Социализация личности ребёнка путём осознания себя во времени.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Гришаева Светлана Александровна

Человек существует во времени. Время жизни – это то, чем располагает человек, поэтому очень важно подготовить ребёнка к рациональному использованию времени в своей жизни. Нужно помочь ему эмоционально и интеллектуально почувствовать те динамические процессы, которые происходят с человеком во времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация личности ребёнка путём осознания себя во времени.

Человек существует во времени. Время жизни – это то, чем располагает человек, поэтому очень важно подготовить ребёнка к рациональному использованию времени в своей жизни. Нужно помочь ему эмоционально и интеллектуально почувствовать те динамические процессы, которые происходят с человеком во времени.

В качестве средства для решения проблемы я выбрала портретную живопись. Через организованную систему работы у ребёнка возникает диалог с искусством, в результате которого у него появляется личностное отношение к человеку, изображённому на портрете. Через собственную идентификацию и идентификацию своих близких с героями картин-портретов к ребёнку приходит осознание изменений человека во времени и осознание себя во времени.

Тематические занятия я разделяю на несколько подгрупп:

  1. Общие изменения человека во времени;
  2. Личные изменения ребёнка во времени;
  3. Исторические изменения во времени.

У детей происходит чёткое расчленение собственного психологического времени на прошлое, настоящее, будущее.

Личное прошлое вызывает наиболее сильный эмоциональный отклик.

Образовательная деятельность цикла «Я и время»:

  1. «Моё прошлое, настоящее и будущее».

Задачи: выявить представление ребёнка о своём настоящем, прошлом и будущем; побуждать к отображению своих представлений в рисунке.

  1. «Автопортрет».

Задачи: формировать у детей представление о том, что такое настоящее; учить осознанию себя в настоящем времени.

  1. «Взрослые и дети».

Задачи: уточнить и дополнить представление детей о взрослых и детях.

  1. «Когда мама была маленькой».

Задачи: расширить представления ребёнка об изменении человека в течение жизни.

  1. «С чего начинается жизнь».

Задачи: знакомить с возрастными особенностями новорожденного, младенца, ребёнка раннего возраста.

  1. «Дед и внук».

Задачи: выяснить характерные различия двух возрастов: старости и детства, опираясь на фото; формировать гуманное отношение к пожилым людям.

  1. «Милая бабушка моя».

Задачи: продолжить выявлять возрастные особенности пожилых людей; закрепить понятие о возрастной динамике; воспитывать сочувствие и уважение к пожилым людям.

  1. «К сожаленью день рожденья только раз в году».

Задачи: формировать представление о смене лет, о возрасте, о беспрерывности времени.

  1. «Сказка о красоте человеческих лиц».

Задачи: формировать у детей понимание, что внутренний мир человека отражается в его глазах, на его лице; учить находить собственное решение в выборе изобразительных средств.

  1.  «Это Я».

Задачи: учить детей обследованию своего лица перед зеркалом и умению переносить полученный опыт в изобразительную деятельность; развивать коммуникативные умения (рассматривать, видеть и выделять индивидуальные особенности друг друга); продолжать развивать сенсорную моторику руки.

  1.  «Рисование портрета мамы (папы)».

Задачи: формировать понятие у детей о физическом и психическом изменении человека во времени; учить детей составлять собственные представления о физическом изменении человека во времени.

  1.  «Путешествие во времени».

Задачи: закрепить понятие детей о времени; дать представление о людях, живших в прошлые исторические эпохи; учит находить отличия и сходства между людьми прошлого и настоящего.

  1.  «В далёком прошлом жили мои предки».

Задачи: закрепить представления детей о ходе времени; познакомить с интерьером, одеждой прошлых веков; расширить представление детей о себе за счёт осознания самого себя звеном цепочки в историческом времени; развивать творческое воображение, художественное видение мира.

  1.  «Книга о будущем»

Задачи: формировать умение выражать через рисунок своё отношение к различным возрастам жизни, показать собственную жизнь в будущем.

Реализую комплексный подход в решении данной проблемы.

Это взаимодействие с родителями  детей воспитанников, которые предоставляют семейные фото архивы для образовательной деятельности (рассматриваний)  и для совместных родительских собраний. Устраиваем посиделки, на которых бабушки и дедушки рассказывают детям, какими они были в детстве, молодости, как взрослели, а потом стали такими, как сейчас. Рассказы сопровождаются показом фотографий с использованием мультимедиа.

Цели:

  • расширить социально-педагогическое взаимодействие с семьями воспитанников;
  • проследить возрастные изменения реального человека во времени;
  • прививать уважительное отношение к пожилым людям.

Так как огромное влияние на социализацию оказывает мировая художественная культура (в данном случае изобразительное искусство), я использую рассматривание репродукций картин художников разных эпох. Но ничто не сравнится с созерцанием искусства в реальном виде и времени, поэтому я сотрудничаю с Рославльским историко-художественным музеем и выставочным залом. Там дети знакомятся с произведениями в оригинальном виде: без цветового изменения и форматирования. Известно, что репродукции часто искажают цветовую гамму картины и величину, так как происходит форматирование для шаблонного размера. В связи с этим художественная, а зачастую и эстетическая, ценность произведения уменьшается.

Знакомясь с высоким уровнем художественных произведений и, соответственно, высоким уровнем переживаний, закодированных в них, в музеях и выставочных залах, ребёнок открывает для себя не только внутренний мир и опыт другого индивидуума, но и узнаёт себя, свои чувства, эмоции, соотносит со своим возрастом, возрастом своих родных. Это помогает в развитии восприятия, визуальной грамотности, постижения собственного Я.

Цели:

  • развитие познавательных способностей дошкольников через расширение кругозора;
  • углубление представлений о себе в прошлом, настоящем и будущем;
  • формирование умения соотносить художественный образ с собой (своей личностью) и своими родными;
  • расширение представлений о своей принадлежности к человеческому сообществу.

У детей происходят психологические открытия, что взрослые тоже когда-то были детьми; что дети вырастут, заведут свои семьи и у них тоже будут дети, а потом они станут пожилыми (старыми) и у них будут внуки. Следовательно, картина будущего для детей становится более расчленённой на возрастные этапы. У некоторых детей я наблюдала начальное зарождение жизненной перспективы: «Когда я вырасту, то буду работать на машине и привозить продукты в магазин, как папа», «Когда я вырасту, то выйду замуж, и у меня будет много детей» и так далее. Но в основном в отношении своего будущего реальные и фантастические представления мало разделяются.

Подготовила Гришаева С.А., воспитатель МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

За основу взято пособие «Сенсоматорное развитие дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности» (здоровьесберегающая педагогика), отражающее часть общей программы по сенсоматорной интерграции в дошкольном возрасте. Авторы: С.М. Ваёнерман, А.С. Большев и пр.

Литература:

Безруких М.М. «Сенсомоторное развитие дошкольников» ВЛАДОС 2001

Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» - Москва 1988

Мухина В.С. «Изобразительная деятельность ребёнка, как форма усвоения социального опыта» - Москва 1981

Неменский Б.В. «Мудрости красоты: о проблемах эстетического воспитания» - Москва 1981


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме «Социализация личности ребёнка в процессе развития сюжетно-ролевой игры"

Игра ведущий вид деятельности детей. Однако, многолетний опыт работы позволил мне сделать вывод, что дети дошкольного возраста стали меньше играть в сюжетно-ролевые игры. Их больше занимают телевидени...

«Социализация личности ребёнка старшего дошкольного возраста в современном ДОУ»

Цель: Разработать и экспериментально апробировать методические рекомендации социально-педагогического развития детей старшего дошкольного возраста в современном ДОУ...

" Социализация личности ребёнка дошкольного возраста."

                                             Педагог-психолог ГБОУ СОШ 1...

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в целях социализации личности ребёнка-дошкольника

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в целях социализации личности ребёнка-дошкольника...

Эссе "Толерантность- позитивная социализация личности ребёнка."

Мое отношение и мнение по вопросу развития и выспитания толерантности у детей дошкольного возраста....

Социализация личности ребёнка-дошкольника на основе использования развивающей предметно-образовательной среды Сенсорной комнаты в ДОУ

   Социализация – это процесс развития и становления ребёнка, как личности. Смысл социализации раскрывается через процессы адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации. ...

«Взаимодействие семьи и структурного подразделения-дошкольные группы в целях социализации личности ребёнка-дошкольника»

laquo;Взаимодействие семьи и структурного подразделения-дошкольные группы в целях социализации личности ребёнка-дошкольника»...