Важность дидактической игры в организации образовательного процесса
статья на тему
Статья посвящена вопросу важности дидактическо игры в образовательном процессе дошкольников. Общеизвестен факт, что игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, ребёнок изучает цвет, форму, свойства материалов, пространственные отношения, числовые отношения, растения, животных. В игре малыш также развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.
Вся система дошкольного воспитания предъявляет к дидактическим играм большие требования. Об этом и пойдёт речь в статье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vazhnost_didakticheskoy_igry_v_organizatsii_obrazovatelnogo_protsessa.docx | 475.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила старший воспитатель МДОУ №15
Романычева Татьяна Владимировна
Общеизвестен факт, что игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, ребёнок изучает цвет, форму, свойства материалов, пространственные отношения, числовые отношения, растения, животных. В игре малыш также развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.
Вся система дошкольного воспитания предъявляет к дидактическим играм большие требования. С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т.д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.
Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Именно оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребёнком более успешно, так как его внимание направлено, прежде всего, на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.
Благодаря наличию игровых действий, дидактические игры, применяемые в образовательной деятельности, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению детьми необходимыми компетенциями.
Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры. Например, отгадывание загадок, выполнение поручений, игровых заданий, проявление смекалки являются результатом игры и воспринимаются детьми как достижение. Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений.
Игровой замысел, содержание игры, действия, правила – взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одного из них делают игру невозможной.
Своеобразие дидактической игры, как игровой деятельности заключается в том, что взаимоотношения воспитателя с детьми и детей между собой носят именно игровой характер.
Дидактическая игра является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные во время организованной образовательной деятельности.
В настоящее время, когда игра официально, на государственном уровне, признана ведущим видом деятельности ребёнка – дошкольника, перед нами стоит задача организации всего образовательного процесса через игровую деятельность. В этой связи вопрос о дидактической игре становится очень актуальным.
Многие дидактические игры не вносят ничего нового в знания детей, но они учат применять знания в новых условиях или содержат умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности. Например, в игре «Чудесный мешочек» дети имеют дело со знакомыми игрушками, но игра обязывает дать описание игрушки, а для этого ребёнок должен внимательно её рассмотреть. Или: детям уже известны признаки разных времён года, но в дидактической игре «Когда это бывает?» от детей требуется умение классифицировать те или иные явления по временам года, то есть обобщить конкретные явления и определить обобщающим понятием – «весна», «лето», «зима», «осень».
В процессе дидактических игр разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и правила, нужно выслушать и осмыслить предложение воспитателя, его объяснение. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.
Дидактическая игра является незаменимым средством в преодолении различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей. Организуя индивидуальную дидактическую игру, воспитатель создаёт благоприятные условия индивидуального общения, выясняет причины отставания, многократно упражняет детей, поднимает уровень их развития.
Дидактические игры также способствуют формированию у детей психических качеств, таких как внимание, память, наблюдательность, сообразительность. Они приучают детей применять имеющиеся у них знания в различных игровых и жизненных ситуациях, активизируют разнообразные умственные процессы. Ну и, кроме всего прочего, доставляют большую эмоциональную радость детям.
Игра вообще и, в частности, дидактическая игра незаменима как средство правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребёнок учится проявлять чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.
Поэтому игра является прекрасным средством коллективизма.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию – совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются. Следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.
Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).
Дидактические игры – незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребёнок. А это даёт возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями остальных участников игры, помогать товарищу в его затруднениях. В ходе игры всегда имеется возможность добиваться проявления инициативы каждым ребёнком в достижении поставленной цели. Однако, эти качества личности не воспитываются в ребёнке сами по себе. Их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая чётко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.
В дидактических играх поведение ребёнка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того, чтобы игра действительно служила воспитательным целям. Дети должны хорошо знать правила игры и точно им следовать. А научить их этому должен, конечно, воспитатель. Особенно важно делать это с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети научатся действовать в соответствии с правилами и у них сформируются умения и навыки поведения в дидактических играх.
Из опыта руководства дидактической игрой
Руководство игрой требует большого педагогического мастерства и такта, потому что, решая в игре и через игру ряд задач, воспитатель должен сохранить игру как деятельность интересную, близкую детям, радующую их. В руководстве дидактическими играми центральное место занимает определение содержания и тех задач, которые хочет разрешить воспитатель.
Планируя работу с детьми, воспитатель должен предусмотреть и те дидактические игры, которые он применит в образовательной деятельности, и те игры, которые проводятся в часы досуга. Важно также продумать и определить место, роль и связь игр с содержанием занимательных дел, другими приёмами воспитания и обучения детей.
Отобрав игры, соответствующие программному содержанию, воспитатель должен чётко представить себе, каких результатов он хочет добиться средствами дидактической игры, потому что от этого зачастую зависит оформление замысла игры, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры. Например, в игре для малышей «Кто как кричит» может стоять задача выяснить, знают ли дети голоса животных. Её содержание является интересным поводом узнать больше о животных. Игра в этом случае используется воспитателем в целях возбуждения интереса детей. Но воспитатель может поставить и другую задачу – проверить, как дети усвоили голоса животных и различают ли они животных по голосу. Эта же игра, но новая задача придаёт ей новый смысл, делает игру новой и интересной для детей. Таким образом, можно проводить одну и ту же игру в разных вариантах.
Определив основные задачи и программное содержание, воспитатель придаёт игре игровой замысел, намечает игровые действия, то есть делает игру игрой. Через игровой замысел вызывается активный интерес детей к игре, личное отношение к ней каждого ребёнка. Как только у детей возникает личная заинтересованность, появляется и активность, и творческие мысли, и действия, и переживания – все те проявления, без которых невозможна игра, как специфическая деятельность.
Маленьких детей влечёт само действие, торможение у них слабее, чем возбуждение, непосредственная наглядность действует сильнее, чем слова, и, поэтому, целесообразнее объяснение правил объединять с показом действия – «пробным ходом». Правила игры не сообщаются малышам все сразу, они чередуются с действиями детей, и воспитатель продумывает их последовательность.
Правила игры для старших детей будут носить уже более обобщённый характер, но и они должны быть чётко сформулированы, и ясно раскрывать заключённое в них содержание.
Если в младшей группе правило непосредственно связано с показом действия, то для старших детей это необязательно, потому что дети уже способны запомнить правило и перспективно представить его роль в игре. Дети старшего возраста способны к торможению непосредственного интереса, поэтому им можно одновременно сообщать ряд взаимно связанных правил. Если в младшей группе одно правило регулирует поведение и способ действия всех детей, то в старших группах в одной игре могут быть разные по содержанию правила для разных участников игры. Например, в играх типа «загадок», одни правила для детей, загадывающих загадки, и другие - для детей, отгадывающих их, но и то, и другое, вместе взятое, организует поведение всех детей в игре.
По содержанию наиболее частыми в дидактических играх являются правила, обязывающие детей:
- Действовать по очереди;
- Отвечать, когда спрашивают;
- Слушать товарища;
- Не мешать другим в игре;
- Выполнять правила;
- Честно признавать ошибки и др.
При проведении дидактических игр педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей: одному загадать трудную загадку, другому – лёгкую; застенчивого ребёнка ободрить, плохо владеющего речью чаще привлекать к разговору, высказываниям, повторению и т.д., тем самым развивая его речь.
Чтобы выполнять это требование, необходимо уже в процессе подготовки и продумывания игры наметить тех детей, на которых нужно обратить особое внимание: одних привлечь к активной роли, у других несколько сдержать их инициативу, чтобы они не подавляли других. В ходе игры, которая разворачивается обычно в живом темпе, педагог, особенно не очень опытный, замечает лишь наиболее бойких детей, а, между тем, он должен и детей застенчивых, робких привлечь к активному участию в игре.
Руководство в ходе игры должно быть направляющим. Маленькие дети сами не могут провести дидактическую игру, они не могут реализовать замысел в игровые действия, придерживаться содержания игры, самостоятельно следовать правилам и руководствоваться ими.
Воспитатель является зачинщиком и участником игры и может руководить игрой через роль, через правило, через «пробный ход». От воспитателя требуется умение начать игру, возбудить у детей интерес к игре, желание играть.
Уже в самом начале игры, в сообщении замысла, содержания игры, очень важны образность и краткость речи воспитателя, не скупой и выразительный жест, чуткое внимание к детям.
Сообщая правила игры, он формулирует их кратко, отчётливо и живо. Воспитатель проводит «пробный ход», то есть показывает, как играть. В играх со старшими детьми, когда они имеют элемент соревнования, можно предложить кому-нибудь из детей повторить правила, чтобы недостаточная чёткость их усвоения не повлияла на ход и результат игры.
Итак, абсолютно очевидно, что дидактическая игра очень значима:
- Выполняет важную роль в умственном воспитании ребёнка – дошкольника;
- Формирование знаний в процессе дидактической игры возможно в условиях педагогического процесса под руководством взрослого;
- В дидактической игре есть возможность использования различных методов и приёмов:
- игровых – сюрпризные моменты, загадки, считалочки, элементы соревнования и т.д.;
- словесных – беседы для уточнения знаний, объяснение правил игры, анализ деятельности ит.д.;
- наглядных – использование игрушек, картин, иллюстраций, предметов природного окружения, показ игровых действий и т.д.
Для поддержания интереса и развития познавательной активности необходимо использование игр различной вариативности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей:"Дидактические игры в процессе формирования экологических представлений и развития речи дошкольников"
Консультация для родителей...
Сообщение на тему: «Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста».
Родительское собрание...
Презентация "Использование экологической игры в процессе речевого развития детей дошкольного возраста"
Проект ,который отражает направления работы в рамках методической темы. Содержит предполагаемые результаты педагогической деятельности....
Дидактические игры в процессе обучения сюжетно-ролевой игре детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дидактические игры используются в процессе обучения детей с задержкой психического развития сюжетно-ролевой игре, умению брать на себя определённую ответственность в качестве ролевой модели....
"Строительные игры, как процесс познания"
В материале отражены выводы и наблюдения за детьми на протяжении 27 лет. Очень заблуждаются те родители, которые думают, что строительные игры не столь важны в развитии детей. Прочитав предлагае...
Важность дидактической игры в организацииобразовательного процесса
Всвязи с важностью игровой деятельности детей, совершенствования методики руководства педагогами детской игрой, с необходимостью совершенствования организации детсткой игровой деятельности был з...
Дидактические игры в процессе обучения сюжетно-ролевой игре детей младшего дошкольного возраста
Методическое пособие. Основная цель - раскрыть важность дидактических игр в процессе обучения детей, выделены уровни развития дидактических игр....