Проект "Сибирь многоликая"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
В нашей группе, как в принципе и в большинстве современных групп детского сада пребывают дети отличной от русской национальностей. Поэтому, при выборе темы самообразования я опиралась на интерес детей к другим национальностям, к их традициям и быте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_samoobrazovaniya.docx | 52.99 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 238 комбинированного вида»
г. Новосибирск – 136, ул. Киевская 7/1, тел./факс 340-22-30
ИНН 5404154277 КПП 540401001 ОГРН 1025401486604
ПРОЕКТ
«Сибирь многоликая»
Разработала: воспитатель Аверченко Анастасия Игоревна
2016год
Актуальность темы
В нашей группе, как в принципе и в большинстве современных групп детского сада пребывают дети отличной от русской национальностей. Поэтому, при выборе темы самообразования я опиралась на интерес детей к другим национальностям, к их традициям и быте. Очень важным фактором для выбора темы послужило и воспитание чувства толерантности в детях. Это особенно важно сегодня, когда злоба, ненависть ко всему непохожему, к людям, говорящим на других языках и исповедующих другую религию, вырвалось наружу в виде агрессивных действий (локальные войны, террористические акты, преследование национальных меньшинств и пр.) как по отношению к целому народу, так и по отношению к отдельным меньшинствам. В интересах мира, взаимопонимания и международного сотрудничества, чтобы сохранить человечество, его национальную культуру, необходимо вырабатывать у подрастающего поколения настоятельную потребность во взаимопонимании, терпимости и уважения различных народов друг к другу. В этом случае толерантность – необходимое условие мира и социально-экономического развития народов.
В решении задач формирования толерантности у детей особая роль отводится педагогике, в том числе и дошкольной, так как дошкольный возраст – особый этап начального нравственного развития ребёнка. ФГОС ДО направлен на решение (в том числе) задач по формированию у дошкольников толерантности, а именно:
∙ обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
∙ создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
∙ объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании чувства толерантности дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.
Сибирь – многонациональная часть России, где коренные народности очень тесно взаимодействуют с переселенцами с Европейской части России, где традиции одного народа плавно переплетаются с традициями другого народа. Сибирь – это самое благоприятное место для развития толерантности в детях, ведь познавая коренные народности Сибири и находя в них отголоски традиций своей семьи, дети понимают, что все мы одинаковые, на каком бы языке мы не разговаривали и где мы ни жили.
При ознакомлении детей с народностями Сибири и Дальнего Востока создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются также задачи эстетического воспитания и детского творчества.
Данный проект, в том числе, позволяет реализовать основные требования к особым компетенциям воспитанников: подготовка ребенка к жизни в современном динамичном мире, формирование таких качеств, которые определяют облик современного человека и обеспечивают ему успешность жизнедеятельности. К ним можно отнести: готовность и способность делать выбор, сотрудничать, проявлять толерантность, проявлять творчество, ставить и решать проблемы, воспринимать окружающий мир как единую систему, быть мобильным и готовым обучаться всю жизнь.
Проект по доминирующей деятельности: творческий, речевой.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
По продолжительности: долгосрочный с 01 сентября 2016г. по 31 мая 2019г.
Цель проекта: формирование у детей целостных представлений о социальной и окружающей среде народов Сибири и Дальнего Востока, гармоничного проявления патриотических чувств, толерантности, любви к родному краю.
Задачи первого года (средняя группа):
- Формировать знания о животном, растительном мире Сибири;
- Формировать представления о природном богатстве Сибири и Дальнего Востока;
- Знакомить детей с семейными традициями;
- Систематизировать, модернизировать содержание педагогической работы по национально-региональному компоненту;
- Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Воспитывать интерес к совместному с родителями творчеству. Развитие фантазии, воображения, в условиях расширения творческого потенциала родителей.
Задачи второго года (старшая группа):
- развивать познавательный интерес к народам, населяющим Сибирь. Знакомить с их бытом, традициями, декоративно – прикладным, изобразительным искусством, устным народным творчеством;
- Познакомить детей с Красной книгой, ее содержанием;
- Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность, трудолюбие, аккуратность;
- Способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря;
- Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества, уважительное отношение к своим древним корням, памяти предков;
- воспитывать толерантное отношение к представителям других культур;
- Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Воспитывать интерес к совместному с родителями творчеству. Развитие фантазии, воображения, в условиях расширения творческого потенциала родителей;
- Повышать уровень самообразования по данной теме.
Задачи третьего года (подготовительная группа):
- Способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря;
- Знакомить с традициями, обычаями, верованиями, считавшимися жизненно важными в этнокультурном своеобразии;
- Популяризировать общечеловеческие ценности через знакомство с фольклором народов Сибири и Дальнего Востока;
- Развивать у детей чувственное восприятие через искусство, театрализацию;
- Знакомить с музыкальными инструментами, произведениями народностей и с национальными танцами;
- Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Воспитывать интерес к совместному с родителями творчеству. Развитие фантазии, воображения, в условиях расширения творческого потенциала родителей;
- Повышать уровень самообразования по данной теме.
Проект ознакомления дошкольников с культурой народов Сибири и Дальнего Востока построена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Проект рассчитан на 3 возрастные группы (средняя, старшая и подготовительная группы). В нем изложены методы и этапы ознакомления детей с природой, народами и культурой Сибири и Дальнего Востока. Данная методическая разработка направлена на поддержку инициативы, самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Курс занятий рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май). Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по 15-25 минут (в зависимости от возраста). Методика работы построена на широком использовании игровой деятельности, что позволяет в комфортной и привычной для детей обстановке побуждать их к самостоятельной деятельности. Темы деятельности, методы и приёмы решения задач, выбор практического материала корректируется и варьируется в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т.д.
В конце года проводится диагностика знаний, умений и навыков, полученных детьми от работы по проекту. Каждый квартал организуется выставка детских работ и работ, выполненных родителями на мастер – классах. Раз в квартал проводится мероприятие (развлечение, досуг, праздники т.д.).
В соответствии с возрастными особенностями, и направлениями в развития детей, были определены показатели развития, и критерии оценки уровня развития знаний и умений детей дошкольного возраста (Приложение 1).
Для ознакомления детей с национальной культурой, бытом, природой Сибири и Дальнего Востока был составлен тематический план, рассчитанный на дошкольников.
Учебный план определяет количество и продолжительность непосредственно образовательной деятельности (НОД) для детей дошкольного возраста.
Кол-во НОД в месяц | Кол-во НОД в неделю | Кол-во НОД в год | Продолжительность НОД (в мин.) – средн./старш./подгот. группы |
4 | 1 | 36 | 15/20/25 |
Содержание программы учитывает основные Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования:
- гендерная специфика развития детей дошкольного возраста;
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- рациональное сочетание разных видов деятельности;
- дифференцированный подход к каждому ребёнку, учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Организационный этап
1. Определение проблемы, цели и задач проекта.
2. Информирование участников проекта об актуальности, целях и задачах проекта.
3. Составление комплексно- тематических планов;.
4. Подбор методической и художественной литературы по выбранной теме проекта.
5. Изучение теоретических основ традиционной народной культуры.
6. Создание предметно-развивающей среды, пополнение дидактическим материалом.
7. Разработка занятий, сценариев;
8. Разработка картотек подвижных игр, загадок, пословиц, поговорок, примет, сказок и легенд по теме.
9. Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования
10. Формирование и представление опыта по теме. Внедрение в практику.
11. Подготовка и просмотр презентаций.
Дети - участие в продуктивной деятельности, разучивание игр, рассказывание и обыгрывание сказок, поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемом.
Родители – ищут информацию, работают над созданием развивающей предметно-пространственной среды группы (по заданиям воспитателей). Изготовление с детьми поделок (совместное творчество), участие в мастер – классах.
Ожидаемый результат
- Развитие познавательной активности, любознательности.
- Создание условий для проявления у детей и родителей творчества, воображения.
- Обогащение знаний детей о Малой Родине, населяющих ее народов их искусстве и быте, чтение национальных сказок, приобщение к народному изобразительному и декоративно-прикладному творчеству.
- Привлечение к сотрудничеству родителей по созданию в детском саду предметно – развивающей среды.
- Оформление выставки детского творчества «Сибирь многоликая».
- Организация выставки – презентации родителей «Сибирь многоликая».
Презентация проекта
– Сотворчество детей, родителей в оформлении выставки: «Сибирь многоликая».
- Театрализованное представление «Мы живем в Сибири».
Приложение 1
Задачи первого года (средняя группа):
1. Формировать представления о природном богатстве Сибири и Дальнего Востока;
2. Формировать знания о животном, растительном мире Сибири;
3. Знакомить детей с семейными традициями
Показатели развития:
– проявляют интерес к родному краю, его природе;
- любят животных, проявляет интерес к их жизни;
- проявляют интерес к истории своей семьи, ее традициям.
К концу года дети должны знать:
–– называть 1-2 озера, 2-3 реки региона;
– знать 3-6 животных региона;
– уметь различать и называть деревья и кустарники региона;
– уметь определять по внешнему виду и называть 2-3 птицы региона;
– уметь определять и называть 3-4 лекарственных растений региона.
Задачи второго года (старшая группа):
1. Развивать познавательный интерес к народам, населяющим Сибирь. Знакомить с их бытом, традициями, декоративно – прикладным, изобразительным искусством, устным народным творчеством;
2. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность, трудолюбие, аккуратность;
3. Познакомить детей с Красной книгой, ее содержанием
4. Способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря;
5. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества, уважительное отношение к своим древним корням, памяти предков;
6. Воспитывать толерантное отношение к представителям других культур.
Показатели развития:
– проявляют интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства;
– используют в собственной деятельности: средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа, проявляют инициативу, творчество;
– проявляют интерес к рассматриванию карт региона;
– используют орнаменты и узоры в декоративно-прикладном искусстве;
- проявляют интерес к быту, искусству народностей региона;
- играют в подвижные игры народов Севера и Дальнего Востока.
К концу года дети должны знать:
– элементы орнамента народностей;
– уметь украшать изделия орнаментом;
- иметь представления о предметах быта, называть 1-2 предмета одежды, посуду, 1-2 блюда национальной кухни;
- называть 3-4 подвижные игры, знать правила игры;
- знать основные традиционные праздники народностей;
- иметь представление о народном творчестве народностей;
- уметь ориентироваться на карте, показывать место проживания народности и характеризовать ландшафт, по нему делать выводы о возможных промыслах народностей.
Задачи третьего года (подготовительная группа):
1. Способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря;
2. Знакомить с традициями, обычаями, верованиями, считавшимися жизненно важными в этнокультурном своеобразии;
3. Популяризировать общечеловеческие ценности через знакомство с фольклором народов Сибири и Дальнего Востока;
4. Развивать у детей чувственное восприятие через искусство, театрализацию;
5. Знакомить с музыкальными инструментами, произведениями народностей и с национальными танцами;
Показатели развития:
- называют несколько литературных произведений по выбору;
– выразительно читают небольшие стихотворения;
– проявляют интерес к рассказыванию знакомых сказок, стихов;
- проявляют интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства;
– используют в собственной деятельности: средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа, проявляют инициативу, творчество;
– используют орнаменты и узоры в декоративно-прикладном искусстве;
– эмоционально откликаются на выраженные в музыкальных произведениях чувства и настроения.
- делают выводы, устанавливает причинно-следственные связи.
К концу года дети должны знать:
–4-6 сказок, 3-4 пословицы, 3-4 загадки, 1-2 колыбельные песни;
– уметь пересказывать небольшие литературные тексты;
– уметь отличать жанры литературных произведений (сказка, потешка, загадка, стихотворение);
– отличать мелодии на слух;
- уметь выполнять элементы народных танцев, передавать ритм музыки;
- уметь проигрывать простые мелодии на национальных музыкальных инструментах;
- участвовать в театрализациях по сказкам народов;
- уметь выполнять простые движения танцев народностей;
- знать 5-6 имен народностей, их перевод на русский язык.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект Гавриловой А.А. для детей среднего дошкольного возраста "Многоликий город Санкт - Петербург".(социализация дошколят в современном обществе)
Демонстрация игровых ситуаций с дошколятами . Цель проекта: развитие чувства толерантности....
Многоликая семья - Тюменская область!
Материал подготовлен для проведения мастер-класса для педагогов на тему "Юбилей Тюменской области"...
Методическая разработка Сценарий фестивальной программы «Многоликая Россия»
Воспитание патриотизма, расширение кругозора, развитие творческих способностей дошкольников. Приобщение родителей к активному участию в проведении фестиваля. Сохранение национальных традиций разн...
Сценарий фестиваля "Многоликая Россия"
Систематизация и обобщение знаний детей о родном ставропольском крае и городе Лермонтове, как малой родине; получить эмоциональный отклик от принадлежности самих детей к жизни родного края; систематиз...
Проект "Россия многоликая"
Формирование первичных представлений о культуре, природе, истории народов Российской Федерации....
Сценарий "Золотая ярмарка" (мероприятие в рамках проведения городского фестиваля "Многоликая Россия")
Фестиваль "Многоликая Россия" - это праздник дружбы, взимопонимания, толерантного отношения к людям разных национальностей....
Оформление музыкального зала к проведению концерта "Югра многоликая"
Презентация создана из фотографий оформления с описанием...
- Мне нравится (1)