Статья: "Конфликт лидеров в детском коллективе".
статья на тему
Как разрешить конфликт лидеров в детском коллективе? Статья - поиск ответа на этот вопрос.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikt_liderov_v_detskom_kollektive.docx | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конфликт лидеров в детском коллективе.
Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово «лидер» в переводе с английского («leader») означает «ведущий», «руководящий».
В широком, социальном смысле лидерство - это способность влиять на отдельные личности и (или) группы людей, направляя их усилия на достижение своих целей. [1], [2]
Психологи довольно подробно изучили эту тему и пришли к единодушному мнению, что всем идейным вдохновителям присущи основополагающие черты характера.
Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь – вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными.
Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному (управление – подчинение) и горизонтальному (коррелятивные одноуровневые связи, например, разделение труда и кооперация) распределению функций и ролей, и прежде всего выделению управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности обычно требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер. [2]
Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его ролей [3], [4]:
1. Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.
2. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.
3. Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией. Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.
В группе детей дошкольного образовательного учреждения преобладает эмоциональное лидерство с частичкой ситуативного. Так например, дети охотно идут за тем кто излучает уверенность в себе, твердость убеждений (в соответствии с уровнем своего развития), некую харизму и в каком-то смысле силу внушения.
В детских группах очень четко прослеживается проявление лидерства на основе инстинктивного поведения. Как и у животных здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная личность – вожак. Лидер - самый активный и несколько агрессивный ребенок. Он манипулирует другими, чтобы окружающий мир соответствовал его желаниям. Кроме того, лидер является посредником между детской группой и взрослыми. Но, он часто полагается исключительно на свое мнение. За это, лидера могут не любить, но, ему подчиняются из-за страха быть изгоем. У самого лидера приходит осознание своей роли и появляется ответственность за других детей.
Вместе с тем, в моей практике встречались случаи, когда лидеров было несколько. При условии наличия в группе нескольких лидеров неизбежно их противостояние «за пальму первенства», другими словами, если сравнивать данный аспект с животным миром, каждый из «вожаков» пытался подавить остальных. Данное обстоятельство и послужило поводом для исследования данной проблемы, которая будет рассмотрена в данной статье.
Возникновение конфликта лидеров неизбежно влияет на остальную группу. «Ведомые» дети пребывают в растерянности, так как перед ними также стоит выбор вожака, что деморализует общую обстановку в коллективе, дети пребывают в состоянии тревоги, замешательства и мук выбора.
Поэтому так необходимо своевременно выявить и приступить к решению данной проблемы. Однако, здесь заметная связь с животным миром заканчивается и решение проблемы должно строиться на методах Психологии, Социологии и Политологии. С учетом еще не сформировавшегося психологического состояния как лидеров, так и «ведомых», необходимо найти решение проблемы в равной степени влияющее на нормализацию психологического состояния всех участников коллектива.
В моей практике самым действенным способом оказалось примирение конфликтующих лидеров путем объединения их усилий и направления их на «обучение» (помощь воспитателю в постановке игровых задач) остальных участников коллектива.
Данный подход позволяет:
- Исключить конфронтацию между группой лидеров и позволяет объединить их усилия по достижению общей цели, что в конечном итоге ведет к их сближению, как с самими с собой, так и с остальными членами коллектива.
- Нормализовать морально-психологическое состояние остальных членов группы и коллектива в целом.
Таким образом, используя данный подход к искоренению конфликта, оба социальных слоя коллектива обучают друг друга своим личностным качествам, это, в свою очередь, приводит к благополучию каждого ребенка отдельно, так и к общему психологическому климату детского коллектива. Дети должны чувствовать себя счастливыми, ведь они наше будущее!
Список используемой литературы.
1.https://studbooks.net/578704/politologiya/issledovanie_vzglyadov_freyda_politicheskoe_liderstvo.
2. З.Фрейд «Психология масс и анализ человеческого «я» (сборник)», 1921, 1930, 1915, 1933
3. Бабосов Е.М. Социальное управление: учеб. пособие. М.: ТетраСистемс, 2008.
4. Лесина Л.А. Лидерство в образовании: социологический анализ: дис. … кaнд. соц. наук. Екатеринбург, 2002.
5. Канджеми Дж.П., Ковальски К.Дж. Психология современного лидерства: Американские исследования. М.: Когито-Центр, 2007. 6. Пугачев В.П. Руководство персоналом: учеб. М.: Аспект Пресс, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание традиций с целью формирования детского коллектива в подготовительной группе детского сада.
В подготовительных группах детских садов нередко складывается ситуация объединения двух малочисленных групп в одну. При этом, следует заметить, объединяются группы с уже сложившимися...
Создание традиций с целью формирования детского коллектива в подготовительной группе детского сада
для воспитателей групп старшего дошкольного возраста...
Формирование традиций в группе детского сада как элемент работы по сплочению детского коллектива
В статье рассматривается опыт работы воспитателя детского сада по созданию дружного детского коллектива...
Концепция детского коллектива (Л.И.Новикова, А.Т. Куракин), стадии развития группы как коллектива
Аналитическая таблица 1. По материалам А.Н. Лутошкина...
Статья «Конфликты и их пути решения в системе руководства коллективом младших школьников»
Теоретико-методологический анализ проблемы конфликта в отечественной и зарубежной литературеОпределение, сущностные характеристики конфликтаНа заре становления конфликтологии как науки, сложилась ситу...
Статья «Конфликты у детей дошкольного возраста и пути их разрешения»
Аннотация: Межличностный конфликт, возникающий в процессе общения со сверстниками и проявляющийся в форме конфликтов и драк, является характерной чертой детей дошкольного возраста. В данной статье кра...