Рекомендации по работе с тревожными детьми
консультация по теме
Данный материал полезен для педагогов,работающих с тревожными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_porabote_s_trevozhnymi_detmi.docx | 17.73 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Она является глубинным эмоциональным состоянием, возникающим в результате неудовлетворения важных потребностей.
Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страха, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, как правило, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Такие дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих.
Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказаться от такой деятельности, в которой испытывают затруднения.
Повышенная тревожность мешает ребенку общаться, т.е. взаимодействовать в системе ребенок-ребенок; ребенок-взрослый, формированию коммуникативной деятельности. А также повышенная тревожность способствует блокированию психосоматических систем организма, не дает возможности эффективной работе на занятиях.
Тревожные дети чаще всего входят в число наименее популярных детей группы, так как они часто не уверены в себе, замкнуты, малообщительны. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому эти дети не могут быть лидерами. Результатом безынициативности тревожных детей является и то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. В то же время, в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности.
В настоящее время существуют 3 направления работы с тревожными детьми: повышение самооценки, обучение навыкам снятия мышечного напряжения, обучение ребёнка умению управлять собой (своим поведением) в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях
Рекомендации:
- Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.
- Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе (“У тебя это получится”, “Ты это умеешь хорошо делать”). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.
- Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка (“Посмотри , сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю , завтра ты сможешь сделать лучше”). Оптимистические прогнозы “на завтра” не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.
- Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа “кто первый”.
- Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.
- Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.
- Осторожно и дозировано использовать критику, т.к. тревожные дети болезненно реагируют на нее. Недопустимо стыдить ребенка, особенно в присутствии других детей.
- По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.
9.Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
10.Хвалите ребенка даже за незначительный успех.
11. Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр для работы с тревожными детьми ( рекомендации педагогам)
Представлен систематизированный набор игр для работы с тревожными детьми. Игры могут быть использованы во время режимных моментов в детском саду, или на переменке в школе, а также как релаксация ...
рекомендации для педагогов по работе с тревожными детьми
Рекомендации психолога для педагогов ДОУ по работе с тревожными датьми...
Рекомендации для педагогов по работе с тревожными детьми
Рекомендации для педагогов по работе с тревожными детьми...
Рекомендации для педагогов по работе с тревожными детьми.
Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Она является глубинным эмоциональным состоянием, возникающим в результат...
Консультация на тему: «Психологические рекомендации по работе с тревожными детьми»
Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово «тревога» означает...
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО РАБОТЕ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
Тревожный ребенок. Таких детей в детском саду и в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» д...
Рекомендации педагогам-воспитателям по работе с тревожными детьми.
Рекомендации педагогам-воспитателям по работе с тревожными детьми. Как играть с тревожными детьми....