мастер-класс для педагогов ДОУ Опытно-экспериментальная деятельность
опыты и эксперименты (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Конспект мастер-класса практимума для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_kolosova_va.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экспериментируем играя» - мастер-класс для педагогов ДОУ по поисково-экспериментальной деятельности.
Слайд 1
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
На непосредственной образовательной деятельности дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
В процессе самостоятельной деятельности мы учим детей способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?
А затем в совместной деятельности – закрепляем полученные ранее знания и представления.
В поисково-исследовательской деятельности ребенок получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Мы все с вами на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
Отношения педагога с детьми эффективнее строить на основе партнерства. Дети учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы.
У детей дошкольного возраста через специальные упражнения в разных видах деятельности необходимо развивать определенные умения.
1.Видеть проблемы — интегративное свойство мышления которое развивается в течение длительного времени в разных видах деятельности.
2. Выдвигать гипотезы, строить предположения.
3.Задавать вопросы. Познание начинается с вопроса, которое направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждает потребность в познании и приобщении к умственному труду.
4. Оперировать понятиями «явление», «причина», «следствие», «событие»,«обусловленность», «зависимость», «различие», «сходство», «общность», «совместимость», «несовместимость», «возможность», «невозможность» и др.
5. Классифицировать. Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы; классификация устанавливает определенный порядок и разбивает рассматриваемые объекты на группы;
6. Наблюдать. Наблюдение — это вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью, выражается в ясно осознаваемой практической, познавательной задаче, что и отличает наблюдение от простого созерцания.
7. Делать выводы и умозаключения. Любое исследование теряет смысл, если не сделаны выводы и не подведены итоги; вывод — это заключительное суждение о результатах проведенной работы.
Способы фиксации результатов исследования:
1. диагностирование;
2. зарисовка опытов;
3. составление рассказов ;
4. зарисовка, изготовление аппликаций (коллажа).
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.
Сказка называется «Путешествие утенка».
Слайд 2
На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос.
Слайд 3
Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошел открывать мир.
Слайд 4
Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Слайд 5
Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 2
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Слайд 6
Но тут подул ветер, на небе появились тучи и пошел дождь.
Опыт № 3
Возьмите две 1.5 литровые пластиковые бутылки. У одной отрежьте верхушку, а у другой донце. В донце с помощью шила проделайте отверстия. Налейте в бутылку горячей воды и закройте ее донцем с дырочками, сверху в донце положите несколько кубиков льда. Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя.
Утенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок решил идти дальше.
Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы.
Слайд 7
А потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это? (Отгадывание по следам на песке.)
Слайд 8
Опыт № 4
Песок в песочнице смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете отпечаток на песке одним из предметов (следы можно изготовить из пластилина). Сначала сделать отпечаток следа утенка, а потом собачки или птицы.
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
Шел, шел утенок и увидел перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие жучки и громко жужжали, это были пчелы.
Слайд 9
Опыт № 5
На цветок из цветного картона приклеить магнит с обратной стороны, на картинки пчелки надеть скрепки. Пчелки будут магнититься к цветку.
Наш герой так устал от свалившихся на его голову приключений, что добраться до дома ему помогла девочка в желтом плащике.
Слайд 10
Он поблагодарил её и забрался под крылышко к маме утке.
Слайд 11
Утенку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.
Но у него осталось много вопросов:
1. Почему же распускаются кувшинки?
2. Почему плавают рыбки?
3. Почему идет дождь?
4. Почему остались следы на песке?
5. Почему пчелы летят на цветы?
Обсуждение экспериментов с педагогами.
А теперь давайте нарисуем как наш утенок гулял по парку и что он там увидел интересного….
Ребенок живёт, и его образное, эмоциональное мышление развивается независимо от внимания или не внимания родителей. Школа, конечно, может многое подавить, но до конца разрушить даже ей не удаётся. А вот способность к интеллектуальным усилиям , исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь или родители, или педагоги. Из года в год три четверти подростков зачисляются в разряд “не имеющих склонностей к естественным наукам”. А причина их не способностей кроется в том, что родители их специально не готовили, а воспитатели и учителя предпочитают заниматься только с теми, кто без школы всему научится.
Знания привыкли передавать ребёнку в основном через глаза и уши, а хотелось бы, чтобы они приходили и через руки, через деятельность.
Только нельзя превращать эксперимент в подобие хорового пения. “Возьмите в правую руку то, в левую то, соедините, потрясите и т.д” Это вызовет лишь тоску. Лучше сказать: “Вам нужно получить смесь из этих материалов, как её получить, решайте сами”. Пусть ребёнок ошибется, но он может сам поискать свои варианты. Делай не спеша, а не “делай с нами, делай как мы”.
И нельзя упрекать за неудачи. Нужно выяснить, почему одних опыт получается, а у других нет, и суметь с интересом для всех в ней разобраться. Вообще стоит приручать себя и детей к мысли, что каждый серьёзный успех приходит после долгой череды поражений.
В детском саду нужно живое общение, основой которого выступают знания из области литературы, природы, труда, языка, истории.. Малыши очень устают от однообразия деятельности или предмета обсуждения – но готовы сколь угодно долго заниматься, если удаётся увлекательно для всех то и дело переключаться с одного на другое. Здесь пригодится склад опытов, задач, сведений, загадок, откуда педагог мог бы подбирать что-то подходящее к той или иной ситуации.
На одном эксперименте можно таптаться две недели, а потом за два дня провести десяток опытов. Дети разные по характеру, типу мышления, работоспособности, подвижности. Странно требовать, чтобы все занимали одинаковую позицию. Нужно только суметь организовать занятие так, чтобы дети были важны и интересны друг другу именно в силу развития их точки зрения. Тогда каждый будет двигаться вперёд незаметно для самого себя.
А сейчас, уважаемые коллеги, мы предлагаем составить перспективное планирование познавательной исследовательской деятельности в соответствии с перспективно - тематическим планированием на 2018-2019 учебный год, используя литературу, которую вы принесли.
Это и будет Вашей отправной точкой в новом учебном году!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности
Организация игровой деятельности опытно-экспериментального характера....
Мастер-класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности «Исследовательская деятельность дошкольников (домашний лимонад)»Удивительные свойства воды.
Мастер-класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности «Исследовательская деятельность дошкольников (домашний лимонад)»...
Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»
Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попроб...
Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...
мастер-класс Душевное равновесие педагога- основа успешной профессиональной деятельности
Размещен практический материал для снятия эмоционального профессионального напряжения педагогов....
Мастер-класс для родителей консультационного центра «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях»
Мастер-класс для родителей консультационного центра«Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях»...
Мастер- класс для воспитателей на тему: «Опытно экспериментальная деятельность с детьми раннего дошкольного возраста: игры с песком и водой».
Мастер- класс для воспитателей на тему: «Опытно экспериментальная деятельность с детьми раннего дошкольного возраста: игры с песком и водой»....