Содержание работы воспитателя по коррекции агрессивного поведения дошкольника.
статья по теме
Прежде чем приступить к раскрытию темы дадим определения основным понятиям.
В переводе с латинского языка слово "коррекция" (лат. — correctio) означает поправку, частичное исправление или изменение. Термин "коррекция психического развития" означает совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.
По мере развития практической психологии понятие "коррекция" стало все шире использоваться в возрастной психологии и психологической помощи не только детям с проблемами в развитии, но и с нормальным психическим развитием. Расширение сферы использования психологической коррекции в работе со здоровыми детьми, обусловлено следующими причинами:
1.Активным внедрением в систему обучения новых образовательных программ, успешное усвоение которых требует максимального развития творческого и интеллектуального потенциала ребенка.
2.Гуманизацией процесса образования, которая невозможна без дифференцированного подхода к обучению ребенка и требует учета индивидуально-психологических особенностей каждого учащегося и, в соответствии с этим, разнообразных способов психолого-педагогической коррекции.
В связи с этим произошли принципиальные изменения характера задач и направлений коррекционных воздействий — от исправления дефектов при нарушенном развитии до создания оптимальных возможностей и условий для психического развития здорового ребенка
В настоящее время психологическая коррекция широко используется в системе психологической помощи детям и подросткам. Несмотря на широкий спектр применения понятия психологической коррекции,
существуют разногласия относительно его использования. Например, некоторые авторы рассматривают психологическую коррекцию как способ профилактики нервно-психических нарушений у детей (А. С. Спиваковская, 1988). Другие понимают ее как метод психологического воздействия, направленный на создание оптимальных возможностей и условий развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка (Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере, 1990) или как совокупность приемов, используемых психологом для исправления психики или поведения психически здорового человека (Р. С. Немов, 1993).
При определении целей и задач коррекции необходимо исходить из понимания той уникальной роли, которую играет данный конкретный период возрастного развития, ставить задачу, адекватную потенциалу развития на данном этапе онтогенеза, ценности данного возраста в целостном поступательном процессе становления личности. Реализация потенциальных возможностей каждой возрастной стадии развития является основной формой профилактики возникновения отклонений или недостатков в развитии на последующих возрастных ступенях.
Л.С. Выготский считал, что в качестве основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Поэтому психолого-педагогическая коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста.
В педагогической практике получил распространение тезис о необходимости учитывать возрастные особенности детей в процессе их воспитания и обучения. Однако с точки зрения полноценного психического развития ребенка задача должна быть поставлена более сложная -способствовать тому, чтобы возрастные особенности (точнее, возрастные психологические новообразования) не просто учитывались в педагогическом процессе, но и активно формировались, создавая тем самым надежный фундамент для реализации творческих потенциалов возраста. Специфику коррекции психического развития как раз и определяет ее активно формирующая функция, предполагающая активное влияние на генезис и становление психологических новообразований.
Когда своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности, не создаются условия для формирования возрастных новообразований и ярких индивидуальных особенностей у всех детей, находящихся на данном этапе онтогенеза, на последующем возрастном этапе возникает необходимость в коррекционнои или дополнительной развивающей работе. Можно сказать, что коррекция психического развития ребенка не является обязательной задачей психолого-педагогической деятельности взрослых. Обязательная задача - полноценное психическое и личностное развитие детей. Но если взрослые с этой задачей не справляются (в силу ли непонимания индивидуальных особенностей ребенка или в силу неумения создать условия его жизни и деятельности, адекватные возрастным потребностям в развитии), задача коррекционнои работы с ребенком становится актуальной.
Итак, основная цель коррекционнои работы в пространстве нормального детства — способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
Основная задача - психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.
Цель и задача коррекционнои работы четко очерчивают принципиальную психолого-педагогическую позицию по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей».
Существует огромное количество программ социально-эмоционального развития детей. В ниже приведенной таблице рассмотрим несколько их них более подробно.
Название | Цели и задачи | Краткая | Методы, |
программы | программы | характеристика | средства |
|
|
| коррекции |
«Расти | Цель: способствовать | Содержание работы с | Наблюдение |
счастливым | успешной | детьми | анализ |
» (Пашкевич | социализации детей, | распределяется по | деятельности |
т.д.) | основываясь на | возрастам (3-4 года, | детей |
| уверенности в себе и | 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 | коррекционну |
| эмоциональной | лет). Для каждого | ю работу с |
| отзывчивости | возраста определены | отдельными |
| Задачи: формирование | задачи работы на год, | детьми по |
| уверенности в себе, | а также предлагаются | различным |
| своих силах и | примерные темы для | проблемам |
| возможностях ; | обсуждения по | социально- |
| становление умений | месяцам. Для | эмоциональног |
| осознанно относиться | реализации этих тем | о развития |
| к своим и чужим | представлены |
|
| чувствам, желаниям, | методические |
|
| стремлениям; | приемы, которые |
|
| формирование | помогут педагогам |
|
| здорового, | спланировать |
|
| адекватного | занятийную, |
|
| поведения в обществе; | совместную |
| развитие способности | (игровую, |
|
| действовать свободно, | предметно- |
|
| раскрепощенно, но в | практическую, |
|
| соответствии с | музыкальную и др.) |
|
| нормами и правилами | деятельность, а также |
|
| общества | создать условия для |
|
|
| возникновения |
|
|
| самостоятельной |
|
|
| деятельности. |
|
Программа | Цель: развитие | Эта программа | Беседы, |
развития | эмоциональной сферы | направлена на | направленные |
эмоциональ | детей 4-9 лет; | обучение | на знакомство |
ной сферы | Задачи: Познакомить | дошкольников | с различными |
дошкольник | детей с основными | распознаванию.назыв | эмоциями, |
ов и | эмоциями: интересом, | анию эмоций . | чувствами. |
младших | радостью, | Занятия проходят в | Словесные, |
школьников | удивлением, грустью, | доступной (игровой) | настольно- |
(Калинина | гневом, страхом, | форме для | печатные и |
Р-) | стыдом, отвращением, | дошкольников. | подвижные |
| презрением.Способств | Данная программа | игры. |
| овать обогащению | представлена в виде | Рисование |
| эмоциональной сферы | ряда | эмоций. |
| ребенка. Учить детей | последовательных | Проигрывание |
| распознавать | шагов. Каждый шаг | этюды |
| эмоциональные | — это одно или |
|
| проявления других | несколько занятий, |
|
| людей по различным | объединенных одной |
|
| признакам (мимике, | тематикой. |
| пантомимике. | Количество занятий в |
|
| интонации и пр.). | каждом шаге |
|
| Дать детям понятие о | определяет взрослый |
|
| разделении эмоций на | (психолог, педагог), |
|
| положительные и | риентируясь на |
|
| отрицательные. | возраст детей, |
|
| Научить распознавать | скорость и глубину |
|
| разницу между | освоения ими нового |
|
| чувствами и | материала. |
|
| поступками (нет |
|
|
| плохих чувств, есть |
|
|
| плохие поступки). |
|
|
| Способствовать |
|
|
| открытому |
|
|
| проявлению эмоций и |
|
|
| чувств различными |
|
|
| социально |
|
|
| приемлемыми |
|
|
| способами |
|
|
| (словесными, |
|
|
| физическими, |
|
|
| творческими и т.д.). |
|
|
| Помочь ребенку |
|
|
| отреагировать |
|
|
| имеющиеся |
|
|
| отрицательные |
|
|
| эмоции (страх, гнев и |
|
|
| пр.), препятствующие |
|
|
| его полноценному |
|
| личностному |
|
|
| развитию. Обогащать |
|
|
| словарь детей за счет |
|
|
| слов, обозначающих |
|
|
| различные эмоции, |
|
|
| чувства, настроения |
|
|
«В мире | Задачи: умение | Авторы приводят | наблюдение, |
детских | произвольно | методы диагностики | эксперимент и |
эмоций» | направлять свое | эмоционального | проективные |
(Т.А. | внимание на | развития | рисуночные |
Данилина, | испытываемые | дошкольников, | тесты |
В.Я.Зедгели | эмоциональные | технику |
|
дзе, Н.М. | ощущения;умение | использования |
|
Степина | различать и | проективных |
|
| сравнивать | методов для |
|
| эмоциональные | выявления |
|
| ощущения, | эмоциональных |
|
| определять их | особенностей |
|
| характер (приятно, | дошкольников, |
|
| неприятно, спокойно, | методы и приемы |
|
| удивительно, страшно | развития и коррекции |
|
| и т.д.);умение | эмоциональной |
|
| одновременно | сферы детей |
|
| направлять свое | дошкольного |
|
| внимание на | возраста.После |
|
| мышечные ощущения | работы по этой |
|
| и на экспрессивные | программе дети |
|
| движения, | приобретают такие |
| сопровождающие | качества, как:Умение |
|
| любые собственные | произвольно |
|
| эмоции и эмоции, | направлять свое |
|
| которые испытывают | внимание на |
|
| окружающие | испытываемые |
|
|
| эмоциональные |
|
|
| ощущения; Умение |
|
|
| различать и |
|
|
| сравнивать |
|
|
| эмоциональные |
|
|
| ощущения, определят |
|
|
| ь их характер |
|
|
| (приятно, неприятно, |
|
|
| удивительно и т.д.); |
|
|
| Умение |
|
|
| одновременно |
|
|
| направлять свое |
|
|
| внимание на |
|
|
| мышечные |
|
|
| ощущения и на |
|
|
| экспрессивные |
|
|
| движения, |
|
|
| сопровождающие |
|
|
| любые собственные |
|
|
| эмоции и эмоции, |
|
|
| которые испытывают |
|
|
| окружающие. |
|
«Я-Ты-Мы» | Цель: | Программа | Наблюдение |
| Эмоционально- | социально- | Социометриче |
| личностное развитие | эмоционального | ское |
| детей дошкольного и | развития ребенка «Я | исследование |
| младшего школьного | - Ты - Мы» содержит | Наглядность |
| возраста. Возраст | три раздела: | Моделировани |
| детей от 4х до 6 лет | «Уверенность в | е |
| Задачи: | себе», «Чувства, | Использование |
| Программа реализует | желания, взгляды», | произведений |
| 3 основных задачи | «Социальные | художественно |
| гармоничного | навыки». Каждый | й литературы |
| развития ребенка: | раздел делится на | Развитие речи |
| 1. Просвещение. | определенные темы. | Использование |
| Глубокое изучение | В тематике | музыки |
| различных чувств, | существует | Изобразительн |
| эмоциональных | определенная логика | ая |
| состояний и | последовательности | деятельность |
| жизненных | преподнесения | Сказкотерапия |
| ценностей. | материала. Причем, |
|
| 2. Профилактика. | усложнение идет как |
|
| Применение | по линии |
|
| полученных знаний в | содержания, так и в |
|
| сюжетно-ролевых | соответствии с |
|
| играх. | возрастом. Сценарий |
|
| 3. Коррекция. Снятие | каждого занятия |
|
| психоэмоционального | строится вокруг |
|
| напряжения в | сказки, направленной |
|
| процессе | на погружение детей |
|
| проигрывания | в изучаемое чувство. |
|
| конфликтных | Все сказки |
| жизненных ситуаций | программы являются |
|
| или внутренних | авторскими |
|
| противоречий. | разработками. |
|
|
| Являясь психо- |
|
|
| коррекционными, |
|
|
| сказки могут |
|
|
| использоваться |
|
|
| педагогами, |
|
|
| психологами и |
|
|
| родителями вне |
|
|
| занятий, с целью |
|
|
| гармонизации |
|
|
| эмоционального |
|
|
| состояния ребенка. |
|
Е.К. Лютова, Г.Б. Монина предлагают проводить профилактическую и коррекционно-развивающую работу в четырех направлениях:
1. Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Существует четыре основных способа выражения гнева:
- прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом
давая выход отрицательным эмоциям.
- выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете,
который представляется разгневанному неопасным. Не отреагировав сразу,
человек рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть
гнев из себя. Но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто
«подвернется» под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое
выражение гнева получило название переноса
- сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса.
- задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей
возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева
и устранить ее в кратчайший срок.
При обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева используется два направления:
- учить детей прямо заявлять о своих чувствах;
- выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов.
2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в
различных ситуациях. Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные
зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной
категории детей полезны любые релаксационные упражнения.
3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают
других способов выражения чувств. Задача взрослого - научить их выходить
из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. Это можно сделать с
помощью ролевой игры.
4. Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям. Эмпатия -
это способность сопереживать другим людям. Считается, что развивать
эмпатию и формировать другие качества личности можно во время
совместного чтения взрослого и ребенка, Обсуждая прочитанное, взрослый
поощряет выражение ребенком своих чувств. В процессе чтения желательно,
чтобы родители беседовали с детьми о чувствах и эмоциях, которые будят в
них те или иные действия героев.
Одним из направлений коррекционной работы является психолого-педагогическая коррекция. Г.Э.Бреслав определяет психолого-педагогическую коррекцию как метод комплексного воздействия на ребенка для изменения его жизненных установок, взглядов, навыков поведения, а также развития таких психических функций, как память, внимание, мышление.
Эффект коррекционной работы обычно определяют следующие факторы:
1. Установка ребенка и семьи на помощь специалиста.
2. Характерологические особенности ребенка.
3. Возможность эмоционального отреагирования агрессивных реакций.
4. Возможность перестройки неадаптивного поведения и обретения
навыков адаптивного общения.
При попытке психолого-педагогической коррекции агрессии необходимо, прежде всего, тщательно проанализировать, какую функцию она выполняет в каждой конкретной ситуации, каковы ее пропорции среди других проявлений активности ребенка и динамика ее возникновения.
Р.В.Овчарова тактику психотерапевтических воздействий предлагает строить в зависимости от предполагаемой природы агрессивного поведения ребенка.
В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимание, в другом - включить агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый, социально приемлемый смысл; в третьем -не принять агрессию и установить запрет на подобные действия; в четвертом - активно подключаться в игровой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий и добиваться их эмоционально положительного разрешения путем психодрамы.(20 с. 362)
Г.Э.Бреслав психолого-педагогическую коррекцию агрессивных форм поведения предлагает проводить различными методами по следующим направлениям:
1. Игра (наиболее широко используется в работе с детьми дошкольного
возраста).
2. Изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду
или группу (если установлена связь между агрессивным поведением ребенка
и его ближайшим окружением).
3. Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия
музыкой и другими видами творческой деятельности).
4. Сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятельность (труд,
общественная работа, социальная работа).
5. Сублимирование агрессии в спорт: детей целесообразно приобщать к
групповым видам спорта (футбол, баскетбол и др.), требующим навыков
сотрудничества, в то время как высокоагрессивные индивидуальные виды
спорта, например, бокс или карате, нежелательны.
6. Участие в тренинговой группе с целью формирования навыков
конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения.
Практически коррекция агрессивных детей проводится в форме индивидуальной или групповой работы, нередко в виде семейной терапии. Обычно имеет место комплексная коррекция, когда используется сочетание приемов рациональной, поведенческой и суггестивной психотерапии, а также игровой и арт-терапии.(1,с. 49-50)
Известно, что любая коррекционно-развивающая работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей. Поэтому так важна роль семейной терапии. Н.М.Платонова семейную терапию рассматривает как метод восстановления функционального единства семьи путем нормализации отношений и психического здоровья ее членов. Она состоит из семейной диагностики, семейных обсуждений и совместной терапии ребенка и родителей. Основные задачи семейной терапии формулируются учеными, работающими в этой области (А.И.Захаров, Э.Г. Эйдемиллер и пр.), следующим образом:
- содействие всем членам семьи в разрешении их проблем;
- осознание родителями причин агрессивного поведения ребенка и
формирование у них настроя на его терапию;
- параллельная работа с детьми и родителями;
- совместные обсуждения с родителями задач терапии;
- перестройка их отношений, практическое обучение адекватным формам
межличностных отношений.
Е.К.Лютова, Г.Б.Монина работу с родителями агрессивного ребенка предлагают проводить в двух направлениях:
- информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее
возникновения, чем она опасна для ребенка и окружающих),
- обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью.
Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, к проведению которых можно привлечь авторитетных специалистов. Кроме этого, для родителей агрессивных детей будет полезна наглядная информация, размещенная на стендах группы в детском саду, а также в коридорах детского сада.
Таким образом, существует множество мнений возникновения и становления агрессии и агрессивного поведения, но для понимания сущности агрессии нужно учитывать все теории, объясняющие возникновение агрессии и иметь свое понимание этой проблемы. Основной детерминантой, способствующей проявлению агрессии, является социальное научение, так как оно провоцирует заложенный природой механизм агрессивного реагирования.
Социальное научение наибольшим образом влияет на детей, так как они еще не умеют различать, что хорошо, а что плохо и подражают действиям окружающих.
Агрессивность присуща каждому человеку, исходя из теории Фрейда о врожденных инстинктах, но формы ее проявления различны. В детском саду в работе с агрессивными детьми необходимо проведение коррекции поведения, осуществляемой в тесном взаимодействии воспитателя, педагога-психолога и родителей. Но наиболее эффективным является включение самого ребенка в специально организованное взаимодействие с взрослыми и сверстниками с целью создания условий для осознания им собственного поведения и предупреждения его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Содержание работы воспитателя по коррекции агрессивного поведения дошкольника. | 47.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание работы воспитателя по коррекции агрессивного поведения дошкольника.
Прежде чем приступить к раскрытию темы параграфа дадим определения основным понятиям.
В переводе с латинского языка слово "коррекция" (лат. — correctio) означает поправку, частичное исправление или изменение. Термин "коррекция психического развития" означает совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.
По мере развития практической психологии понятие "коррекция" стало все шире использоваться в возрастной психологии и психологической помощи не только детям с проблемами в развитии, но и с нормальным психическим развитием. Расширение сферы использования психологической коррекции в работе со здоровыми детьми, обусловлено следующими причинами:
1.Активным внедрением в систему обучения новых образовательных программ, успешное усвоение которых требует максимального развития творческого и интеллектуального потенциала ребенка.
2.Гуманизацией процесса образования, которая невозможна без дифференцированного подхода к обучению ребенка и требует учета индивидуально-психологических особенностей каждого учащегося и, в соответствии с этим, разнообразных способов психолого-педагогической коррекции.
В связи с этим произошли принципиальные изменения характера задач и направлений коррекционных воздействий — от исправления дефектов при нарушенном развитии до создания оптимальных возможностей и условий для психического развития здорового ребенка
В настоящее время психологическая коррекция широко используется в системе психологической помощи детям и подросткам. Несмотря на широкий спектр применения понятия психологической коррекции,
существуют разногласия относительно его использования. Например, некоторые авторы рассматривают психологическую коррекцию как способ профилактики нервно-психических нарушений у детей (А. С. Спиваковская, 1988). Другие понимают ее как метод психологического воздействия, направленный на создание оптимальных возможностей и условий развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка (Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере, 1990) или как совокупность приемов, используемых психологом для исправления психики или поведения психически здорового человека (Р. С. Немов, 1993).
При определении целей и задач коррекции необходимо исходить из понимания той уникальной роли, которую играет данный конкретный период возрастного развития, ставить задачу, адекватную потенциалу развития на данном этапе онтогенеза, ценности данного возраста в целостном поступательном процессе становления личности. Реализация потенциальных возможностей каждой возрастной стадии развития является основной формой профилактики возникновения отклонений или недостатков в развитии на последующих возрастных ступенях.
Л.С. Выготский считал, что в качестве основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Поэтому психолого-педагогическая коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста.
В педагогической практике получил распространение тезис о необходимости учитывать возрастные особенности детей в процессе их воспитания и обучения. Однако с точки зрения полноценного психического развития ребенка задача должна быть поставлена более сложная -способствовать тому, чтобы возрастные особенности (точнее, возрастные психологические новообразования) не просто учитывались в педагогическом процессе, но и активно формировались, создавая тем самым надежный
фундамент для реализации творческих потенциалов возраста. Специфику коррекции психического развития как раз и определяет ее активно формирующая функция, предполагающая активное влияние на генезис и становление психологических новообразований.
Когда своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности, не создаются условия для формирования возрастных новообразований и ярких индивидуальных особенностей у всех детей, находящихся на данном этапе онтогенеза, на последующем возрастном этапе возникает необходимость в коррекционнои или дополнительной развивающей работе. Можно сказать, что коррекция психического развития ребенка не является обязательной задачей психолого-педагогической деятельности взрослых. Обязательная задача - полноценное психическое и личностное развитие детей. Но если взрослые с этой задачей не справляются (в силу ли непонимания индивидуальных особенностей ребенка или в силу неумения создать условия его жизни и деятельности, адекватные возрастным потребностям в развитии), задача коррекционнои работы с ребенком становится актуальной.
Итак, основная цель коррекционнои работы в пространстве нормального детства — способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
Основная задача - психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.
Цель и задача коррекционнои работы четко очерчивают принципиальную психолого-педагогическую позицию по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему
корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей».
Существует огромное количество программ социально-эмоционального развития детей. В ниже приведенной таблице рассмотрим несколько их них более подробно.
Название | Цели и задачи | Краткая | Методы, |
программы | программы | характеристика | средства |
коррекции | |||
«Расти | Цель: способствовать | Содержание работы с | Наблюдение |
счастливым | успешной | детьми | анализ |
» (Пашкевич | социализации детей, | распределяется по | деятельности |
т.д.) | основываясь на | возрастам (3-4 года, | детей |
уверенности в себе и | 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 | коррекционну | |
эмоциональной | лет). Для каждого | ю работу с | |
отзывчивости | возраста определены | отдельными | |
Задачи: формирование | задачи работы на год, | детьми по | |
уверенности в себе, | а также предлагаются | различным | |
своих силах и | примерные темы для | проблемам | |
возможностях ; | обсуждения по | социально- | |
становление умений | месяцам. Для | эмоциональног | |
осознанно относиться | реализации этих тем | о развития | |
к своим и чужим | представлены | ||
чувствам, желаниям, | методические | ||
стремлениям; | приемы, которые | ||
формирование | помогут педагогам | ||
здорового, | спланировать | ||
адекватного | занятийную, | ||
поведения в обществе; | совместную |
развитие способности | (игровую, | ||
действовать свободно, | предметно- | ||
раскрепощенно, но в | практическую, | ||
соответствии с | музыкальную и др.) | ||
нормами и правилами | деятельность, а также | ||
общества | создать условия для | ||
возникновения | |||
самостоятельной | |||
деятельности. | |||
Программа | Цель: развитие | Эта программа | Беседы, |
развития | эмоциональной сферы | направлена на | направленные |
эмоциональ | детей 4-9 лет; | обучение | на знакомство |
ной сферы | Задачи: Познакомить | дошкольников | с различными |
дошкольник | детей с основными | распознаванию.назыв | эмоциями, |
ов и | эмоциями: интересом, | анию эмоций . | чувствами. |
младших | радостью, | Занятия проходят в | Словесные, |
школьников | удивлением, грустью, | доступной (игровой) | настольно- |
(Калинина | гневом, страхом, | форме для | печатные и |
Р-) | стыдом, отвращением, | дошкольников. | подвижные |
презрением.Способств | Данная программа | игры. | |
овать обогащению | представлена в виде | Рисование | |
эмоциональной сферы | ряда | эмоций. | |
ребенка. Учить детей | последовательных | Проигрывание | |
распознавать | шагов. Каждый шаг | этюды | |
эмоциональные | — это одно или | ||
проявления других | несколько занятий, | ||
людей по различным | объединенных одной | ||
признакам (мимике, | тематикой. |
пантомимике. | Количество занятий в | ||
интонации и пр.). | каждом шаге | ||
Дать детям понятие о | определяет взрослый | ||
разделении эмоций на | (психолог, педагог), | ||
положительные и | риентируясь на | ||
отрицательные. | возраст детей, | ||
Научить распознавать | скорость и глубину | ||
разницу между | освоения ими нового | ||
чувствами и | материала. | ||
поступками (нет | |||
плохих чувств, есть | |||
плохие поступки). | |||
Способствовать | |||
открытому | |||
проявлению эмоций и | |||
чувств различными | |||
социально | |||
приемлемыми | |||
способами | |||
(словесными, | |||
физическими, | |||
творческими и т.д.). | |||
Помочь ребенку | |||
отреагировать | |||
имеющиеся | |||
отрицательные | |||
эмоции (страх, гнев и | |||
пр.), препятствующие | |||
его полноценному |
личностному | |||
развитию. Обогащать | |||
словарь детей за счет | |||
слов, обозначающих | |||
различные эмоции, | |||
чувства, настроения | |||
«В мире | Задачи: умение | Авторы приводят | наблюдение, |
детских | произвольно | методы диагностики | эксперимент и |
эмоций» | направлять свое | эмоционального | проективные |
(Т.А. | внимание на | развития | рисуночные |
Данилина, | испытываемые | дошкольников, | тесты |
В.Я.Зедгели | эмоциональные | технику | |
дзе, Н.М. | ощущения;умение | использования | |
Степина | различать и | проективных | |
сравнивать | методов для | ||
эмоциональные | выявления | ||
ощущения, | эмоциональных | ||
определять их | особенностей | ||
характер (приятно, | дошкольников, | ||
неприятно, спокойно, | методы и приемы | ||
удивительно, страшно | развития и коррекции | ||
и т.д.);умение | эмоциональной | ||
одновременно | сферы детей | ||
направлять свое | дошкольного | ||
внимание на | возраста.После | ||
мышечные ощущения | работы по этой | ||
и на экспрессивные | программе дети | ||
движения, | приобретают такие |
сопровождающие | качества, как:Умение | ||
любые собственные | произвольно | ||
эмоции и эмоции, | направлять свое | ||
которые испытывают | внимание на | ||
окружающие | испытываемые | ||
эмоциональные | |||
ощущения; Умение | |||
различать и | |||
сравнивать | |||
эмоциональные | |||
ощущения, определят | |||
ь их характер | |||
(приятно, неприятно, | |||
удивительно и т.д.); | |||
Умение | |||
одновременно | |||
направлять свое | |||
внимание на | |||
мышечные | |||
ощущения и на | |||
экспрессивные | |||
движения, | |||
сопровождающие | |||
любые собственные | |||
эмоции и эмоции, | |||
которые испытывают | |||
окружающие. | |||
«Я-Ты-Мы» | Цель: | Программа | Наблюдение |
Эмоционально- | социально- | Социометриче | |
личностное развитие | эмоционального | ское | |
детей дошкольного и | развития ребенка «Я | исследование | |
младшего школьного | - Ты - Мы» содержит | Наглядность | |
возраста. Возраст | три раздела: | Моделировани | |
детей от 4х до 6 лет | «Уверенность в | е | |
Задачи: | себе», «Чувства, | Использование | |
Программа реализует | желания, взгляды», | произведений | |
3 основных задачи | «Социальные | художественно | |
гармоничного | навыки». Каждый | й литературы | |
развития ребенка: | раздел делится на | Развитие речи | |
1. Просвещение. | определенные темы. | Использование | |
Глубокое изучение | В тематике | музыки | |
различных чувств, | существует | Изобразительн | |
эмоциональных | определенная логика | ая | |
состояний и | последовательности | деятельность | |
жизненных | преподнесения | Сказкотерапия | |
ценностей. | материала. Причем, | ||
2. Профилактика. | усложнение идет как | ||
Применение | по линии | ||
полученных знаний в | содержания, так и в | ||
сюжетно-ролевых | соответствии с | ||
играх. | возрастом. Сценарий | ||
3. Коррекция. Снятие | каждого занятия | ||
психоэмоционального | строится вокруг | ||
напряжения в | сказки, направленной | ||
процессе | на погружение детей | ||
проигрывания | в изучаемое чувство. | ||
конфликтных | Все сказки |
жизненных ситуаций | программы являются | ||
или внутренних | авторскими | ||
противоречий. | разработками. | ||
Являясь психо- | |||
коррекционными, | |||
сказки могут | |||
использоваться | |||
педагогами, | |||
психологами и | |||
родителями вне | |||
занятий, с целью | |||
гармонизации | |||
эмоционального | |||
состояния ребенка. |
Е.К. Лютова, Г.Б. Монина предлагают проводить профилактическую и коррекционно-развивающую работу в четырех направлениях:
1. Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Существует четыре основных способа выражения гнева:
- прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом
давая выход отрицательным эмоциям. - выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете,
который представляется разгневанному неопасным. Не отреагировав сразу,
человек рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть
гнев из себя. Но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто
«подвернется» под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое
выражение гнева получило название переноса.
- сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса.
- задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей
возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева
и устранить ее в кратчайший срок.
При обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева используется два направления:
- учить детей прямо заявлять о своих чувствах;
- выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов.
- Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в
различных ситуациях. Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные
зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной
категории детей полезны любые релаксационные упражнения. - Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают
других способов выражения чувств. Задача взрослого - научить их выходить
из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. Это можно сделать с
помощью ролевой игры.
4. Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям. Эмпатия -
это способность сопереживать другим людям. Считается, что развивать
эмпатию и формировать другие качества личности можно во время
совместного чтения взрослого и ребенка, Обсуждая прочитанное, взрослый
поощряет выражение ребенком своих чувств. В процессе чтения желательно,
чтобы родители беседовали с детьми о чувствах и эмоциях, которые будят в
них те или иные действия героев.
Одним из направлений коррекционной работы является психолого-педагогическая коррекция. Г.Э.Бреслав определяет психолого-педагогическую коррекцию как метод комплексного воздействия на ребенка для изменения его жизненных установок, взглядов, навыков поведения, а
также развития таких психических функций, как память, внимание,
мышление.
Эффект коррекционной работы обычно определяют следующие факторы:
- Установка ребенка и семьи на помощь специалиста.
- Характерологические особенности ребенка.
- Возможность эмоционального отреагирования агрессивных реакций.
- Возможность перестройки неадаптивного поведения и обретения
навыков адаптивного общения. (1с. 90)
При попытке психолого-педагогической коррекции агрессии необходимо, прежде всего, тщательно проанализировать, какую функцию она выполняет в каждой конкретной ситуации, каковы ее пропорции среди других проявлений активности ребенка и динамика ее возникновения.
Р.В.Овчарова тактику психотерапевтических воздействий предлагает строить в зависимости от предполагаемой природы агрессивного поведения ребенка.
В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимание, в другом - включить агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый, социально приемлемый смысл; в третьем -не принять агрессию и установить запрет на подобные действия; в четвертом - активно подключаться в игровой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий и добиваться их эмоционально положительного разрешения путем психодрамы.(20 с. 362)
Г.Э.Бреслав психолого-педагогическую коррекцию агрессивных форм поведения предлагает проводить различными методами по следующим направлениям:
1. Игра (наиболее широко используется в работе с детьми дошкольного
возраста).
2. Изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду
или группу (если установлена связь между агрессивным поведением ребенка
и его ближайшим окружением).
3. Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия
музыкой и другими видами творческой деятельности).
- Сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятельность (труд,
общественная работа, социальная работа). - Сублимирование агрессии в спорт: детей целесообразно приобщать к
групповым видам спорта (футбол, баскетбол и др.), требующим навыков
сотрудничества, в то время как высокоагрессивные индивидуальные виды
спорта, например, бокс или карате, нежелательны.
6. Участие в тренинговой группе с целью формирования навыков
конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения.
Практически коррекция агрессивных детей проводится в форме индивидуальной или групповой работы, нередко в виде семейной терапии. Обычно имеет место комплексная коррекция, когда используется сочетание приемов рациональной, поведенческой и суггестивной психотерапии, а также игровой и арт-терапии.(1,с. 49-50)
Известно, что любая коррекционно-развивающая работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей. Поэтому так важна роль семейной терапии. Н.М.Платонова семейную терапию рассматривает как метод восстановления функционального единства семьи путем нормализации отношений и психического здоровья ее членов. Она состоит из семейной диагностики, семейных обсуждений и совместной терапии ребенка и родителей. Основные задачи семейной терапии формулируются учеными, работающими в этой области (А.И.Захаров, Э.Г. Эйдемиллер и пр.), следующим образом:
- содействие всем членам семьи в разрешении их проблем;
- осознание родителями причин агрессивного поведения ребенка и
формирование у них настроя на его терапию;
- параллельная работа с детьми и родителями;
- совместные обсуждения с родителями задач терапии;
- перестройка их отношений, практическое обучение адекватным формам
межличностных отношений.
Е.К.Лютова, Г.Б.Монина работу с родителями агрессивного ребенка предлагают проводить в двух направлениях:
- информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее
возникновения, чем она опасна для ребенка и окружающих),
- обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью.
Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, к проведению которых можно привлечь авторитетных специалистов. Кроме этого, для родителей агрессивных детей будет полезна наглядная информация, размещенная на стендах группы в детском саду, а также в коридорах детского сада.
Таким образом, существует множество мнений возникновения и становления агрессии и агрессивного поведения, но для понимания сущности агрессии нужно учитывать все теории, объясняющие возникновение агрессии и иметь свое понимание этой проблемы. Основной детерминантой, способствующей проявлению агрессии, является социальное научение, так как оно провоцирует заложенный природой механизм агрессивного реагирования.
Социальное научение наибольшим образом влияет на детей, так как они еще не умеют различать, что хорошо, а что плохо и подражают действиям окружающих.
Агрессивность присуща каждому человеку, исходя из теории Фрейда о врожденных инстинктах, но формы ее проявления различны. В детском саду в работе с агрессивными детьми необходимо проведение коррекции поведения, осуществляемой в тесном взаимодействии воспитателя, педагога-психолога и родителей. Но наиболее эффективным является включение самого ребенка в специально организованное взаимодействие с взрослыми и сверстниками с целью создания условий для осознания им собственного поведения и предупреждения его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Коррекция агрессивного поведения дошкольников"
Для того,что бы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, необходимо. чтобы корекция носила не эпизодический характер,а системный, комплексный, предусматривающий проработку каждой характ...
Методы коррекции агрессивного поведения дошкольников
Консультация для родителей...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников»
Описание материала:предлагаю Вашему вниманию психологический мастер-класс для педагогов ДОУ "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Данный ...
Программа занятий для коррекции агрессивного поведения дошкольников с использованием игротерапии.
Программа позволяет снизить уровень агрессивности и тревожности у детей старшего дошкольного возраста....
Материал из опыта работы мастер-класс для педагогов ДОУ «Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников».
Данный мастер-класс поможет педагогам расширить круг методов и приемов в решении профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста....
Роль воспитателя в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста
Процесс профилактики и преодоления агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ носит протяженный во времени характер, а результаты оказываются несколько отсроченными. Основополага...
Роль воспитателя в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста (2 часть)
При наличии определенных знаний, умений, а также при партнерском подходе к общению с ребенком, склонным к агрессивным проявлениям, можно снизить уровень его агрессии и обучить конструктивным способам ...