таких куколок подстригали их прозвали стригушками. Можно заставить стригушку плясать, поставив её на стол и постучав по столу рукой. Лёгкая соломенная кукла начнёт подпрыгивать: и впрямь будто танцует.

     Такая веселая кукла делалась между делом – себе на потеху и детям на забаву.

    Сейчас этот промысел не угас. Знаменитая белорусская соломка известна на весь мир куклами, конями, плетеными шкатулками.

    Фантазия мастеров безгранична: миниатюрные птицы, несколько удлинённые фигуры коней с лихо закрученными хвостом и гривой, образованной колосьями. В своих декоративных скульптурах мастера применяют плетение – просто скрученные жгуты соломы, косо срезанные стебли, скрученные в завитки и спирали соломинки.

Куклы из природного материала.

    Эти куклы когда-то делали прямо в лесу: возьмут шишку, обернут пушистым мхом, перевяжут травинкой, наденут шляпку-листок – и кукла готова.

     Позже изготовлением «моховиков» стали заниматься целыми семьями. Игрушка несколько усложнилась: стала выше ростом, её каркас укрепляли на деревянной подставке. В ход шли не только шишки и мох, но и газета, береста, кора дерева, кусочки ткани.

   

Тряпичная кукла.

Самой распространенной игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой и куклу своей дочке передает.

   Тряпичная кукла жила в каждой семье, в иных домах их было до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть» куклу лет с пяти. И сейчас любой ребенок может без особого труда сделать себе такую куклу.

    Свертывали в трубочку-«скалку» лоскут льняной ткани. Это основа куклы. Куском белой ткани обтягивали лицо, перевязывали ниткой – и кукла готова.

А потом ей пришивали косу из ниток, кудели, а иногда даже из человеческих волос. Теперь куклу можно наряжать. Из самых ярких лоскутов шили настоящую одежду, походившую на одежду взрослых. И головной убор кукла носила такой, какой бывал в этом регионе: кокошник, повойник, кику или повязанный по-особому платок. Безликой кукла долгое время оставалась потому, что люди боялись полностью уподобить её человеку, поскольку считали, что кукла с «Лицом» как бы обретала душу и могла навредить ребенку. Позже этот магический смысл забылся и кукле стали рисовать глаза, нос, рот.

Керамические куколки.

Глиняную игрушку археологи находили при раскопках наряду с глиняной посудой. Изготовление игрушки было попутным промыслом, а не основным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины, да и слепит какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради.

     Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и др. игрушками стали заниматься целыми семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению.

     У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.

    Игрушки различают по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня черный цвет её прозвали синькой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.

        

Каргопольская барыня.

Искусство изготовления каргопольских игрушек – искусство северной деревни, народ которой любит и бережно хранит предания старины, обожает сказки и веселые шутки-прибаутки, боготворит природу и её обитателей, изображая их в глине.

   Каждый мастер выбирает свой способ приготовления глины: кто-то сначала подсушивает кусочки глины, затем толчет её до состояния порошка, затем замачивает и замешивает словно тесто. Кто-то, наоборот, сначала её заливает водой, перемешивает, потом её можно пропустить через сито и дать подсохнуть, тогда лишняя влага испарится. Глина готова для лепки, если хорошо отстает от рук.

   При лепке мастер почти не пользовался инструментом. Главное орудие его труда – его руки.

  Лепят каргопольцы охотно зверей и птиц. Особо почитается медведь: то его с зеркальцем слепят, то с рыбой. Кони каргопольские – с игриво закругленной шеей, зайцы  - с гармошкой, степенные бородатые мужики  - с трубкой, гармонью, лаптями.

Женская фигурка с плоским, невозмутимым лицом является олицетворением Матери-земли.

Изготавливали барыню по частям: сначала торс с головой, потом колокол-юбку, далее катали колбаску для рук, примазывали их и сгибали калачиком. Шляпа или кокошник делается очень условно, без подробностей. Фигурка приземиста, не имеет лишних украшений. Расписывают фигурку неяркими, блеклыми красками.

  Узор очень древний, и каждый знак имеет определенный смысл.

      Крест, символ солнца

     

      Земля, засеянное поле

      Ростки

      Волнистая линия изображала речку.

Для многих это просто геометрический узор, чтобы его понять, нужно много потрудиться в библиотеках.

Дымковская игрушка.

Ее история уходит в прошлое нашей страны, когда царь Иван III после неудачных попыток подчинить Москве жителей Великого Устюга приказал переселить их за непослушание в глухой край. Часть жителей обосновались за рекой Вяткой, близ города Хлынова. Здесь ремесленники, гончары и прочий мастеровой люд основали свою слободу Дымково. Такое название, возможно, произошло от многочисленных печных дымков, витавших над слободой. А может из-за частых туманов, охватывающих эту местность.

Гончарному ремеслу способствовали залежи красных глин, хорошо державших форму изделия. Гончары создавали горшки, крынки, а попутно лепили игрушки. «Дымка» вводит нас в мир провинциального русского города с его жителями и обычаями: барыни, кавалеры, няньки, водоноски, праздничные гулянья и катанья на лодках, карусели, танцы. Меньше всего внимания уделяется лицу: точки-глаза, дуги бровей, две румяных щеки и три малиновых точки-рот. Главный наряд – яркая кофта и пестрая юбка.

Филимоновская игрушка.

Эта игрушка меньше всего изменилась за последнее время. Искусство филимоновских мастериц было и остается крестьянским. Богатые залежи жирной, словно масло, глины синьки как нельзя лучше подходили для лепки игрушек. Именно особенности глины придали столь необычный вид фигуркам: у них вытянутые шеи, удлинненые пропорции.

У филимоновских игрушек мало деталей. У барыни – высокиеюбки колоколом, с плавным пологим расширением к низу.юбка кажется большой по отношению к верхней части туловища.

Мужские фигурки – высокие, длинноногие, в характерных костюмах – мундире с погонами, шляпке с козырьком или полями, в сапогах с каблуком. Под мышкой солдаты держат птиц.

 В отличие от дымковских все филимоновские игрушки – свистульки, даже барыни и кавалеры. Обожженная игрушка приобретает белый или чуть розоватый цвет. Для росписи использовали три главных цвета – малиново-красный, желтый и зеленый. Иногда применяли синий или фиолетовый цвета. Каждому персонажу – свой цвет.

Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Игрушки из Филимонова жизнерадостны, в них сочетаются грубоватость и изящество, выразительность силуэта, юмор и добродушие.

Тульская кукла.

Полагают, что начало промысла положили те самые филимоновцы, некогда осевшие в Туле, в слободе Большие Гончары. И появились в середине в середине 19 века глиняные куклы барыни под зонтиками, изящные стройные фигурки-статуэтки. Если их расставить на столе, то получится целая городская сценка.

Роспись соответствовала характеру одежды и велась по побеленной игрушке тонким слоем, чтобы фон «светился» через красочный слой. Применялись нежные пастельные тона – розовые зеленоватые, голубоватые, сиреневые.

Куклы – модницы.

Пандора и талия.

В куклах многие видят то, что не вернется к нам – детство.

Были времена, когда кукла была «журналом» мод. Костюм куклы представлял маленькую копию костюма взрослого человека. Так кукла становилась своеобразным манекеном.

Дамы выписывали кукол из-за границы с набором одежды для неё – парадными и домашними нарядами. Поэтому не зря такая кукла называлась Пандоро, что означает всем одаренная.

В России в конце 19 века в мастерских А.Мамонтова начали изготавливать кукол в этнографических костюмах, по которым можно проследить моду того времени на русскую одежду, на увлечение кружевом, вышивкой, бисерным плетением  и вышиванием.

Для детей изготавливали кукол попроще. Появляется лепная бумажная кукла. Новый материал – папье-маше – имел массу преимуществ: куклы делались быстрее, с помощью специальных деревянных моделей – болвашек.

Голова куклы сделана из папье-маше, а туловище шили из материи. Такая кукла с тонкой изящной фигуркой, в красивом платье с оборками и кружевами называлась Талия.