Рекомендации по работе с тревожными детьми
консультация по теме

Данный материал полезен для педагогов,работающих с тревожными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_porabote_s_trevozhnymi_detmi.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Она является глубинным эмоциональным состоянием, возникающим в результате неудовлетворения важных потребностей.

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страха, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, как правило, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Такие дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих.

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказаться от такой деятельности, в которой испытывают затруднения.

Повышенная тревожность мешает ребенку общаться, т.е. взаимодействовать в системе ребенок-ребенок; ребенок-взрослый, формированию коммуникативной  деятельности. А также повышенная тревожность способствует блокированию психосоматических систем организма, не дает возможности эффективной работе на занятиях.

Тревожные дети чаще всего входят в число наименее популярных детей группы, так как они часто не уверены в себе, замкнуты, малообщительны. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому эти дети не могут быть лидерами. Результатом безынициативности тревожных детей является и то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. В то же время, в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности.

В настоящее время существуют 3 направления работы с тревожными детьми: повышение самооценки, обучение навыкам снятия мышечного напряжения, обучение ребёнка умению управлять собой (своим поведением) в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях

                 Рекомендации:

  1. Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.
  2. Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе (“У тебя это получится”, “Ты это умеешь хорошо делать”). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.
  3. Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка (“Посмотри , сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю , завтра ты сможешь сделать лучше”). Оптимистические прогнозы “на завтра” не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.
  4. Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа “кто первый”.
  5. Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.
  6. Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.
  7. Осторожно и дозировано использовать критику, т.к. тревожные дети болезненно реагируют на нее. Недопустимо стыдить ребенка, особенно в присутствии других детей.
  8. По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.

 9.Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

     10.Хвалите ребенка даже за незначительный успех.

11. Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для работы с тревожными детьми ( рекомендации педагогам)

Представлен систематизированный набор игр для работы с тревожными детьми. Игры могут быть использованы во время режимных моментов в детском саду, или на переменке в школе, а также как релаксация ...

рекомендации для педагогов по работе с тревожными детьми

Рекомендации психолога для педагогов ДОУ по работе с тревожными датьми...

Рекомендации для педагогов по работе с тревожными детьми

Рекомендации для педагогов по работе с тревожными детьми...

Рекомендации для педагогов по работе с тревожными детьми.

Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Она является глубинным эмоциональным состоянием, возникающим в результат...

Консультация на тему: «Психологические рекомендации по работе с тревожными детьми»

Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово «тревога» означает...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО РАБОТЕ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

Тревожный ребенок. Таких детей в детском саду и в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» д...

Рекомендации педагогам-воспитателям по работе с тревожными детьми.

Рекомендации педагогам-воспитателям по работе с тревожными детьми. Как играть с тревожными детьми....