Семинар-практикум «Обучение дошкольников правилам безопасности жизнедеятельности»
методическая разработка на тему
Основные принципы и содержание работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_seminare_-_praktikume.doc | 99 КБ |
prezentatsiya_k_seminaru.ppt | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 28 города Кузнецка.
Сообщение на семинаре – практикуме для воспитателей
«Обучение дошкольников правилам безопасности жизнедеятельности»
Выполнила: старший воспитатель МБДОУ ДС № 28
Кондратьева И.Н.
2016г
1
Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастье. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Работая долгое время в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Мы согласны с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Не случайно, что именно сейчас в сложный переходный период жизни нашего отечества, коллективы многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Цель и задачи ОБЖ (слайд 2)
Содержание работы (слайд 3-5)
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей обстановке;
Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок. С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке;
Занятия проводить не только по плану, а использовать каждую возможность, в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил;
Развивать ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения.
ОСОБЕННОСТИ В ПРОВЕДЕНИИ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия проводятся в форме живой беседы с использованием наглядности.
Параллельно с изучением основных правил дорожного движения целесообразно организовывать экскурсии по улицам города; чтение рассказов; проведение развлечений; увлекательные подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические игры; практическую деятельность (изобразительная, ручной труд).
2
В освоении детьми правил движения значительную роль играет конкретная, четкая речь воспитателя.
Проводя занятия, не следует говорить о тяжелых последствиях несчастных случаев, перегружать детей негативной информацией. Дети должны понимать опасности, связанные с дорожным движением, но не бояться улицы, так как чувство страха парализует способность сосредоточиться, снижает находчивость в момент фактической опасности.
Образовательный процесс состоит из трех видов деятельности:
- обучение теоретическим знаниям (вербальная информация).
- самостоятельная работа (рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач).
- практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте (дидактические, настольно-печатные, сюжетные игры, игры-драматизации).
С этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения детей, отражающие уровень его сформированности:
*знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);
*умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;
*отношение (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности).
В условиях социально-экономической и политической нестабильности ответственность за организацию жизнедеятельности детей ложится на образовательную систему, которая, уделяя этому вопросу особое внимание, должна сделать педагогический процесс в ДОУ безопасным. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка - каждая среда диктует совершенно различные способы поведения соответственно меры предосторожности. По этому возникла необходимость научить ребенка - дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Самое главное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.
Работа по формированию основ здорового образа жизни, развитию способности адекватно реагировать в случае опасной для жизни и здоровья ситуации, обучению способам самосохранения и выживания в экстремальных ситуациях ставится во главу угла.
3
- Назовите последовательность работы по обучению детей правилам безопасного поведения?
Этапы освоения правил безопасности жизнедеятельности (слайд 6)
- Заинтересовать детей, уточнить знания, которые у них имеются
- Вводить правила ОБЖ в жизнь детей, показать необходимость их соблюдения
- Развивать осознанное овладение реальными практическими действиями, тренировать дошкольников в умении применять эти правила
Посмотрите внимательно на эти этапы и скажите, в равной мере они присутствуют в образовательном процессе? (последний западает) На какой этап больше будем уделять времени?
Какие приемы тренировки вы применяете в своей работе?
Целесообразно разыгрывать разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми, ребенок потерялся. В игровой тренинг необходимо включать разного рода “уговоры”, привлекательные обещания. Разыгрываемые для малышей ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например “Волк и семеро козлят”. Сбор грибов и ягод (макеты, муляжи)
Можно завести тетради для каждого ребёнка, в которых они должны нарисовать, что, по их мнению, делает пожарный, милиционер, врач. Там же написать соответствующий телефон (“01”, “02”, “03”). Обсуждать нарисованное. В результате работы над заданиями (по трём темам дети должны научиться громко и ясно называть свои имя, фамилию и домашний адрес, а также знать номера телефонов нужной службы спасения). Проблемные ситуации – вызов спецслужб, сюжетно-ролевые игры (спасатели, пожарные)
Можно использовать игрушечный телефон, чтобы дети научились набирать “01”, “02”, “03”.
Переход улицы по макетам на участке детского сада.
Показ детям последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом и т.п.) с помощью иллюстраций.
Отношения и ценность в дошкольном возрасте формируются, прежде всего, через подражание старшим, их пример, оценочные суждения взрослых, через поощрение желательного поведения детей (в том числе правильного перехода улиц вместе с взрослым, высказываний или оценок самого ребенка). Занимаясь с группой сверстников, дети успешнее осваивают правила, по предложению взрослого смелее решают проблемные задачи.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.
Важно вложить в сознание детей мысль о том, что поведение на улице, на дорогах, в общественном транспорте, на природе, при обращении с огнем и т.п. требует неукоснительного повиновения правилам безопасности, то есть – послушания им. Эти правила надо запомнить и выполнять.
При каких условиях работа по обучению детей правилам безопасности жизнедеятельности будет успешной?
УСЛОВИЯ (слайд 7)
- Систематичность, последовательность образовательной работы по проблеме
- Активная позиция ребенка
- Игровая форма передачи информации
- Эмоциональная включенность ребенка в действие
- Предметно-развивающая среда
- Взаимодействие с социумом
- Сотрудничество с родителями
4
Какую бы тему вы не изучали, всегда должна присутствовать работе по ОБЖ. Подача материала на более сложном, в соответствии с возрастом, уровне
Ежедневные «минутки безопасности» (20 – 25 мин), включаемые в различные занятия и другие режимные процессы.
- Плакаты;
- Иллюстрации;
- Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
- Разрезные картинки;
- Мозаики;
- Настольно-печатные игры;
- Дидактические игры;
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
- Компьютерные презентации;
- Карточки для индивидуальной работы;
- Костюмы: милиционера, врача, незнакомца, пожарного, светофора;
- Видеоуроки по ОБЖ;
- Игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);
- Транспортные средства: (самокаты, машинки на аккумуляторах, велосипеды);
- Макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);
- Настольный макет, моделирующий улицы и дороги;
- Альбомы по ОБЖ;
- Маски автомобилей;
- Автоплощадка для практических занятий;
- Дорожные знаки;
- Муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
- Аптечка;
- Карточки с телефонами служб спасения;
- Телефон;
- Картотека подвижных игр по ОБЖ;
- Подборка художественной литературы по теме;
- Конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;
- Папки-передвижки;
- Цикл консультаций для детей, воспитателей и родителей.
Безопасность в групповых помещениях, участке. Журнал осмотра состояния игрового оборудования.
Примеры из личного опыта и пример правильного безопасного поведения окружающих взрослых.
Организация встреч с представителями экстремальных и социальных служб (врачами, медсестрами, полицейскими, пожарниками и т.п.).
Кроме того, надо учесть следующие возможные направления работы педагогов с родителями:
- организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;
- ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы);
- организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника);
5
- ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в "уголках родителей").
- Домашние задания для изучения материала и решения задач, которые трудно было решить в условиях детского сада.
Детям необходимо объяснить, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, своё имя и фамилию.
Правила поведения и различные запреты непосредственным образом связаны с условиями жизни человека. Они имеют определённый, порой жизненно важный, смысл. Однако взрослые, стремясь оградить детей от физических и психических травм, как правило, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путём прямых запретов. И тот, и другой путь малоэффективны. В первом случае у взрослого возникает иллюзия, что ребёнок понял смысл того или иного правила поведения, тогда как на самом деле это не всегда соответствует действительности, и в изменившихся обстоятельствах ребенка снова может допустить опасную ошибку. Второй путь неизбежно приводит к необходимости постоянного внимания и контроля со стороны взрослого, что не всегда возможно. Кроме того, если запреты будут налагаться на многочисленные действия ребёнка, он не сможет выполнять их в полной мере, и некоторые из правил неизбежно будут нарушаться. А это может привести к несчастным случаям, травмам.
Уровни сформированности представлений о правилах безопасности жизнедеятельности (слайд 8)
- Знания ребенка о правилах безопасности жизнедеятельности
- Отношение понимания ребенком необходимости соблюдения правил безопасности жизнедеятельности
- Умение действовать в процессе контакта с потенциально опасными предметами, в экстремальных ситуациях
Практикум:
1.Ситуации для обсуждения
- В городе стояла сухая жаркая погода. И Витя с Петей с нетерпением ждали выходных. Ведь мама с папой обещали поехать с ними в лес. А тут еще Витя нашел зажигалку и ему очень хотелось самому разжечь костер, ведь в лесу так много сухих веточек.
- Какие правила безопасности могут нарушить дети?
- Почему в лесу нельзя разводить костер, тем более в сухую, жаркую погоду?
- Как следует поступить родителям мальчиков? Какие правила следует помнить и взрослым при разжигании костра?
2. Мама маленькой девочки ушла к соседке, оставив ребенка одного. Девочка не испугалась, ведь она уже большая. Она стала играть в куклы. Одела свою куклу в новый костюм, она заметила, что он сильно помят. Ну и что! Просто надо его погладить. Девочка смело включила утюг, погладила кукольное белье и ушла к себе в комнату играть. Когда мама пришла от соседки, вся комната уже была в дыму.
- Как можно было избежать опасной ситуации?
- В чем проявляется безответственное отношение мамы в данном случае?
- Что неправильно сделала девочка?
- Каким действиям должна была научить мама своего ребенка, чтобы дочка не растерялась, увидев дым?
6
- Мама с дочкой украшали елку к Новому году. Игрушки были новые, блестящие. Среди них были и бенгальские свечи, хлопушки. Но тут зазвонил телефон, мама пошла, взять трубку и ненадолго задержалась. Когда она вернулась, девочка уже пробовала зажечь свечи самостоятельно.
- Почему нельзя зажигать огни возле елки?
- Что нужно было сделать маме в случае возникновения небольшого пожара, который сопровождался сильным, едким дымом?
2. Игра « Черный ящик»
В нем находятся предметы, которые должны храниться в недоступном для детей месте. Задание для родителей отгадать, что в нем находится.
1. Приправа для блюд, но может вызвать сильный ожог.
(уксус, перец)
2. Украшение для женщины, состоящее из красивых горошин.
(бусы)
3. Средство, которое и лечит и калечит
(лекарство)
4. Резко пахнущая жидкость в красивой бутылке, похожая на сок.
(керосин, бензин, спиртное).
5. Таять может, да не лед
Не фонарь, а свет дает.
(свеча)
6. Я – молодец, я так хорош,
Лучше меня ты не найдешь!
Так сдружу я деревяшки:
Планки, рейки, колобашки,
Что водой не разольешь!
(клей)
7. Железный по нему ударил крепко,
И он пропал, осталась только кепка.
(молоток и гвоздь).
8. Вот стеклянный карандаш –
Он в беде помощник наш:
Определит без докторов,
Кто заболел, а кто здоров.
(градусник)
9. Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
(иголка)
“Черный ящик” (по ответам на вопросы определить, какой предмет в ящике).
Предмет металлический? – Нет. Деревянный? – Да. Округлый? – Нет. Прямоугольной формы? – Да.
Красного цвета? – Нет. С ним можно играть? – Нет. Он горит? – Да. Это коробка со спичками? – Да.
7
3. «Заморочки из бочки»
- У кого застрял в дверях Вини Пух? (у кролика)
- Героя какой сказки все хотели съесть? (колобок)
- Какой номер телефона пожарной охраны? (01)
- Какое лекарство предпочитал Карлсон? (варенье)
- Почему гуси-лебеди унесли Ванюшу? (девочка заигралась, недоглядела)
- Какой номер телефона скорой помощи? (03)
- Где спрятался седьмой козленок? (в печке)
- Какое животное помогает нам переходить дорогу? (зебра)
- Какой костер не надо тушить, а наоборот, надо беречь? (костер родного очага)
- О чем предупреждает Минздрав на маленьких коробочках? (о вреде курения)
- С какого возраста можно учить ребенка пользоваться столовыми приборами: ножом и вилкой во время еды? (с 4-5лет, но под присмотром взрослого)
- Какие меры существуют по профилактике близорукости? ( следить за осанкой ребенка; контролировать время просмотра телепередач и игр на компьютере; следить за прической – длинные челки закрывают глаза; обеспечивать достаточное количество витаминов.
- Что необходимо для сохранения слуха ребенка? (беречь уши от холода; содержать в чистоте, предупреждая тем самым воспаления и нарывы; не допускать проникновения в уши воды и инородных тел; соблюдать технику безопасности – не допуская травм головы.)
- Назовите отличительные особенности дорожных знаков? (указательные – синие, запрещающие – красные, предупреждающие – красные с белым)
- В каких литературных произведениях раскрывается ситуация «Один дома»? (Волк и семеро козлят, Гуси- лебеди, Три поросенка, Сказка о мертвой царевне и семи богатырях, Кот, петух и лиса)
4. Спланируйте образовательную работу темам на неделю, с учетом решения задач по ОБЖ:
- Весна, - Наш быт, - Мой дом, мой город
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1.Обепечить реализацию содержания задач по ОБЖ через:
- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности
- формирование предпосылок экологического сознания
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения.
2. Использовать в работе с детьми разнообразные формы:
- решение разнообразных проблемных игровых и практических ситуаций;
- чтение детской художественной литературы;
- игры-инсценировки;
- моделирование;
- беседы
- встречи детей с людьми, чьи профессии связаны с безопасностью
- тематические конкурсы
- соревнования, викторины с участием детей и родителей на темы безопасности
- решение кроссвордов, ребусов, составление загадок
- ООД - экскурсии, проекты,
- креативные задания
3. Создавать условия для реализации содержания работы по ознакомлению дошкольников с правилами безопасности жизнедеятельности через организацию Центра безопасности, пополняя и обогащая их не реже 2 раз в месяц в соответствии с темой планирования
4. Включать ежедневные «Минутки безопасности» в образовательную и совместную деятельность не более 20-25 минут в день
5. Осуществлять сотрудничество с родителями воспитанников через активные формы взаимодействия:
- тренинги
- семинары
- круглые столы
- консультации специалистов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач: Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; Формирование осторожного и Осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности - Представления о бытовых предметах и приборах Правила безопасного обращения с ними Работа пожарных Правила поведения при пожаре Домашний адрес Правила безопасного поведения во время игр в разное время года Работа МЧС, пожарной службы, скорой помощи Обращение за помощью к взрослым 01,02,03 - Ситуации «Один дома», «Потерялся», «Заблудился»
О правилах безопасности дорожного движения Устройство улицы, дорожное движение Ориентировка в пределах ближайшей к детскому саду местности Работа ГИБДД Дорога из дома в детский сад Дорожные знаки (предупреждающие запрещающие, указательные) Культура поведения на улице и в общественном транспорте
Формирование предпосылок экологического сознания Правила поведения на природе Красная книга и ее представители Явления природы (гроза, гром, молния, радуга, ураган) Правила поведения в этих условиях - Первая помощь при ушибах и укусах
Этапы освоения правил безопасности жизнедеятельности Заинтересовать детей, уточнить знания, которые у них имеются Вводить правила ОБЖ в жизнь детей, показать необходимость их соблюдения Развивать осознанное овладение реальными практическими действиями , тренировать дошкольников в умении применять эти правила
УСЛОВИЯ Систематичность, последовательность образовательной работы по проблеме Активная позиция ребенка Игровая форма передачи информации Эмоциональная включенность ребенка в действие Предметно-развивающая среда Взаимодействие с социумом Сотрудничество с родителями
Уровни сформированности представлений о правилах безопасности жизнедеятельности Знания ребенка о правилах безопасности жизнедеятельности Отношение понимания ребенком необходимости соблюдения правил безопасности жизнедеятельности Умение действовать в процессе контакта с потенциально опасными предметами, в экстремальных ситуациях
О правилах безопасности дорожного движения Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности Формирование предпосылок экологического сознания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в работе с детьми по обучению дошкольников основам безопасности жизнедеятельности Практико - ориентированный проект «Маленькие дикари»
для детей старшего дошкольного возраста...
Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности
В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций одной из приоритетных задач для личности, общества, государства становится обеспечение безопасности жизнедеятельности. Именно поэтому, в наш...
Консультация для педагогов «Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности»
Самое главное – здоровье и жизнь ребенка. Часто в хлопотах повседневной жизни мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспе...
«Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности»
Консультация для педагогов...
«Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности», доклад
Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 17.10.2019г....
«Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности», доклад
Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 17.10.2019г....
Семинар – практикум «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»
Семинар для педагогов ДОО. Цель семинара: формирование педагогической компетентности педагогов в вопросах безопасности дошкольников...